Определение Ленинградского областного суда
от 21 февраля 2012 г. N 33а-547/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Рогачевой В.В., Эдвардс А.А.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Глазуновой Ю.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, администрации муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области и Государственному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на несанкционированной свалке.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения представителя администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области - Германюк Т.А., представителя администрации МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - Тепниной С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Волховский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ответчикам о признании незаконным бездействия ответчиков по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на левой обочине автодороги ведущей в садоводческий массив "Пупышево" от автодороги "Волхов - Кисельня - Черноушево", на расстоянии от 690 метров до 910 метров от поворота с автодороги "Волхов - Кисельня - Черноушево" и обязании ответчиков организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на несанкционированной свалке в порядке и в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в санкционированные места размещения бытовых отходов, уточнив исковые требования в судебном заседании /л.д. 63-65/.
В обоснование требований указал, что 16 августа 2011 года прокуратурой совместно с ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Волховском районе проведена выездная проверка соблюдения требований ФЗ "Об охране окружающей среды" на территории МО город Волхов, по результатам которой установлено наличие несанкционированной свалки отходов на расстоянии 1 км от поворота с автодороги "Волхов-трасса "Кола" по направлению движения в садоводческий массив "Пупышево". Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией МО город Волхов, МО Кисельнинское сельское поселение и ГУ "Ленавтодор" по организации надлежащим образом процесса сбора и вывоза бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО город Волхов исковые требования не признала, указала, что обслуживанием и содержанием данной автодороги должен заниматься ГУ "Ленавтодор".
Представитель ответчика администрации МО Кисельнинское сельское поселение исковые требования прокурора не признал, указал, что свалка находится не на территории МО Кисельнинское сельское поселение. Ликвидацией свалки, находящейся в полосе отвода данной автодороги должен заниматься ГУ "Ленавтодор".
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации МО город Волхов, администрации МО Кисельнинское сельское поселение и ГУ "Ленавтодор" по не организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на левой обочине автодороги ведущей в садоводческий массив "Пупышево" от автодороги "Волхов - Кисельня - Черноушево", на расстоянии от 690 метров до 910 метров от поворота с автодороги "Волхов - Кисельня - Черноушево".
Администрация МО город Волхов, администрация МО Кисельнинское сельское поселение и ГУ "Ленавтодор" обязаны организовать сбор и вывоз бытовых отходов, находящихся на несанкционированной свалке, расположенной на левой обочине автодороги ведущей в садоводческий массив "Пупышево" от автодороги "Волхов - Кисельня - Черноушево", на расстоянии от 690 м. до 910 м. от поворота с автодороги "Волхов - Кисельня - Черноушево", объемом 332 куб. м, протяженностью 220 м., шириною от 3 м. до 8 м., в порядке и в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, в санкционированные места размещения.
В апелляционной жалобе администрация МО город Волхов просит решение суда отменить, указывая, что содержание полос отчуждения вдоль автодороги регионального значения Волхов - Кисельня - Черноушево, а также самой автодороги, обеспечивается балансодержателем автодороги ГУ "Ленавтодор", который обязан организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов с несанкционированной свалки.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация МО Кисельнинское сельское поселение указывает, что доводы жалобы обоснованы, возражений против апелляционной жалобы не имеет.
Представитель ответчика администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области в суд явилась, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала.
Представитель ответчика администрации МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в суд явилась, доводы жалобы администрации МО город Волхов поддержала.
Процессуальный истец - прокурор Гаврилова Е.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила отказать в удовлетворении жалобы.
Представитель ответчика ГУ "Ленавтодор", третьи лица ООО "Санэко" и ООО "РемСэд" в суд не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, возражений по жалобе не представили, ООО "Санэко" просило рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие его представителя.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Областного закона Ленинградской области от 04.03.2010 N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области" полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 19 ст. 4 Устава МО город Волхов установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора /л.д. 23/. Устав МО Кисельнинское сельское поселение, также относит организацию сбора и вывоза мусора к вопросам местного значения.
В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункт 3.1).
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов*. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (пункт 3.2).
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п. 55 приложения к Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2007 N 294 (ред. от 22.04.2011) "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения" автомобильная дорога Волхов - Кисельня - Черноушево, протяженностью 22 км. относится к дорогам автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на расстоянии 1 км от поворота с автодороги "Волхов - трасса "Кола", по направлению движения в садоводческий массив "Пупышево" на левой обочине автодороги, ведущей в садоводство "Пупышево" имеется несанкционированная свалка бытовых отходов вдоль дорожного покрытия размерами 100 х 9 м., место нахождения свалки мусорными баками и контейнерами не оборудовано /л.д. 7/.
Актами выездных проверок исполнения законодательства в сфере защиты окружающей среды от 25 октября 2011 года и от 14 декабря 2011 года, установлено, что на расстоянии от 690 м. до 910 м. от поворота с автодороги "Волхов - Кисельня - Черноушево" по направлению движения в садоводческий массив "Пупышево" на левой обочине автодороги расположена свалка бытовых отходов объемом около 332 куб. м., протяженность свалки бытовых отходов составляет 220 м., ширина свалки от 3 до 8 м. Место нахождения свалки мусорными баками и контейнерами не оборудовано /л.д. 52, 62,132/.
Граница МО город Волхов проходит на расстоянии 900 м. от поворота с автодороги "Волхов - Кисельня - Черноушево" по направлению движения в садоводческий массив "Пупышево". Свалка находится в границах МО город Волхов и МО Кисельнинское сельское поселение /л.д. 56, 84/.
Из государственного контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных дорог Волховского района от 06 апреля 2011 года следует, что дорога регионального значения "подъезд к садоводству Пупышево от г. Волхова протяженностью 4,80 км" находится на балансе ГУ "Ленавтодор", обслуживается ООО "РемСэд" /л.д. 133-147/.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда считает, что решение не подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Суд первой инстанции, с учетом анализа положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Областного закона Ленинградской области "Об обращении с отходами в Ленинградской области", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ", ГОСТ 30772-2001, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. N 67-ст, Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области N 371 от 11.12.2009 г., пришел к правильному выводу, что в обязанности администраций муниципальных образований МО город Волхов и Кисельнинское сельское поселение входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципальных образований, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалки.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога регионального значения "Волхов - Кисельня - Черноушево" (0+000 - км. 11+922) относится к 2 эксплуатационной категории, "Волхов - Кисельня - Черноушево" (км.12+770 - 22+920) относится к 5 эксплуатационной категории /л.д. 147/.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Ленинградской области от 11.12.2009 N 371 "О порядке установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения", в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог регионального значения, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается: для автомобильных дорог первой и второй категорий - 75 метров; для автомобильных дорог пятой категории - 25 метров.
В силу Постановления Правительства РФ N 767 от 28.09.2009 года "О классификации автомобильных дорог в РФ" ширина обочины автодороги категории дорог 2-5 класса, составляет от 1 метра до 3 метров.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований. При этом нахождение земельного участка на балансе не муниципального образования, а балансе иного юридического лица в силу гражданско-правовых отношений, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения указанных обязанностей, если это прямо не предусмотрено законом.
Судебная коллегия также, учитывает, что судом было установлено, что несанкционированная свалка отходов расположенная вдоль автодороги, ширина свалки составляет от 3 до 8 метров, хотя ширина обочины указанного класса автодороги не превышает 3 метров. Судом первой инстанции было установлено, что свалка, состоящая из бытовых отходов и мусора, образовалась не только и не столько от эксплуатации автомобильной дороги.
Исковое заявление подано Волховским городским прокурором в защиту гарантированных ст.ст.37,41,43,45,55 и 56 Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем - п. 7 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 года N 43-ФЗ) и с целью обеспечения требований благоприятной окружающей среды для неопределенного круга лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации""
Создание несанкционированной свалки в придорожной полосе автомобильной дороги подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судебная коллегия находит, что выводы суда соответствуют представленным доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 21 февраля 2012 г. N 33а-547/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)