Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 14 декабря 2011 г. N 3-255/11
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ореховой Н. Ю. о признании недействующим распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 N 2732-ра " Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании" и отдельных пунктов Положения,
установил:
Губернатором Санкт-Петербурга подписано распоряжение от 31 декабря 2002 года N 2732-ра Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании", действующее с изменениями от 24.04.2010 г.(л.д.85-100).
Распоряжение внесено в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 15 января 2003 года, регистрационный N 1158 и опубликовано в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга N 2/2003 (л.д. 68-69).
Орехова Н.Ю. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности указанного Распоряжения.
После уточнений требований (л.д.105), заявительница просит суд признать недействующим Распоряжение, поскольку отдельные нормы утвержденного Положения по ее мнению противоречат Земельному Кодексу РФ, Федеральному Закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними".
В судебном заседании требования поддержал представитель заявительницы по доверенности Орехов В.О., пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт является незаконным, т.к. создает препятствия к осуществлению права на свободное и добровольное обращение, в соответствии с Законом РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления", с заявлением о приобретении прав на земельный участок в собственность, в тот государственный орган и тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Представитель Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Роот А. А. полагала требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагающей требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему:
В ходе судебного разбирательства установлено, что Ореховой Н.Ю. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Земельный участок существует в своих границах с 1816 года и составляет 2484 кв. м. (л.д. 10,11,171,172-175) Представитель заявительницы пояснил, что в 1997 году заявительницей было получено свидетельство о праве собственности на земельный участок, площадь которого указана 1134 кв. м., что не соответствовало фактической площади. Ссылаясь на Инструкцию "О порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР", комитет по земельным ресурсам <адрес> района Санкт-Петербурга отказал указать фактический размер земельного участка.
Для оформления фактически используемого земельного участка, заявительница 17.03.2009 г. выполнила требования ст. 36 Земельного Кодекса РФ, оформила межевое дело на земельный участок, границы участка были согласованы и земельному участку присвоен кадастровый номер, однако в предоставлении земельного участка в фактических размерах было отказано.
Реализуя свое право на выкуп земельного участка, на котором расположен дом, заявительница обратилась в Администрацию <адрес> района Санкт-Петербурга с заявлением о выкупе сформированного земельного участка, однако ответом Администрации от 20.02.2011 в этом отказано со ссылкой на действующее распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 г. N 2732 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании"(л.д. 131-135). Из письма следовало, что в соответствии с Положением прием заявлений осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Заявительница полагает, что порядок, предусмотренный Положением не соответствует действующему законодательству. Уточняя требования заявительницы, ее представитель пояснил, что п. 1.3, 1.6, 2.2, 2.3, 2.3.1, 2.3.2, и Приложение 1 к Положению являются незаконными, противоречащими Земельному Кодексу и ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В связи с чем, заявительница полагает, что подлежит признанию недействующим полностью Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга N 2732-ра от 31.12.2002 г.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Земельного Кодекса Российской Федерации на основании и во исполнении Земельного Кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга управляет и распоряжается собственностью Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга и и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, формирующим иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч. 2 ст. .10 Земельного Кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
Пунктом 7 части 3 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга вопросы распоряжения собственностью Санкт-Петербурга отнесены к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии с Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640 ( л.д. 31 ), к полномочиям данного Комитета отнесен комплекс мероприятий по подготовке необходимых документов для передачи земельных участков в собственность граждан в соответствии с действующим законодательством, т.к комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга проводит государственную политику и осуществляет государственное управление в сфере земельных отношений, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанной сфере( п. п. 1.1, 1.2 Положения)(л.д.31).
Таким образом, представляется обоснованным возложенные на данный комитет функции пунктами 1.6, 2.2., 2.3, 2.3.1, 2.3.2, и Приложением 1 оспариваемого заявителем Положения.
Между тем, суд полагает незаконным возложение на комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга п. п.1 пункта 1.3 Положения права приема заявлений граждан о передаче участков в их собственность, поскольку указанный комитет не наделен правом принятия решения о передаче участков в собственность граждан. Данный пункт противоречит предусмотренному порядку п. п. 5 п. 1.3 Положения, согласно которому право принятия решения о передаче участков в собственность граждан и издание соответствующего распоряжения отнесено к компетенции Администрации районов(л.д.4), следовательно и заявление должно быть подано в тот орган, который принимает решение.
Следует также отметить, что Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" утверждено Положение об администрации района Санкт-Петербурга(л.д. 38 ).
Согласно п. 3.8.2.2 и 3.8.2.3. Положения именно администрация района обладает полномочиями предоставлять земельные участки и в установленном порядке передавать в собственность граждан земельные участки (л.д.64 ).
Таким образом, следует признать обоснованным довод заявительницы о том, что ее права нарушены, т.к. оспариваемый ею пункт 1.3 Положения создает для заявительницы дополнительные, не предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности обращаться с заявлением о передаче земельного участка в собственность в орган, не наделенный правом принятия решения о передаче участка, поскольку такое право принадлежит Администрации района. При этом, Положение о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640 ( л.д. 31,33 ) не содержит компетенции комитета по приему указанных заявлений и не содержит права комитета по принятию решений о передаче земельного участка в собственность.
Исходя из изложенного, суд полагает обоснованным признание п. 1.3 незаконным.
В остальной части требований суд не усматривает обоснованности требований, поскольку оспариваемые заявительницей нормы соответствуют указанным выше нормам законодательства Санкт-Петербурга и не противоречат федеральному законодательству и приняты в соответствии с компетенциями как комитета по земельным ресурсам, так и администрации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. ст.252, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Ореховой Н. Ю. о признании недействующим распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 N 2732-ра "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании" и отдельных пунктов Положения удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу п. п.1.3 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании", утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга 31.12.202 г. N 2732-ра в части слов " принимает заявления граждан о передаче участков в их собственность ", в остальной части заявленных требований - отказать.
Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию в издании " Санкт-Петербургские Ведомости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2011 г. N 3-255/11
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)