Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 7 июня 2011 г. N 731
Концепция
развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов
1. Введение
Концепция развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012 - 2014 годов (далее - Концепция) разработана во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге" с учетом задач, стоящих перед Санкт-Петербургом как в сфере культуры, культурной деятельности, образования в сфере культуры, так и стратегических задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга в качестве крупнейшего европейского мегаполиса, центра притяжения человеческого капитала.
Концепция направлена на динамичное, инновационное развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге и обеспечение консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры в Санкт-Петербурге.
Основная цель Концепции - определение приоритетных направлений и задач развития сферы культуры в Санкт-Петербурге в среднесрочной перспективе с учетом долгосрочных перспектив развития. В Концепции предусматриваются механизмы реализации политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге в части, касающейся реализации Концепции.
Концепция опирается на цели, задачи и принципы политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге, определенные в статьях 2, 3 и 4 Закона Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге".
Концепция учитывает итоги реализации Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 350.
Концепция определяет следующие приоритетные направления развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012 - 2014 годов:
обеспечение устойчивости развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, развитие инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге;
формирование имиджа культуры как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга; закрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", а также разработка иных имиджевых брендов города;
сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга;
развитие комплекса масштабных культурных событий и мероприятий всероссийского и мирового уровня;
развитие современного искусства, модернизация творческой жизни Санкт-Петербурга;
поддержка одаренных детей, продвижение талантливой молодежи, повышение образовательной роли культуры в Санкт-Петербурге;
социализация культуры: повышение уровня доступности и востребованности культуры в Санкт-Петербурге;
развитие творческих индустрий, инноваций в культуре и искусстве;
поддержка негосударственного сектора петербургской культуры, развитие государственно-частного партнерства, а также иных форм взаимодействия государства, бизнеса и структур гражданского общества по вопросам поддержки и развития сферы культуры в Санкт-Петербурге;
повышение общего уровня культуры петербуржцев, бытовой культуры горожан.
Все направления развития сферы культуры в Санкт-Петербурге реализуются Комитетом по культуре и другими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в тесном взаимодействии с Общественным советом Санкт-Петербурга, созданным распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 18.10.2000 N 1114-р, общественными объединениями, творческими организациями и союзами, Советом по культуре и искусству при Губернаторе Санкт-Петербурга, созданным постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.02.2011 N 2-пг.
2. Приоритетные направления развития сферы культуры
в Санкт-Петербурге на период 2012 - 2014 годов
2.1. Обеспечение устойчивости развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, развитие инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге.
Стабильное развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге обеспечивается, с одной стороны, стабильным и постоянно увеличивающимся финансированием, с другой - значительным повышением финансово-хозяйственной и творческой эффективности учреждений культуры.
Период 2012 - 2014 годов пройдет под знаком реформирования системы управления учреждениями культуры и культурными процессами. В соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предполагаются дальнейшие изменения в части, касающейся организационных форм государственных учреждений и принципов их финансирования. Для большинства учреждений культуры Санкт-Петербурга и для всех учреждений образования в сфере культуры Санкт-Петербурга в качестве наиболее приемлемой организационной формы определена организационная форма бюджетного учреждения. Для театрально-концертных организаций перспективной является организационная форма автономного учреждения, при этом задача быстрого и массового перехода в форму автономного учреждения не ставится.
Новый подход к финансированию учреждений культуры на основе государственного задания должен принимать во внимание специфические функции учреждений культуры, не связанные с обслуживанием конкретного потребителя, такие как сохранение культурно-исторического наследия, создание нового художественного продукта, а также важную для Санкт-Петербурга функцию обеспечения событийности культурной жизни города, широты и объема культурного предложения. Одновременно принципы формирования государственного задания должны учитывать встречный характер финансирования культурной услуги государством и потребителем и факт работы учреждений культуры на открытом рынке в смешанном секторе культурных услуг и индустрии развлечений. Выполнение этих условий будет способствовать сохранению устойчивости сферы культуры в Санкт-Петербурге в ходе реформы бюджетной сферы.
2.2. Задачи в рамках данного направления:
сохранение достигнутых темпов роста поддержки сферы культуры за счет средств бюджета Санкт-Петербурга; обеспечение величины показателя, отражающего долю расходов на культуру в консолидированном бюджете Санкт-Петербурга: в 2012 году - на уровне не менее 3,4 процентов в 2013 и 2014 году - на уровне не менее 3,5 процентов, а в случае реализации оптимистического сценария социально-экономического развития Санкт-Петербурга - на уровне 4,0 процентов;
принятие Правительством Санкт-Петербурга Отраслевой схемы развития и размещения объектов культуры на территории Санкт-Петербурга с учетом всех задач, обозначенных в Концепции;
обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге в соответствии с Отраслевой схемой развития и размещения объектов культуры на территории Санкт-Петербурга и основными направлениями развития сферы культуры, обозначенными в Концепции;
содействовать развитию новой территории зоопарка;
создание условий для появления в Санкт-Петербурге объектов инфраструктуры сферы культуры нового типа: креативных пространств, многофункциональных комплексов, предназначенных для представления и реализации новых творческих идей и проектов;
завершение модернизации общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, оснащение их современной техникой и программным обеспечением;
дальнейшее реформирование системы управления учреждениями культуры и культурными процессами; обеспечение принципа постепенности, взвешенного, индивидуального подхода при осуществлении перевода учреждений в новые организационно-правовые формы;
осуществление перехода к финансированию учреждений культуры на основе государственного задания с учетом особенностей сферы культуры;
обеспечение достойной оплаты труда работников санкт-петербургских государственных учреждений культуры и учреждений образования в сфере культуры Санкт-Петербурга, обеспечение величины показателя, отражающего отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых в сфере культуры Санкт-Петербурга, к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Санкт-Петербурга: в 2012 году - на уровне не менее 85 процентов, в 2013 и 2014 году - на уровне не менее 89 процентов.
3. Формирование имиджа культуры как основного конкурентного
преимущества Санкт-Петербурга; закрепление и развитие бренда
"Санкт-Петербург - культурная столица", а также разработка иных
имиджевых брендов города
3.1. Задача формирования имиджа культурной столицы как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга имеет два важных аспекта.
Во-первых, она связана с формированием привлекательного образа Санкт-Петербурга - мирового культурного центра. Накопленные за три века бесценные сокровища культуры и сам город как градостроительный феномен представляют собой неиссякаемый разноплановый ресурс. От того, насколько эффективно используется этот ресурс, зависит уровень въездного туризма, инвестиционная и деловая привлекательность Санкт-Петербурга и, как результат, состояние его экономики.
Во-вторых, указанная задача предполагает качественное изменение внутреннего состояния петербургского общества, переход к новой, творческой среде обитания. Инновационный, социально ориентированный тип экономического развития, необходимость которого провозглашена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, требует особого внимания к человеческому капиталу, стимулирования его роста и развития. Технологический прорыв в экономике невозможен без концентрации творчески активных людей. Культурная среда Санкт-Петербурга, позволяющая получить уникальный духовный, интеллектуальный и жизненный опыт, высококачественное образование, участвовать в богатой событиями культурной жизни и раскрыть творческий потенциал, создает почву для инноваций и динамичного развития экономики.
Все это связано с необходимостью дальнейшего закрепления и развития бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", который:
является инструментом медиа-технологий, позволяющим в условиях современного информационного общества активно поддерживать и продвигать декларируемую идею;
в ясной и сжатой форме выражает то, что культура является основным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга на современном этапе;
отражает сформировавшееся в общественном сознании представление о Санкт-Петербурге как одном из главных центров культуры мирового масштаба, городе высокой культуры, городе-хранителе культурных ценностей;
не имеет политического или географического измерения, не ставит целью подчеркнуть первенствующую роль Санкт-Петербурга на какой-либо территории, в стране или регионе, а лишь отражает особую культурную миссию Санкт-Петербурга в России и мировом сообществе;
подразумевает единство культурного пространства Санкт-Петербурга независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций культуры, предполагает принятие всеми субъектами культурной деятельности в Санкт-Петербурге целей, задач и принципов политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге, приоритетных направлений и задач развития сферы культуры, установленных Концепцией;
позволит активнее привлекать в Санкт-Петербург человеческий капитал - креативных, творчески активных людей, в том числе, талантливую молодежь.
3.2. Задачи в рамках данного направления:
содействовать разработке символики и атрибутики, рекламных слоганов для продвижения бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", участвовать в разработке и реализации рекламных кампаний по продвижению бренда "Санкт-Петербург - культурная столица";
содействовать проведению крупномасштабных общественных акций, культурных мероприятий в рамках бренда "Санкт-Петербург - культурная столица" в Санкт-Петербурге и за его пределами;
создать условия для участия всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в продвижении бренда "Санкт-Петербург - культурная столица";
создать условия для активной гастрольно-выставочной деятельности организаций культуры Санкт-Петербурга в российских регионах и за рубежом.
4. Сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга
4.1. Сохранение культурно-исторического наследия является основой политики Санкт-Петербурга в сфере культуры. В Петербургской стратегии сохранения культурного наследия, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681, описана деятельность по сохранению недвижимых памятников, ансамблей и городской среды. Широкий комплекс мер, включающий учет, изучение, консервацию, реставрацию, обеспечивает сохранность движимых объектов культурно-исторического наследия: музейных, библиотечных, архивных фондов, кинофондов и иных фондов.
Публичная доступность музейных коллекций на экспозициях, выставках, в печатных и электронных публикациях и других способах представления должна соответствовать восприятию поколения, сформировавшегося в информационно-цифровую эпоху, что предполагает активное использование коммуникативных и интерактивных элементов, в том числе современных технических средств.
Культура в Санкт-Петербурге богата традициями. Утрата традиций в сфере исполнительского искусства так же губительна для культуры, как разрушение выдающихся памятников искусства. Это позволяет рассматривать культурные традиции как составную часть культурно-исторического наследия.
4.2. Задачи в рамках данного направления:
расширять и совершенствовать комплекс мер по обеспечению сохранности и безопасности предметов музейного фонда Российской Федерации, фондов библиотек и архивов, кинофонда и других фондов;
создать условия для строительства в Санкт-Петербурге здания современного фондохранилища для размещения фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также коллекций других санкт-петербургских государственных музеев, которые не обеспечены надлежащими условиями хранения;
обеспечить дальнейшую реставрацию музейных предметов и редких библиотечных фондов из коллекций санкт-петербургских государственных музеев и библиотек;
содействовать последовательной и систематической работе по пополнению фондов санкт-петербургских государственных музеев и библиотек;
обеспечить дальнейшее развитие экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности санкт-петербургских государственных музеев и библиотек;
содействовать созданию новых, современных экспозиций в санкт-петербургских государственных музеях;
осуществлять поддержку и сохранение традиций российского репертуарного театра, содействовать регулярной и эффективной деятельности петербургских творческих коллективов.
5. Развитие комплекса масштабных культурных
событий и мероприятий всероссийского и мирового уровня
5.1. Санкт-Петербургом достигнуты успехи в осуществлении масштабных культурных акций. Вслед за возрожденным праздником выпускников петербургских школ "Алые паруса" в новый, интерактивный, событийно и художественно насыщенный формат преобразованы празднования Дня города-дня основания Санкт-Петербурга, встреч Нового года, Международного Дня защиты детей, другие общегородские и общероссийские праздники. Активизации культурной жизни способствовали создание специальной культурной программы Петербургского международного экономического форума, проведение Ежегодного Санкт-Петербургского Международного кинофорума, реализация проекта "Музейный Олимп", проведение ежегодного Дня Достоевского, Дня Чайковского, Ночи музеев и Ночи музыки, межмузейного фестиваля "Детские дни в Санкт-Петербурге", театральных фестивалей "Балтийский Дом", "Радуга", "Арлекин".
5.2. Задачи в рамках данного направления:
обеспечить сохранение и дальнейшее развитие формата общегородских праздничных мероприятий;
обеспечить регулярное проведение конкурсов, фестивалей, форумов, музейных и художественных выставок всероссийского и международного уровня;
увеличить число мультикультурных акций, отражающих специфику петербургских традиций, истории, географии, топонимики и т.д.;
поддерживать проведение празднований, посвященных юбилейным датам российской и петербургской культуры;
обеспечить ежегодное проведение Санкт-Петербургского Международного кинофорума на уровне, соответствующем международным стандартам;
содействовать организации и проведению в Санкт-Петербурге Международного культурного форума;
содействовать организации и проведению в Санкт-Петербурге биеннале современного искусства.
6. Развитие современного искусства, модернизация
творческой жизни Санкт-Петербурга
6.1. Оставаясь городом классического искусства и традиционной культуры, Санкт-Петербург должен стать одним из лидеров в области современного искусства. "Санкт-Петербург - центр актуального искусства" - одно из главных направлений бренда "Санкт-Петербург - культурная столица". В этом процессе большую роль играют государственные и негосударственные организации, специализирующиеся на развитии актуальной культуры. Важнейший инструмент реализации этого направления - Совет по современному искусству, созданный распоряжением Комитета по культуре от 01.04.2011 N 166.
Данное направление объединяет задачи, ориентированные на решение двух проблем.
Во-первых, необходимо обеспечить условия для формирования современного художественного продукта на уровне, соответствующем лучшим мировым достижениям. Это предполагает формирование комфортной и дружественной среды для авторов, создающих новые произведения в различных видах искусства.
Во-вторых, требуется изменение механизмов оценки обществом и государством художественной ценности новых произведений искусства. В экспертизе художественного продукта, помимо признанных мастеров, представителей творческих союзов, искусствоведов, должны участвовать представители творческой молодежи, средств массовой информации, авторитетные зарубежные эксперты.
6.2. Задачи в рамках данного направления:
инициировать и поддерживать мероприятия, проекты в области современного искусства, обеспечить условия для активного взаимодействия организаций культуры с современной арт-средой;
поддерживать создание новых произведений искусства и связанных с ними публичных творческих проектов,
поддерживать освоение современным искусством городского пространства,
обеспечивать интересы современного искусства в работе коллегиальных, совещательных и консультативных органов в сфере культуры, в том числе путем включения в их состав представителей современного искусства, творческой молодежи, средств массовой информации, зарубежных экспертов;
содействовать формированию в различных слоях общества, в том числе, через средства массовой информации, сознательного и толерантного отношения к современному искусству и современным формам творческой деятельности.
7. Поддержка одаренных детей, продвижение талантливой молодежи,
повышение образовательной роли культуры в Санкт-Петербурге
7.1. Санкт-Петербург обладает уникальными возможностями для того, чтобы стать форпостом общенациональной системы поиска, воспитания и поддержки одаренных детей и подростков. Предпосылкой этому служит сложившаяся в Санкт-Петербурге традиционная система образования в сфере культуры и ее базовая составляющая - сеть детских музыкальных, художественных школ и школ искусств.
Широкие возможности для образования и воспитания подрастающего поколения имеют многочисленные организации культуры Санкт-Петербурга: музеи, театры, библиотеки и концертные организации. Этот ресурс необходимо раскрыть и активизировать, обеспечив доступность образовательного процесса в сфере культуры для детей и подростков всех возрастных и социальных категорий.
Сейчас в Санкт-Петербурге быстрыми темпами формируется система продвижения творческой молодежи. Такие значимые события, как учреждение Молодежной премии Правительства Санкт-Петербурга в области художественного творчества, общегородской театральной молодежной премии "Прорыв", организация деятельности "Открытой сцены" на Народной ул., д. 1, отмечены широким общероссийским признанием.
7.2. Задачи в рамках данного направления:
обеспечить дальнейшее развитие сети санкт-петербургских государственных детских музыкальных, художественных школ и школ искусств;
обеспечить принятие Правительством Санкт-Петербурга Плана мероприятий по развитию детского художественного образования в Санкт-Петербурге;
содействовать вводу в строй объектов недвижимости для размещения Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования техникума "Академия танца Бориса Эйфмана";
содействовать развитию в Санкт-Петербурге сети доступных для творческой молодежи театральных площадок;
содействовать становлению практики отбора талантливых детей за пределами Санкт-Петербурга и направления их на обучение в образовательные учреждения Санкт-Петербурга, обеспечить поддержку таких детей и создание для них комфортных условий пребывания и приобщения к культурным ценностям Санкт-Петербурга;
обеспечить проведение фестивалей и конкурсов, реализацию проектов, нацеленных на продвижение и поддержку талантливых детей и творческой молодежи;
обеспечить сохранение и развитие системы льгот для талантливых детей и детей, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты, при обучении их в школах искусств;
содействовать активизации в учреждениях культуры Санкт-Петербурга работы по созданию новых, адекватных потребностям современного общества образовательных и просветительских детских программ посредством включения в долгосрочную целевую программу "Культурная столица" раздела "Культура Санкт-Петербурга - детям";
обеспечить создание системы поощрения, направленной на поддержку наиболее талантливых представителей творческой молодежи - лауреатов всероссийских и международных конкурсов и(или) успешно реализовавших яркие творческие проекты, продолжающих обучение в учебных заведениях Санкт-Петербурга и(или) осуществляющих творческую деятельность на территории Санкт-Петербурга;
содействовать отправке представителей талантливой творческой молодежи Санкт-Петербурга на обучение, для прохождения стажировок и обмена опытом в общепризнанные центры художественного образования, современного искусства, созданию системы молодежных творческих обменов с регионами России и зарубежными странами;
содействовать предоставлению молодым авторам, менеджерам и кураторам, а также молодежным творческим коллективам возможности реализации творческих проектов в рамках городских креативных пространств.
8. Социализация культуры: повышение уровня доступности
и востребованности культуры в Санкт-Петербурге
8.1. Право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни относится к основным правам личности и гарантируется государством. Интенсивную культурную жизнь Санкт-Петербурга необходимо сделать доступной всем категориям жителей Санкт-Петербурга.
Сегодня значительная доля населения ограничена в возможностях беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту. Часть жителей испытывает ограничения в силу территориальной удаленности проживания от исторического центра города, где сосредоточено большинство учреждений культуры. Серьезными препятствиями могут также являться нехватка информации, материальные проблемы, отсутствие комфорта и специальных удобств для детей, инвалидов, пенсионеров.
8.2. Задачи в рамках данного направления:
обеспечить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации разработку и реализацию государственными учреждениями культуры Санкт-Петербурга гибкой ценовой политики, включающей установление специальных цен для отдельных категорий граждан;
содействовать развитию системы выездных мероприятий государственных учреждений культуры Санкт-Петербурга в районы Санкт-Петербурга, отдаленные от центра города;
обеспечить приоритетную реализацию мероприятий и проектов в сфере культуры, направленных на расширение участия в культурной жизни категорий населения, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки, а также на расширение культурного предложения в районах Санкт-Петербурга, отдаленных от центра города;
обеспечить целев
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2011 г. N 731 "О Концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.