Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I "Текущее состояние системы общего образования Санкт-Петербурга"
Формирование модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество общего образования, адекватно отвечающей на вызовы общества в условиях становления новой культуры образования, происходит в Санкт-Петербурге в рамках реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011 - 2020 гг. "Петербургская Школа 2020" (далее - Стратегия).
Стратегия опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования в сфере образования, в том числе определенные в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р.
Миссия Петербургской школы в Стратегии определена как равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга. В целях реализации миссии выделяются четыре основные задачи.
Задача N 1. Обеспечение равных условий воспитания и образования при разных стартовых возможностях для всех детей и молодежи Санкт-Петербурга.
Система образования Санкт-Петербурга включает развитую сеть учреждений начального, основного и среднего (полного) общего образования и характеризуется высоким уровнем вариативности образовательных услуг и их территориальной доступности в условиях крупного города.
По состоянию на 05.09.2011 в Санкт-Петербурге функционируют 696 образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в них обучаются 369011 человек. Сеть общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга представлена учреждениями разных типов и видов, что позволяет достаточно полно удовлетворять запросы личности, семьи в получении той или иной образовательной услуги определенного качества. Сеть общеобразовательных учреждений включает:
N п/п |
Тип образовательного учреждения |
Количество учреждений |
Количество обучающихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
12 |
1532 |
2 |
Общеобразовательные учреждения |
618 |
355004 |
3 |
Общеобразовательные школы-интернаты |
8 |
1502 |
4 |
Общеобразовательные учреждения - кадетские школы, кадетские школы-интернаты |
1 |
384 |
5 |
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья |
57 |
10589 |
6 |
Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
24 |
1755 |
7 |
Негосударственные образовательные учреждения |
53 |
4791 |
Обеспечением государственных гарантий доступности и бесплатности общего образования для всех граждан является предоставление освоения образовательных программ с учетом потребностей и возможностей личности в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, самообразования, экстерната.
Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Комитета по образованию, расположены в 2278 зданиях. По итогам проведенной в 2006 году инвентаризации сетевого хозяйства и обследования технического состояния зданий образовательных учреждений Санкт-Петербурга было установлено, что 81% зданий имели отдельные конструктивные элементы, требующие ремонта, 120 зданиям (5,3%) требовался комплексный капитальный ремонт. Итоги проведенной инвентаризации явились основой для формирования уникальной программы ремонта государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.09.2007 N 1087 "О Плане мероприятий по ремонту государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008 - 2010 годы", на реализацию которой было выделено из бюджета Санкт-Петербурга:
2008, тыс.руб. |
2009, тыс.руб. |
2010, тыс.руб. |
Всего: тыс.руб. |
2685015,33 |
518197,30 |
975533,23 |
4178745,86 |
В ходе реализации данной программы ремонта проводились мероприятия по основным приоритетным направлениям: ремонт кровель; замена инженерных сетей и оборудования в соответствии с современными требованиями и нормами; замена оконных заполнений; ремонт полов; восстановление отмостки и гидроизоляции подвалов, что привело к улучшению эксплуатационных характеристик зданий образовательных учреждений, уменьшению доли физически амортизированных и морально устаревших элементов и конструкций сетевого хозяйства, и, как следствие, к снижению рисков возникновения аварийных ситуаций и травматизма людей.
В целях сохранения и укрепления материально-технической базы государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и в том числе выполнения Плана мероприятий по модернизации общего образования, проведен комплексный капитальный ремонт зданий образовательных учреждений:
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Итого: |
13 зданий, в том числе 12 школ, 1 детский сад |
15 зданий, в том числе 13 школ, 1 детский сад, 1 учреждение начального профессионального образования |
19 зданий, в том числе 17 школ, 1 детский сад, 1 учреждение начального профессионального образования |
19 зданий, в том числе 16 школ, 2 детских сада, 1 учреждение начального профессионального образования |
66 зданий, в том числе 58 школ, 5 детских садов, 3 учреждения начального профессионального образования |
В настоящее время сформирована Программа комплексного капитального ремонта (реконструкции) образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2012 - 2014 годы, в которую включены 44 здания, в том числе: 30 школ, 10 детских садов, 3 учреждения начального профессионального образования, 1 учреждение дополнительного образования детей.
В отремонтированные учреждения поставляется полный комплект мебели, учебного и технологического оборудования в соответствии с территориальными нормативами обеспечения оборудованием и инвентарем объектов образования. Также учреждения оснащены современными спортивными залами и стадионом с игровыми площадками.
Проведение комплексного капитального ремонта (реконструкции) зданий образовательных учреждений позволяет не только устранить физический износ, повысить надежность и долговечность эксплуатации, но также обеспечивает условия для организации образовательного процесса, отвечающего нормативным требованиям.
С 2006 года важными направлениями совершенствования единой современной среды учреждений образования являются строительство пришкольных стадионов с искусственным всепогодным покрытием. За 5 лет построены и функционируют 342 стадиона. Подготовлена программа по строительству школьных бассейнов, в реализации которой будут участвовать 21 общеобразовательное учреждение.
С 2008 года в Санкт-Петербурге реализуется программа строительства и реконструкции детских загородных оздоровительных баз. В результате реализации программы к 2012 году мощность 107 детских загородных лагерей увеличилась на треть.
Таким образом, на территории Санкт-Петербурга создана оптимальная сеть государственных образовательных учреждений, которая активно модернизируется в последние годы и представляет собой уникальную открытую воспитательную среду, позволяющую каждому образовательному учреждению в полной мере раскрыть творческий потенциал своих учеников и воспитанников.
Задача N 2. Непрерывное развитие потенциала современного учителя.
В Стратегии традиционный принцип "ответственности учителя" дополнен принципом "ответственности за учителя".
Общая численность работников системы образования составляет более 123 тыс. чел., при этом непосредственно учителей чуть более 33 тыс. чел. Проводимая Правительством Санкт-Петербурга кадровая политика с 2005 г. позволяет сохранять тенденцию к снижению вакансий педагогических работников: за последние пять лет ежегодный показатель по вакансиям составляет не более 1,0% от общего количества педагогических ставок.
Современная система повышения квалификации педагогических работников города направлена на развитие современного учителя как специалиста, способного порождать инновационные практики, способные к формированию инновационного мышления у юных граждан Санкт-Петербурга.
Для оптимального удовлетворения запросов, потребностей и возможностей педагогического сообщества Санкт-Петербурга:
- организован регулярный мониторинг;
- формируется банк данных инновационных продуктов, созданных учителями Петербургской школы;
- внедряются новые подходы к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации (далее - ПК) кадров для системы образования, включая внедрение накопительной системы ПК, а также изменение форм и методов ПК, в частности распространение форм корпоративного и командного обучения педагогических коллективов, стажировок;
- проведена реорганизация аттестационных процедур.
Учитывая поэтапное введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов, приоритетной стала задача обновления и пополнения кадрового состава учителей.
Правительством Санкт-Петербурга ведется целенаправленная работа по привлечению в образовательные учреждения Санкт-Петербурга молодых специалистов. С 2007 года в Санкт-Петербурге действует программа социальной поддержки молодых специалистов в сфере образования.
Важной задачей остается задача обеспечения адресной поддержки молодых педагогов: важно не только постепенно повышать их стартовую заработную плату и создавать систему льгот, необходимо разработать и ввести в действие систему сопровождения и поддержки молодых специалистов; организовать педагогическую интернатуру; оптимизировать институт наставничества в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Задача N 3. Формирование "открытой школы" - кооперирование ресурсов и возможностей для реализации образовательных и культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании.
Стратегическое направление "Открытая школа" связано с построением новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства, разработкой новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия с бизнесом, наукой, искусством, политикой, развитием форм общественного участия в управлении образованием и поддержкой общественно-педагогической инициативы.
Ярким примером такого позитивного взаимодействия стало формирование Стратегии. Впервые для разработки путей развития системы образования региона была сформирована новая модель: вариант Стратегии развития системы образования региона был разработан городским органом государственно-общественного управления - Советом по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (далее - Совет по образовательной политике). В течение полутора лет готовился текст Стратегии, который прошел широкое общественное и профессиональное обсуждение (более 30 тыс. участников). Механизм реализации Стратегии - система документов по стратегическому управлению в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки, обсуждения, презентации реализованных задач и выявленных проблем; при необходимости - корректировка целевых ориентиров, выполняющих роль сигналов реальности и успешности их достижения. В рамках подготовки и реализации Стратегии разработано более 20 постановлений Правительства Санкт-Петербурга.
Еще одним шагом на пути создания открытой школы стало появление общественной организации "Союз педагогов Санкт-Петербурга" (далее - Союз), инициатором создания которой стал координационный совет городских методических объединений города при содействии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Союз является региональным добровольным, самоуправляемым, некоммерческим объединением, основной целью деятельности которого является решение профессиональных вопросов, требующих широкого обсуждения, общественная экспертиза теоретических и практических вопросов, касающихся повышения качества образования.
В рамках реализации Стратегии реализуется комплекс мероприятий, формирующий единое информационное открытое пространство Петербургской школы, в том числе по расширению сервисов Комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования (далее - КАИС КРО), 2011 год стал годом активного использования сервиса "Электронный дневник", Веб-поддержки мультимедиаинструментов для образовательного процесса; информационного обмена в рамках предоставления образовательных услуг. В 2011 году в Санкт-Петербурге начата апробация применения современных учебных материалов и мобильных технических средств (электронных учебников) в образовательном процессе в 4 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Проект осуществляется Комитетом по образованию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.