Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II "Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации
в 2011 году системы общего образования субъекта Российской Федерации"
Пункт 9 статьи 48 законопроекта "Об образовании" гласит: "Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация".
Стартовой площадкой для того, чтобы с января 2013 года ИОГВ субъектов РФ смогли выполнить эту законодательную норму, стал проект по модернизации региональных систем школьного образования, который реализуется по поручению Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина с 4 апреля 2011 года.
За последние годы ситуация с заработной платой в Петербурге значительно изменилась: сформирована социально защищенная схема с учетом конкретных заслуг каждого педагога - уровня образования, стажа, категории, аттестации, наград. Проводимая Правительством Санкт-Петербурга политика планомерного повышения заработной платы учителей позволила увеличить ее с 3 903 рублей в 2003 году до 22 570 рублей в 2010 году. Несмотря на прилагаемые усилия, разрыв между заработной платой учителя и средней заработной платой по экономике региона к 2011 году сохранялся: к началу реализации нового проекта он составлял около 15%.
Проект по модернизации региональных систем школьного образования позволил решить проблему разрыва: по данным электронного мониторинга за декабрь 2011 года средняя заработная плата учителей составила в Санкт-Петербурге 28 337 руб., что на 950 руб. выше, чем плановое значение среднемесячной начисленной заработной платы учителей, зафиксированное в Соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Санкт-Петербурга о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербургу на модернизацию региональной системы общего образования.
Для решения поставленных Правительством РФ задач было выполнено следующее.
Учитывая, что основной задачей проекта является повышение качества предоставляемых ребенку услуг, была разработана схема расчетов для формирования персональных размеров стимулирующих надбавок за качество труда учителя, которая бы предоставила возможность каждому педагогу получать надбавку за качество при условии качественно выполняемых профессиональных обязанностей.
Для этого в системе образования Санкт-Петербурга:
Во-первых, для всех 33 тысяч учителей введен коэффициент специфики работы "Учителю, применяющему в образовательном процессе новые технологии", который составил 0,105% к должностному окладу, что в реальном денежном выражении составило:
- для учителей с высшим образованием 1017,92 руб.;
- для учителей со средним специальным образованием 814 руб.
Дополнительно из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию этой позиции в 2011 году было выделено 202 997,0 тыс. руб.
Во-вторых, повышение заработной платы учителям за качество работы было проведено путем увеличения фонда надбавок и доплат не более 15% от фонда должностных окладов образовательного учреждения. Для осуществления этих выплат были сформированы Критерии оценки качества труда учителей государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные распоряжением Комитета по образованию от 11.10.2011 N 2048-р.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29 ноября 2013 г. N 2786-р распоряжение Комитета по образованию от 11 октября 2011 г. N 2048-р признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Основанием для формирования оценки качества и результативности труда учителя (критериями) были выбраны те виды деятельности учителя, которые направлены на повышение качества образования:
учебной деятельности - работа с талантливыми и отстающими учениками;
воспитательной (внеурочной) деятельности, проводимой за рамками классного руководства;
научно-методической деятельности - как исследовательской деятельности учеников, так и инновационной деятельности учителя;
коммуникативной деятельности, направленной, прежде всего, на работу с родителями.
Для реализации этого направления дополнительно из бюджета Санкт-Петербурга в 2011 году было выделено 436 437,4 тыс. руб.
Каждый из четырех предложенных критериев имел показатели и индикаторы, на основании которых учителю выставлялось количество заработанных им баллов. От общей суммы баллов, набранной учителями образовательного учреждения, зависела и итоговая сумма стимулирующих выплат для конкретного педагога. По итогам реализации проекта сумма стимулирующих выплат составляет до 10 тыс. руб. Преимущества очевидны: получить надбавку за качество можно не имея ни большого стажа работы, ни высшей квалификационной категории, качественно выполняя профессиональные обязанности.
Помимо очевидных преимуществ для каждого конкретного учителя новый проект позволил решить и системные задачи. Средства федеральной субсидии в размере 181 260 тыс. руб. позволили решить проблему оснащения современным оборудованием для диагностических процедур школьных медицинских кабинетов всех общеобразовательных учреждений города, а также продолжить оснащение кабинетов начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (информация о закупленном оборудовании представлена ниже в таблице).
Наименование |
Цена контракта |
Краткое описание оборудования |
Поставка учебного и учебно-наглядного оборудования для начальной школы |
111 193 362,0 |
1. Компьютерный класс для начальной школы (20 шт.) 2. Комплект оборудования для реализации ФГОС в начальной школе: технологический комплекс для учеников (103 шт.) 3. Комплект оборудования для реализации ФГОС в начальной школе: технологический комплекс для учителя (250 шт.) |
Поставка электронных мобильных устройств |
996 000 760 000 1 152 000 1 273 000 |
Электронный учебник (96 шт.) Электронное мобильное устройство (83 шт.) Планшетный ноутбук (67 шт.) Ридер ученика (76 шт.) |
Программно-прикладные средства для интерактивных досок с тестовыми заданиями |
1 800 000 |
Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями по различным предметам начальной школы |
Поставка в медицинские кабинеты |
64 000 000 |
Современный медицинский диагностический комплекс: весы, ростомер, динамометр, рулетка и калипер |
Кроме того, в рамках софинансирования была осуществлена реализация нескольких направлений:
1. Реализация мер социальной поддержки педагогических работников ОУ (единовременная выплата молодым специалистам).
2. Обеспечение закупки современного учебно-наглядного оборудования, в том числе оборудования для кабинетов естественно-научных дисциплин, в целях оснащения ОУ.
3. Обеспечение закупки учебных изданий и книг в целях комплектования медиатек и библиотек ОУ.
4. Организация проведения конкурса между ОУ, внедряющими инновационные образовательные программы, и финансирование расходов на внедрение инновационных образовательных программ.
5. Проведение капитального ремонта (включая проектно-изыскательские работы) объектов недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за ОУ.
6. Приобретение спортивного инвентаря для создания и обеспечения работы спортивных клубов ОУ.
7. Организация повышения квалификации руководящих и педагогических работников ОУ всех видов и типов в соответствии с ФГОС общего образования, в том числе по дистанционному обучению, в сфере информационно-компьютерных технологий, для реализации направлений инклюзивного образования, в целях информирования и подготовки кадрового резерва руководящих кадров ОУ - общая сумма затраченных регионом средств составила 2 602,81 млн. руб.
Эффективное использование выделенных бюджетных ассигнований позволяет говорить о полном достижении показателей результативности предоставления субсидии в 2011 году:
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
III квартал |
IV квартал |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты) |
100 |
100 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
9,96 |
9,96 |
2.1. |
начальное общее образование (проценты) |
24,0 |
24,0 |
2.2. |
основное общее образование (проценты) |
- |
- |
2.3. |
среднее (полное) общее образование (проценты) |
- |
- |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
3,0 |
8,0 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
4,0 |
4,0 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
3,0 |
4,4 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная |
Положительная |
Кроме того, ежегодно проводимые Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром (далее - СПб ИАЦ) мониторинговые исследования об удовлетворенности населения качеством образования свидетельствуют о росте числа респондентов, оценивающих в целом качество образования в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга как высокое и среднее (57,1% и 31,7% в 2011 году и 53,7% и 31,4% в 2008 году соответственно). Наиболее высоко респонденты оценивают квалификацию педагогов (2,58 из 3-х баллов), а также уровень организации учебного процесса в школе (89,5% в 2011 и 83,1% в 2008).
Недостаточно высокий уровень оценки респондентами в 2010 году качества оснащенности медицинских кабинетов (2 из 3-х баллов) позволил, как уже было сказано выше, принять решение о комплексном переоснащении медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Программа будет продолжена в 2012 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.