Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть III. Материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части региональных нормативов градостроительного проектирования Ленинградской области
1. Общие положения
1. Расчетные показатели, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования Ленинградской области (далее - нормативы) определены на основе и с учетом:
1.1. Положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области, требований нормативно-технических документов (перечень приведен в приложении 2).
1.2. Сведений о природно-климатических условиях Ленинградской области.
1.3. Данных официальных статистических отчетов, иных официальных источников, содержащих сведения о состоянии экономики и социальной сферы, о социально-демографическом составе и плотности населения, данные о численности населения и прогнозы его изменения, данные об уровне фактической обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры регионального значения, объектами инженерной инфраструктуры регионального значения, объектами обеспечения пожарной безопасности, а также об уровне территориальной доступности таких объектов.
1.4. Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной законом Ленинградской области от 8 августа 2016 года N 76-оз.
1.5. Государственных программ Ленинградской области, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, иных программ и концепций.
1.6. Сведений, содержащихся в утвержденных схемах территориального планирования Российской Федерации, схеме территориального планирования Ленинградской области, схемах территориального планирования муниципальных районов Ленинградской области, генеральных планах поселений, генеральном плане городского округа и материалах по их обоснованию (сведения об утвержденных схемах территориального планирования муниципальных районов Ленинградской области, генеральных планах поселений, генеральном плане городского округа.
2. Анализ территории Ленинградской области
Ленинградская область расположена на северо-западе России. Общая площадь территории региона составляет 83,9 тыс. кв. км. Область граничит с Финляндией и Эстонией, а также с пятью субъектами Российской Федерации - Республикой Карелия, Вологодской, Новгородской, Псковской областями, городом федерального значения Санкт-Петербургом.
Ленинградская область лежит на границе огромного континентального массива Евразии и открытых морских просторов - преддверия Атлантического океана, всего на 5-8 градусов южнее Северного полярного круга и практически на одной широте с Гренландией и Чукоткой. В полной мере ощущается противоборство двух противоположных климатических режимов - морского и континентального. Близость Атлантического океана и Балтийского моря, а также наличие двух больших внутренних водоемов - Ладожского и Онежского озер -сказывается к тому же избыточной влажностью (700-850 мм осадков в год).
В году более двухсот дней с осадками, из них две трети - со снегом, 19-23 дня с грозой, 30-40 с метелью, до 20 дней с гололедом и примерно столько же с изморозью, и лишь 25-30 ясных и безоблачных дней.
В осенне-зимний период наблюдаются циклоны (около 140 дней в году), которые несут теплый и влажный воздух на восток - вдоль Финского залива, через Ладожское и Онежское озера. Они определяют преобладание в крае западных и юго-западных ветров. Циклоническая активность близкой Атлантики проводит к смягчению климата области. Как правило, зима сравнительно мягкая со средней температурой от -7 до -11 градусов по Цельсию и частыми оттепелями и умеренно (в среднем 15-17,5 градусов по Цельсию в самом жарком месяце - июле) с затяжными дождями. По мере продвижения на восток области влияние континента усиливается, и времена года обретают более выраженные черты. Температурный диапазон зимы и лета может колебаться от +32 до -45 градусов по Цельсию. В обычные зимы вся территория области покрывается довольно устойчивым снежным покровом. Снег лежит, как правило, от четырех до пяти месяцев в году. Восточная часть Финского залива чаще всего замерзает в ноябре, реки вскрываются в апреле.
Отличительной чертой области является природный феномен высоких широт - белые ночи, которые наступают в конце мая и продолжатся до середины июля.
Более 50% территории Ленинградской области занимают леса. Общая площадь лесов составляет 5,7 млн га. Площадь особо охраняемых территорий составляет около 6% общей площади Ленинградской области. Благодаря запасам лесных ресурсов область занимает одно из первых мест в Северо-Западном федеральном округе по лесозаготовкам, деревообработке и лесному экспорту.
В Ленинградской области разведано 26 наименований полезных ископаемых. Всего эксплуатируется до 239 участков месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Благодаря наличию крупнейшего в Европе пресноводного водоема -Ладожского озера, полноводных рек и озер, Ленинградская область обладает уникальными по российским и мировым меркам запасами водных ресурсов.
Ленинградская область является одним из лидеров по экономическому развитию в Северо-Западном федеральном округе. Основу экономики области составляет промышленность, на ее долю приходится около 34,4% в структуре валового регионального продукта(2). В промышленном комплексе Ленинградской области представлены следующие отрасли: машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическое производство, нефтехимия, лесопереработка, целлюлозно-бумажное производство, алюминиевая промышленность, промышленность строительных материалов и др. Ключевыми предприятиями, расположенными в Ленинградской области, являются ЗАО "Форд Мотор Компани", ЗАО "Филип Моррис Ижора", ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез", ООО "Нокиан Шина", Gestamp Automocion, Caterpillar, ОАО "Тихвинский вагоностроительный завод", ООО "ММ-Ефимовский" и др.
На территории Ленинградской области расположен высокоразвитый агропромышленный комплекс, доля производства АПК области составляет 41,4% от общего объема сельхозпроизводства всех регионов Северо-Западного федерального округа или 7,7% от валового регионального продукта региона. Основные специализации: молочно-мясное животноводство, птицеводство, картофелеводство и овощеводство. На территории региона осуществляют деятельность 528 крупных и средних предприятий, пять сельскохозяйственных кооперативов, более 1000 фермерских хозяйств и около 104 тыс. личных подсобных хозяйств.
Ленинградская область является крупнейшим транспортно-логистическим узлом Северо-Западного федерального округа. Доля отрасли транспорта и связи в структуре валового регионального продукта составляет 15,9%. На территории Ленинградской области располагаются крупнейшие российские порты Балтийского моря (Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Выборг).
Протяженность железных дорог на территории региона превышает 2,4 тыс. км, основные направления движения поездов - соседние регионы Российской Федерации, а также страны Европейского союза (Финляндия, Эстония).
На территории региона проложено свыше 22,5 тыс. км автомобильных дорог, из них пять дорог федерального значения (федеральные трассы "Россия", "Скандинавия", "Кола", "Псков", "Нарва") и 11 основных магистралей регионального значения.
Протяженность судоходных путей превышает 2000 км. Судоходство осуществляется по рекам Нева, Свирь, Волхов и другим. На территории региона также расположены участки Волго-Балтийского и Беломоро-Балтийского каналов. По Волго-Балтийскому водному пути осуществляется выход из районов Поволжья и Урала к Балтийскому морю.
Авиационная инфраструктура Ленинградской области представлена вертолетными площадками коммерческой гражданской авиации, а также вертолетными площадками и посадочными площадками авиации общего назначения.
Активно развивается магистральный трубопроводный транспорт.
Протяженность магистральных газопроводов в границах области превышает 2,2 тыс. км; протяженность магистральных нефтепроводов - более 600 км. Трубопроводная
система в основном взаимодействует с системой портов.
Важными факторами, влияющими на развитие региона, являются: приграничное положение (граница с двумя странами Европейского союза);
выгодное приморское положение (берег Балтийского моря), наличие крупных действующих и строящихся морских портов;
транспортный узел, расположенный в створе панъевропейского транспортного коридора и международного транспортного коридора "Север-Юг";
мультимодальность перевозок: пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных и телекоммуникационных трасс;
наличие административной границы с Санкт-Петербургом;
реализация на территории Ленинградской области инфраструктурных проектов федерального значения.
Ленинградская область входит в Северо-Западный федеральный округ и занимает седьмое место по территории среди субъектов Северо-Западного федерального округа, второе - по численности и третье - по плотности населения.
Численность(1) постоянного населения Ленинградской области на 1 января 2016 года составила 1779,4 тыс. человек, в том числе городское - 1142,2 тыс. человек (64,3%), сельское - 637,2 тыс. человек (35,7%). Плотность населения 21,1 человек на кв. км.
Территория Ленинградской области является среднезаселенной, особенно слабо заселены территории на востоке области, где плотность населения в 3 - 5 раза ниже, чем в целом по области.
Более 50% численности населения области сконцентрирована на более 20% ее территории - в центре западной части области, в муниципальных районах, прилегающих к Санкт-Петербургу (Гатчинский и Всеволожский муниципальные районы, где плотность населения более чем в 3 раза выше средней по области, Кировский, Ломоносовский и Тосненский муниципальные районы - в 1,6 раз выше, а также Сосновоборский городской округ и южная часть Выборгского муниципального района).
Средние города Ленинградской области на 1 января 2016 года: Гатчина (95,6 тыс. человек); Выборг (79,4 тыс. человек); Сосновый Бор (67,6 тыс. человек); Всеволожск (67,9 тыс. человек), Тихвин (58,0 тыс. человек), Кириши (52,3 тыс. человек).
Демографическая ситуация в Ленинградской области на протяжении последних 10 лет улучшается: наблюдается тенденция к снижению смертности (в 2005 году - 20,3; оценка 2015 года - 14,1 промилле) и повышению коэффициента рождаемости (в 2005 году - 7,8 человека на 1000 населения, оценка 2015 года - 9,1 человека на 1000 населения). Но при значительном росте основных демографических показателей рождаемость не покрывает смертность, а естественная убыль населения восполняется притоком мигрантов.
В "Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года", утвержденной законом Ленинградской области от 8 августа 2016 года N 76-оз (Таблица 5.1), определены следующие целевые показатели:
Показатели |
Годы |
|||
2015 |
2016-2018 |
2019-2024 |
2025-2030 |
|
Численность населения области (среднегодовая), тыс. чел. (справочно) |
1777,2 |
1778,0 |
1799,5 |
1833,1 |
Ожидаемая продолжительность жизни, количество лет. Показатель проектной инициативы "Здоровье населения" |
71 |
74 |
75 |
76 |
Утвержденными документами территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области определены перспективы развития населенных пунктов области (включая функциональное зонирование территории, размещение объектов социальной, транспортной, систем коммунальной инфраструктуры и иных зон и объектов), исходя из более оптимистического демографического прогноза.
Ленинградская область включает 217 муниципальных образований:
- один городской округ;
- семнадцать муниципальных районов, в состав которых входят 65 городских поселений, 134 сельских поселений.
Система расселения Ленинградской области имеет многосоставный характер. Территории, непосредственно прилегающие к Санкт-Петербургу, характеризуются сплошным расселением со сложной системой радиально-поперечных связей населенных пунктов с Санкт-Петербургом и друг с другом. На отдалении от Санкт-Петербурга базовый каркас системы расселения основан на планировочных осях вдоль важнейших железнодорожных и автомобильных магистралей, водных путей
Исторически плотные системы сельского расселения сложились на наиболее благоприятных для ведения сельского хозяйства территориях.
_____________
(1) Данные Территориального органа Федеральной государственной службы статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (http://petrostat.gks.ru).
(2) Данные 2014 года
3. Обоснование расчетных показателей, содержащихся в основной части региональных нормативов градостроительного проектирования Ленинградской области
Для подготовки расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, иными объектами регионального значения населения Ленинградской области и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Ленинградской области, а также предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципальных образований и предельных значений расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований городские и сельские поселения, городской округ, городские и сельские населенные пункты подразделяются на группы в зависимости от:
1) проектной численности населения на расчетный срок;
2) прироста численности населения в соответствии с генеральными планами поселений, городского округа;
3) положения в системе расселения Ленинградской области. Типологическая характеристика поселений и городского округа, населенных
пунктов Ленинградской области в зависимости от: положения в системе расселения Ленинградской области содержится в приложении 3, проектной численности населения на расчетный срок - в приложении 4, прироста численности населения в соответствии с генеральными планами поселений, городского округа - в приложении 5 к РНГП ЛО.
На основе административно-территориального устройства Ленинградской области с учетом типа муниципальных образований, численности и плотности населения, градостроительного освоения и интенсивности урбанизации в РНГП ЛО принято разделение муниципальных образований области по группам территорий. Выделены зоны (А, Б, В):
- интенсивной урбанизации;
- умеренной урбанизации;
- незначительной урбанизации.
Объекты регионального значения
В соответствии с частью 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам регионального значения, подлежащим отображению в схеме территориального планирования Ленинградской области, относятся объекты, относящиеся к следующим областям:
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 закона Ленинградской области от 14 декабря 2011 года N 108-оз "О регулировании градостроительной деятельности на территории Ленинградской области в части вопросов территориального планирования" к объектам регионального значения, оказывающим существенное влияние на социально-экономическое развитие Ленинградской области, относятся объекты, включенные в программы (планы) социально-экономического развития Ленинградской области.
Виды объектов регионального значения, подлежащие отображению в схеме территориального планирования Ленинградской области, установлены статьей 3 закона Ленинградской области от 14 декабря 2011 года N 108-оз "О регулировании градостроительной деятельности на территории Ленинградской области в части вопросов территориального планирования".
Типы и виды объектов регионального значения Ленинградской области |
Нормы законодательства |
Объекты регионального значения, относящиеся к следующим областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; - предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; - образование; - здравоохранение; - физическая культура и спорт; - иные области в соответствии с полномочиями органов государственной власти Ленинградской области |
Часть 3 статьи 14, часть 1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации |
Объекты регионального значения, относящиеся к иным областям: 1. Объекты капитального строительства регионального значения 1) объекты, которые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" могут находиться в собственности Ленинградской области; 2) объекты энергетических систем регионального значения; 3) линейные объекты регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; 4) объекты информатики и связи регионального значения; 5) объекты, строительство или реконструкция которых планируется при реализации межмуниципальных инвестиционных проектов, региональных научно-технических и инновационных программ и проектов; 6) иные объекты, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Ленинградской области, органов государственной власти Ленинградской области Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Ленинградской области, областными законами, решениями Правительства Ленинградской области. 2. Территории - объекты регионального значения 1) особо охраняемые природные территории регионального значения; 2) территории объектов культурного наследия регионального значения, территории историко-культурных заповедников регионального значения; 3) территории, которые необходимы для осуществления полномочий по решению вопросов, предусмотренных пунктом 10 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; 4) территории, предназначенные для создания искусственных земельных участков в соответствии с федеральным законом; 5) территории в границах зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. 3. Иные объекты регионального значения 1) водные объекты, находящиеся в собственности Ленинградской области; 2) участки недр местного значения, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, а также участки недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых |
Статья 3 закона Ленинградской области от 14 декабря 2011 года N 108-оз "О регулировании градостроительной деятельности на территории Ленинградской области в части вопросов территориального планирования" |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения Ленинградской области и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Ленинградской области устанавливаются в отношении следующих видов объектов:
1) Объекты транспорта регионального значения
железнодорожный транспорт регионального значения
водный транспорт регионального значения
воздушный транспорт регионального значения автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения
2) Объекты обеспечения пожарной безопасности
3) Объекты социальной инфраструктуры регионального значения
объекты образования регионального значения
объекты здравоохранения регионального значения
объекты физической культуры и спорта регионального значения
объекты социальной защиты населения регионального значения
объекты молодёжной политики регионального значения
объекты культуры регионального значения
другие объекты социальной инфраструктуры регионального значения
4) Объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий (объекты инженерной инфраструктуры)
объекты электроснабжения регионального значения
объекты газоснабжения регионального значения
объекты водоснабжения регионального значения
5) Объекты утилизации и переработки твердых коммунальных и промышленных отходов
6) Особо охраняемые природные территории регионального значения
7) Рекреационные территории и объекты регионального значения
8) Территории сельскохозяйственного использования регионального значения.
Объекты транспорта регионального значения
Размещение объектов транспортной инфраструктуры, разработка проектов нового строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры должно сопровождаться экологическим обоснованием, предусматривающим количественную оценку всех видов воздействия на окружающую среду и оценку экологических последствий реализации проекта в соответствии с нормативными требованиями.
Железнодорожный транспорт регионального значения
Расчетные показатели минимального допустимого уровня обеспеченности объектами железнодорожного транспорта регионального значения и их территориальной доступности не нормируются.
Водный транспорт регионального значения
В соответствии со схемой территориального планирования Ленинградской области предусматривается размещение в период до 2020 года (первая очередь) четырёх объектов водного транспорта регионального значения.
Расчетные показатели минимального допустимого уровня обеспеченности объектами водного транспорта регионального значения и их территориальной доступности не нормируются.
Воздушный транспорт регионального значения
Объекты воздушного транспорта (аэродромы, аэропорты, вертодромы, посадочные площадки, гражданской авиации и объекты единой системы организации воздушного движения) регионального значения на территории Ленинградской области в настоящее время отсутствуют. Местные и региональные регулярные пассажире- и грузоперевозки воздушным транспортом прекращены. Ленинградская область собственником аэродромов и взлетно-посадочных площадок не является.
Аэродромы, аэропорты, вертодромы, посадочные площадки гражданской авиации и объекты единой системы организации воздушного движения размещают в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства".
В соответствии со схемой территориального планирования Ленинградской области на территории Ленинградской области (за исключением Ломоносовского муниципального района) планируется строительство 25 объектов воздушного транспорта (один объект на территории Санкт-Петербурга): 1 аэродром, 3 аэропорта, 21 вертолётная площадка) а также реконструкция аэродрома в Тихвинском муниципальном районе.
Автомобильные дороги регионального межмуниципального значения
Плотность сети автомобильных дорог определяется как соотношение протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения к площади Ленинградской области. В соответствии со схемой территориального планирования Ленинградской области указанный показатель к расчетному сроку составит 0,24.
К элементам обустройства автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения относятся:
а) искусственные дорожные сооружения;
б) защитные дорожные сооружения;
в) производственные объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;
г) элементы обустройства автомобильных дорог;
д) сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
Расчетные показатели минимального допустимого уровня обеспеченности указанными объектами населения и их территориальной доступности не нормируются.
Наличие в городском округе, муниципальном районе автовокзалов и автостанций
В соответствии со схемой территориального планирования Ленинградской области указанный показатель к расчетному сроку составит 1 автовокзал и 9 автобусных станций.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности автовокзалов не нормируются.
Объекты обеспечения пожарной безопасности регионального значения
Размещение объектов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Объекты социальной инфраструктуры регионального значения
К учреждениям и предприятиям социальной инфраструктуры относятся учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и искусства. Объекты социальной инфраструктуры следует размещать с учетом градостроительной ситуации, планировочной структуры городских округов и поселений, деления на жилые районы и микрорайоны (кварталы) в целях создания единой системы обслуживания.
Учреждения и предприятия обслуживания необходимо размещать с учетом следующих факторов:
1) приближения их к местам жительства и работы;
2) увязки с сетью общественного пассажирского транспорта;
3) нормативных радиусов обслуживания.
Объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий (объекты инженерной инфраструктуры)
Для укрупненных расчетов потребности в энергетических и водных ресурсах жилищно-коммунального сектора населенных пунктов используются удельные показатели потребления ресурсов на 1000 жителей (кв м общей площади). Удельные расчетные показатели устанавливаются в зависимости от типов застройки и уровня инженерного оборудования застройки.
Объекты электроснабжения регионального значения
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального значения в области электроснабжения устанавливаются с учетом Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Расчетным показателем минимально допустимого уровня обеспеченности объектами электроснабжения является максимальная расчетная часовая электрическая нагрузка (удельное электропотребление).
Объекты газоснабжения регионального значения
Решения о строительстве новых, реконструкции и развитии действующих систем газоснабжения осуществляются в соответствии с утвержденными схемами газоснабжения и газификации Ленинградской области в целях обеспечения необходимого уровня газоснабжения жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального значения в области газоснабжения устанавливаются с учетом Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Расчетным показателем минимально допустимого уровня обеспеченности объектами газоснабжения являются удельные расходы газопотребления.
Объекты водоснабжения регионального значения
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами в области водоснабжения устанавливаются с учетом Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Расчетным показателем минимально допустимого уровня обеспеченности населения услугами водоснабжения является показатель удельного водопотребления.
Индустриальные парки регионального значения
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения не нормируются.
Объекты для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения не нормируются.
Размещение и мощность объектов определяется Генеральной схемой размещения отходов и схемой территориального планирования Ленинградской области.
Особо охраняемые природные территории регионального значения
Категории, виды особо охраняемых природных территорий, а также режимы особой охраны определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Постановлением Правительства Ленинградской области от 30 июня 2014 года N 270 "О приведении нормативных правовых актов Ленинградской области об особо охраняемых природных территориях в соответствие с действующим законодательством".
Показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности особо охраняемых природных территорий для населения не нормируются.
Рекреационные территории и объекты регионального значения
Для создания благоприятных условий для развития туризма и отдыха на территории Ленинградской области предусматривается организация туристско-рекреационных зон регионального значения.
Туристско-рекреационная зона регионального значения - это территория, благоприятная по своим природным, социальным и градостроительным условиям для организации туризма, массового загородного отдыха и оздоровительных мероприятий. При проектировании туристических объектов необходимо учитывать предельные расчетные показатели рекреационной нагрузки на природный ландшафт с учетом типа ландшафта, его состояния.
Схемой территориального планирования Ленинградской области на территории области планируется создание 74 туристско-рекреационных зон.
Показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности туристско-рекреационных зон для населения не нормируются.
Территории сельскохозяйственного использования регионального значения
Зоны сельскохозяйственного использования регионального значения - это массивы существующих сельскохозяйственных угодий площадью более 100 га, а также крупные массивы земель (не менее 300 га), на которых доля сельскохозяйственных угодий составляет более 50% от их площади, а прилегающие к ним массивы пригодны в перспективе для земледельческого освоения.
Показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности зон сельскохозяйственного использования регионального значения для населения не нормируются.
РНГП ЛО устанавливают предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.
Создание условий для жилищного строительства
Минимально допустимый уровень жилищной обеспеченности на одного жителя для определения обеспеченности объектами социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры рассчитывается с учетом жилищной обеспеченности на конец предыдущего года, нового строительства и амортизационного выбытия (1% от общего объема жилого фонда) в текущем году:
На конец года |
Новое строительство в течение следующего года, кв. м/чел. |
Минимально допустимый уровень жилищной обеспеченности (общей площадью квартир) на одного жителя, кв. м/чел. |
|||
В среднем по Ленинградской области |
Зона А |
Зона Б |
Зона В |
||
2016 |
1,10 |
27,1 |
25 |
|
30 |
2017 |
1,07 |
27,9 |
26 |
26-31 |
31 |
2018 |
1,05 |
28,7 |
27 |
|
32 |
2019 |
1,03 |
29,5 |
27 |
|
32 |
2020 |
1,00 |
30,2 |
28 |
28-33 |
33 |
2021 |
0,98 |
30,9 |
29 |
|
34 |
2022 |
0,96 |
31,6 |
30 |
|
35 |
2023 |
0,94 |
32,2 |
30 |
|
35 |
2024 |
0,91 |
32,8 |
31 |
|
36 |
2025 |
0,89 |
33,4 |
31 |
31-36 |
36 |
2026 |
0,87 |
34,0 |
32 |
|
37 |
2027 |
0,85 |
34,5 |
33 |
|
38 |
2028 |
0,83 |
35,0 |
33 |
|
38 |
2029 |
0,81 |
35,5 |
34 |
|
39 |
2030 |
0,80 |
36,0 |
34 |
34-39 |
39 |
2031 |
0,78 |
36,4 |
34 |
|
39 |
2032 |
0.76 |
36,8 |
35 |
|
40 |
2033 |
0,74 |
37,2 |
35 |
|
40 |
2034 |
0,72 |
37,6 |
36 |
|
41 |
2035 |
0,71 |
37,9 |
36 |
36-41 |
41 |
2036 |
0,69 |
38,3 |
36 |
|
41 |
2037 |
0,68 |
38,6 |
37 |
|
42 |
2038 |
0,66 |
38,9 |
37 |
|
42 |
2039 |
0.65 |
39,1 |
37 |
|
42 |
2040 |
0,63 |
39,4 |
37 |
37-42 |
42 |
2041 |
0,62 |
39,6 |
38 |
|
43 |
2042 |
0,60 |
39,8 |
38 |
|
43 |
2043 |
0,59 |
40,0 |
38 |
|
43 |
2044 |
0,57 |
40,2 |
38 |
|
43 |
2045 |
0,56 |
40,4 |
38 |
38-43 |
43 |
2046 |
0,55 |
40,6 |
39 |
|
44 |
2047 |
0,54 |
40,7 |
39 |
|
44 |
2048 |
0,52 |
40,8 |
39 |
|
44 |
2049 |
0,51 |
40,9 |
39 |
|
44 |
2050 |
|
41,0 |
39 |
39-44 |
44 |
В основной части РНГП ЛО содержатся округленные до целого показатели в среднем по Ленинградской области, по зонам А, Б, В с временным интервалом в 5 лет, начиная с 2020 года.
Принципиально основой градостроительного развития территории являются формируемые каркасы:
- природный (природно-пространственный каркас территории);
- социально-экономический (система жилых, общественно-деловых, производственных, сельскохозяйственных и иных территорий) и
- транспортный (система существующих и новых магистральных автомобильных и железных дорог).
Долговременное устойчивое и безопасное развитие территории обеспечивается путем формирования территориальных экономико-социально-природных комплексов (далее - территориальные комплексы) с учетом природно-пространственного каркаса территории, представляющего собой непрерывную в пространстве крупноячеистую сеть территорий, обеспечивающих устойчивый режим водного стока в границах водосборных бассейнов рек и ручьев (водно-бассейновый принцип). Площадь природно-пространственного каркаса (с формированием системы природоохранных и рекреационных территорий) в границах зоны интенсивной урбанизации составляет 272700 га (37% от общей площади зоны). В пределах каркаса развитие производственной, жилой и иных функций возможно и должно осуществляться на основе природно-экологических приоритетов с преимущественной реконструкцией и реновацией территорий без увеличения плотностных и высотных параметров застройки.
С целью соблюдения приоритета сохранения благоприятной окружающей среды в населенных пунктах на территориях, прилегающих к административной границе Ленинградской области с Санкт-Петербургом, устанавливаются предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения территорией населенных пунктов, территорией функциональных жилых или смешанных зон (максимально допустимой плотности населения) в границах населенных пунктов, функциональных жилых или смешанных зон в целом для населенных пунктов, находящихся в пределах природно-пространственного каркаса. Перечень таких населенных пунктов приведен в приложении 6.
Предельные параметры обеспеченности территорией и плотности населения получены в результате анализа генеральных планов:
Наименование населенного пункта |
Численность населения, на расчетный срок, чел. |
Общая площадь земель населенного пункта, га |
Жилые зоны, га |
Плотность населения в границах нас. пункта, чел. /га |
Плотность населения в границах жилых зон, чел. /га |
Куйдузи |
3 |
10,6 |
8,2 |
0,3 |
0,4 |
Хюттелево |
8 |
7,7 |
6,5 |
1,0 |
1,2 |
Мута-Кюля |
14 |
20,2 |
12,0 |
0,7 |
1,2 |
Педлино |
14 |
23,4 |
15,6 |
0,6 |
0,9 |
Пеньково |
15 |
10,8 |
10,2 |
1,4 |
1,5 |
Хиндикалово |
21 |
20,7 |
17,9 |
1,0 |
1,2 |
Кемпелево |
28 |
14,7 |
12,3 |
1,9 |
2,3 |
Лайдузи |
35 |
14,2 |
12,0 |
2,5 |
2,9 |
Петрово |
45 |
40,8 |
21,7 |
1Д |
2,1 |
Кезелево |
67 |
30,1 |
26,3 |
2,2 |
2,5 |
Алапурская |
108 |
53,6 |
41,8 |
2,0 |
2,6 |
Черново |
198 |
50,3 |
40,2 |
3,9 |
4,9 |
Ахмузи |
199 |
27,0 |
26,2 |
7,4 |
7,6 |
Янипо-2 |
220 |
85,1 |
73,4 |
2,6 |
3,0 |
Скворицы |
306 |
74,4 |
60,7 |
4,1 |
5,0 |
Корабсельки |
320 |
60,6 |
33,6 |
5,3 |
9,5 |
Хирвости |
330 |
42,4 |
37,0 |
7,8 |
8,9 |
Елизаветинка |
355 |
22,8 |
11,6 |
15,5 |
30,7 |
Валовщина |
449 |
99,1 |
62,7 |
4,5 |
7,2 |
Савочкино |
460 |
17,9 |
13,1 |
25,7 |
35,1 |
Петровщина |
528 |
206,2 |
81,4 |
2,6 |
6,5 |
Суоранда |
770 |
83,7 |
42,5 |
9,2 |
18,1 |
Капитолово |
810 |
47,3 |
34,3 |
17,1 |
23,6 |
Назия |
868 |
246,2 |
129,2 |
3,5 |
6,7 |
Сярьги |
1370 |
210,3 |
94,1 |
6,5 |
14,6 |
Энколово |
2060 |
291,0 |
169,8 |
7,1 |
12,1 |
Путилово |
2507 |
455,2 |
219,5 |
5,5 |
11,4 |
Терволово |
2647 |
263,1 |
170,7 |
10,1 |
15,5 |
Новосергиевка |
3690 |
170,5 |
86,4 |
21,6 |
42,7 |
Агалатово |
4816 |
291,6 |
209,1 |
16,5 |
23,0 |
Мистолово |
5090 |
435,3 |
277,9 |
11,7 |
18,3 |
Касимово |
7100 |
422,5 |
343,2 |
16,8 |
20,7 |
Аннино |
8000 |
221,3 |
112,2 |
36,2 |
71,3 |
Заневка |
8560 |
333,3 |
102,9 |
25,7 |
83,2 |
Романовка |
12465 |
765,3 |
496,3 |
16,3 |
25,1 |
Новогорелово |
14300 |
66,5 |
21,7 |
215,0 |
658,4 |
Порошкино |
25980 |
725,3 |
261,9 |
35,8 |
99,2 |
Отрадное |
32200 |
1599,7 |
787,9 |
20,1 |
40,9 |
Коммунар |
41200 |
1212,5 |
388,0 |
34,0 |
106,2 |
Янино-1 |
53460 |
813,0 |
350,1 |
65,8 |
152,7 |
Сертолово |
55000 |
2799,0 |
720,4 |
19,6 |
76,3 |
Кудрово |
66690 |
441,7 |
164,0 |
151,0 |
406,7 |
Всеволожск |
82416 |
7438,1 |
1538,9 |
ПЛ |
53,6 |
Гатчина |
110000 |
2985,1 |
1051,0 |
36,8 |
104,7 |
Санкт-Петербург (справочно) |
5870000 |
144600,0 |
39042,0 |
40,6 |
150,4 |
Максимальные предельные значения, представленные в основной части РНГП ЛО для населенных пунктов с различной численностью населения на расчетный срок, получены в результате аппроксимации значений плотности населения населенных пунктов и плотности функциональных жилых (смешанных) зон, степенной функцией. Значения обеспеченности территорией получены делением 1 на показатель плотности.
Зависимость плотности населения от численности населения населенных пунктов на расчетный срок
Зависимость плотности населения от численности населения населенных пунктов на расчетный срок
Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК),
В соответствии с частью 4 статьи 29.2 ГрК нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК.
Статья 23 ГрК устанавливает содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа.
В части 5 статьи 23 ГрК перечислены объекты местного значения, подлежащие отображению на картах в составе генерального плана поселения, городского округа, относящиеся к различным областям, в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа (перечень карт приведен в пунктах 2-4 части 3 статьи 23 ГрК).
К вопросам местного значения, определенным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится в том числе и обеспечение условий для жилищного строительства (пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Установление предельных параметров высоты или этажности жилых зданий относится к области обеспечения условий для жилищного строительства, так как определяет условия безопасности и комфортности проживания населения.
На картах утверждаемых генеральных планов поселений и городского округа отображаются функциональные зоны поселения или городского округа, в том числе зоны, предназначенные для жилищного строительства, с различными параметрами высоты и этажности (пункт 4 части 3 статьи 23 ГрК).
Таким образом, установление предельных параметров жилых зданий в части предельной высоты или количества этажей не противоречит статье 29.2 ГрК и является установлением предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 ГрК.
В Справочнике проектировщика (Градостроительство. Под общ. ред. В.Н. Белоусова. Изд. 2-е. М.: Стройиздат, 1978. С. 273, таблица XVI.5) определен усредненный удельный размер элементов территории микрорайона в кв. м на 1 человека для жилых зданий с различной этажностью. Жилищная обеспеченность 1 человека на расчетный срок определена 18 кв. м общей площади в квартире на 1 человека (с. 272).
Пересчет удельного размера территории микрорайона на 1 кв. м общей площади квартиры дает два ряда данных: этажность жилых зданий и удельный размер территории микрорайона на 1 кв. м общей площади квартиры:
Этажность жилых зданий |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
12 |
Удельный размер территории микрорайона в кв. м на 1 кв. м общей площади квартиры |
2,50 |
1,92 |
1,79 |
1,56 |
1,47 |
1,39 |
1,32 |
1,19 |
1,12 |
Аппроксимация данных показывает функциональную зависимость между этажностью и удельным размером территории микрорайона на 1 кв. м общей площади квартиры. Эта зависимость выражается степенной функцией:
,
где:
- удельный размер территории микрорайона на 1 кв. м общей площади квартиры,
- средняя этажность жилой застройки.
График функции приведен на рисунке:
- коэффициент достоверности аппроксимации, равный 0,9865, показывает очень высокую корреляцию фактических и модельных значений.
Следовательно, существует тесная взаимосвязь между усредненным показателем этажности жилой застройки и удельным размером территории элемента планировочной структуры. Показатель высотности (этажности, количества этажей) жилой застройки является неотъемлемой составной частью при определении показателя удельного размера территории элемента планировочной структуры на 1 кв. м общей площади жилого фонда и также подлежит нормированию в настоящих нормативах.
Высота зданий, строений, сооружений настоящими нормативами определяется в соответствии с пунктом 3.1 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы: "3.1 высота здания: Высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.
Показатели высоты зданий определяются:
1) необходимостью приведения предельной высоты зданий действующим российским стандартам пожарных автомашин, что необходимо для эффективного обеспечения эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях и других аварийно-спасательных работ;
2) необходимостью создания условий для повышения высоты этажей, что повышает комфортность проживания людей в жилых квартирах.
Установленная предельная высота зданий позволяет создать комфортные условия для проживания, так как средняя высота жилых помещений составляет более 3,0 метра:
Этажность здания, надземных этажей |
Предельная высота здания, м |
Средняя высота этажа, м |
Средняя высота жилого помещения, м |
12 |
42 |
3,59 |
3,29 |
9 |
30 |
3,44 |
3,14 |
5 |
17 |
3,63 |
3,33 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.