Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 декабря 2011 г. N 3-156/11
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Тимуш А.В.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Союзспецснаб" об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26-р от 23.03.2009 года "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строк N 942, 943, 944, 945 Приложения Перечня, суд
установил:
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (далее КУГИ ) от 26 декабря 2008 года N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", действующим в Санкт-Петербурге в редакции с изменениями, внесенными Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 23 марта 2009 года N 26-р утвержден перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
В частности в данный Перечень, согласно Распоряжения N 237-р от 26.12.2008 г. ( л.д. 138) включены строки N 942, 943, 944, 945 Приложения помещения, расположенные в городе Санкт-Петербурге по <адрес> литер А: номер 1Н площадью 425,1 кв. м.; номер 2Н площадью 83,7; номер 3Н площадью 11,0 кв. м.; номер 7Н площадью 8,7 кв. м. (л.д. 138-140).
Оспариваемое распоряжение опубликовано 31.12.2008 г. в N 50 (2) "Информационного бюллетеня Администрации Санкт-Петербурга".
ЗАО " Союзспецснаб" (осуществляющее производственную деятельность по пошиву спецодежды и ее последующей реализации) является субъектом малого предпринимательства (л.д. 67 - 70).
Полагая, что включение помещений в перечень в строках N 942, 943, 944, 945 Приложения в нарушение Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", нарушает права и свободы заявителя, обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя в лице генерального директора Васильевой Е.В. поддержала заявленные требования и уточнив их (л.д.102-107) просила суд признать недействующим указанное Распоряжение в части включения в перечень помещения, расположенного по адресу Санкт-Петербург, по <адрес> литер А: номер 1Н площадью 425,1 кв. м.; номер 2Н площадью 83,7; номер 3Н площадью 11,0 кв. м.; номер 7Н площадью 8,7 кв. м., строки N 942, 943, 944, 945 Перечня.
При этом заявитель указала, что Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга нарушен порядок внесения в перечень объектов, порядок формирования перечня и процедура, чем созданы реальные препятствия для приватизации занимаемых помещений ЗАО "Союзспецснаб" и созданы препятствия для деятельности предприятия малого предпринимательства.
Представитель КУГИ Санкт-Петербурга по доверенности Ахромеева Н.С. полагала требования необоснованными.
Представитель Комитета по строительству по доверенности Яковлева М.Ю. полагала заявление необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Тимуш А.Ю., не усматривающей оснований для удовлетворения требований, оценив собранные доказательства в совокупности, суд полагает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, судом установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4.1 данного закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 4.2. данного закона государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Законом Санкт-Петербурга N 194-32 от 17.04.2008 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (л.д. 97) к полномочиям правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.
Во исполнении данного закона Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление от 22.12.2008 г. N 1624 "О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (100).
Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно Приложения 1. Пунктом 3 данного Постановления на КУГИ возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества (л.д. 100).
Учитывая возложенную компетенцию Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1589 были внесены соответствующие изменения в Положение о Комитете по управлению городским имуществом.
В соответствии с компетенцией и во исполнении Постановления правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22.12.2008 г. (л.д. 100) КУГИ издал распоряжение от 26.12.2008 N 237-р, (л.д.94-96) которым утвердил Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (л.д. 95-96, 140).
Утверждение данного Перечня находится в компетенции КУГИ Санкт-Петербурга. При осуществлении формирования, утверждения и ведения Перечня КУГИ обязано руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ - Санкт-Петербурга. При этом, следует иметь ввиду, что Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п. 4.1, 4.2) и абз. 2 п.п. "г" п. 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" установлены ограничения прав субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во исполнении указанных нормативных правовых актов и в пределах полномочий КУГИ обоснованно реализовало свое право на издание Распоряжения N 237-р от 26.12.2008 (л.д. 94), которым обоснованно утвердило перечень (л.д. 95, 96).
Вместе с тем, суд полагает объективно установленным нарушение порядка, процедуры при формировании перечня в части включения в него (строк N 942, 943, 944, 945) нежилых помещений, занимаемых ЗАО "Союзспецснаб" согласно договоров аренды с 2005 года (л.д. 14).
Согласно п. 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Правительство Санкт-Петербурга формирует, утверждает, ведет и осуществляет обязательное опубликование перечня имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Согласно п.п.6 п. 2 ст. 6 данного Закона, действующей на момент принятия оспариваемых норм, Перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формируется из числа объектов нежилого фонда занимаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях, либо в отношении которых до 1 марта 2009 года в соответствии с процедурой принято решение о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008 года N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества.
Пункт 6 данного Постановления предписывает Комитету по строительству, Комитету по инвестициям и стратегическим проектам в недельный срок в соответствии с компетенцией направить в Комитет по управлению городским имуществом копии решений или документов в отношении зданий, указанных в п.п. б и "в" п. 2 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" соответственно по договорам аренды, заключенным Комитетом по управлению городским имуществом.
Согласно п. 3 утвержденного Порядка ведение Перечня осуществляется Комитетом по управлению городским имуществом с учетом имеющейся информации о свободных от прав третьих лиц объектов, информации представляемой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также с учетом результатов рассмотрения заявлений арендаторов нежилых помещений о включении арендуемых нежилых помещений в Перечень.
Согласно п. 4 утвержденного Порядка ведение Перечня для включения Комитетом по управлению городским имуществом объектов из числа расположенных в зданиях, указанных в п.п. "б" и п.п. "в" п. 2 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга, в Перечень Комитет по строительству и комитет по инвестициям и стратегическим проектам в соответствии с компетенцией направляют в КУГИ копии решений (документов) в отношении таких зданий не позднее трех рабочих дней с даты их принятия (подписания) с указанием на то, что копия решения (документа) представляется в целях ведения Перечня.
Таким образом, действующие нормативные правовые акты в Санкт-Петербурге определяют порядок, процедуру формирования нежилых помещений для включения в Перечень.
Из представленных суду документов следует, что указанный порядок и процедура при включении нежилых помещений, арендуемых заявителем в строки N 942, 943, 944, 945 не соблюдены, так как при включении в Перечень спорных объектов отсутствовали перечисленные документы.
Так, пакет документов на 162 листах, в том числе и сводное заключение от 18.06.2008 г., поступили в КУГИ из комитета по строительству, для формирования Перечня 29 января 2009 года (л.д. 209), в то время как спорные нежилые помещения внесены в Перечень строками N 942, 943, 944, 945 26 декабря 2008 года.
Кроме того, установлено судом, что Сводное заключение N 4/876208 от 18.06.2008 г. (л.д.84) содержит положения, согласно которому заявление потенциального инвестора в отношении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. А, занимаемого заявителем нежилого помещения согласно договору аренды, подлежит дальнейшему рассмотрению при условии получения согласия Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Московского района" на изъятие нежилого здания из оперативного управления, а также согласия ГУП "Водоканал Санкт-Петербург".
Установлено в ходе судебного разбирательства, что указанные согласия на момент включения в Перечень у КУГИ отсутствовали, что подтверждается письмом директора Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" N 744 от 14.03.2011 г. (л.д.218).Изъятие нежилого помещения из оперативного управления данным органом признано нецелесообразным (л.д. 217).
Суд полагает перечисленные обстоятельства явными нарушениями, позволяющими сделать вывод о том, что предусмотренный нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга порядок и процедура включения нежилых помещений, арендуемых заявителем, нарушено КУГИ Санкт-Петербурга при формировании перечня недвижимого имущества.
В судебном заседании представители как КУГИ, так и комитета по строительству не отрицали изложенные обстоятельства, однако при этом указали, что необходимые документы поступили в КУГИ в электронном виде до издания оспариваемого Перечня, в дальнейшем пакет документов поступил 29 января 2009 года. Данный довод не имеет правового значения, поскольку порядок направления и поступления документов предусмотрен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге". Представление документов в электронном виде данным актом не предусмотрено.
Изложенные обстоятельства являются основанием к признанию незаконным п. 1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в части утверждения строк N 942, 943, 944, 945 Перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Суд полагает, что представлено достаточно доказательств того, что оспариваемое Распоряжение КУГИ, в части относящейся к требованиям заявителя, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
На основании изложенного, суд полагает правовую позицию заявителей обоснованной, а правовую позицию КУГИ Санкт-Петербурга ошибочной.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст.251-253 ГПК
РФ, суд
решил:
Заявление Закрытого акционерного общества "Союзспецснаб" об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26 -р от 23.03.2009 года "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строк N 942, 943, 944, 945 Перечня к распоряжению удовлетворить.
Признать пункт 1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26-р от 23.03.2009 года "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строк N 942, 943, 944, 945 Приложения Перечня к распоряжению недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 декабря 2011 г. N 3-156/11
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)