Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 5 мая 2012 г. N 1263-р
Концепция
образования детей с ограниченными возможностями здоровья
в образовательном пространстве Санкт-Петербурга
1. Общие положения
Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие человека без какой-либо дискриминации должны быть обеспечены приведением российских законов в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ, и разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в условиях совместного образования со сверстниками.
Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (далее - Концепция) определяет консолидированную стратегию действий органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, общественных организаций, научного и педагогического сообщества, родительской общественности по созданию программы системных изменений в образовании Санкт-Петербурга, гарантирующих и обеспечивающих доступность образовательных услуг для детей с ОВЗ и их полноправное включение в образовательное пространство мегаполиса.
Концепция базируется на основных положениях актов международного права и российского законодательства, определяющих подходы, принципы, организационные условия и основные целевые ориентиры в образовании детей с ОВЗ (приложение 1).
Принятие данного документа рассматривается Комитетом по образованию как основополагающее управленческое решение по формированию плана действий реализации основных направлений развития региональной системы образования, представленных в проекте "Равные и разные" стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 - 2020 гг. "Петербургская Школа 2020".
2. Цель Концепции
Цель концепции: создание региональной системы непрерывного образования для детей с ОВЗ в возрасте до 18-ти лет, которая гарантирует родителям (законным представителям), воспитывающим ребёнка с ОВЗ, соблюдение принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников к успешной социализации в обществе.
Реализация Концепции предполагается через организацию мероприятий по формированию образовательного пространства, обеспечивающего право на получение непрерывного образования любому ребёнку с ОВЗ в возрасте до 18 лет, с учетом свободного выбора места обучения (образовательного учреждения (далее - ОУ)) и формы получения образования.
3. Принципы Концепции
Концепция формулирует базовые правовые и организационные принципы, которым должна соответствовать система образования Санкт-Петербурга, обеспечивающая равенство прав на получение образования детьми с ОВЗ.
Правовые принципы:
- социальная ответственность государства;
- признание ценности человека независимо от его возможностей и достижений;
- принцип равенства прав и возможностей (признание потребности, прав и необходимости обучения для каждого ребенка);
- социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в образовательно-реабилитационном процессе).
Организационные принципы:
- междисциплинарный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями;
- индивидуальный подход в определении цели воспитания, развития и обучения ребенка с ОВЗ;
- межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных органов государственной власти, социальных институтов, ОУ, заинтересованных лиц с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с ОВЗ).
4. Образовательные модели для детей с ОВЗ в образовательном
пространстве Санкт-Петербурга, предусматриваемые Концепцией
Российская Федерация, ратифицировав Конвенцию о правах инвалидов, принимает на себя обязательства, закреплённые в статье 24 "Образование". Россия признаёт право на образование детей с ОВЗ и на основе равенства возможностей будет стремиться к обеспечению инклюзивного образования на всех уровнях образования и в течение всей жизни. Для этого государственная система образования должна обеспечить обучение детей с ОВЗ в ОУ по месту жительства, содействовать образовательным учреждениям в создании среды, которая будет приспособлена к индивидуальным особенностям ребенка, и позволит создать условия необходимой индивидуальной поддержки, способствующей формированию обстановки социальной комфортности и максимальному освоению знаний и социального развития. Особенности современной государственной системы образования характеризуются наличием разнообразного опыта организации совместного воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.
В Концепции учитываются наиболее востребованные и эффективные образовательные модели, в рамках которых используются технологии инклюзивного и интегрированного образования (совместное образование), а также образовательные модели, закреплённые российским законодательством.
Для понимания организационных условий образовательного процесса в рекомендуемых моделях, имеющихся сегодня и создание которых планируется, в настоящей Концепции используются понятия и термины (приложение 2), описывающие организационные и правовые условия для успешной социализации детей с ОВЗ в системе образования Санкт-Петербурга.
В системе дошкольного, общего и дополнительного образования для детей с ОВЗ уже сегодня существуют следующие образовательные модели:
- модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ);
- модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности в ДОУ;
- модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах оздоровительной направленности в ДОУ;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) ОУ;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе общеобразовательного учреждения;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство ОУ, в том числе с использованием дистанционного обучения;
- модель образования детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования;
- модель образования детей с ОВЗ в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Для их эффективного внедрения необходима доработка действующего законодательства в части регламентации порядка их организации и функционирования.
Кроме того, необходимо предусмотреть создание:
- служб ранней помощи для детей в возрасте до 3-х лет и их семей;
- модели воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности.
5. Задачи Концепции
Для достижения цели Концепции, учитывая слабые и сильные стороны системы образования Санкт-Петербурга, выявленные SWOT-анализом (приложение 3), требуется решение следующих задач:
1. Разработать региональную нормативную базу, регламентирующую порядок организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в различных образовательных моделях, обеспечивающую преемственность в образовательной вертикали и горизонтали и гарантирующую соблюдение социально-правовых гарантий детей с ОВЗ и их семей на получение образования в возрасте до 18 лет.
2. Сформировать эффективную систему межведомственного взаимодействия между учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования на городском и районном уровнях.
3. Подготовить педагогическое сообщество к работе в условиях совместного образования.
4. Создать условия для развития социального партнёрства семей, заинтересованных лиц, различных организаций и общества в целом для образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ и нормализации их жизни в обществе.
6. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции планируется программно-целевым методом в рамках каждой задачи. Основные стратегические направления деятельности предусматривают конкретные мероприятия, направленные на решение задач (Таблица 1).
Таблица 1
Основные стратегические направления
и мероприятия по решению задач Концепции
I. |
Нормативное правовое обеспечение образования детей с ОВЗ в различных образовательных моделях региональной системы образования |
Мероприятия | |
1. |
Анализ нормативного правового обеспечения успешной практики непрерывного образования детей с ОВЗ в различных образовательных моделях, созданных в регионах РФ. |
2. |
Разработка нормативных правовых актов Санкт-Петербурга по созданию: - современных образовательных моделей для организации непрерывного образования детей с ОВЗ в условиях совместного образования, - порядка (регламента) организации совместного образования детей разных категорий. |
3. |
Формирование механизма межведомственного взаимодействия и его нормативное правовое закрепление для разработки образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ и создания условий, соответствующих его индивидуальным образовательным потребностям. |
4. |
Разработка механизма взаимодействия ОУ разных типов и видов по консолидации усилий для успешного образования детей с ОВЗ. |
II. |
Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья |
Мероприятия | |
1. |
Формирование позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через реализацию комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества. |
2. |
Совместная реализация социальных проектов с различными общественными организациями, организациями-партнёрами ОУ при информационной поддержке средств массовой информации. |
III. |
Создание безбарьерной образовательной среды |
Мероприятия | |
1. |
Формирование программ по созданию безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в ОУ. |
2. |
Формирование программ по ресурсному обеспечению образовательного процесса детей с ОВЗ специальными техническими средствами. |
IV. |
Организация в системе образования структур по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, и реализующих программы раннего вмешательства |
Мероприятия | |
1. |
Создание нормативного правового обеспечения по созданию служб ранней помощи для оказания психолого-педагогической помощи семьям и реализующим программы раннего вмешательства. |
V. |
Программно-методическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ в различных образовательных моделях |
Мероприятия | |
1. |
Разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребёнка с ОВЗ. |
2. |
Создание образовательных ресурсов (печатных и электронных) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ. |
VI. |
Создание системы комплексного сопровождения участников образовательного процесса детей с ОВЗ на основе социального партнёрства |
Мероприятия | |
1. |
Создание служб психолого-медико-педагогического сопровождения для формирования психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в любых ОУ и формирование внешней инфраструктуры данных служб. |
2. |
Разработка образовательных программ для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и педагогов, участвующих в реализации образовательного процесса. |
3. |
Осуществление сотрудничества с общественными организациями, инициирующими вопросы совместного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях на принципах социального партнёрства. |
VII. |
Профессионально-трудовая подготовка детей с ОВЗ - фундамент социальной интеграции в общество |
Мероприятия | |
1. |
Формирование программ профессионального образования детей с ОВЗ в системе непрерывного общего образования. |
VIII. |
Создание условий для обеспечения качества образования детей с ОВЗ |
Мероприятия | |
1. |
Разработка системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ. |
2. |
Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями в условиях совместного образования реализуемого общеобразовательными учреждениями. |
3. |
Моделирование инфраструктурных компонентов и содержательного наполнения образовательной среды в условиях совместного образования. |
IX. |
Кадровое обеспечение реализации Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья |
Мероприятия | |
1. |
Подготовка предложений для учреждений высшего профессионального педагогического образования по включению в образовательные программы специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях совместного образования с нормально развивающимися сверстниками. |
2. |
Формирование социального заказа учреждениями высшего профессионального педагогического образования по подготовке кадров в условиях перехода высшего образования на государственные стандарты III поколения (бакалавриат, магистратура) по направлениям подготовки 050700 - "Специальное (дефектологическое) образование", 050400 - "Психолого-педагогическое образование". |
3. |
Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности "Специальная педагогика" в системе дополнительного профессионального образования и высшего профессионального образования. |
4. |
Организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам образования детей с ОВЗ, их индивидуального сопровождения в различных образовательных моделях. |
X. |
Научное сопровождение Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья |
Мероприятия | |
1. |
Организация и проведение психолого-педагогических, социологических исследований развития и организации вариативных моделей образования детей с ОВЗ. |
2. |
Организация инновационной деятельности ОУ Санкт-Петербурга по разработке моделей совместного образования детей с ОВЗ и их сверстников разных категорий для дальнейшего внедрения в педагогическую практику. Апробация полученных результатов инновационной деятельности в ОУ Санкт-Петербурга. |
Реализация Концепции программно-целевым методом позволит преодолеть межведомственную разобщённость, обеспечит координацию различных ведомств и органов власти различных уровней, что ускорит:
- реализацию целевых программ по созданию безбарьерной образовательной среды;
- формирование механизмов взаимодействия между учреждениями разных ведомств по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации;
- решит в кратчайшие сроки задачу по формированию финансового механизма, обеспечивающего организацию образовательной деятельности ребёнка с ОВЗ в любом типе и виде ОУ, с учётом специфики организации психолого-педагогического сопровождения, отвечающего его индивидуальным образовательным потребностям.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции позволит:
- провести анализ действующих правоприменительных практик образования детей с ОВЗ в различных образовательных моделях;
- сформировать региональную базу данных детей с ОВЗ;
- разработать региональную нормативную правовую базу для функционирования различных образовательных моделей на всех уровнях системы образования;
- создать региональную систему непрерывного образования для детей с ОВЗ, состоящую из различных современных образовательных моделей, обеспечивающих свободу выбора образовательного маршрута;
- увеличить долю ОУ, инфраструктура которых позволит обеспечить необходимые условия для доступности качественного образования детям с ОВЗ в условиях совместного образования;
- увеличить долю детей с ОВЗ, своевременно включённых в образовательное пространство Санкт-Петербурга и получивших адекватное их индивидуальным особенностям психолого-педагогическое сопровождение;
- увеличить долю детей с ОВЗ, получающих образование в условиях общеобразовательного учреждения совместно с нормально развивающимися сверстниками;
- увеличить долю педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ОВЗ;
- повысить эффективность межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, учреждений различных ведомств для решения вопросов образования детей с ОВЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.