Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Концепции образования детей
с ограниченными возможностями здоровья
в образовательном пространстве
Санкт-Петербурга
SWOT-анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие
системы образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге
Стратегический анализ факторов развития системы образования Санкт-Петербурга, проведенный Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, позволил выделить основные благоприятные возможности и потенциальные угрозы, преимущества и недостатки, содержащиеся как во внешней, так и внутренней среде Санкт-Петербурга для включения лиц с ОВЗ в образовательный процесс.
Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
Благоприятные возможности |
Потенциальные угрозы |
-обеспечение оптимальных условий для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка: сложившаяся эффективная система специального (коррекционного) образования: - ДОУ компенсирующего вида; - специальные (коррекционные) школы; - специальные (коррекционные) школы-интернаты; - школы надомного обучения; -развитие вариативных моделей образования детей с ОВЗ: - ДОУ комбинированного вида, в которых есть группы компенсирующей направленности; - общеобразовательные учреждения, в которых есть специальные (коррекционные) классы; - общеобразовательные учреждения, в которых дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками; - учет состояния здоровья воспитанников и обучающихся при определении образовательной нагрузки, режима образовательной деятельности (занятий); - воспитание и обучение детей с ОВЗ, страдающих заболеваниями, перечень которых утвержден Правительством Санкт-Петербурга, индивидуально на дому; - формирование дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, с учетом опыта инновационной деятельности ОУ; - формирование новой образовательной среды ОУ: включение ОУ, осуществляющих обучение детей с ОВЗ в адресные программы оснащения ОУ учебным оборудованием и комплексного капитального ремонта. |
- отсутствие нормативных документов, обеспечивающих совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в ОУ; - отсутствие механизма обеспечения финансового, психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях; - отсутствие нормативного обеспечения и механизмов учета образовательных потребностей и запросов обучающихся в зависимости от вида нарушения здоровья - неготовность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений к работе с детьми с ОВЗ. |
Факторы внутренней среды, влияющей на развитие системы образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
N п/п |
Факторы внутренней среды |
Преимущества Санкт-Петербурга |
Недостатки Санкт-Петербурга |
1. |
Геополитическое положение |
- второй по величине город России с развитой инфраструктурой |
- территориальная удаленность специального (коррекционного) ОУ от места проживания семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ |
2. |
Культурная сфера |
- центр исторического, культурного, литературного наследия; - реализация учреждениями культуры программ для детей с ОВЗ |
- отсутствие возможности полноценного использования культурного наследия в развитии ребенка, обучающегося индивидуально на дому |
3. |
Общество |
- достаточно высокий образовательный и культурный уровень; - декларация гуманистических ценностей |
- недостаточный уровень толерантности; - недостаток информации о положении и проблемах лиц с ОВЗ; - недостаточность механизмов поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ |
4. |
Образовательное учреждение |
- развитая сеть ОУ, в том числе специальных (коррекционных); - принцип личностно-ориентированного подхода в системе специального (коррекционного) образования; - достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в специальных (коррекционных) ОУ; - наличие в ОУ образовательной среды, учитывающей особенности психофизического развития учащихся, способствующей их максимальной социализации и интеграции в общество; - наличие в ОУ дополнительных образовательных услуг |
- недостаточность системы дополнительного образования для детей с ОВЗ; - недостаточное материально-техническое обеспечение ОУ специальным оборудованием; - недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях; - отсутствие преемственности в обучении детей с раннего возраста до получения ими профессионального образования |
5. |
Семья |
- широкие возможности для получения психолого-медико-педагогической помощи |
- нарушение психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, как следствие ее распад и формирование деструктивных типов семейного воспитания; - непринятие ребенка с ОВЗ членами семьи; - отсутствие возможности у одного из родителей работать, что связано с необходимостью постоянного ухода и присмотра за ребенком, обучающимся на дому; - социальная дезадаптация родителей, дисоциализация детей |
6. |
Социальные службы |
- формирование программ поддержки семьи с ребенком с ОВЗ |
- отсутствие системы сопровождения детей с ОВЗ после окончания ОУ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.