Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 29 мая 2012 г. N 524
Программа
"Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов"
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
- Программа "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов" (далее - Программа) |
Цель Программы |
- повышение экологической безопасности населения Санкт-Петербурга и снижение ущерба, причиняемого окружающей среде в процессе обращения с отходами производства и потребления, путем модернизации существующей в Санкт-Петербурге системы сбора, вывоза и переработки отходов производства и потребления. |
Задачи Программы |
- повышение эффективности целевого использования платежей населения и создание механизмов государственного регулирования (администрирования) обращения с отходами производства и потребления в условиях рыночной экономики путем внедрения в схему управления Организации-регулятора; автоматизация мониторинга сферы обращения с отходами производства и потребления; организация системы сбора, транспортировки и переработки опасных фракций, содержащихся в отходах производства и потребления; создание условий для привлечения средств частных инвесторов в сферу обращения с отходами производства и потребления; организация эффективной работы по повышению информированности и вовлеченности населения в сферу обращения с отходами производства и потребления; усовершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления; осуществление строительства заводов по переработке ТБО и других объектов обращения с отходами производства и потребления с применением технологий максимального использования вторичных ресурсов и минимального воздействия на окружающую среду; реализация комплекса мероприятий по рекультивации полигона ТБО, выработавшего ресурс, и осуществление строительства двух новых полигонов для размещения ТБО, не подлежащих переработке и отходов производства и потребления в результате переработки на МПЗ (зола, шлак и др.); обеспечение переработки с применением наилучших доступных технологий промышленных токсичных отходов. |
Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"; поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 "О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации"; Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N 275 "О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года". |
Сроки реализации Программы |
- 2012-2020 годы. |
Сведения об источниках и объемах финансирования Программы |
- реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1270, и Программы мероприятий по охране окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 271, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, средств бюджета Российской Федерации и за счет внебюджетных источников финансирования. Планируемый объем финансирования Программы составляет 59 109,1 млн. руб., в том числе: за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 16 097,0 млн. руб.; за счет внебюджетных средств - 43 012,1 млн. руб. |
Разработчик Программы |
- КБ. |
Координатор Программы |
- КБ. |
Исполнители мероприятий Программы |
- КБ, КПООС, КЗРиЗ, КИСП, КИС, КТ и КУГИ. |
2. Характеристика отрасли обращения с отходами в Санкт-Петербурге
В настоящее время в результате деятельности населения, организаций и предприятий Санкт-Петербурга образуется 9,7 млн.куб.м ТБО в год или 1 700 тыс. тонн.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.07.2008 N 30-р "Об утверждении нормативов образования твердых бытовых отходов населением, проживающим в жилищном фонде Санкт-Петербурга" с 01.08.2008 утверждены нормативы образования ТБО населением, проживающим в жилищном фонде Санкт-Петербурга, из расчета на одного человека в год. В соответствии с данными нормативами:
объем образования ТБО, исключая крупногабаритные, - 1,54 куб. м в год или 289 кг в год, плотность 187,5 кг/куб. м;
объем образования крупногабаритных ТБО - 0,34 куб. м в год или 73 кг в год, плотность 214 кг/куб. м.
Таким образом, норма накопления ТБО составляет 1,88 куб. м в год, средняя плотность ТБО (включая крупногабаритные) составляет 192,5 кг/куб. м.
При прогнозировании объемов образования была принята во внимание проведенная в 2010 году по заказу Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга работа по исследованию морфологического состава и плотности ТБО "О результатах определения свойств твердых бытовых отходов, образующихся в жилищном фонде г. Санкт-Петербурга" и информация, поступающая от организаций, задействованных в сфере транспортировки и переработки ТБО. Согласно имеющимся данным, норма накопления ТБО составляет в настоящее время 1,64 куб. м в год без учета образования крупногабаритных ТБО и 1,98 куб. м в год с учетом крупногабаритных ТБО. Плотность ТБО составляет 159 кг/куб. м и 168 кг/куб. м соответственно. По сведениям весового учета полигона "Новый Свет-Эко", средняя плотность ТБО в 2010 году составила 153,6 кг/куб. м.
Для целей дальнейших расчетов в Программе средняя плотность ТБО была принята равной 159 кг/куб. м.
Таким образом, анализ существующих объемов образования ТБО, результаты прогнозирования роста образования ТБО к 2015 и 2020 годам, учет возможного изменения их плотности позволяет утверждать, что в Санкт-Петербурге ожидается образование:
11,9 млн.куб.м ТБО к 2015 году;
13,8 млн.куб.м ТБО к 2020 году.
или
1809 тыс. тонн ТБО к 2015 году;
2084 тыс. тонн ТБО к 2020 году.
В настоящее время лишь некоторая часть ТБО, образуемых в Санкт-Петербурге, перерабатывается на двух производственных площадках специализированного МПЗ, основная же часть ТБО размещается на полигонах по захоронению ТБО без переработки.
Санкт-Петербург располагает двумя МПЗ, входящими в состав предприятия ГУП "Завод МПБО-2", которые были спроектированы и построены один - в 1970 году, а другой - в 1996 году. Согласно первоначальным проектам эти заводы были ориентированы на переработку биоразлагаемой части ТБО методом биотермического компостирования во вращающихся барабанах в компост, пригодный для употребления в сельском хозяйстве. Однако вследствие отсутствия раздельного сбора пищевых отходов, образующаяся органическая фракция поступает на заводы по переработке в общем составе ТБО, содержащих компоненты повышенного класса опасности, в том числе содержащие ртуть, приборы и химические источники тока. Поэтому получающийся в результате переработки компост загрязнен тяжелыми металлами и не допускается санитарными службами к использованию в сельском хозяйстве. В результате компост, производимый МПЗ, имеет ограниченный сбыт (не более 35 процентов от произведенного) и захоранивается на полигонах. Таким образом, МПЗ выполняют только задачу частичного обезвреживания ТБО, но практически не сокращают массу ТБО, идущих на захоронение.
Производительность заводов ГУП "Завод МПБО-2" не удовлетворяет растущих потребностей Санкт-Петербурга. В 2011 году предприятие переработало 1 455 тыс. куб. м ТБО, что составило 14,6 процента от их общего количества. Отношение доли промышленной переработки ТБО к его образованию является одним из основных критериев оценки эффективности функционирования системы обращения с отходами.
В ведении Санкт-Петербурга находится одна производственная площадка для захоронения ТБО в северной технологической зоне - полигон ПТО "Новоселки", расположенный рядом с пос. Новоселки (Горское шоссе). Эксплуатация полигона ведется с 1973 года, проектная мощность объекта 31 650 тыс. тонн, площадь карт для захоронения составляет 62 Га.
Размещение данного полигона противоречит пункту 5 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Полигон будет рекультивирован после ввода в эксплуатацию альтернативной площадки по переработке ТБО - МПЗ на основе государственного частного партнерства в пос. Левашово и после ввода мощностей по захоронению остатков его переработки на территории Ленинградской области, прилегающей к северной технологической зоне Санкт-Петербурга, полигона "Северный".
Также часть городских ТБО принимает частный полигон ЗАО "Завод КПО". Площадь указанного полигона составляет 58,37 Га, мощность - 579 тыс. тонн ТБО в год. Полигон ЗАО "Завод КПО" расположен в Ломоносовском районе Ленинградской области к северо-западу от пересечения Волхонского шоссе и Киевского шоссе. Эксплуатация полигона ведется с 1970-х годов, проектная мощность полигона ЗАО "Завод КПО" полностью исчерпана.
В связи с необходимостью обеспечения полетов аэропорта Пулково и поэтапного уменьшения захораниваемых на полигоне ЗАО "Завод КПО" ТБО произведено перераспределение потоков ТБО с полигона ЗАО "Завод КПО" на резервные мощности полигона ООО "Новый Свет-Эко".
Прекращение поступающих ТБО на полигон ЗАО "Завод КПО" в полном объеме будет произведено после ввода в эксплуатацию комплекса по переработке и размещению ТБО мощностью 420 тыс. т в год, в 63, 64, 65, 68, 69 и 70 кварталах Любанского лесничества Тосненского муниципального района Ленинградской области (полигон "Южный").
Полигоны ПТО "Новоселки" и ЗАО "Завод КПО" принимают большую часть ТБО и являются самыми крупными в Санкт-Петербурге. Полигоны ПТО "Новоселки" и ЗАО "Завод КПО" практически исчерпали свой ресурс и должны быть закрыты для рекультивации.
Вторым частным полигоном по площади (общая площадь - 43,15 Га, зоны складирования полигона составляют 35,7 Га) и объемам захоронения является полигон ООО "Новый Свет-Эко". Полигон ООО "Новый Свет-Эко" расположен в Гатчинском районе Ленинградской области в пяти км к северу от пос. Новый Свет. Вместимость полигона ООО "Новый Свет-Эко" в соответствии с проектом - 18 млн. тонн. Годовая мощность - 900 тыс. тонн. Полигон ООО "Новый Свет-Эко" эксплуатируется с 2001 года. В соответствии с производственной программой по размещению (захоронению) ТБО ООО "Новый Свет-Эко" в 2012 году примет 380,11 тыс. тонн ТБО, образованных гражданами, проживающими в жилых помещениях. Данная площадка представляет собой альтернативное место для захоронения ТБО на период времени, когда ЗАО "Завод КПО" будет закрыт, а новый государственный полигон в южной технологической зоне будет строиться и вводиться в эксплуатацию. При эксплуатации на полную мощность год окончания работы полигона ООО "Новый Свет-Эко" - 2021.
Дополнительные мощности по захоронению представлены частным организациями: ЗАО "Вуолы-Эко", ООО "Полигон ТБО", ЗАО "Промотходы", ООО "Спецавтотранс", ООО "Экомониторинг", ООО "Профспецтранс".
В результате анализа существующих потоков ТБО, образующихся в Санкт-Петербурге, был принят морфологический состав, приведенный в таблице:
Тип отходов: |
Относительная доля в общем составе, % |
Органические отходы |
27,4 |
Бумага и картон |
21,5 |
Цветные металлы |
3,8 |
Черные металлы |
0,8 |
Стекло |
8,9 |
ПЭТ |
3,4 |
Пластик высокого давления |
1,0 |
ПП |
0,8 |
ПЭ пленки |
7,4 |
Другие пластики |
2,5 |
Текстиль, кожа, резина |
4,3 |
Дерево |
2,5 |
ПВХ |
0,1 |
Инертные материалы |
12,8 |
Прочие материалы |
2,8 |
ИТОГО |
100,0 |
Применяемые способы и технологии сбора и вывоза ТБО приводят к формированию потоков ТБО с существенными различиями в сырьевом содержании. В ТБО из-под стволов мусоропроводов содержится существенно большее количество упаковки, чем в баках уличной установки, вместе с тем макулатура, полимеры и текстиль загрязнены пищевыми отходами и почти не пригодны для сортировки. В баках уличной установки много смета, крупногабаритных ТБО, крупных металлических деталей и картонных изделий.
Одним из факторов, влияющих на морфологический состав ТБО, поступающих к местам размещения и переработки, является также различная степень предварительного извлечения вторичного сырья из состава ТБО, производимого, в частности, предприятиями-перевозчиками ТБО на мусороперегрузочных станциях, где установлены конвейеры для частичной ручной сортировки ТБО. Сортировка ТБО, являясь этапом переработки, подлежит обязательному лицензированию, в связи с чем несанкционированную предварительную сортировку ТБО следует рассматривать как незаконную и требующую определенных административных действий со стороны контролирующих органов.
По итогам инвентаризации на территории Санкт-Петербурга учтено 25 060 мест временного накопления ТБО, из них:
15 838 мусороприемных камер;
9 222 контейнерные площадки. Оборудовано 6 609 наземных контейнерных площадок; 2 342 места сбора ТБО не оборудовано в связи с исторически сложившейся застройкой Санкт-Петербурга; 271 контейнерная площадка оборудована контейнерами заглубленного типа.
По итогам инвентаризации учтено 33 430 контейнера для сбора ТБО и крупногабаритных ТБО, из них:
16 485 контейнеров для сбора ТБО установлено на наземных контейнерных площадках и в местах сбора ТБО, не оборудованных в связи с исторически сложившейся застройкой Санкт-Петербурга;
496 контейнеров заглубленного типа установлено на контейнерных площадках;
16 449 контейнеров установлено в мусороприемных камерах.
В зависимости от места размещения варьируется объем используемых контейнеров. В мусороприемных камерах используются контейнеры емкостью 0,4 куб. м и 0,6 куб. м.
На оборудованных местах сбора 60 процентов - емкостью 0,75 куб. м, 30 процентов - емкостью 6 куб. м, 10 процентов - емкостью 14 куб. м. Конструкция, техническое состояние, маркировка и внешний вид контейнеров для сбора ТБО, специализированный автомобильный транспорт, применяющийся для обеспечения сбора и транспортирования ТБО, должны соответствовать современным технологиям.
С 2006 года в Санкт-Петербурге начато строительство подземных контейнерных площадок, которые имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционной схемой сбора и вывоза ТБО:
площадки для сбора ТБО оснащаются специальными контейнерами. Конструкция полуподземного контейнера представляет собой стойкий к коррозии каркасный колодец, две трети которого находится под землей. Внутри контейнера размещается полипропиленовый мешок многоразового пользования - непосредственный накопитель для ТБО. Видимыми на поверхности остаются только шахты для заброса ТБО, которые гармонично вписываются в пейзаж;
вертикальная конструкция позволяет экономить территорию внутри дворовых площадей, что в свою очередь позволяет увеличить место для парковки автомобилей, детских игровых площадок и площади озеленения. Кроме того, ранее выброшенные ТБО находятся в нижней части емкости и уплотняются под массой новых ТБО. Температура подземной части значительно ниже температуры окружающей среды, что охлаждает ТБО в ночное время, а также замедляет деятельность бактерий и уменьшает вероятность появления запахов;
увеличенная емкость контейнера позволяет сократить транспортные расходы.
Освобождение контейнеров от ТБО производится механическим путем с применением традиционных мусоровозов, оборудованных краном-манипулятором.
В местах, где отсутствует возможность строительства подземных контейнерных площадок, планируется модернизация существующих наземных контейнерных площадок. Типовой проект наземных контейнерных площадок будет разработан в рамках Генеральной схемы очистки территории Санкт-Петербурга.
В отношении существующих оборудованных мест временного хранения ТБО следует отметить следующие проблемы:
в ходе работ по благоустройству внутри дворовых территорий места хранения меняют местоположение;
строительство современных мест временного хранения (контейнерные площадки заглубленного типа), требующих разработки проекта (учитывающего наличие подземных коммуникаций) с привязкой к земельному участку, производится с нарушением требований действующего законодательства;
отсутствует возможность закрепления мест временного хранения как имущественного объекта для дальнейшей эксплуатации (содержания и ремонта) специализированной организации.
При установлении права собственности Санкт-Петербурга на ТБО, образованные в результате жизнедеятельности населения, в случае их размещения в местах временного хранения на территориях общего пользования организация сбора и вывоза ТБО должна осуществляться с учетом требований по оснащению специальных транспортных средств устройством, позволяющим осуществлять оперативный контроль за их перемещением.
Отбор вторичного сырья методами раздельного сбора ресурсных фракций в Санкт-Петербурге не осуществляется. Масса селективно собираемых ТБО во время проводившегося в ряде районов Санкт-Петербурга эксперимента по внедрению селективного сбора составляла 2-3 процента от количества ТБО, подвергающихся раздельному сбору.
Также в ходе проведения эксперимента был выявлен ряд особенностей и проблем данного подхода:
морфологический состав раздельно собираемых "сухих" потенциальных вторичных ресурсов не позволяет в настоящий момент направлять их непосредственно потребителю и требует проведения дополнительной сортировки; между тем сортировка раздельно собранных ТБО позволяет изъять для реализации большее количество материала по сравнению с сортировкой смешанных ТБО;
количество позиций, по которым осуществляется раздельный сбор, ограничен, поскольку основной причиной отказа населения от участия в раздельном сборе является необходимость сортировки ТБО по большому числу фракций;
затраты на вывоз раздельно собранных потенциальных вторичных ресурсов с имеющихся площадок для сбора ТБО существенно превышают затраты на обычный вывоз ТБО. Количество фракций ТБО увеличивается, соответственно требуется большее число специализированных автомашин. Эксплуатация мусоровоза в собирающем режиме существенно дороже его эксплуатации в транспортном режиме. Следовательно, внедрение селективного сбора требует не только обновления значительного количества контейнерного хозяйства, но и значительных затрат на модернизацию автопарка спецтехники;
установка контейнеров для раздельного сбора ТБО создает благоприятную среду для несанкционированного сбора вторичных ресурсов населением, что непосредственным образом сказывается на проценте отбора вторичных ресурсов на предприятиях по переработке ТБО.
Учитывая вышесказанное, при внедрении селективного сбора наиболее целесообразно рассмотреть вариант, при котором в качестве первого этапа такого сбора разделяются влажные (преимущественно пищевые) и сухие (все прочие) ТБО.
При всей противоречивости преимуществ и недостатков, внедрение селективного сбора может являться одним из важных инструментов работы с населением, который повышает вовлеченность граждан в сферу обращения с отходами, уровень их сознательности и информированности о проблемах отрасли и путях их решения.
Транспортировка ТБО, собранных в жилом фонде Санкт-Петербурга, производится в основном частными автотранспортными предприятиями. Лицензирование деятельности по транспортировке ТБО законодательством не предусмотрено. По данным ГУП "Завод МПБО-2", на оказание услуг по утилизации и захоронению ТБО заключили договоры 53 автотранспортные организации. Среди перевозчиков ТБО существуют организации ОАО "Автопарк Спецтранс N 1" и ОАО "Автопарк Спецтранс N 6", которые занимают доминирующее положение на рынке транспортировки ТБО.
Транспортные предприятия Санкт-Петербурга при перевозке ТБО применяют двухэтапную технологию. При этом осуществляется перегрузка вывезенных ТБО из контейнеров, используемых для их сбора у собственников помещений в многоквартирных домах, в контейнеры большей вместимости (главным образом, из шестикубовых контейнеров в 27-кубовые). Основная цель перегрузки ТБО - снижение издержек на транспортировку ТБО путем уплотнения и перегруза ТБО в контейнеры большой вместимости для большегрузных мусоровозов.
Двухэтапная система транспортировки способствует предварительному изъятию вторичного сырья, что негативно сказывается на экономической эффективности обращения с ТБО в случае поступления данных ТБО на заводы для дальнейшей переработки.
В настоящий момент у Санкт-Петербурга отсутствуют рычаги влияния на деятельность организаций-перевозчиков, так как оказываемые ими услуги признаны конкурентными и, следовательно, не подлежащими государственному регулированию. Однако возникают ситуации, при которых Санкт-Петербургу необходимо оперативно влиять на ситуацию со сбором и вывозом ТБО.
Кроме того, частные организации-перевозчики в целях экономии финансовых средств стремятся разместить максимальное количество непереработанных ТБО на полигонах по захоронению. При этом происходит недозагрузка действующих государственных предприятий по переработке ТБО и возникают вопросы с загрузкой предприятий, планируемых к строительству по схеме государственно-частного партнерства (Санкт-Петербург в соответствии с условиями соглашения по строительству таких предприятий обязуется обеспечить их своевременную загрузку).
В целях недопущения указанных выше ситуаций Санкт-Петербургу необходимо иметь собственную организацию, способную конкурировать на рынке услуг и оперативно реагировать на форс-мажорные обстоятельства по указанию Правительства Санкт-Петербурга. Целесообразно, чтобы в сфере влияния данной организации находилось как минимум 30 процентов объема собираемых и вывозимых ТБО, производимых населением. Вхождение данной организации на рынок возможно при поддержке со стороны Правительства Санкт-Петербурга и наличия у нее современного автопарка спецтехники. Осуществлять данный процесс предлагается поэтапно, начиная с предоставления услуг в одном районе Санкт-Петербурга с последующим расширением зоны охвата оказания услуг по сбору и вывозу ТБО.
В Санкт-Петербурге существуют примеры создания мусоросортировочных комплексов за счет средств частных компаний ООО "Квантум" и ООО "Ресурсосбережение". Технология сортировки ООО "Квантум" основана на ручном труде и имеет низкие показатели эффективности. Комплекс требует дооснащения и дополнительных инвестиций. ООО "Ресурсосбережение", напротив, обладает хорошими техническими возможностями, но вопрос юридического оформления имущественного комплекса пока не завершен. В целом данные предприятия спроектированы для отбора ресурсных фракций из состава ТБО и не решают комплексной проблемы переработки ТБО.
В последнее время значительно увеличилась доля токсичных, опасных компонентов в составе ТБО. Среди опасных ТБО следует, в первую очередь, назвать отработанные электрохимические источники тока (батарейки и аккумуляторы) и приборы, содержащие ртуть (среди них особенно распространены люминесцентные лампы). К опасным видам ТБО относятся также не пригодные к использованию лекарственные препараты, остатки лакокрасочных материалов, инсектициды и гербициды, растворители, чистящие и отбеливающие препараты, отработанные масла и смазочные материалы, фотоматериалы и другие.
Наибольшую опасность представляют собой отработавшие ртутные лампы (люминесцентные и энергосберегающие), относящиеся к отходам I класса опасности (чрезвычайно опасные). В энергосберегающей лампе, которая вытесняет из бытового употребления лампу накаливания, содержится в среднем 2-5 мг ртути, в люминесцентных лампах, используемых в промышленных помещениях и учреждениях, 50-110 мг ртути, в медицинском термометре - 2000 мг. Постоянное присутствие в городской среде и в ТБО ртути в значительной степени связано с неправильной утилизацией вышедших из строя ртутьсодержащих изделий.
В Санкт-Петербурге существует ряд предприятий, имеющих лицензии на сбор, обезвреживание, транспортировку и утилизацию ртути и ртутьсодержащих приборов - ГУП "Экострой", ЗАО "ЮНЭП", ООО "Экологическое предприятие Меркурий" и др. Ежегодно количество организаций и предприятий, из которых силами ГУП "Экострой" осуществляется вывоз ртутьсодержащих отходов, колеблется в пределах от 950 до 1200 организаций.
Одной из важнейших задач по извлечению из общего потока ТБО является организация утилизации оргтехники. По оценкам экспертов только в государственных учреждениях, детских садах, школах, домах детского творчества, больницах и многих других объектах социальной сферы находится на сегодняшний день в постоянном пользовании не менее 15 000 единиц оргтехники (принтеры, копиры, сканеры, факсы и др.) и 35 000 персональных электронно-вычислительных машин.
В состав оргтехники входят как органические составляющие (пластик, материалы на основе фенолформальдегида, поливинилхлорида), так и широкий спектр металлов. Данные компоненты не представляют опасности в процессе эксплуатации изделия. Однако когда изделие оказывается на свалке, ситуация меняется в худшую сторону. Металлы, входящие в состав электронных плат (свинец, ртуть, кадмий), под воздействием условий внешней среды переходят в органические, хорошо растворимые соединения и, как результат, становятся сильнейшими ядами. Вопрос утилизации пластиков, в состав которых входят органические хлорпроизводные соединения, ароматические углеводороды, является одной из важнейших проблем экологии.
Создание системы сбора, транспортировки и размещения токсичных, опасных компонентов в составе ТБО является одной из приоритетных задач.
В 2008-2009 годы в Санкт-Петербурге были реализованы пилотные проекты по сбору опасных отходов - люминесцентных и энергосберегающих ламп - у жителей Санкт-Петербурга с помощью мобильного пункта приема.
На основании этого опыта в 2010 году была организована система регулярного сбора опасных отходов, образующихся в быту, с помощью мобильного пункта приема - "Экомобиля". Таким образом, был осуществлен переход от эксперимента по сбору опасных отходов в двух муниципальных образованиях к регулярному сбору в масштабах Санкт-Петербурга.
В целях максимального приближения пунктов приема опасных отходов к местам проживания граждан, а также увеличения продолжительности работы пунктов приема опасных отходов по времени с 2012 года планируется создание сети стационарных постов приема опасных отходов от населения, где жители будут иметь возможность сдать отработавшие ртутные лампы (люминесцентные и энергосберегающие), ртутные термометры и тонометры, использованные батарейки, разрядившиеся аккумуляторы, оргтехнику и бытовую технику, автопокрышки, бытовую химию и лекарства с истекшим сроком годности.
Помимо бытовых и промышленных токсичных отходов одно из важнейших мест в стратегических планах развития Санкт-Петербурга занимает сфера обращения с отходами ЛПУ.
Используемая в настоящее время химическая дезинфекция отходов ЛПУ классов Б (опасные отходы) и В (чрезвычайно опасные отходы) является одним из самых несовершенных методов дезинфекции. Слив использованных дезинфектантов в канализацию крайне негативно отражается на состоянии объектов окружающей среды, в первую очередь, водных. Кроме того, необходимо обеспечение снижения экологического риска, связанного с возможным попаданием отходов ЛПУ классов Б и В на полигоны ТБО.
Для решения указанных проблем в 2010 году был реализован пилотный проект по снижению негативного воздействия факторов экологического риска на окружающую среду от ЛПУ. Реализация проекта продолжилась с января 2012 года. В проект будут вовлечены дополнительные ЛПУ и увеличится количество собранных и утилизированных отходов ЛПУ с 355 тонн в 2011 году до 624 тонн в 2012 году.
В 2013 году планируется переход от пилотного проекта к выполнению работ на постоянной основе, охватывая все городские лечебно-профилактические учреждения.
Дальнейшее построение единой централизованной системы сбора, обеззараживания и утилизации отходов ЛПУ как наиболее целесообразной с экологических, эпидемиологических и экономических позиций и внедрение ее позволит значительно улучшить состояние окружающей среды и обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и экологическую безопасность Санкт-Петербурга.
Основным местом конечного размещения промышленных токсичных отходов предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области является Санкт-Петербургское государственное унитарное природоохранное предприятие "Полигон "Красный Бор". Указанный полигон расположен в 6,5 км от г. Колпино на территории Тосненского района Ленинградской области.
В настоящее время полигон имеет действующую до 2014 года лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Размещение опасных отходов осуществляется в пять открытых карт-котлованов (ранее их было 70).
Образование промышленных токсичных отходов в Санкт-Петербурге на сегодняшний день составляет 40 тыс. тонн. В целях снижения объемов депонирования промышленных токсичных отходов на полигоне "Красный Бор" и выполнения требований СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных отходов", предусматривающих наличие в составе полигона завода по обезвреживанию отходов, в 1994 году началось проектирование и строительство предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.12.1999 N 82 "Об утверждении корректировки ТЭО на строительство 1 очереди экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" в соответствии с заключением федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 30.11.1999 N 7-1/10-793-II было утверждено и открыто финансирование строительства предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В 2012 году планируется ввод в эксплуатацию 1-го этапа строительства предприятия, в 2013 году - ввод в эксплуатацию объектов 2-го этапа строительства предприятия, включающего корпуса переработки органических отходов и переработку отходов из карт-котлованов полигона "Красный Бор". В 2015 году планируется завершение строительства 1-й очереди предприятия.
Завершение строительства предприятия позволит обеспечить прием и экологически безопасное размещение всех видов опасных промышленных отходов, образующихся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В настоящий момент в Санкт-Петербурге отсутствуют эффективные механизмы государственного контроля за деятельностью в области обращения с ТБО, в частности, отсутствуют механизмы учета и мониторинга транспортировки ТБО из мест их образования и (или) сбора до мест их переработки, утилизации, захоронения. Создание такого механизма затруднено действующей системой обращения с ТБО. Неорганизованное осуществление сбора и вывоза ТБО различными организациями в произвольном порядке затрудняет внедрение механизмов учета и контроля при осуществлении сбора, вывоза, утилизации, переработки, захоронения ТБО.
Оплата переработки и размещения ТБО, образующихся в Санкт-Петербурге, осуществляется за счет средств граждан - образователей ТБО и включена в плату за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома. Размер платы складывается из стоимости вывоза ТБО - 2,34 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц и стоимости захоронения (утилизации) ТБО - 0,66 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц, в сумме - 3 руб. с метра площади жилого помещения.
На сегодняшний день схема движения финансовых потоков, формируемых жителями Санкт-Петербурга в виде платы за сбор и вывоз ТБО, выглядит следующим образом. Граждане оплачивают 3 руб. с квадратного метра, которые поступают в орган управления многоквартирным домом. Орган управления многоквартирным домом по договорной цене оплачивает вывоз ТБО, перечисляя средства компании-перевозчику. Далее перевозчик доставляет ТБО на место переработки/размещения и оплачивает услугу, предоставляемую ОКК, уже по соответствующему тарифу. На существующих МПЗ утвержденный на 2011 год тариф на переработку превышал тариф на захоронение более чем в три раза (1 217,11 руб. за тонну и 371,21 руб. за тонну соответственно). В этой ситуации перевозчикам экономически невыгодно везти ТБО на переработку, а органам управления многоквартирным домом важен факт вывоза, что в свою очередь приводит к неконтролируемому захоронению части ТБО на полигонах Ленинградской области или несанкционированных свалках и отражается в неполной загрузке заводов по переработке.
Такая система организации обращения с ТБО, когда фактически организация деятельности осуществляется самими ответственными лицами и (или) органами управления многоквартирным домом не является эффективной и не гарантирует своевременный и регулярный сбор и вывоз ТБО, а также их последующую утилизацию и переработку, что наносит ущерб экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения Санкт-Петербурга и не позволяет в полной мере реализовать гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право населения на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) ТБО в городах следует удалять по единой централизованной системе. Удаление ТБО по единой централизованной системе возможно только при наличии эффективной организации сбора и вывоза ТБО уполномоченными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
3. Механизмы реализации Программы
Механизмы реализации Программы разработаны на базе следующих принципов:
использование всех возможностей для предотвращения или уменьшения образования отходов производства и потребления;
вторичное использование всех полезных фракций отходов производства и потребления, включая их применение как источника энергии;
обработка отходов производства и потребления в целях снижения потенциальной опасности для человека и окружающей среды;
экологически правильное захоронение той части отходов производства и потребления, которые не поддаются утилизации по технологическим причинам или в силу ее экономической нецелесообразности.
Для достижения цели, поставленной в Программе, в результате анализа возможных сценариев развития отрасли обращения с отходами в целом и вариантов схем переработки ТБО в Санкт-Петербурге в частности предлагаются следующие механизмы.
Для обеспечения потребности Санкт-Петербурга в перерабатывающих мощностях и выполнения поставленных целей, к 2020 году планируется построить два новых и реконструировать два существующих МПЗ. Предлагается условное разделение территории Санкт-Петербурга на четыре технологические зоны. Технологической зоной в данном контексте называется часть территории Санкт-Петербурга, на которой количество образовываемых ТБО соответствует мощности МПЗ. Деление учитывает возможное изменение плотности населения и объемы образования ТБО. Предлагается создать условия для направления ТБО, собираемых в каждой технологической зоне, на соответствующий МПЗ, где и происходит процесс переработки. Технологическую зону "Северо-Западная" будет обеспечивать МПЗ-3 мощностью 700 тыс. тонн в год, технологическую зону "Северо-Восточная" - МПЗ-2 мощностью 400 тыс. тонн в год, технологическую зону "Юго-Восточная" - МПЗ-4 мощностью 400 тыс. тонн в год и технологическую зону "Юго-Западная" - МПЗ-1 мощностью 600 тыс. тонн в год. В связи тем, что потребность в перерабатывающих мощностях в технологической зоне "Северо-Западная" составляет 700 тыс. тонн в год, необходимо принятие решения об увеличении мощности МПЗ-3 до 700 тыс. тонн в год или о строительстве дополнительного МПЗ.
До ввода в эксплуатацию указанных МПЗ целесообразно осуществлять сортировку ТБО на существующих мусоросортировочных комплексах, увеличив глубину переработки до величины не менее 20 процентов путем использования современного оборудования для ООО "Квантум" и завершив оформление комплекса ООО "Ресурсорсбережение" в соответствии с действующим законодательством. Решение о дальнейшей эксплуатации и увеличении количества мусоросортировочных комплексов будет приниматься при условии их соответствия установленным в Санкт-Петербурге требованиям к мусоропереработке.
Производство компоста в долгосрочной перспективе считается нецелесообразным как с экономической, так и с экологической точек зрения. Поэтому в рамках Программы будет осуществлено внедрение следующих технологий:
производства альтернативного топлива из отходов производства и потребления (SRF) с широкими возможностями по регулированию его характеристик в целях удовлетворения нужд конкретного потребителя (проект создания и последующей эксплуатации завода по переработке ТБО в пос. Левашово на основе соглашения о государственно-частном партнерстве с греческим консорциумом Helector S.A. - Aktor Concessions S.A. - Aktor S.A);
утилизации ТБО и отходов ЛПУ с применением технологии плазменной газификации (пилотный проект мощностью 10 тыс. тонн в год - реализация в рамках модернизации ГУП "Завод МПБО-2").
Положительный энергетический баланс предприятий по мусоропереработке позволит покрыть не только собственные нужды заводов, но и обеспечит развитие прилегающих территорий путем размещения энергоемких производств.
Принимая во внимание размер инвестиций и недостаток опыта государственного сектора по созданию и эксплуатации современных мусороперерабатывающих предприятий, мероприятия по строительству и реконструкции заводов целесообразно осуществлять в форме государственно-частного партнерства.
Выбор технологий, применяющихся при последующем строительстве и реконструкции предприятий отрасли будет определяться при разработке ТЭО проектов.
На этапе, предшествующем реконструкции имущественного комплекса завода МПБО-2 в пос. Янино, расположенного на территории Ленинградской области, будут введены в эксплуатацию две сортировочные линии по отбору вторичного сырья.
В целях обеспечения переработки промышленных токсичных отходов будет осуществлено строительство экспериментального предприятия по переработке промышленных отходов в пос. Красный Бор.
Действующие полигоны по захоронению ТБО, в том числе несанкционированные свалки ТБО, будут закрыты и рекультивированы, полигон по захоронению ТБО "Новоселки" будет оснащен станцией дегазации.
Будет осуществлено строительство двух новых полигонов по захоронению ТБО в районах Ленинградской области, прилегающих к северной и южной технологическим зонам Санкт-Петербурга.
В результате анализа существующих и возможных вариантов организации сбора и вывоза ТБО оптимальным представляется стимулирование управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений на заключение договоров на вывоз и утилизацию ТБО с ОКК, в том числе с участием Организации-регулятора. Такой механизм будет отвечать критериям единства и централизованности системы вывоза ТБО.
Предполагается, что Организацией-регулятором будут осуществляться функции по планированию вывоза ТБО на ОКК.
Основой системы учета и контроля за деятельностью в области обращения с ТБО будет региональный кадастр отходов в Санкт-Петербурге, создаваемый в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Предлагается создать государственную информационную систему, содержащую информацию об обращении с отходами производства и потребления (далее - ГИС "ООПП"). При этом предлагается оснастить автомобильную технику, осуществляющую транспортирование отходов производства и потребления навигационной системой типа ГЛОНАСС. Дальнейшая эксплуатация ГИС "ООПП" будет осуществляться Организацией-регулятором.
В целях реализации сбора и вывоза ТБО на основании единой централизованной системы обращения с отходами будет применен общий план сбора и вывоза ТБО на территории Санкт-Петербурга, формируемый на основе генеральной схемы очистки территории.
Для обеспечения эффективного функционирования единой централизованной системы обращения с отходами предусмотрен ряд организационных мер:
в целях уточнения актуальных данных по объемам образования ТБО, их плотности, изменений в морфологическом составе и других количественных и качественных характеристик предполагается проводить регулярные исследования;
переход от применяющейся двухэтапной схемы транспортировки к одноэтапной схеме транспортировки всех образующихся ТБО ввиду централизация# переработки на крупных МПЗ. Внедрение одноэтапной схемы подразумевает модернизацию контейнерного парка и парка спецтехники - переход к спецтехнике, позволяющей значительно уплотнять собираемые ТБО для увеличения количества единовременно перевозимых ТБО и замена повсеместно применяющихся шестикубовых контейнеров на контейнеры, пригодные для сбора ТБО мусоровозами с прессом-уплотнителем;
создание Организации-регулятора, осуществляющей организацию сбора и вывоза, распределения потоков ТБО между перерабатывающими мощностями и полигонами для захоронения ТБО;
создание условий для обеспечения Санкт-Петербурга площадками для сбора ТБО;
внедрение на рынок услуг сбора и транспортировки ТБО государственного перевозчика в целях стимулирования процесса перехода к новой системе сбора и транспортировки ТБО, а также обеспечения выполнения обязательств по загрузке мощностей заводов по переработке в случае непредвиденных ситуаций на рынке транспортировки ТБО.
Реализация мероприятий Программы, указанных в разделе 4 Программы, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Также необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге осуществляется реализация мероприятий, указанных в разделе 5 Программы за счет внебюджетных источников.
Реализация отдельных мероприятий, указанных в разделе 5 Программы, возможна с участием Санкт-Петербурга в порядке и на условиях, определенных соглашениями, заключенными в рамках государственно-частного партнерства.
4. Перечень мероприятий Программы, финансируемых за счет бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга
Примечания:
1. Перечень мероприятий Программы, финансируемых за счет бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга (далее - Перечень), принимается в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и не является основанием для формирования расходов бюджета Санкт-Петербурга. Выделение бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на финансирование мероприятий Программы осуществляется исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга, указанному первым в графе "Исполнитель", в рамках реализации иных планов и программ, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга, а также иных расходных обязательств Санкт-Петербурга.
2. Реализация мероприятия, указанного в пункте 1.2 Перечня, возможна после вступления в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга о создании ГИС "ООПП".
3. Перечень мероприятий, указанных в пункте 1.3 Перечня, утверждается КБ.
4. Перечень научно-исследовательских работ, указанных в пункте 1.4 Перечня, утверждается КБ по согласованию с КТ и КИСП.
5. Реализация мероприятия, указанного в пункте 1.6 Перечня, возможна после создания Организации-регулятора в установленном порядке.
6. Перечень мероприятий, указанных в пункте 2.1 Перечня, утверждается КЗРиЗ.
7. Перечень площадок для сбора ТБО, указанных в пункте 2.2 Перечня, утверждается КБ.
8. Перечень автомобильной техники и контейнерного хозяйства, указанных в пункте 2.3 Перечня, утверждается КБ.
9. Перечень обследований и проектов, указанных в пункте 4.4 Перечня утверждается КПООС.
10. Реализация мероприятия, указанного в пункте 5.1 Перечня, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме 628,0 млн. руб., а также за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, полученных в виде субсидии из федерального бюджета, в сумме 550,5 млн. руб.
11. Перечень мероприятий, указанных в пункте 5.4 Перечня утверждается КПООС.
12. Объем финансирования разделов 3-5 Перечня рассчитан с учетом платы за подключение к сетям ресурсоснабжающих организаций.
5. Перечень мероприятий Программы, финансируемых за счет внебюджетных источников
Примечание.
Позиция "Итого" указана без учета суммы, указанной в пункте 2.1 Перечня мероприятий Программы, финансируемых за счет внебюджетных источников.
6. Целевые показатели и индикаторы, которые планируется достичь при реализации Программы
Примечания:
1. Целевой показатель, указанный в пункте 4.1 Целевых показателей и индикаторов, которые планируется достичь при реализации Программы (далее - Целевые показатели и индикаторы), рассчитывается путем отношения количества ТБО, поступающих на промышленную переработку, к общему количеству ТБО, образующихся в Санкт-Петербурге.
2. Целевой показатель, указанный в пункте 4.2 Целевых показателей и индикаторов, рассчитывается путем отношения количества ТБО, поступающих на захоронение напрямую, и ТБО, представляющих собой остаток после промышленной переработки, к общему количеству ТБО, образующихся в Санкт-Петербурге.
3. Целевой показатель, указанный в пункте 4.3 Целевых показателей и индикаторов, рассчитывается путем отношения количества вторичного сырья, полученного в результате сортировки ТБО, поступающих на промышленную переработку, к общему количеству ТБО, образующихся в Санкт-Петербурге.
Принятые сокращения
ГИС "ООПП" - государственная информационная система, содержащая информацию об обращении с отходами производства и потребления
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система
ГУП - государственное унитарное предприятие
ГУП "Завод МПБО-2" - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Завод по механизированной переработке бытовых отходов"
ЗАО - закрытое акционерное общество
КБ - Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга
КЗРиЗ - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
КИС - Комитет по информатизации и связи
КИСП - Комитет по инвестициям и стратегическим проектам
КПООС - Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
КТ - Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
КУГИ - Комитет по управлению городским имуществом
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения
МПЗ - мусороперерабатывающий завод
МПК - мусороперерабатывающий комплекс
ОАО - открытое акционерное общество
ОКК - организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО
ООО - общество с ограниченной ответственностью
орган управления многоквартирным домом - лицо, орган или организация, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом
Организация-регулятор - планируемое к созданию Санкт-Петербургское государственное учреждение, подведомственное Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, действующее от имени и в интересах ответственных лиц и(или) органов управления многоквартирным домом
отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства
ПВХ - поливинилхлорид
ПП - полипропилен
промышленные отходы - отходы производства (по ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения")
ПТО - полигон твердых отходов
ПЭ - полиэтилен
ПЭТ - полиэтилентерефталат
ТБО - твердые бытовые отходы или отходы потребления
ТЭО - технико-экономическое обоснование
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2012 г. N 524 "О Программе "Региональная целевая программа по обращению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.