Я, Главный государственный санитарный врач по Ленинградской области С. А. Горбанёв, проанализировав ситуацию,
отмечаю:
В настоящее время на территории Ленинградской области складывается сложная гидрометеорологическая остановка, связанная с обильными снегопадами, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с предстоящим паводковым периодом.
Ежегодно при прохождении весеннего паводка имеется ухудшение качества воды в источниках водоснабжения, что негативно отражается на качестве питьевой воды, подаваемой населению Ленинградской области.
Несмотря на принимаемые меры в последние годы отмечается ухудшение качества воды по санитарно-химическим показателям.
По результатам лабораторных исследований удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям в 2009 году остается на стабильно высоком уровне и составляет 30.3% (в 2009 - 27,7%) при среднероссийском показателе 16,9%. Для водопроводов из поверхностных водоисточников этот показатель составляет 43,9%. Выше среднеобластных, показатели в Приозерском - 74,8%, Волосовском - 56,4%, Волховском - 45,6%, Гатчинском - 44,7%, Лодейнопольском - 43,3% районах.
Доля нестандартных проб питьевой воды по микробиологическим показателям в 2010 году составила 5,3% (в 2009 году - 4,5%), при среднероссийском показателе 5,1%. На отдельных территориях данный показатель превышает среднеобластной уровень. К ним относятся Волосовский (14,0%), Кировский (7,6%),Выборгский (7,5%), Гатчинский (7,2%), Лужский (5,9%), Ломоносовский (5,9%) районы.
Одной из причин неудовлетворительного качества питьевой воды является отсутствие установленных и организованных зон санитарной охраны источников водоснабжения, не утверждены мероприятия по устранению загрязнения источников питьевого водоснабжения и, следовательно, не реализуются водоохранные мероприятия по предотвращению загрязнения. До настоящего времени в области не разработаны проекты зон санитарной охраны для 80,7% источников водоснабжения. Самая неблагоприятная обстановка сложилась в Приозерском и Волховском районах, где практически все водоисточники не имеют проектов зон санитарной охраны согласованных и утвержденных в установленном порядке.
Определенное влияние на качество поверхностных вод оказывает сброс недостаточно очищенных сточных вод. Наибольшую антропогенную нагрузку в области по-прежнему испытывают р. Нева, р. Волхов, р. Луга.
Остается неудовлетворительным состояние водоемов, используемых для питьевого водоснабжения (водоемы I категории), где доля неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям в 2010 году составила -56,3 (2009 г.- 54,1%), по микробиологическим - 39,7% (2009 г.-39,5%), что значительно выше среднероссийских показателей (21,9% и 17,8% соответственно).
Около 63% общего объема питьевой воды, подаваемой населению области, поступает после водоподготовки из поверхностных источников. Практически, общепринятая технология обработки воды, особенно высокоцветной, включающая коагуляцию, осветление, фильтрацию, хлорирование, зачастую не позволяет получить питьевую воду, отвечающую гигиеническим нормативам. Многие существующие водоочистные сооружения на территории Всеволожского, Выборгского, Кировского, Приозерского районов перегружены, работают в форсированном режиме, имеют большой процент износа, что в конечном итоге сказывается на качестве воды. В результате, не зависимо от сезона года населению подается питьевая вода, не отвечающая гигиеническим требованиям по окисляемости, цветности, мутности.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с целью предотвращения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в период прохождения паводка и снижения угрозы здоровью населения
постановляю:
1. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов Ленинградской области:
1.1. Разработать в соответствии с конкретными условиями мероприятия по обеспечению готовности территорий муниципальных образований к паводковому периоду, обратив особое внимание на состояние объектов водоснабжения и канализования, ливневой канализации и дренажных систем, полигонов бытовых отходов, скотомогильников, складов ядохимикатов, пестицидов, ГСМ и нефтебаз, расположенных в зоне возможного подтопления.
1.2. Взять под жесткий контроль обеспечение водопроводов достаточным количеством реагентов и обеззараживающими средствами с учетом расхода реагентов в сутки.
1.3. Проработать альтернативные варианты водообеспечения питьевой водой, расфасованной в емкости, автомашинами и питьевыми цистернами для подвозки ее населению в наиболее подверженные подтоплению территории.
1.4. Осуществлять в сельских населенных пунктах систематическое обеззараживание воды децентрализованных систем водоснабжения (каптажей, общественных колодцев и колонок).
1.5. Провести очистку территорий, гаражных кооперативов от мусора, очистку и дезинфекцию выгребных ям, емкостей-накопителей стоков неканализованных жилых и общественных зданий, ликвидировать стихийные свалки.
1.6. Обеспечить ведение хозяйственной деятельности в зонах периодического затопления и подтопления паводковыми водами, зонах санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
1.7. Решить вопрос о выделении дополнительных финансовых средств на закупку вакцины против вирусного гепатита А, брюшного тифа и шигеллезов для иммунизации категории граждан, подлежащих профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 31.01.2011 N 51н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в период паводка.
1.8. Поддерживать готовность объектов по обеспечению жизнедеятельности населения на подтопленных и затопленных территориях (в первую очередь - водоснабжение, питание, медицинская помощь).
1.9. Усилить контроль за функционированием объектов жизнеобеспечения в период прохождения весеннего паводка.
1.10. Организовать публикации серии печатных материалов в районных средствах массовой информации о правилах проведения дезинфекции источников водоснабжения, наличии средств дезинфекции в магазинах, о мерах профилактики инфекционных заболеваний.
2. Физическим и юридическим лицам, осуществляющим содержание и эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения населения (владельцам водопроводов):
2.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки.
2.2. Принять меры по обеспечению водопроводов достаточным количеством реагентов и обеззараживающих средств, исходя их суточного расходования, специальной техникой (течеискатели, бульдозеры, экскаваторы и др.), материалами (трубами, отводами различных диаметров, и др.) с целью бесперебойной работы предприятий как в нормальном режиме, так и в чрезвычайных ситуациях.
2.3. Осуществлять усиленный производственный контроль за качеством питьевой воды после водоподготовки и в разводящих сетях с учетом паводковой ситуации (ежедневно в период паводка) с предоставлением информации в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.
2.4. Обеспечить соблюдение режимных мероприятий в зонах строго режима (1 пояс зон санитарной охраны) источников питьевого водоснабжения.
2.5 Обеспечить своевременное в установленное правилами сроки выявление и устранение аварийных ситуаций на водопроводных сетях, последующую их дезинфекцию и проведение лабораторного контроля качества.
2.6. Обеспечить немедленную передачу информации в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области об аварийных ситуациях на системах водоснабжения, отключениях подачи воды.
2.7. Обеспечить наличие резервного запаса дезинфекционных средств и препаратов не менее чем на 10 дней работы.
3. Физическим и юридическим лицам, осуществляющим содержание и эксплуатацию канализационных очистных сооружений:
3.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение технологии очистки сточных вод.
3.2. Принять меры по обеспечению сооружений достаточным количеством реагентов и обеззараживающих средств, исходя их суточного расходования, специальной техникой (бульдозеры, экскаваторы и др.), материалами (трубами, отводами различных диаметров, и др.) с целью бесперебойной работы предприятий как в нормальном режиме, так и в чрезвычайных ситуациях.
3.3. Осуществлять усиленный производственный контроль за качеством очистки стоков.
3.4. Обеспечить своевременное в установленное правилами сроки выявление и устранение аварийных ситуаций на канализационных сетях.
3.5. Обеспечить немедленную передачу информации в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области об аварийных ситуациях на системах канализации населенных мест и аварийном сбросе неочищенных стоков.
3.6. Обеспечить наличие резервного запаса дезинфекционных средств и препаратов не менее чем на 10 дней работы.
4. Руководителям жилищно-коммунальных хозяйств, водопроводных и канализационных сооружений, хозяйствующих субъектов, имеющих на балансе водопроводы и канализационные сооружения:
4.1. Организовать в марте-апреле проведение вакцинации лиц, занятых в сфере коммунального благоустройства (работники, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также предприятий по санитарной очистке населенных мест, сбору, транспортировке и утилизации бытовых отходов), против вирусного гепатита А, ранее не привитых и не болевших.
5. Рекомендовать комитету по здравоохранению Ленинградской области:
5.1. Обеспечить запас препаратов, необходимых для иммунизации (вакцин против гепатита А, дизентерии, брюшного тифа - в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 31.01.2011 N 51н) и фагирования населения по эпидемическим показаниям.
6. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований Ленинградской области, главным врачам ЛПУ:
6.1. Сообщать о всех случаях возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера в установленном порядке в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 24.04.2009 N 3-П "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера";
6.2. Обеспечить наличие резервного запаса дезинфекционных средств и препаратов не менее чем на 10 дней работы;
6.3. Утвердить схемы обеспечения питьевой водой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с целью водообеспечения лечебно-профилактических учреждений;
6.4. Провести семинары с медицинскими работниками по клинике, диагностике и организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах кишечных инфекций, в том числе брюшного тифа, вирусного гепатита А;
6.5. Определить численность подлежащих прививкам по эпидемическим показаниям контингентов (обслуживаемого ЛПУ на данной территории, для оперативной вакцинации по решению СПЭК, в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям);
6.6. Организовать проведение вакцинации против гепатита А ранее непривитых из числа медицинского персонала инфекционных больниц и отделений, сотрудников бактериологических лабораторий;
6.7. Активизировать разъяснительную работу среди населения о санитарно-эпидемиологической обстановке в населенных местах в период весеннего паводка и о мерах профилактики инфекционных заболеваний, в т.ч. по вопросам употребления воды в кипяченом виде или бутилированной.
7. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области":
7.1. Принять участие в работе оперативных штабов и эвакуационных комиссий при администрациях муниципальных районов по координации проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасного прохождения весеннего половодья и паводков на административных территориях.
7.2 Направить предложения в адрес глав администраций муниципальных образований и юридических лиц по проблемным эпидзначимым объектам (ВОС, КОС, склады ядохимикатов, скотомогильники, навозохранилища и др.), находящимся в зоне возможного подтопления паводковыми водами.
7.3. При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Планом на 2011 год, проведением внеплановых проверок, административных расследований обратить особое внимание на состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей, соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки, режима обеззараживания воды перед поступлением в сети, наличие запасов реагентов и обеззараживающих средств.
7.4. При выявлении нарушений санитарного законодательства в полной мере использовать права и полномочия, предоставленные действующим законодательством РФ, вплоть до передачи материалов в судебные и правоохранительные органы.
7.5. Обеспечить организацию системы наблюдений и сбора оперативной информации за качеством водопроводной воды из поверхностных водоисточников (для Волосовского, Гатчинского, Ломоносовского районов - в т.ч. из незащищенных подземных источников), подаваемой населению по данным производственного контроля на поднадзорных территориях. С момента начала паводка три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) информировать по электронной почте Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области о качестве питьевой воды, чрезвычайных ситуациях (авариях, отключениях более 24 часов и др.) и мерах по предотвращению неблагоприятных последствий.
7.6. Обеспечить проведение оперативного анализа заболеваемости острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом А и санитарного фона с целью оценки, прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки на территориях риска и своевременного принятия комплекса адекватных профилактических и противоэпидемических мероприятий.
7.7. Обеспечить проведение мониторинга за качеством воды водных объектов и питьевой воды, определенных планом работы.
7.8. Информировать население через средства массовой информации о санитарно-эпидемиологической обстановке в населенных местах в период весеннего паводка.
7.9. Довести текст настоящего Постановления до сведения заинтересованных лиц.
7.10. Представить итоговую информацию об исполнении данного Постановления в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области в срок до 25.04.2011.
8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Новацкого В.Е.
Главный государственный |
С. А. Горбанёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 3 марта 2011 г. N 03-П "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области в период весеннего паводка 2011 года"
Текст постановления размещен на сайте Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области (http://47.rospotrebnadzor.ru)