Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 31 мая 2012 г. N 33-6476/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Вологдиной Т.И. и Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2012 года апелляционную жалобу Морева Н.С. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2012 года по делу N 2-267/12 по заявлению Морева Н.С. об оспаривании решения Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Санкт-Петербургу об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., судебная коллегия
установила:
Морев Н.С. обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что 19.10.2011 г. подал в ФБУ "Кадастровая палата" по Санкт-Петербургу посредством веб-сервиса портала www.rosreestr.ru заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых путем перераспределения исходных земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресам: <адрес>
Решением N 7840/101/11-13997 от 16.11.2011 г. ФБУ "Кадастровая палата" по Санкт-Петербургу отказало в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков по тому мотиву, что необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", поскольку в составе приложений представленного межевого плана отсутствует копия соглашения собственников исходных земельных участков об образовании земельных участков (л.д. 24-25).
Считая требование органа кадастрового учета о представлении такого соглашения необоснованным, Морев Н.С. после уточнения требований в ходе судебного разбирательства просил суд признать решение N 7840/101/11-13997 от 16.11.2011 г. незаконным и недействительным и обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу, являющийся обособленным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), к которому перешли функции ФБУ "Кадастровая палата" по Санкт-Петербургу (л.д.21-23), поставить образуемые земельные участки на кадастровый учет.
Решением Петродворцового районного суда от 20.02.2012 г. в удовлетворении заявления Морева Н.С. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить вынесенное судом решение как незаконное и необоснованное и принять новое об удовлетворении его заявления.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие заявителя Морева Н.С. и представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу, которые извещены о времени и месте заседания суда кассационной инстанции (л.д.193, 194), о причине неявки не сообщили; заинтересованным лицом представлены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
По смыслу частей 1-4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (т.е. систематизированного свода сведений, в частности, об учтенном в соответствии с этим Законом недвижимом имуществе), с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества (действиями уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений) и с осуществлением кадастровой деятельности (выполнения управомоченным лицом - кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными этим Законом, кадастровых работ - работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе).
Таким образом, данный закон регулирует вопросы учета объектов недвижимости. Основания же возникновения, осуществления и прекращения прав на эти объекты определяются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а в данном случае - также Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок кадастрового учета определен главой 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", который при разрешении дела подлежит применению в редакции от 21.07.2011 г., действовавшей на момент принятия оспариваемого решения.
Частью 1 ст. 16 Закона предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 этого Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 2 этой же статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных, указанных в этой статье сведений, осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
При этом в силу ч. 1 ст. 21 Закона заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.
Согласно пункту 2 части 2 ст. 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона.
В силу части 8 этой же статьи, если такое решение принято на основании приведенного пункта, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен частью 1 ст. 22 названного Закона, согласно пункту 2 которой, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, в частности, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Требования к межевому плану содержатся в ст. 38 Закона, часть 6 которой предусматривает, что в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Часть 12 ст. 38 Закона также предусматривает, что форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из части 10 этой же статьи следует, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии с положениями ч. 12 ст. 38 и ч. 10 ст. 39 Закона Министерство экономического развития Российской Федерации издало приказ от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно подпункту 7 п. 23 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных этим приказом, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Копии таких документов в силу пункта 27 Требований включаются в состав приложения к межевому плану.
Эти положения приказа не признаны недействующими в установленном порядке и отвечают приведенным выше нормам ч. 10 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", из которых вытекает необходимость соблюдения требований специального законодательства при образовании земельных участков, в том числе в отношении документов, с учетом которых определяется местоположение границ образуемых земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 5 этой же статьи образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 2 ст. 11.7 ЗК РФ предусмотрено, что при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Из представленных в материалы дела документов следует, что исходные земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>, из которых согласно межевому плану образуются земельные участки (л.д.33), в отношении которых Морев Н.С., являющийся по объяснениям его представителя кадастровым инженером (л.д.86), обратился с заявлением о постановке на кадастровый учет, относятся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуальных жилых домов.
В отношении земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1.632 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, имеются сведения о его принадлежности на праве собственности Л. (л.д.53).
Смежным с ним является земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 2.347 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности А., Н., П. и Т. (л.д.68).
В силу приведенных выше норм Земельного кодекса РФ образование новых земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности указанных лиц, может осуществляться только по соглашению между ними.
Поскольку согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием объекта недвижимости, то при разрешении вопроса о кадастровом учете земельных участков, образуемых путем перераспределения вышеназванных земельных участков, также должны учитываться указанные нормы Земельного кодекса РФ.
Из положений пунктов 23 и 27 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных на основании норм ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не противоречащих ему, вытекает необходимость подготовки межевого плана с учетом такого соглашения.
Следовательно, поскольку межевой план в силу ч. 1 ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" входит в состав необходимых для кадастрового учета документов и должен отвечать требованиям ст. 38 этого Закона и изданному во исполнение его положений приказу Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. N 412, заявитель должен был представить в орган кадастрового учета в качестве приложения к межевому плану соглашение собственников об образовании земельных участков путем перераспределения принадлежащих им исходных земельных участков.
Данный вывод не опровергают доводы жалобы о том, что исходя из положений ст. 24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет образованных объектов недвижимости, носят временный характер, который утрачивают со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, а если она не осуществлена в течение двух лет со дня постановки земельного участка на учет, аннулируются и исключаются из кадастра.
Однако соответствующих документов заявителем не представлено.
С учетом изложенного у ФБУ "Кадастровая палата" по Санкт-Петербургу в данном случае имелось основание для отказа в осуществлении постановки земельных участков на государственный кадастровый учет в связи с несоответствием содержания необходимых для кадастрового учета документов (межевого плана) требованиям ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя следует признать правильным.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом допущено не было.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Морева Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 мая 2012 г. N 33-6476/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)