Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 29 мая 2012 г. N 7118
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Быханова А.В.
судей
Сухаревой С.И. и Кудасовой Т.А.
при секретаре
Челноковой О.В.
рассмотрела в судебном заседании 29 мая 2012 года дело N 2-132/12 по апелляционной жалобе Пономарева А.Н. на решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2012 года по иску Пономарева А.Н. к ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" об оспаривании действий, возложении обязанности по перерасчету размера платы за коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения Пономарева А.Н., представителя ответчика Гузенко М.В. (доверенность от 11.01.2012 года N...), представителя 3-его лица ГУП "Топливно-энергетический комплекс" Разгоняевой А.В. (доверенность от 29.03.2012 года N...), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Пономарев А.Н., ссылаясь на Закон РФ "О защите прав потребителей", обратился в суд с иском к ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009 - 2010 г.г., о взыскании излишне уплаченных денежных средств в сумме 4 381 руб., 10 коп. и 1 441 руб. 09 коп., о возложении обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, начисленной за предшествующие периоды с момента установки в доме общедомовых приборов учета.
В порядке ст. 39 ГПК РФ Пономарев А.Н. уточнил предмет иска, просил: признать незаконными действия ответчика по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение за период 2008 - 2010 г.г., в результате совершения которых образовалась переплата; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение за период 2008 - 2010 г.г. путем учета уплаченных им в период с 2009 г. по 2010 г. денежных средств в сумме 4 381 руб. 10 коп., а также денежных средств, уплаченных в 2008 г., в счет будущих платежей. В обосновании заявленных требований Пономарев Н.А. указал, что он является сособственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. N..., корп. N..., кв. N... и плательщиком предоставляемых коммунальных услуг. В декабре 2010 г. в связи с произведенным ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" перерасчетом платы за отопление за отопительный период 2009 - 2010 г.г., при котором дополнительная сумма в 1 441 руб. 09 коп. отдельной строкой была включена в счет на оплату коммунальных услуг, ему стало известно о том, что он проживает в доме, оборудованном общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде. Данное обстоятельство послужило основанием для проведения собственного расчета оплаченной им тепловой энергии, поставленной в период 2008 - 2010 г.г., и по результатам которого, он, основываясь на данных актов о теплопотреблении и данных приборов учета тепловой энергии за 2009 - 2010 г.г., установил факт переплаты им в указанный период на сумму 4 381 руб. 10 коп. Пономарев Н.А., полагая, что факт переплаты им тепловой энергии имел место и в 2008 г., просил о защите своего права, как потребителя, нарушенного неправомерными действиями ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района", путем возложения на него обязанности произвести перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение за период 2008 - 2010 г.г. и учесть уплаченные им в указанный период денежные средства в счет оплаты будущих коммунальных платежей.
Решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2012 года Пономареву А.Н. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Пономарев А.Н. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Пономарев А.Н. является сособственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. N..., корп. N..., кв. N... и плательщиком предоставляемых коммунальных услуг.
Ответчик ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" является управляющей организацией, в чьем управлении находится жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. N..., корп. N....
Управляющая компания в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
Между ответчиком и ГУП "ТЭК", как ресурсоснабжающей организацией, 01.02.2009 года заключен договор о теплоснабжении и горячей воде по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. N... корп. N....
В декабре 2010 г. ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" была произведена корректировка платы за тепловую энергию, сумма которой включена в счет на оплату коммунальных услуг, и из которого усматривается, что плательщику Пономареву А.Н. дополнительно начислена плата за отопление в размере 1 441 руб. 09 коп.
В связи с введением в действие Правил о предоставлении коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" в 1-ом квартале 2012 г. в добровольном порядке был осуществлен перерасчет платы за отопление в сумме 1 441 руб. 09 коп., начисленной плательщику Пономареву А.Н. за отопительный период 2009 - 2010 г.г., данная сумма была возвращена истцу.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 ЖК РФ, исходя из которой, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, равно как и для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги. В соответствии с п. 4 указанной статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции не принял во внимание доводы истца Пономарева А.Н. о том, что в доме N... корп. N... по <...>, Санкт-Петербурге установлен узел учёта тепловой энергии, в связи с чем, расчет платы за отопление производился истцу исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учёта и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
Пунктом 7 указанных Правил, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12 сентября 1995 г. N Вк-4936, узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя; при этом, учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
В соответствие с п. 7.7 указанных Правил, проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном, о чем составляется соответствующий акт, а проверка готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации должна осуществляться перед отопительным сезоном и срок допуска такого узла ограничивается концом отопительного сезона.
Суд первой инстанции, разрешая спор, на основе анализа и оценки представленных сторонами документов, с учетом положений действующего законодательства в области учета тепловой энергии признал, что в доме N... корп. N... <...>, Санкт-Петербург, узел учета тепловой энергии в установленном порядке не имеет допуска к эксплуатации, в связи с чем коммунальные платежи по отоплению могли быть выставлены гражданам, проживающим в данном доме, лишь на основании тарифов, установленных государством.
Таким образом, у Пономарева А.Н. отсутствовали правовые основания для осуществления расчета платы за тепловую энергию в соответствии с положениями п. 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно этим Правилам, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (п. 16).
В соответствии с п. 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Сведений о том, что в период 2008 - 2010 г.г. имело место изменение в установленном порядке тарифов и нормативов в суд не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что квартальный, годовой перерасчет платы за отопление в декабре 2010 года был произведен ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района" при отсутствии общедомовых приборов учета, кроме того, узел учета тепловой энергии не был допущен к эксплуатации в течение отопительных сезонов 2008 - 2010 г.г. в установленном законом порядке.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУП "ТЭК" пояснил, что ей не известно о наличии актов допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. N... корп. N..., в соответствии с действующим законодательством.
Стороны не отрицали, что выставленная истцу сумма 1 441 руб. 09 коп. в декабре 2010 года, в 1 квартале 2012 года была ответчиком возвращена.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 мая 2012 г. N 7118
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)