Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 19 января 2012 г. N 3-5/12
19 января 2012 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79, действующего с изменениями в редакции от 06.12.2010 и 06.04.2011 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" в части слов "являющихся нетрудоспособными и находящимися на их иждивении", суд
установил:
17 ноября 2004 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 24 ноября 2004 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (л.д.41).
Закон официально опубликован в журнале "Новое в законодательстве Санкт-Петербурга, Приложение к Вестнику Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" N 27 от 26.11.2004, в журнале "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" N 1 от 28.01.2005.
Указанный Закон действует в редакции с изменениями от 30.06.2010 г, 06.12.2010 г. с изменениями от 06.04.2011 и устанавливает меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге.
Названный Закон Санкт-Петербурга предоставлял ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г, меры социальной поддержки - оплату жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в Санкт-Петербурге, в том числе членам семей лиц, указанной категории, совместно с ними проживающими.
Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 414-94 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга" были внесены изменения в пункт 2 статьи 4, пункт 2 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", в том числе, что оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений распространяется на членов семей ветеранов труда и ветеранов военной службы, совместно с ними проживающими, являющимися нетрудоспособными и находящимися на их иждивении.
Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" в части слов "являющихся нетрудоспособными и находящимися на их иждивении".
Заявитель полагает, что изменены условия предоставления льготы путем ограничения круга лиц, на которых она распространялась ранее, чем нарушен принцип, установленный федеральным законодательством и не могут использоваться нормы для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Заявитель указывает, что принятыми нормами в оспариваемой части Закона нарушены конституционно - правовые нормы, предусматривающие принцип справедливости, стабильности социальных прав граждан.
В судебном заседании заявленные требования поддержал прокурор, действующий по доверенности Мищенко Е.А.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Каплюк Т.И. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Ксензов А.Н. полагали доводы ошибочными и не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что пунктом 2 статьи 4 и пунктом 2 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" ветеранам труда и ветеранам военной службы была установлена оплата жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади, установленной в Санкт-Петербурге, в том числе, членам семей лиц указанной категории, совместно с ними проживающим.
В указанные нормы статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 414-94 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга" были внесены изменения: в пункт 2 статьи 4, пункт 2 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", в том числе, что оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений распространяется на членов семей ветеранов труда и ветеранов военной службы, совместно с ними проживающими, являющимися нетрудоспособными и находящимися на их иждивении.
Согласно статьям 22,23 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ранее действующей редакции) для ветеранов труда и ветеранов военной службы была установлена оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта РФ.
При этом указанной нормой федерального закона было установлено, что льготы по оплате жилья распространяются только на нетрудоспособных членов семьи ветеранов труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 и пунктом 5 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ, действовавшей по состоянию на 31.12.2004) лица имеющие звание "Ветеран труда", а также совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на их полном содержании или получающие от них помощь, до 01.01.2005 имели право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Члены семей ветеранов труда, совместно с ними проживающие, за исключением названных нетрудоспособных лиц, имели право на льготы по оплате жилья в пределах социальной нормы площади жилья, размер и порядок которых определялся органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 23 названного закона льготы, установленные для ветеранов труда, распространялись и на ветеранов военной службы.
Таким образом, до 01.01.2005 года право на льготы по оплате жилого помещения имели все члены семьи ветеранов труда и военной службы, а не только нетрудоспособные члены семьи.
Между тем, с 01.01 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О ветеранах".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В соответствии с новой редакцией статьи 22 ФЗ "О ветеранах", введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответствующие меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 10 ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г.N122-ФЗ) устанавливаемые меры социальной поддержки в отношении указанных категорий граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации".
Закон Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 414-94 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга" устанавливает меры социальной поддержки виде 50% оплаты занимаемой общей площади жилых помещений распространяющейся на членов семей ветеранов труда и ветеранов военной службы, совместно с ними проживающими, являющимися нетрудоспособными и находящимися на их иждивении.
Данные изменения, внесенные Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 414-94 в Закон Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" соответствуют требованиям федерального законодательства.
При этом суд отмечает, что Федеральный закон от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрел право субъекта Российской Федерации самостоятельно определять порядок и размер предоставляемых льгот. Данные нормы действовали по состоянию на 31.12.2004 года. В пределах предоставленных полномочий субъектом РФ - Санкт-Петербургом был принят Закон Санкт-Петербурга 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", который распространил льготы по 50% оплате занимаемой общей площади жилых помещений на членов семей ветеранов труда и ветеранов военной службы, совместно с ними проживающими.
Между тем, как уже отмечалось, в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года были внесены соответствующие изменения.
В частности, пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Оценивая в совокупности обстоятельства, суд полагает установленным, что Закон Санкт-Петербурга 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", действующий в редакции от 30.06.2010 г. в оспариваемой части не нарушает положения пункта 2 статьи 153 ФЗ N 122-ФЗ, т.к. меры социальной поддержки отдельной льготной категории граждан, установленных в соответствии с федеральным законодательством определены.
Закон Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года N 589-79 в соответствии с требованиями Федерального закона, осуществляя правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в рамках переданных полномочий, обеспечил сохранение льгот для категории ветераны труда и гражданам, приравненным к ним, не допуская уменьшения совокупного объема финансирования соответствующих льгот.
Субъект Российской Федерации город федерального значения - Санкт-Петербург, в пределах предоставленной компетенции привел в соответствие законодательство субъекта по предоставлению льгот отдельной категории граждан. При этом соблюден принцип социальной справедливости и не нарушены права льготной категории граждан и нетрудоспособных, находящихся на их иждивении членов семьи.
Таким образом, в пределах компетенции субъекта РФ - Санкт-Петербурга, принятие нормативного правового акта, который в оспариваемой части не противоречит действующему федеральному законодательству и не ущемляет права и интересы льготной категории граждан на получение мер социальной поддержки.
В обоснование своих требований прокурор Санкт-Петербурга указал, что 50% оплата занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья предоставлялась отдельной категории граждан, в том числе ветеранам труда и военной службы с учетом прав всех членов семьи ветеранов труда и военной службы, в то время как согласно новой редакции Закона, указанная льгота предоставляется ветеранам с учетом количества нетрудоспособных и находящихся на их иждивении членов семьи, вследствие чего изменения повлекли за собой уменьшение размера назначаемой выплаты.
Суд полагает изложенную правовую позицию ошибочной.
Следует согласиться с представителями органов государственной власти Санкт-Петербурга, что внесенными изменениями законодательство Санкт-Петербурга, в частности Закон Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", приведен в соответствие с федеральным законодательством, которое, как в прежней редакции, так и в новой редакции, не содержало права на предоставление льгот для всех членов семьи ветеранов труда и военной службы. Предоставляя такое право до 31.07.2010 года в соответствии с Законом Санкт-Петербурга 24.11.2004 N 589-79 субъект РФ исходил из бюджета и финансовых возможностей города федерального значения Санкт-Петербурга, что является правом субъекта РФ.
На основании изложенного правовая позиция заявителя не подлежит признанию обоснованной и не влечет оснований для признания недействующими пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79, действующего с изменениями в редакции от 06.12.2010 и 06.04.2011 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" в части слов "являющихся нетрудоспособными и находящимися на их иждивении"
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79, действующего с изменениями в редакции от 06.12.2010 и 06.04.2011 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" в части слов "являющихся нетрудоспособными и находящимися на их иждивении" об оспаривании законности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А.Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 января 2012 г. N 3-5/12
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)