Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 февраля 2012 г. N 33-2900
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Кудасовой Т.А. и Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2011 года по гражданскому делу N 2-554/2011 по исковому заявлению Симоновской И. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, об обязании произвести расчет и выплату невыплаченной пенсии,
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области Ярошенко А.С., действующего по доверенности от <дата>, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Симоновская И.С. обратилась в Ломоносовский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно с <дата>, об обязании произвести расчет пенсии за весь взыскиваемый период и выплатить её по нормам, установленным на день вынесения решения суда, рассчитанным с учетом регулярной индексации пенсионных выплат, методика которых установлена Правительством Российской Федерации указывая, что <дата> истице была назначена пенсия по старости, <дата> истица выехала на постоянное место жительства в государство Израиль, где проживает по настоящее время, с момента выезда за границу выплата пенсии истице была приостановлена.
В удовлетворении заявления истицы о возобновлении выплаты пенсии, решением УПФ РФ в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области от <дата> было отказано в связи с тем, что до выезда в государство Израиль пенсия по Закону Российской Федерации ей не назначалась и возможности возобновления выплаты пенсии в данном случае действующим законодательством не предусмотрено. Решением Ломоносовского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2011 года исковые требования Симоновской И.С. удовлетворены частично. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области обязано возобновить (восстановить) Симоновской И.С. выплату пенсии на территории Российской Федерации, начиная с <дата> и осуществить расчет и выплату пенсии за указанный период с учетом коэффициентов индексации социальных пенсий, установленных Правительством Российской Федерации. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, не направляя дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Симоновская И.С. до <дата> проживала по адресу: <адрес> <адрес> (ранее <адрес>, и с 1987 года получала пенсию в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях".
<дата> Симоновская И.С. выехала на постоянное место жительства в Израиль, в связи с чем выплата пенсии ей была прекращена. На момент выезда Симоновская И.С. являлась гражданкой РСФСР, что подтверждено справкой генерального консульства Российской Федерации <адрес> (Израиль).
<дата> Симоновская И.С. обратилась в УПФ РФ в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области о возобновлении выплаты пенсии и обязании произвести расчет пенсии и выплатить её с учетом индексации.
Решением ГУ УПФ РФ в городе Ломоносов и Ломоносовском районе Ленинградской области от <дата> Симоновской И.С. в возобновлении выплаты трудовой пенсии по старости было отказано со ссылкой на то, что оснований для этого не имеется, так как на момент выезда за границу истец не являлась получателем пенсии по Российскому законодательству. Пенсии, назначенные согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, при выезде из СССР за границу выплате не подлежали. Поскольку отъезд за границу состоялся до вступления в силу Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсия по этому закону истице не назначалась и в соответствии с Законом "О выплате пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации" выплате не подлежит.
Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности отказа истице в возобновлении выплаты трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.
В соответствии с Декларацией "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятой 12 июня 1990 г., Россия является суверенным государством с верховенством Конституции России и Законов России на всей территории Республики; законы Союза ССР применяются в той мере, в какой они не противоречат законам Республики.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действовал Закон СССР "О государственных пенсиях", в соответствии с которым Симоновской И.С. была назначена пенсия.
Анализ пенсионного законодательства, действовавшего в СССР и Российской Федерации, свидетельствует о том, что право на получение пенсии по Закону СССР "О государственных пенсиях" обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждается.
Закон Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06 марта 2001 года N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации".
Согласно статье 5 указанного Федерального закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что лишение Симоновской И.С. права на получение пенсии по старости, которую истица заслужила предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).
При этом, суд первой инстанции обоснованно руководствовался Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 закона Российской Федерации от 02 июля 1993 года "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации", которым указанные статьи закона признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение им назначенных пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года, либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Протокола от 20 марта 1952 года к Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней", каждое физическое лицо и юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Симоновской И.С. о возобновлении выплаты пенсии являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, но не с <дата>, а с момента обращения истицы к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии - с <дата>.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В соответствии с частью 3 статьи 22 данного Федерального закона выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается, в частности, по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения и восстановления пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия истице не может быть восстановлена или заново назначена ранее, чем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о возобновлении выплаты истице пенсии по старости, правомерно удовлетворены и требования истицы об обязании ответчика произвести расчет пенсии и выплате Симоновской И.С. пенсии за указанный период с учетом коэффициентов индексации социальных пенсий, установленных Правительством Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что в связи с выездом Симоновской И.С. на постоянное место жительства за границу, за ней не сохраняется право на получение пенсии, назначенной по нормам законодательства СССР, не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений судом при рассмотрении настоящего дела норм гражданского процессуального законодательства, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в ГПК РФ", руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ломоносовского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2012 г. N 33-2900
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)