Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 27 июня 2012 г. N 33-8228/12
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичёвой Е.В.
судей
Селезнёвой Е.Н., Сопраньковой Т.Г.
при секретаре
Архиповой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июня 2012 года апелляционную жалобу Ермаковой Л. П. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2012 года по гражданскому делу N 2-642/12 по заявлению Ермаковой Л. П. об оспаривании действии (бездействия) администрации Красносельского района Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Ильичёвой Е.В., судебная коллегия
установила:
Ермакова Л.П., обратившись в суд с заявлением, просила признать незаконным бездействие администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, выражающееся в нарушение установленных порядка и срока направления решения о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также заявила требование об обязании администрации Красносельского района Санкт-Петербурга предоставить ей в установленном порядке решение о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17.01.2012 Ермаковой Л.П. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, об обязании администрации Красносельского района Санкт-Петербурга предоставить решение о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В апелляционной жалобе Ермакова просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Участники процесса о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ их неявка не является препятствием к разбирательству дела по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В обоснование заявленных требований Ермакова Л.П. ссылалась на то, что узнала о снятии её семьи, в состав которой входит её сын с учёта нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма только <дата> во время судебного разбирательства по иску районной администрации о выселении, предъявленного к ней и её сыну. Как указывала заявительница, соответствующее решение жилищной комиссии ей не направлялось, <дата> на её обращение выдать на руки данное решение, администрацией района ей было отказано. По мнению Ермаковой, отсутствие решения о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма лишает её возможности обжаловать это решение в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации от <дата> N... согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ и в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от <дата> N... Ермакова и её сын были сняты с учёта нуждающихся в жилых помещениях. В представленной в материалы дела выписке из протокола N... заседания районной жилищной комиссии от <дата> содержатся основания, послужившие принятию решения о снятии Ермаковой с учёта в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ.
<дата> Жилищным отделом администрации Красносельского района Санкт-Петербурга по месту регистрации Ермаковой по адресу: <адрес>, было направлено письмо с уведомлением о том, что распоряжением администрации от <дата> N... она снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договору социального найма согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма) и в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от <дата> N....
<дата> Ермаковой было направлено предложение освободить занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором дополнительно сообщено, что распоряжением администрации от <дата> N... согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ и в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.06.1999 N 565-р она снята с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении заявления Ермаковой, суд пришёл к выводу, что поскольку районной администрацией в установленный законом срок в адрес по месту регистрации Ермаковой было направлено уведомление о снятии её с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, и кроме того, дополнительно сообщено об этом и в письме от <дата>, то отсутствуют основания для признания действий (бездействия) администрации района незаконными.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда не соответствующим обстоятельствам дела, постановленным с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьёй 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учёта.
Пункт 1 статьи 56 ЖК РФ содержит перечень оснований для снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 статьи 56 ЖК РФ решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений; решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи; решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Требования к содержанию решения о снятии гражданина с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан установлены законодателем в целях реализации прав граждан на судебную защиту нарушенных жилищных прав.
Как усматривается из материалов дела, решение о снятии Ермаковой с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях было принято жилищной комиссией <дата>. Однако при разрешении спора в суде первой инстанции, равно как и в заседание судебной коллегии районной администрацией не представлено доказательств, подтверждающих направление решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, содержащего основания снятия с такого учёта со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 56 ЖК РФ, Ермаковой, в отношении которой принято такое решение, в установленный законом трёхдневный срок со дня принятия решения. Более того, сторона заинтересованного лица как на основание своих возражений по заявлению Ермаковой указывала, что исполнила предусмотренную пунктом 2 статьи 56 ЖК РФ обязанность, направив Ермаковой <дата> письмо с уведомлением о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договору социального найма. С данным доводом районной администрации согласился и суд первой инстанции. Однако письмо, содержащее лишь уведомление о принятии решения, не является последним и, кроме того, не содержит оснований снятия Ермаковой с учёта нуждающихся в жилых помещениях. При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, следует отметить, что под основанием снятия с учёта исходя из смысла и содержания пункта 2 статьи 56 ЖК РФ законодателем подразумеваются фактические условия, указывающие на наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 ЖК РФ.
Также не свидетельствует о надлежащем исполнении предусмотренной законом обязанности и направление заявительнице письма от <дата>, где указано на наличие решения о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в качестве дополнительной информации.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что до настоящего времени решение о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Ермаковой не выдано и не направлено.
Таким образом, бездействие районной администрации привело к нарушению прав и законных интересов Ермаковой, в связи с чем не может быть признано законным.
Ввиду изложенного имеются основания для возложения на районную администрацию обязанности выдать Ермаковой принятое в отношении неё <дата> решение о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, содержащее основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, заявление Ермаковой - удовлетворению.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 января 2012 года отменить.
Удовлетворить заявление Ермаковой Л. П. об оспаривании действии (бездействия) администрации Красносельского района Санкт-Петербурга.
Признать незаконным бездействие администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, выражающееся в не исполнении обязанности по направлению Ермаковой Л. П. решения о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга выдать Ермаковой Л. П. принятое в отношении неё решение о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2012 г. N 33-8228/12
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)