Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 июня 2012 г. N 33-8248/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Кудасовой Т.А.
судей Шиловской Н.Ю., Ильинской Л.В.
при секретаре Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2012 года апелляционные жалобы Призывной комиссии МО N 73 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда от 19 марта 2012 года по заявлению Дегтяря Д. Н. о признании незаконным и отмене решения Призывной комиссии <адрес> Санкт-Петербурга и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу,
заслушав доклад Кудасовой Т.А.
объяснения представителя призывной комиссии МО N 73 Фрунзенского района Емельянова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заявителя Белоконь Д.А., возражавшего против доводов апелляционных жалоб,
определила:
Заявитель Дегтярь Д.Н. обратился во Фрунзенский районный суд заявлением об оспаривании решения призывной комиссии МО N 73 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в обоснование своих требований указав, что в период осеннего призыва 2011 года он прибыл в отдел военного комиссариата Фрунзенского района, где прошел медицинское освидетельствование. Решением призывной комиссии МО N... от <дата> он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по категории "Б-3".
Заявитель просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии МО N 73 Фрунзенского района о его призыве на военную службу, признать незаконным заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу о признании заявителя годным к военной службе с незначительными ограничениями по категории "Б-3".
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2012 года требования Дегтяря Д.Н. были удовлетворены в полном объеме. Также суд взыскал с Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в пользу Дегтяря Д.Н. расходы по оплате госпошлины в размере <...> рублей, расходы по оплате экспертизы в размере <...> рублей.
В апелляционных жалобах представитель призывной комиссии МО N 73 Фрунзенского района и представитель Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга просят отменить решение суда, считают его неправильным.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции представитель Администрации Фрунзенского района, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что при прохождении Дегтярем Д.Н. медицинского освидетельствования осенью 2011 года, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, дал заключение о годности Дегтяря Д.Н. к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности Б-3). Решением призывной комиссии муниципального образования N 73 Фрунзенского района Санкт-Петербурга от <дата> на основании данного медицинского заключения Дегтярь Д.Н. призван на военную службу.
Согласно статье 5.1. Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В силу статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение о призыве на военную службу, а также об освобождении от призыва на военную службу принимает призывная комиссия.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник, по решению призывной комиссии или военного комиссара, направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с п.п. 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утв. приказом Министра Обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Согласно п. 9 данной инструкции, врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе
Возражая против заключения врача, Дегтярь Д.Н. пояснил, что при медицинском освидетельствовании им были представлены медицинские документы, свидетельствующие о том, что он страдает заболеванием "полипы желчного пузыря".
В ходе судебного разбирательства судом проведена судебная военно-врачебная экспертиза, в соответствии с заключением которой установлено, что у Дегтяря Д.Н. на момент проведения освидетельствования осенью 2011 года и на момент проведения независимой военно-врачебной экспертизы имело место заболевание: <...>. На основании ст. 78 и 66-г графы 1 Расписания болезней и ТДТ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N... от <дата>, Дегтярю Д.Н. должна быть присвоена категория годности к военной службе - "Г" - временно не годен к военной службе, подлежит обследованию с последующим освидетельствованием через 6 месяцев.
Указанное заключение военно-врачебной экспертизы не опровергнуто иными доказательствами, оснований не доверять ему, судом не установлено. Экспертиза проведена с участием врачей невролога, офтальмолога, хирурга, отоларинголога, с проведением судебно-медицинского обследования заявителя и изучением медицинских документов.
При таком положении суд пришел к правильному выводу о том, что при освидетельствовании заявителя врачом был сделан неверный вывод о состоянии его здоровья по результатам изучения медицинских документов.
Ходатайство призывной комиссии о назначении по делу повторной экспертизы обоснованно не было удовлетворено судом первой инстанции, а также судебной коллегией, поскольку заключение экспертов является ясным, полным, экспертами были даны ответы на все поставленные судом вопросы, выводы экспертов соответствуют проведенному исследованию, в связи с чем оснований не доверять заключению экспертов не имеется.
Доводы Администрации Фрунзенского района о том, что судебные расходы необходимо было отнести на Военный комиссариат Санкт-Петербурга, судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" даны разъяснения, что в случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
При этом с органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом; не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления; должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе только при привлечении к участию в деле соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления (пункт 29 Постановления).
Призыв граждан на военную службу осуществляется в строго определенные сроки, установленные статьей 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывные комиссии, непосредственно осуществляющие призыв, могут формироваться на определенный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статья 29 указанного Закона).
Согласно пунктов 2 и 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации.
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 852, в мирное время в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании создается призывная комиссия по мобилизации, осуществляющая призыв граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации.
Состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) утверждается решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) (пункты 16 и 17).
Исходя из порядка создания и состава призывной комиссии, изложенных в разделе III указанного Положения, не представляется возможным сделать вывод, что призывная комиссия является самостоятельным юридическим лицом.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" задачами Администрации являются, в том числе, обеспечение проведения мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, и участие в осуществлении призыва граждан на военную службу (пункт 2.7.5), к полномочиям Администрации района относится участие в осуществлении призыва на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу граждан, не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (пункт 3.7.1).
Учитывая, что районная администрация Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга, в том числе, участие в осуществлении призыва граждан на военную службу, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по возмещению судебных расходов, понесенных заявителем, надлежит возложить на Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Иные доводы апелляционных жалоб также не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам и постановил решение в соответствии с нормами материального права с соблюдением требований процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2012 г. N 33-8248/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)