Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 12 июля 2012 г. N 33-9478/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Пучинина Д.А., Рогачева И.А.
при секретаре
Соболевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2012 года гражданское дело N 2-1460/2012 по апелляционной жалобе Военного комиссариата города Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2012 года по иску Симонова А.В. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя Военного комиссариата города Санкт-Петербурга - Н.В. (доверенность "..."), объяснения Симонова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2012 года Военный комиссариат города Санкт-Петербурга обязан выплатить за счет средств федерального бюджета Симонову А.В. компенсацию за наем жилого помещения за период с "..." года по "..." года в размере "..."руб. "..." коп., государственную пошлину в размере "..." руб.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат города Санкт-Петербурга просит отменить указанное решение суда, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В объеме заявленных к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга требований о выплатите за счет средств федерального бюджета компенсации за наем жилого помещения за период с "..." года по "..." года в размере "..." руб. "..." коп., Симонов А.В. указал на то, что он проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с "..."года по "..." года. Приказом Командующего войсками Западного военного округа от "..." года N"..." уволен в запас с выслугой лет в календарном исчислении "..." лет, в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилищного обеспечения по установленным нормам. Так как за время прохождения военной службы жилой площадью истец обеспечен не был, "..." года он был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи "..." человека (личный номер "..."). Им был заключен договор найма жилого помещения с собственником А.В., расположенного по адресу "...", на срок с "..." года по "..." года (договор "..."). В соответствии с данными договорами, плата за наем указанного жилого помещения составляет "..."рублей в месяц. "..." года истец был выведен в распоряжение Командующего войсками Ленинградского военного округа и прикомандирован к Военной комендатуре, где проходил военную службу по контракту до момента увольнения. Через финансовый орган федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" ему ежемесячно производилась выплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения в размере "..." руб., однако после его увольнения с военной службы данная выплата была прекращена. "..." года истец обратился в Военный комиссариат города Санкт-Петербурга, где состоит на пенсионном обеспечении, с заявлением по вопросу назначения ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с "..."года"..." года получил ответ о том, что денежная компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "..." года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях, а так как истец состоит на учете в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны, а не в жилищном комитете города, либо района, права на данную выплату не имеет.
Так как на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Симонов А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением, до настоящего времени им не обеспечен, истец полагает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере, установленном постановлением Правительства РФ N 909 от 31.12.2004 г.
В этой связи, Симонов А.В. просил обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать ему за счет средств федерального бюджета компенсацию за наем жилого помещения за период с "..." года по "..." года в размере "..." руб. "..." коп.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных документов, установил, что Симонов А.В. проходил службу в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, за период с "..." года по "..." года жилой площадью не обеспечивался, государственный жилищный сертификат и безвозмездную финансовую помощь на строительство (покупку) жилья не получал, с "..." года состоял на учете по обеспечению жилым помещением в ФГУ "Загородная КЭЧ", выплатой денежной компенсации найма жилого помещения согласно справке Управления финансового обеспечения МО РФ по СПб и ЛО обеспечен по "..." года включительно, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с "..." года с семьей в составе "..." человека.
Согласно справке представленной ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения от "..." года N "...", которому функции по учету безквартирных военнослужащих переданы на основании приказа от "..."года, Симонов А.В., личный номер "...", признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и состоит в едином реестре военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи "..." человека (л.д. "...").
Письмом от "..." года ответчиком отказано истцу в выплате компенсации за наем жилого помещения, т.к. истец состоит на учете нуждающихся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, а не Жилищном комитете города, либо района, как того требует закон (л.д. "...".
Из материалов дела следует, что денежную компенсацию за наем жилого помещения Симонов А.В. не получает с "..."года.
Абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) установлено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ранее действовавшей редакции абзаца второго п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. от 08.05.2006 г.): при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 г. N 909 (в ред. от 05.09.2008 г.) выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Как следует из п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 909 (в ред. от 05.09.2008 г.), решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
С учетом вышеизложенных положений нормативных актов, суд счёл, что право уволенных военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением.
Учитывая, что материалами дела подтверждается, что истец имеет выслугу лет свыше "...", жилым помещением не обеспечен до настоящего времени, состоит в очереди на обеспечение жилым помещением и имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что истец имеется право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Поскольку после увольнения Симонов А.В. не исключен из списков на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, суд правильно указал в решении, что после его увольнение без предоставления жилого помещения, обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечить его жилым помещением сохранилась, и, следовательно, не имеется законных оснований для отказа истцу в получении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения его жилым помещением.
В случае отказа Симонову А.В. в иске будет иметь место неравное положение истца, уволенного без обеспечения жилым помещением, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем, не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, а также неравное положения истца по сравнению с положением тех военнослужащих, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до "..." г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектах Российской Федерации организациях в связи с избранием нового места жительства при увольнении, что недопустимо, поскольку такое положение привело бы к нарушению его конституционных прав, гарантированных ст. 19 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от "..."г. N "..." денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений уволенным с военной службы выплачивается в размере, не превышающем в г. Санкт - Петербурге - "..." рублей.
Разрешая спор, суд установил, что факт пользования Симоновым А.В. с супругой О.А., дочерью Е.А., "..." года рождения, и дочерью А.А., "..." года рождения, на условиях поднайма квартирой, расположенной по адресу: "...", принадлежащей Ф.В. и В.В., подтверждается заключенными истцом с Зайченко А.В., действующим на основании доверенностей выданных собственниками квартиры: договором найма N "..." от "..." года по "..." года при условия проживания истца с супругой и детьми, договором найма N "..." от "..." года, которым также предусмотрено проживание истца с супругой и детьми по "..." года с помесячной оплатой "..." руб (л.д. "..."). Внесение денежных средств по договорам подтверждается приходными кассовыми ордерами перечисления денежных средств на расчетный счет по условиям договоров за период с "..."года по "..." года (л.д. "...").
При таком положении, а также исходя из фактического периода пользования жилым помещением и подтверждения несения расходов на оплату поднайма квартиры с "..." года по "..." года, при отсутствии доказательств предоставления жилого помещения в этот период и снятия с учета нуждающихся, суд счел возможном определить задолженность Военного комиссариата города Санкт-Петербурга по компенсации за наем жилого помещения в следующем размере: "..." руб. "..." коп., подлежащую выплате истцу.
Вопрос о взыскании судебных расходов разрешен судом в соответствии с положениями главы 7 ГПК РФ.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе по существу рассмотренных требований, заявлялись и в суде первой инстанции, являлись предметом исследования, получили надлежащую правовую оценку, не могут повлиять на правильность состоявшегося судебного решения, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к его отмене.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2012 г. N 33-9478/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)