Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 5 июня 2012 г. N 33-7532/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кордюковой Г.Л.
судей
Лебедева В.И., Тарасовой В.И.
при секретаре
Кургузовой Ю.М.
рассмотрев в судебном заседании 05 июня 2012 года гражданское дело N 2-167/2012 по апелляционной жалобе Е.В.В. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2012 года по иску Е.В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, признании незаконным решения об отказе в назначении и выплате трудовой пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., выслушав объяснения Е.В.В., ее представителя, представителя УПФ, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Е.В.В. обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, признании незаконным решения об отказе в назначении и выплате пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование своих требований истец указала, что она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с достижением необходимого специального стажа, однако ответчиком ей было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. При принятии решения не были включены в льготный стаж периоды ее работы:
- в качестве санитарки поликлиники N 65 за период работы с 14.10.1985 года по 03.07.1988 года, с 02.09.1991 года по 30.09.1992 года, с 01.10.1992 года по 29.11.1998 года, с 30.11.1998 года по 03.04.2000 года, с 04.04.2000 года по 06.02.2005 года
- в качестве санитарки психоневрологического отделения ГУЗ "Николаевская больница" с07.02.2005 года по 14.07.2011 года.
Истец полагает, что отказ ответчика о включении в специальный трудовой стаж вышеназванных периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным.
Решением Петродворцового районного суда от 06 марта 2012 года в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить, как необоснованное и незаконное.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Е.В.В. 14 июля 2011 г. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.
Комиссия по назначению пенсий отказала в назначении досрочной трудовой пенсии истице из-за отсутствия необходимого специального стажа, о чем был составлено решение N 39-02/296 от 29 августа 2011 г..
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" досрочная трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Если они проработали на указанных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 на один год за каждые 2 года такой работы.
Основным условием для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списками.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 - 28 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, зачитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Действующим законодательством право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 установлено младшему и среднему медицинскому персоналу, который постоянно и непосредственно занят обслуживанием больных в психиатрических и психоневрологических лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.
Таким образом, правом на пенсию по Списку N 2 пользуется младший и средний медицинский персонал психоневрологических и психиатрических лечебно-профилактических учреждений. При этом, не имеет значения в каких структурных подразделениях таких учреждений работает указанный персонал.
Основанием для предоставления досрочного пенсионного обеспечения младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических лечебно-профилактических учреждений является непосредственная занятость обслуживанием психических больных в психиатрических учреждениях.
"Непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, позиция 2260000в:
- перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.;- санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья;
- санитарно-гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.;
- раздача пищи, индивидуальное кормление больных;
- уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истица в период работы, не засчитанный ответчиком в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а именно с 14 октября 1985 г. по 30.07.1988 г. работала в должности санитарки Поликлиники N 65, с 02.09.1991 г. по 30.09.1992 г. и с 01.10.1992 г. по 29.11.1998 г. работала в должности санитарки психоневрологического отделения Поликлиники N 65, с 30.11.1998 г. по 03.04.2000 г. работала в должности санитарки психоневрологического отделения ГМУ Поликлиники N 65, с 04.04.2000 г. по 06.02.2005 г. работала в должности санитарки психоневрологического отделения ГУЗ Поликлиники N 65, с 07.02.2005 г. по 14.07.2011 г. работала в должности санитарки психоневрологического отделения ГУЗ "Николаевская больница" с полным рабочим днем без совмещения профессий.
Однако истица не обслуживала больных в условиях контакта медицинского работника и пациента, выполняла те функциональные обязанности, которые непосредственно не связаны с лечебной деятельностью, что подтверждается трудовой книжкой истицы, должностной инструкцией младшего медицинского персонала Поликлиники N 65 и ГУЗ Николаевской больницы, согласно которой в функциональные обязанности санитарки входит:
- влажная уборка пола отделения (не реже 3-4 раз за смену), в том числе после приема пациентов, уборка оборудования, раковин, оконных рам, подоконников с дезинфицирующими средствами, проветривание, вынос мусора ;
Согласно справке ГУЗ "Николаевская больница" от 06.06.2011 года N 398 в обязанности санитарки также входило: систематически поддерживать чистоту дверей, дверных проемов, следить за экономным расходованием электроэнергии, воды, исправной работой канализации, следить за сохранностью и правильным использованием закрепленного за ней мягкого и иного инвентаря, наблюдать за пациентами, ожидающими приема участкового врача психиатра, контролировать их поведение (л.д. 13)
Аналогичные обязанности отражены в должностной инструкции санитарки психоневрологического отделения, утвержденные главным врачом ГУЗ "Николаевская больница" 18.12.2009 года (л.д. 24-25)
Согласно акту N 19/49/5 от 28.06.2011 года по результатам проверки факта работы Е.В.В., проведенной ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга за период с 02.09.1991 году по настоящее время в связи с отсутствием подтверждения, что работа истицы непосредственно связана с обслуживанием больных в течение полного рабочего дня, рекомендовано ГУЗ "Николаевская больница" отозвать ошибочно выданную Е.В.В. справку N 398 от 06.06.2011 г. о наличии у нее льготы о включении в специальный стаж.
Администрацией ГУЗ "Николаевская больница" представлены сведения, что должность санитарки психоневрологического отделения не входит в "Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение за выслугу лет" (л.д.104-105).
Учитывая вышеизложенное, а также то, что работа истицы в должности санитарки не связана с непосредственным обслуживанием больных, возражения ответчика в части отсутствия подтверждения постоянного и непосредственного обслуживания психических больных, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, так как истица в течение полного рабочего дня работала на должности санитарки в ГУЗ "Николаевской больнице" на психоневрологическом отделении, функционирующем в амбулаторном режиме, то есть, отсутствие коечного фонда не образует необходимости непосредственного обслуживания санитаркой психически больных лиц психоневрологического отделения, и не образует у истицы необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения истицы в пенсионный орган.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права - не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом 1 инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка свидетельским показаниям не содержат безусловных правовых оснований к отмене судебного решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции, а также не правовых умозаключений, которые не могут быть предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 5 июня 2012 г. N 33-7532/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)