Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 9 августа 2012 г. N 33-10961/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Пучинина Д.А. и Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 августа 2012 года апелляционную жалобу Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2012 года по делу N 2-2361/12 по заявлению Афанасьевой В.В. об оспаривании отказа Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителей Афанасьевой В.В. - Морозова А.Ю. и Максимовой Т.П., просивших оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Афанасьева В.В., являющаяся бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и инвалидом второй группы вследствие общего заболевания, (л.д.12, 13), обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ей жилья в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" на основании ее обращений от 25.04.2011 г., на которые администрацией Фрунзенского района были даны ответы от 28.04.2011 г. N 10.5-923-1139 и от 04.05.2011 г. N 60/10 об отсутствии оснований для предоставления ей жилого помещения в соответствии с этим Указом (л.д.7-10). Уточнив требования в ходе судебного процесса, заявительница также просила обязать районную администрацию предоставить ей отдельное жилое помещение в соответствии с нормами жилищного законодательства (л.д.4-5, 40).
Решением Фрунзенского районного суда от 22.11.2011 г. в удовлетворении заявления Афанасьевой В.В. было отказано (л.д.44-49).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01.02.2012 г. указанное решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей (л.д.62-67).
При новом рассмотрении дела Афанасьева В.В., уточнив заявление, просила признать незаконными действия Администрации Фрунзенского района, связанные с отказом предоставить ей жилое помещение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714, и обязать районную администрацию предоставить ей жилое помещение на основании этого Указа в соответствии с нормами жилищного законодательства (л.д.74-75).
Решением Фрунзенского районного суда от 18.04.2012 г. заявление Афанасьевой В.В. удовлетворено: постановлено признать незаконным отказ Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в предоставлении ей жилого помещения в соответствии с названным Указом и на администрацию возложена обязанность предоставить заявительнице жилое помещение в соответствии с этим Указом и нормами жилищного законодательства.
В апелляционной жалобе Администрация Фрунзенского района просит отменить вынесенное судом решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и принять новое об отказе в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя Администрации Фрунзенского района, которая извещена о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (л.д.102-103), о причине неявки своего представителя не сообщила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении заявления.
Рассматривая дело, суд исходил из того, что в силу положений ч. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ Афанасьева В.В. как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей и инвалид 2 группы вследствие общего заболевания приравнена по предоставляемым мерам социальной поддержки и льготам к инвалидам Великой Отечественной войны, которые согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, на что было указано в определении суда кассационной инстанции по настоящему делу от 01.02.2012 г. Поскольку Афанасьева В.В. с 28.01.2010 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (л.д.11), суд пришел к выводу о том, что заявитель исходя из обязательных указаний суда кассационной инстанции имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714.
Однако в данном случае судом первой инстанции неправильно истолкованы указания суда вышестоящей инстанции, обратившего внимание на то, что положения вышеназванных нормативно-правовых актов связывают меры по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан с признанием их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и что при новом рассмотрении дела суду необходимо оценить наличие у Афанасьевой В.В. права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета по этому признаку.
Действительно, в силу пп.4 п. 1 ст. 14 и 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714, на которых основаны требования Афанасьевой В.В., необходимым условием для обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Какого-либо вывода о том, что Афанасьева В.В. может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, в кассационное определении включено не было, и вопрос о том, какое должно быть принято решение по настоящему делу, оно не предрешало. При этом, по смыслу положений ст. 369 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 31.12.2011 г.) в случае отмены решения суда первой инстанции и передачи дела на новое рассмотрение, для суда, вновь рассматривающего данное дело, обязательными являлись лишь указания суда кассационной инстанции, касающиеся необходимости совершения процессуальных действий.
Тем не менее, суд первой инстанции при новом рассмотрении дела не исследовал вопрос о том, отвечала ли Афанасьева В.В. на момент принятия оспариваемого решения предусмотренным законом критериям нуждаемости в жилых помещениях.
Согласно ст. 49 и ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане либо иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 5 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19.07.2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в частности, следующих категорий: ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, а также проживающие в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно п. 1 ст. 3 названного Закона учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Как следует из материалов дела, Афанасьева В.В. на момент ее обращения в Администрацию Фрунзенского района и принятия последней решения об отказе в предоставлении заявительнице жилого помещения (в мае 2011 года) была зарегистрирована одна в комнате площадью 15,7 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире <адрес> (л.д.76 - справка о регистрации по месту жительства).
Учитывая указанную площадь комнаты, а также общую и жилую площадь квартиры - соответственно 44,1 кв. м и 29,6 кв. м (л.д.76 оборот), на Афанасьеву В.В. приходилось 23,4 кв. м общей площади жилого помещения (15,7: 29,6 х 44,1 = 23,4), что значительно превышало учетную норму, недостижение которой в силу взаимосвязанных положений ст.ст.49-52 ЖК РФ и ст. 1 Закона СПб N 407-65 от 19.07.2005 г. является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставления им жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, Афанасьева В.В., будучи обеспечена жилым помещением более учетной нормы, не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Афанасьева В.В. состоит на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (л.д.11), однако основания признания граждан нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий отличаются от установленных законом критериев признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан в целях этого Закона понимается использование имеющихся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ.
Из указанной нормы и ст. 2 названого Закона вытекает, что формы содействия в улучшении жилищных условий не предусматривают предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
При таком положении оснований для вывода о незаконности оспариваемого Афанасьевой В.В. отказа Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в предоставлении ей жилого помещения у суда не имелось, что не позволяло в порядке восстановления нарушенного права заявителя возложить на администрацию района обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
Что касается регистрации 29.09.2011 г. в занимаемом Афанасьевой В.В. жилом помещении ее внука М., приобретшего право на долю в праве собственности на <адрес> в порядке наследования по завещанию (л.д.76, 77), то это обстоятельство, которое не было предметом рассмотрения администрации, поскольку соответствующих документов Афанасьева В.В. при обращении туда не представляла, не имеет правового значения для оценки законности оспариваемого решения и не исключает для Афанасьевой В.В. права обратиться по вопросу предоставления ей жилого помещения по договору социального найма как нуждающейся в этом с учетом изменившегося состава семьи.
Поскольку правоотношения сторон связаны не с заключением договора социального найма в отношении какого-либо конкретного жилого помещения, а с реализацией Администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга функций учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, и предоставления им таких помещений в установленном порядке, т.е. эти правоотношения носят публично-правовой характер, заявление Афанасьевой В.В. правильно рассмотрено судом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
По смыслу положений ст. 255 и ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи условием удовлетворения заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица является незаконность этого решения или действий (бездействия), что предполагает их оценку на момент принятия решения (совершения действия).
В данном случае оснований для вывода о незаконности оспариваемого решения Администрации Фрунзенского района материалы дела не дают.
Учитывая изложенное, принятое судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2012 года по настоящему делу отменить. В удовлетворении заявления Афанасьевой В.В. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2012 г. N 33-10961/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)