Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение)
Долгосрочная целевая программа
"Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области
на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 13 сентября 2012 г. N 286)
30 ноября 2012 г.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30 ноября 2012 г. N 379 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие системы защиты прав
потребителей в Ленинградской области на 2012 - 2014 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и интересов |
Основные задачи Программы |
Дальнейшее развитие и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области; создание и укрепление структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления; обеспечение деятельности информационно-консультационных центров для информирования и консультирования потребителей; организация сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями потребителей; максимальное снижение поступления на потребительский рынок некачественных и опасных товаров и услуг путем реализации комплекса мероприятий Программы; организация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с добросовестными изготовителями (исполнителями и продавцами), а также их поддержка; повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе (тыс. рублей в действующих ценах года реализации Программы) |
Источник финансирования Программы - областной бюджет Ленинградской области. Общий объем финансирования - 8976 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 2992 тыс. рублей, 2013 год - 2992 тыс. рублей, 2014 год - 2992 тыс. рублей |
Показатели социальной и экономической эффективности Программы |
Снижение социальной и психологической напряженности на потребительском рынке Ленинградской области; повышение уровня информированности граждан о законодательстве по защите прав потребителей (увеличение числа консультаций, претензий и исков: 2012 год - на 20,0 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 10,0 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 5,0 процента к уровню 2013 года); рост добровольного удовлетворения законных требований потребителей со стороны предпринимателей и юридических лиц (2012 год - на 3,0 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 3,0 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 3,0 процента к уровню 2013 года); повышение качества и безопасности товаров, в том числе снижение удельного веса некачественных товаров, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий (2012 год - на 2,0 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 1,5 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 1,2 процента к уровню 2013 года); снижение числа штрафных санкций, применяемых к предпринимателям и юридическим лицам при проведении проверок за соблюдением законодательства о защите прав потребителей (2012 год - на 3,0 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 2,0 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 1,5 процента к уровню 2013 года); снижение заболеваемости вследствие использования некачественных и опасных товаров (2012 год - на 1,5 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 1,3 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 1,2 процента к уровню 2013 года) |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Возложение функций по защите прав потребителей на соответствующих специалистов администраций муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Ленинградской области (наличие в администрации каждого муниципального образования не менее одного специалиста по защите прав потребителей) (2012 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в девяти администрациях муниципальных районов, 10 администрациях городских поселений и 20 администрациях сельских поселений; 2013 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в 18 администрациях муниципальных районов и городского округа, 30 администрациях городских поселений и 70 администрациях сельских поселений; 2014 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в 18 администрациях муниципальных районов и городского округа, 61 администрации городских поселений и 142 администрациях сельских поселений); создание 18 координационных советов по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2013 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах и городском округе); утверждение 18 муниципальных программ по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в четырех муниципальных районах; 2013 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в восьми муниципальных районах и городском округе); обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров для потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области и предоставление каждым центром услуг: 2012 год - проведение не менее 100 консультаций; 2013 год - проведение не менее 200 консультаций, оформление не менее 30 претензий, 15 исковых заявлений; 2014 год - проведение не менее 200 консультаций, оформление не менее 30 претензий, 15 исковых заявлений; 2013 год - обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров; 2014 год - обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров); актуализация и расширение инфотеки (2012 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков; 2013 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков; 2014 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков); разработка и издание информационно-справочных материалов (справочников, брошюр, памяток) для населения, предпринимателей и юридических лиц по вопросам защиты прав потребителей (2012 год - разработка и издание 600 экземпляров справочников, 2400 экземпляров брошюр, 7600 экземпляров памяток; 2013 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток; 2014 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток); создание 18 координационных советов по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2013 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах и городском округе); утверждение 18 муниципальных программ по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в четырех муниципальных районах; 2013 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в восьми муниципальных районах и городском округе); обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров для потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области с ежегодным предоставлением каждым центром услуг: проведение не менее 200 консультаций, оформление не менее 30 претензий, 15 исковых заявлений (2012 год - обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров; 2013 год - обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров; 2014 год - обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров); актуализация и расширение инфотеки (2012 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков; 2013 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков; 2014 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков); разработка и издание информационно-справочных материалов (справочников, брошюр, памяток) в 18 администрациях муниципальных районов и городского округа, 30 администрациях городских поселений и 70 администрациях сельских поселений; 2014 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в 18 администрациях муниципальных районов и городского округа, 61 администрации городских поселений и 142 администрациях сельских поселений); создание 18 координационных советов по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2013 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах и городском округе); утверждение 18 муниципальных программ по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в четырех муниципальных районах; 2013 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в восьми муниципальных районах и городском округе); обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров для потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области с ежегодным предоставлением каждым центром услуг: проведение не менее 200 консультаций, оформление не менее 30 претензий, 15 исковых заявлений (2012 год - обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров; 2013 год - обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров; 2014 год - обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров); актуализация и расширение инфотеки (2012 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков; 2013 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков; 2014 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков); разработка и издание информационно-справочных материалов (справочников, брошюр, памяток) для населения, предпринимателей и юридических лиц по вопросам защиты прав потребителей (2012 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток; 2013 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток; 2014 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток); организация и проведение обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения Ленинградской области (2012 год - организация и проведение четырех обучающих семинаров; 2013 год - организация и проведение четырех обучающих семинаров; 2014 год - организация и проведение четырех обучающих семинаров); проведение независимых потребительских экспертиз товаров работ и услуг, в том числе для малоимущих граждан (2013 год - проведение 200 экспертиз; 2014 год - проведение 200 экспертиз); обобщение результатов надзорных мероприятий и комплексная оценка состояния, тенденций развития и эффективности проводимых в рамках Программы мероприятий (2012 год - в рамках подготовки доклада "Защита прав потребителей в Ленинградской области"; 2013 год - в рамках подготовки доклада "Защита прав потребителей в Ленинградской области"; 2014 год - в рамках подготовки доклада "Защита прав потребителей в Ленинградской области"); публикация в средствах массовой информации информационных материалов о правах потребителей, о качестве и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке (2012 год - публикация восьми материалов; 2013 год - публикация восьми материалов; 2014 год - публикация восьми материалов); размещение актуальной информации по вопросам защиты прав потребителей на сайтах Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных районов (городского округа), Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области", общественных объединений потребителей (2012 год - размещение 40 материалов; 2013 год - размещение 40 материалов; 2014 год - размещение 40 материалов); проведение открытых уроков и факультативных занятий в школах, учреждениях среднего специального образования, других учебных заведениях по основам потребительских знаний (2012 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий; 2013 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий; 2014 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий); организация информирования и просвещения потребителей через сеть библиотек Ленинградской области путем распространения памяток, брошюр, проведения лекций, семинаров, заседаний общественных приемных и пр. (2012 год - проведение 40 информационно-просветительских мероприятий; 2013 год - проведение 40 информационно-просветительских мероприятий; 2014 год - проведение 40 информационно-просветительских мероприятий) |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2011 год |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика, координатор Программы |
Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области |
Участники Программы |
Основные исполнители Программы: комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области; управление делами Правительства Ленинградской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области. Соисполнители Программы: федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области"; комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области; комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области; комитет общего и профессионального образования Ленинградской области; комитет по культуре Ленинградской области; комитет по здравоохранению Ленинградской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области; региональное отделение по Ленинградской области Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России"; межрегиональная ассоциация общественных объединений потребителей "Северо-Запад" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Смирнов Алексей Витальевич - председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, тел. 274-10-50 |
Управление и контроль за выполнением Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Контроль за финансированием мероприятий Программы осуществляет комитет финансов Ленинградской области. Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области представляет ежеквартально информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - доклад в Правительство Ленинградской области представляет ежеквартально информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - доклад в Правительство Ленинградской области |
1. Содержание проблемы и обоснование ее программного решения
Реализация политики защиты прав потребителей является важной составляющей социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан реализовать свои потребительские права, рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров, работ, услуг. При этом важно, чтобы товары, работы и услуги были качественными и безопасными для здоровья и имущества граждан, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. В этой связи перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Под национальной системой защиты прав потребителей понимается совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.
В Ленинградской области система защиты прав потребителей создана в 1992 году и в настоящее время включает:
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области);
иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области - Правительство Ленинградской области;
органы местного самоуправления Ленинградской области; общественные объединения потребителей Ленинградской области.
За время существования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области отработано взаимодействие и организована согласованная работа при координирующей роли Правительства Ленинградской области через специально образованный межведомственный координационный совет при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей.
Программой определены следующие приоритетные направления:
1) дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Ленинградской области:
развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области, Правительством Ленинградской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) потребителей, в том числе в рамках деятельности межведомственного координационного совета при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей,
организация информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей в муниципальных районах (городском округе), городских и сельских поселениях,
создание районных межведомственных координационных советов по защите прав потребителей,
разработка и принятие муниципальных программ развития системы защиты прав потребителей;
2) повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных с точки зрения защиты прав потребителей сферах потребительского рынка;
3) совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
4) совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей;
5) расширение информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.
Реализация указанных направлений требует высокого уровня организации работы всех структур системы защиты прав потребителей, в том числе органов местного самоуправления, в целях защиты прав и интересов конкретного гражданина.
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" на органы местного самоуправления возложено рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей. В этой связи одним из основных мероприятий Программы является обеспечение деятельности созданных ранее при администрациях муниципальных районов и городского округа информационно-консультационных центров для потребителей.
Развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе, к возникновению новых проблем правового, экономического, организационного и социального характера, не обеспечивает потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров через сетевые супермаркеты, развитие дистанционного способа продаж (включая продажи посредством интернет-ресурсов), долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Растет количество обращений граждан о нарушении их прав вследствие приобретения некачественных товаров, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. В частности, количество обращений о нарушении прав потребителей от общего числа обращений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, выросло с 17 процентов в 2005 году до 61 процента в 2010 году. Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области рассмотрено в 2010 году 2111 обращений о нарушении прав потребителей, при этом число поступивших письменных обращений о нарушении прав потребителей возросло на 48 процентов по сравнению с 2009 годом. Большая часть обращений пациентов (67 процентов) - жалобы на нарушения в сфере торговли, из которых 37 процентов - по вопросам продажи технически сложных товаров бытового назначения, 27 процентов - жалобы о нарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По результатам контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в 2010 году при сокращении числа проверок на 10 процентов выявлено на 27 процентов больше нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей.
Изложенные факты говорят о неготовности бизнеса нести социальную и экономическую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности. Такое положение дел на рынке товаров и услуг приводит к возникновению имущественных рисков потребителей в результате приобретения некачественной продукции и услуг. Особенно велики такие риски у малоимущих и социально незащищенных граждан.
Необходимо применение новых подходов к обеспечению условий для формирования у населения устойчивых навыков самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке, включая формирование опыта разумного поведения и рационального потребления, обучение приемам адекватного, экономически грамотного действия.
В этой связи все большую значимость в реализации государственной политики по защите прав потребителей приобретает организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление профилактических мер в сфере защиты прав потребителей, поддержка малоимущих и социально незащищенных слоев населения.
Решение проблем и задач в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, баланса интересов потребителей и добросовестных предпринимателей на территории Ленинградской обл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.