Определение Ленинградского областного суда
от 9 октября 2012 г. N 33а-4777/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Тумашевич Н.С.,
прокурора Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре Копыльцовой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Иванова А.П. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 21 сентября 2012 года, которым удовлетворено заявление Снеткова А.В. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по <данные изъяты> N от ДД.ММ.ГГГГ N о регистрации кандидата в депутаты совета депутатов по <данные изъяты> N в порядке самовыдвижения Иванова А.П..
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя Снеткова А.В. - Рулева И.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение представителя прокуратуры Чигаркиной Е.Н., не находившей оснований для судебного вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Снетков А.В. обратился в Тосненский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым Иванов А.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> <адрес> третьего созыва по <данные изъяты> пятимандатному избирательному округу N.
В обоснование заявления Снетков А.В. ссылается на то, что постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> Тосненского района Ленинградской области третьего созыва. Постановлением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N в целях проведения досрочных выборов депутатов Совета депутатов утверждена схема многомандатных избирательных округов.
Снетков А.В. и Иванов А.П. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Совета депутатов по <данные изъяты> пятимандатному избирательному округу N.
По мнению Снеткова А.В., подписные листы, представленные Ивановым А.П. в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов, не соответствует форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; требуемые в соответствии с вышеназванным законом сведения об адресах места жительства избирателей и лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, в подписных листах не указаны; протокол об итогах сбора подписей представлен в территориальную избирательную комиссию не был. Кроме того, подписные листы были изготовлены Ивановым А.П. не за счет средств его избирательного фонда.
Оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии нарушает пассивное право заявителя - право быть избранным в орган местного самоуправления, поскольку уменьшает возможность избрания его депутатом Совета депутатов (л.д. 5-7).
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 21 сентября 2012 года заявление Снеткова А.В. удовлетворено (л.д. 64-72).
Иванов А.П., не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 21 сентября 2012 года отменить. В качестве оснований для отмены судебного решения Иванов А.П. ссылался на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Как указывает Иванов А.П., сбор подписей осуществлялся лично кандидатом и его адрес указан на первом и втором листе подписного листа, при этом сбор подписей осуществлялся в домах N. Все подписи были проверены Комиссией, которая не выявила недостоверных подписей, проверка подписей была проведена силами ОМВД РФ по <адрес>, подтверждением чему является письмо председателя комиссии от заместителя начальника ОМВД России.
Кроме того, не является основанием для отмены решения комиссии то, что в подписном листе в графе "адрес места жительства" не указаны наименования субъекта Российской Федерации, где проводился сбор подписей. В соответствии с п. 13 ст. 23 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" не могут служить основанием для признания подписи избирателей недействительной имеющиеся в сведениях о нем, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Из сведений, указанных в спорной графе, однозначно следует, что сбор подписей проводился в поселке <данные изъяты>. Паспортные данные избирателей указаны в полном объеме, место жительство указано в соответствии с отметкой о регистрации в паспорте, все подписавшиеся являются гражданами Российской Федерации.
В соответствии с существующей позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 1426-О-О от 19 октября 2010 года), закрепленный в подп. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер, и содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений (л.д. 80-82).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции Снетков А.В., представитель территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области, Иванов А.П. не явилась, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы (л.д.94-95,97-98).
Присутствовавший в судебном заседании представитель Снеткова А.В. - Рулев И.В.,, действующий на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, возражал против доводов апелляционной жалобы, прокурор полагал доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N назначены на ДД.ММ.ГГГГ досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва (л.д. 22).
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема многомандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва, образованы <данные изъяты> пятимандатный избирательный округ N и <данные изъяты> пятимандатный избирательный округ N (л.д. 23-27).
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N уточнено приложение N к постановлению ТИК от ДД.ММ.ГГГГ N относительно перечня жилых домов <адрес>, входящих в границы <данные изъяты> пятимандатного округа N (л.д.28).
Решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Снетков А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва по <данные изъяты> пятимандатному избирательному округу N (л.д. 17).
Решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва по <данные изъяты> пятимандатному избирательному округу N Иванов А.П. (л.д.15).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с п. 8 ст. 20 Закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области", выдвижение кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
Согласно ч. 1 ст. 24 указанного Закона Ленинградской области регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 4 ст. 23 указанного Закона Ленинградской области установлено, что при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего областного закона сведений о кандидате, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должна быть оформлена согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Соответствующей формой подписного листа предусмотрено указание в нем сведений о выборах депутатов (наименование представительного органа муниципального образования и дата голосования) и сведений о кандидате.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
Согласно истребованным из территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Тосненского района Ленинградской области документам ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.П. представил в ТИК протокол об итогах сбора подписей избирателей в свою поддержку в одном экземпляре, согласно которому он собрал 14 подписей, с указанием на то, что на первом подписном листе - 5 подписей избирателей, на втором подписном листе 9 подписей, и два подписных листа, на которых в первом подписном листе содержится 5 подписей избирателей, на втором подписном листе содержится 9 подписей избирателей (л.д. 30,37-38), второй протокол об итогах сбора подписей избирателей в свою поддержку представлен кандидатом незаполненным (л.д.31).
ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия признала достоверными в двух подписных листах 14 подписей избирателей, что подтверждается ведомостью проверки двух подписных листов Иванова А.П. (л.д.32).
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подп. "и" п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона, недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 ст. 23 Закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" так же предусмотрено, что основания признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Судом первой инстанции обозревались два подлинных подписных листа кандидата в депутаты Иванова А.П., два протокола от ДД.ММ.ГГГГ об итогах сбора подписей избирателей, ведомость проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей от ДД.ММ.ГГГГ.
Копии указанных документов представлены в дело и соответствуют представленным подлинным документам.
При обозрении в судебном заседании двух подписных листов кандидата в депутаты Совета депутатов Иванова А.П. судом первой инстанции было установлено, что второй лист с подписями граждан - избирателей с нумерацией 6-14 не содержит сведений о выборах депутатов с указанием наименования представительного органа муниципального образования, даты голосования, порядка выдвижения кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа с указанием гражданства гражданина, его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ подписи избирателей, представленные на втором подписном листе кандидатом Ивановым А.П. в поддержку своего самовыдвижения в депутаты Совета депутатов по <данные изъяты> пятимандатному избирательному округу N 20 в количестве 9 подписей (графы 6-14), признаны судом первой инстанции недействительными в соответствии с подпунктом "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, так как форма подписного листа N не соответствует требованиям приложения 8 к настоящему Федеральному закону, при этом кандидатом в депутаты представлены именно два отдельных подписных листа, на что указано в протоколе об итогах сбора подписей избирателей.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции обоснованным, постановленным с учетом материалов дела и норм материального права.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Из формы подписного листа в приложении 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следует, что подписной лист начинается указанием на выборы депутатов с указанием наименования представительного органа муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа гражданина с указанием гражданства, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой - подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения. Подписывает этот лист кандидат и указывает дату.
В определении от 11.05.2012 N 658-0 Конституционный суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Как указано в пункте 14 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Данный подписной лист не содержит необходимых сведений и имеет форму, не соответствующую форме, установленной в приложении N 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Судом первой инстанции обосновано принято во внимание то, что подписной лист - это отдельный лист бумаги. Законом не допускается иное оформление подписного листа. Скрепление двух листов необходимо при их сдаче в избирательную комиссию, при этом каждый лист считается подписным, а не продолжением предыдущего, и должен быть изготовлен по форме, предусмотренной приложением 8 Федерального закона N 67-ФЗ.
Кроме того, в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ дано понятие адреса места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего областного закона сведений о кандидате, избирательном объединении, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания, а также наличие подписей лиц, удостоверяющих подписные листы, и дат их внесения (часть 4), проверке подлежат все представленные подписи, внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Соответствующая избирательная комиссия не вправе восполнять и(или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов (часть 5).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 30 Постановления Пленума от 31 марта 2011 г N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории..
В обоих подписных листах кандидата в депутаты Иванова А.П. с четырнадцатью подписями избирателей их адрес места жительства не содержит указания на субъект Российской Федерации и район в данном субъекте, также в верхней части первого подписного листа не указаны сведения о месте жительства кандидата в депутаты - район в субъекте Российской Федерации, наименование улицы, номера дома и квартиры, не указаны сведения о месте жительстве лица, осуществляющего сбор подписей, - указание района в субъекте Российской Федерации, номера дома и квартиры, кроме того, в дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, имеют место неоговоренные исправления.
Данные обстоятельства в соответствии с подпунктами "г" и "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ являются основаниями для признания подписей избирателей и в первом и во втором подписных листах недействительными.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 58 федерального закона N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
В соответствии с приложением к Постановлению территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N установлена численность избирателей по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу N, которая составляет 4560 человек, что не превышает пяти тысяч человек.
Вместе с тем, Ивановым А.П. ДД.ММ.ГГГГ открыт специальный избирательный вклад. Доказательств того, что Ивановым А.П. производилась оплата из средств избирательного фонда по изготовлению подписных листов до начала сбора подписей суду первой инстанции представлено не было, в связи с чем он обоснованно пришел к выводу о том, что Ивановым А.П. нарушены положения п. 5 ст. 37, п. 1 ст. 58 федерального закона N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение ТИК о регистрации Иванова А.П. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <адрес> третьего созыва по <данные изъяты> пятимандатному избирательному округу N является незаконным и подлежит отмене.
Право зарегистрированного кандидата оспорить решение избирательной комиссии о регистрации иного кандидата, предусмотрено п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда от 21 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Иванова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 9 октября 2012 г. N 33а-4777/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)