Решение Ленинградского областного суда
от 9 июня 2012 г. N 3-41/2012
Настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2012 г. N 33-АПГ12-4
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора - Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре - Муравьевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком") о признании недействующими п. 2.1 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 353 (в части), пунктов 5.12.3, 5.12.6 (в части) таблицы N 2 приложения к названному Порядку,
установил:
ОАО "Ростелеком" обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействительным постановления правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" в части установления в пункте 5.12.3 таблицы N 2 вида деятельности арендатора (вида разрешенного использовании) - "Организации, предоставляющие телерадиокоммуникационные услуги, в том числе с использованием АТС, радиорелейной станции, переговорного пункта, участка связи, кабельного киоска, ретранслятора" и в части установления соответствующего ему коэффициента функционального использования равного 10; в части установления в пункте 5.12.6 таблицы N 2 вида деятельности арендатора (вида разрешенного использования) - " Антенные сооружения для установки телерадиокоммуникационного оборудования и в части установления соответствующего ему коэффициента функционального использования для юридических лиц, зарегистрированных на территории Ленинградской области либо имеющих обособленные подразделения, зарегистрированные на территории Ленинградской области, и являющихся в связи с этим плательщиками налогов в областной бюджет Ленинградской области равного 30.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования дополнены и уточнены. В соответствии с уточненными и дополненными требованиями ОАО "Ростелеком" просит признать недействующими:
пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" в части установления коэффициента функционального использования;
пункт 5.12.3 Таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы, порядку, условиям и срокам внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" полностью;
пункт 5.12.6 Таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы, порядку, условиям и срокам внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" в части слов "Антенные сооружения для установки телерадиокоммуникационного оборудования" и в части установления коэффициента функционального использования для юридических лиц, зарегистрированных на территории Ленинградской области либо имеющих обособленные подразделения, зарегистрированные на территории Ленинградской области, и являющихся в связи с этим плательщиками налогов и сборов в областной бюджет Ленинградской области равного 30.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые областные нормы противоречат принципам определения арендной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 353, а именно: принципу экономической обоснованности, так как в связи с изменением областного законодательства, определяющего методику исчисления арендной платы за землю по сравнению с Методикой 2003 года, в пять раз увеличилась плата за аренду земельных участков для общества; при установлении размера коэффициента функционального использования правительством Ленинградской области фактическое предназначение зданий, строений, сооружений, расположенных на конкретном арендуемом земельном участке не ставится в зависимость от инфраструктуры и развитости региона нахождения, от экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. При принятии постановления от 29.12.2007 N 353 в обжалуемой части правительством Ленинградской области нарушен принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, так как стационарная телефонная связь является социально значимой услугой, однако размер арендной платы превышает размер земельного налога; нарушен и принцип запрета необоснованных предпочтений, так как за одну и ту же услугу - документальная электросвязь для ОАО "Ростелеком" и телеграф для почты установлены разные коэффициенты функционального использования: 10 и 2 соответственно.
Понятие "телерадиокоммуникация" отсутствует в федеральном законодательстве. Из анализа положений общероссийского классификатора видов экономической деятельности следует, что понятия "телерадиокоммуникация" и "телефон" не являются идентичными; согласно экспертному заключению технических специалистов ФГУП указанные в п. 5.12.3 таблицы 2 постановления правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 способы оказания телерадиокоммуникационных услуг технически невозможны; формулировка п. 5.12.6 таблицы 2 приложения к постановлению правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 приводит к нарушению прав операторов связи. ОАО "Ростелеком" считает необоснованно завышенными Кфи, установленные в обжалуемых пунктах 5.12.3 и 5.12.6 таблицы 2 приложения постановления правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353.
Изложенные обстоятельства, а также неоднозначность толкования нормативного правового акта (ввиду отсутствия разъяснения понятий "телекоммуникационные услуги", "телекоммуникационное оборудование", "антенные сооружения" как в федеральном законодательстве, так и обжалуемом нормативном правовом акте) привели к многочисленным нарушениям прав заявителя и повлекли множество судебных разбирательств с участием ОАО "СЗТ" (правопредшественник ОАО "Ростелеком") и органов местного самоуправления, так как имелось неоднозначное толкование при определении размера платежей по заключенным договорам аренды в части применения Кфи; все судебные акты были вынесены в пользу заявителя. На настоящий момент указанная проблема также не решена.
В судебном заседании представители ОАО "Ростелеком" Семенова М.А. и Точилова Н.В. просят заявление удовлетворить по изложенным основаниям, отметив, что в п. 2.1 Порядка в формуле, на основании которой исчисляется арендная плата, дважды учитывается такой критерий как вид разрешенного использования земельного участка, что свидетельствует о необоснованном завышении размера арендной платы при исчислении ее по указанной формуле; указывают, что п. 2.1 названного Порядка оспаривается именно в части применения в нем коэффициента функционального использования при расчете размера арендной платы за использование земельного участка.
В письменном возражении представитель правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. просит в удовлетворении заявления отказать, считает, что обжалуемое постановление принято правительством Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством и в пределах своих полномочий.
В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. просит отказать в удовлетворении всех заявленных требований, полагает, что обжалуемое постановление не противоречит принципам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Полагает, что принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности в данном случае не нарушен, так как ОАО "Ростелеком" является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность с целью извлечения прибыли; принцип запрета необоснованных предпочтений толкуется заявителем неправильно, так как данный принцип выражается в наличии единого порядка расчета размера арендной платы; в обжалуемом акте данное требование соблюдено, так как имеется единая формула расчета размера арендной платы. Принцип экономической обоснованности относится к расчету арендной платы в целом. В обжалуемом акте при расчете размера арендной платы учитываются и категория земель и вид разрешенного использования земельного участка. В федеральном законодательстве отсутствуют какие-либо требования в отношении коэффициента функционального использования. Считает, что такие услуги как телефон, телеграф и почтовая связь не должны оцениваться по одному критерию, так как по ОКВЭД это разные виды деятельности. При разработке приложения были проанализированы положения договоров аренды земельных участков для выяснения целей использования земельных участков. Исходя из услуг, которые оказывает ОАО "Ростелеком", в п. 5.12.3 и было введено такое понятие как "телерадиокоммуникационные услуги". Отсутствие разъяснения данного понятия в законодательстве не означает, что данная терминология противоречит действующему законодательству. Выводы экспертного заключения также свидетельствуют о том, что ООО "Ростелеком" оказываются телерадиокоммуникационные услуги.
В заключении участвующий в деле прокурор Чигаркина Е.Н. отмечает, что п.п.5.12.3 и 5.12.6 содержат понятие "телерадиокоммуникационные", разъяснение данного понятия отсутствует и в законодательстве и в обжалуемом постановлении, что приводит к неоднозначному толкованию при применении указанных норм. Понятия "телефон" и "телерадиокоммуникации" не являются идентичными. В экспертом заключении сделан вывод о невозможности оказания телерадиокоммуникационных услуг с использованием АТС. Арбитражный суд в многочисленных решениях трактовал "телерадиокоммуникационные услуги" как услуги по телерадиовещанию. Что же касается радиорелейной станции, ретранслятора, кабельного киоска, то говорить об их применении для телефонизации и радиовещания можно только на основе технических характеристик каждого конкретного устройства. Отсутствует определенность при применении термина "антенные сооружения для установки телерадиокоммуникационного оборудования". Таким образом, возникает неопределенность при определении размера арендной платы как по п. 5.12.3, так и по п. 5.12.6 Таблицы 2, что в соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 является основанием для признания указанных норм недействующими в части вида разрешенной деятельности. При расчете арендной платы, по формуле, содержащейся в п. 2.1 обжалуемого постановления дважды учитывается такой показатель как вид разрешенного использования земельного участка (при определении расчетной ставки и при определении коэффициента функционального использования).С учетом того, что представителем правительства Ленинградской области не было представлено никакого экономического обоснования, полагает, что в таком случае нарушается и принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы. С учетом изложенного, имеются основания для признания недействующим п. 2.1 в части применения коэффициента функционального использования.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ОАО "Ростелеком" Семенову М.А., Точилову Н.В., а также представителя правительства Ленинградской области Яковлеву Н.Н., заключение прокурора Чигаркиной Е.Н., исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
29 декабря 2007 года правительство Ленинградской области приняло постановление N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области". Постановлениями Правительства Ленинградской области от 02.03.2009 N 46, от 17.12.2009 N 384, от 23.12.2010 N 347, от 11.11.2011 N 372, от 09.12.2011 N 427 в вышеназванное постановление внесены изменения. Перечисленные выше постановления правительства Ленинградской области опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области и являются действующими нормативными правовыми актами.
К названному постановлению приложен: "Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" с тремя приложениями: таблица 1 "Расчетная ставка", содержащая расчетные ставки, установленные в зависимости от категории земель, вида разрешенного использования с одной стороны и муниципального района (городского округа) с другой стороны; таблица 2 "Коэффициент функционального использования", содержащая различные коэффициенты функционального использования, установленные в зависимости от вида деятельности арендатора (вида разрешенного использования земельного участка); таблица 3 "Коэффициент учета водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы".
В пункте 2.1 содержится формула расчета арендной платы за использование земельного участка: А= С х S х Ки х Кфи хКз х Ку,
где:
А - арендная плата за год (в руб);
С - расчетная ставка, определяемая согласно таблице 1 приложения к Порядку;
S - площадь земельного участка;
Ки - коэффициент обеспеченности объектами инфраструктуры.
Ки устанавливается в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления для отдельных территорий (в зависимости от обеспеченности объектами инфраструктуры) соответствующего муниципального образования;
Кз - коэффициент зонирования, применяемый в городских населенных пунктах численностью населения свыше 50 тысяч человек. Кз устанавливается в диапазоне от 0,8 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления с учетом удаленности от центра или сложившегося ранее зонирования в городских населенных пунктах;
Кфи - коэффициент функционального использования, определяемый согласно таблице 2 приложения к Порядку. Кфи определяется на основании вида разрешенного использования земельного участка, установленного нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Ленинградской области или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, и сведений кадастрового паспорта(выписки из государственного кадастра недвижимости) земельного участка. В случае невозможности определения Кфи в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, установленным в соответствии с таблицей 2 приложения к настоящему Порядку, коэффициент функционального использования определяется по основному виду деятельности арендатора в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
Ку - коэффициент учета водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, определяемый согласно таблице 3 приложения к Порядку. В случае расположения части арендуемого земельного участка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе Ку применяется только для этой части.
В силу пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.99 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". К названным принципам, в частности, относятся: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно ст.ст.3, 35 Устава Ленинградской области (закон Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз) правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.
По делу установлено, что в соответствии с п. 4.2 Устава ОАО "Северо-Западный Телеком" 2010, основными видами деятельности общества являлись: предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи; осуществление расчетов с пользователями за услуги междугородной и международной телефонной связи на основании договоров от имени и за счет оператора связи, оказывающего услуги междугородной и международной телефонной связи; предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи.
Согласно Уставу ОАО "Ростелеком" 2011, общество является правопреемником всех прав и обязанностей, в том числе, и ОАО "Северо-Западный Телеком" (СЗТ). Пунктом 3.3 названного Устава предусмотрено, что общество предоставляет услуги связи в соответствии с полученными лицензиями, на договорных началах обеспечивает передачу информации по магистральным и внутризоновым сетям связи, сдает в аренду(на правах услуги) линии передач, линейные, групповые и сетевые тракты, каналы тональной частоты, каналы и средства звукового и телевизионного вещания, каналы передачи данных, проводит маркетинг и продажу услуг. Согласно пункту 3.3 данного Устава общество эксплуатирует, приобретает, арендует, выполняет проектные и изыскательские работы, выполняет функции генерального застройщика, реконструирует и строит новые линии связи, сети передачи информации и средства коммутации, средства телевидения, радиосвязи и радиовещания и другие объекты связи на территории Российской Федерации и за ее пределами для удовлетворения потребителей в различных услугах междугородной и международной электрической связи, телевидения, радиосвязи и радиовещания.
Согласно справкам главного бухгалтера ОАО "Северо-Западный Телеком" (Ленинградский областной филиал") за 2006 - 2009 г., справкам главного бухгалтера ОАО "Ростелеком" (Петербургский филиал) за 2010, 2011 год, основным видом деятельности каждого общества являлось оказание услуг местной телефонной связи.
По данным Петербургкомстата обществу установлена идентификация по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД, как деятельность в области телефонной связи (64.20.11).
Согласно экспертному заключению, составленному специалистами Санкт-Петербургского филиала "Ленинградское отделение центрального научно-исследовательского института связи" Федерального государственного унитарного предприятия Центральный научно-исследовательский институт связи от 13.04.2012, использование термина "телерадиокоммуникационные услуги" по отношению к услугам телефонной связи неправомерно, так как не соответствует действующим нормативным документам Российской Федерации и фактически приравнивает друг к другу услуги телефонной связи и услуги телерадиовещания, являющиеся услугами разного типа, для предоставления которых используется различное оборудование (пункт 1 выводов заключения). Услуги телерадиовещания (телерадиокоммуникационные услуги) невозможно оказывать с использованием АТС, переговорного пункта, участка связи. Что касается радиорелейной станции, ретранслятора, кабельного киоска, то каждый из этих видов оборудования включает в себя ряд устройств с различными функциями и параметрами. Говорить о возможности их применения для целей телефонии или телерадиовещания можно только на основе технических характеристик каждого конкретного устройства.
Из копий договоров аренды земельных участков, заключенных в период с 2006 по 2008 год, между органами местного самоуправления и ОАО "Северо-Западный Телеком" следует, что при расчете арендной платы по указанным договорам использовался Кфи 2.
В пояснительной записке к проекту постановления правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 указано, что в разработанном проекте арендная плата за земельные участки исчисляется на основании расчетной ставки 2008 года, увеличенной относительно расчетной ставки 2007 года на 15%, приведенной в Методических рекомендациях по определению арендной платы за земельные участки в Ленинградской области в 2007 году, утвержденных Распоряжением леноблкомимущества от 05.09.2006 N 346. В указанный порядок также были внесены ряд изменений (введена определенная зависимость расчетной ставки 2008 года для сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения в Ленинградской области; снижен коэффициент функционального использования земельных участков для ряда предприятий и организаций; введены (дополнительные) коэффициенты функционального использования земельных участков для определенных видов деятельности; введены дифференцированные коэффициенты функционального использования). В пояснительной записке отмечено, что изменения не коснулись значений коэффициентов функционального использования основных отраслей народного хозяйства.
В ответе от 4.06.2012 первым заместителем Леноблкомимущество сообщено, что экономическое обоснование величины арендной платы производится путем определения расчетной ставки арендной платы по категории земель с учетом их вида разрешенного использования и коэффициента функционального использования земельных участков. Принцип экономической обоснованности применяется при расчете величины арендной платы на территории Ленинградской области с 2007 года (с момента вступления в силу Порядка, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353); с 2007 г. большинство коэффициентов функционального использования, используемых при расчете величины арендной платы, не изменились; в тоже время, указанным Порядком внесены ряд изменений. Арендная плата за земельные участки является одним из основных доходных источников при формировании бюджетов муниципальных образований поселений и районов. Иные пояснения представить невозможно ввиду отсутствия в Леноблкомимущество документов, относящихся к подготовке проекта Порядка определения размера арендной платы.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснить, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Проанализировав содержание постановления правительства Ленинградской области от 29.12.2007, включая положения утвержденного им Порядка и прилагаемых таблиц N 1-3, суд приходит к следующим выводам.
В пунктах 5.12.3 и 5.12.6 таблицы 2 " коэффициент функционального использования" приложения к Порядку определения размера арендной платы, порядку, условиям и срокам внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" содержатся термины: "телерадиокоммуникационные услуги", "антенные сооружения", "телерадиокоммуникационное оборудование". Однако, разъяснения указанных терминов отсутствует, как в федеральном, так и в областном законодательстве, и в частности, в обжалуемом Порядке и в постановлении правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353, утвердившем названный Порядок.
Кроме этого, согласно вышеназванному экспертному заключению использование термина "телерадиокоммуникационные услуги" по отношению к услугам телефонной связи неправомерно и фактически приравнивает друг к другу услуги телефонной связи и услуги телерадиовещания, являющиеся услугами разного типа, для предоставления которых используется различное оборудование. По мнению специалистов, составивших указанное заключения, понятия "телерадиовещание" и "телекоммуникационные услуги" являются идентичными. Из указанного утверждения делается вывод о том, что услуги телерадиовещания (телерадиокоммуникационные услуги) невозможно оказывать с использованием АТС, переговорного пункта, участка связи. Что касается радиорелейной станции, ретранслятора, кабельного киоска, то каждый из этих видов оборудования включает в себя ряд устройств с различными функциями и параметрами. Говорить о возможности их применения для целей телефонии или телерадиовещания можно только на основе технических характеристик каждого конкретного устройства.
Из копий судебных постановлений, вынесенных арбитражными судами разных уровней, включая Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, за период с 2008 по 2011 год, представленных заявителем (являющимся правопреемником ОАО "Северо-Западный Телеком") следует, что арбитражные суды отказывали в удовлетворении требований органов местного самоуправления Ленинградской области к ОАО "Северо-Западный Телеком" о взыскании задолженности по арендной плате за аренду земельных участков, исходя из Кфи 10, мотивируя тем, что основным видом деятельности общества является оказание услуг телефонной связи; оказание обществом телерадиокоммуникационных услуг не доказано.
Таким образом, наличие в пунктах 5.12.3 и 5.12.6 таблицы 2 приложения к названному выше Порядку терминов "телерадиокоммуникационные услуги", "Антенные сооружения", "телерадиокоммуникационного оборудования" при отсутствии разъяснения названных терминов в законодательстве в целом, и в частности в данном Порядке (и в постановлении правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353, его утвердившем) вызвало неоднозначное толкование указанных пунктов правоприменителями (органами местного самоуправления), и привело к многочисленных судебным разбирательствам; к необходимости отстаивания своей позиции ОАО "Северо-Западный Телеком" (ОАО "Ростелеком" является правопреемником данного общества) в судебных разбирательствах в арбитражных судах разного уровня, то есть привело к необходимости защиты своих прав заявителем в судебном порядке.
Кроме этого, суд считает, что цифровые данные, содержащиеся в пунктах 5.12.3 и 5.12.6 (в третьем подразделе этого пункта) названного Порядка, а именно:10 и 30, не соответствуют принципу экономической обоснованности и принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы, так как из названного Порядка в целом, неясно, каким образом были определены коэффициенты функционального использования для конкретных видов деятельности арендатора (видов разрешенного использования земельного участка). В этом смысле, ссылка заявителя на отсутствие обоснования увеличения в пять раз размера арендной платы по сравнению с Методикой 2003 года является правильной.
С учетом изложенного, пункт 5.12.3 (полностью) и пункт 5.12.6 (в оспариваемой части) таблицы 2 "коэффициент функционального использования" приложения к Порядку определения размера арендной платы, порядку, условиям и срокам внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" должны быть признаны недействующими, как содержащие термины, вызывающие неоднозначное толкование.
Учитывая, что из смысла и содержания основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582) не следует, что при определении размера арендной платы вид разрешенного использования земельного участка может учитываться как критерий для расчета неоднократно, то подлежит признанию недействующим и п. 2.1 названного Порядка в части применения коэффициента функционального использования в формуле при расчете размера арендной платы за использование земельного участка (то есть в той части нормы, которая оспаривается заявителем), так как в указанной формуле определения размера арендной платы, дважды учитывается такой критерий как вид разрешенного использования земельного участка, а именно: при определении расчетной ставки (С) и при определении коэффициента функционального использования (Кфи). С учетом изложенного, суд считает, что допущено нарушение принципа экономической обоснованности и принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы.
Таким образом, заявленные ОАО "Ростелеком" требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что Постановление Правительства Ленинградской области N 353 от 29.12.2007 г. и утвержденный им Порядок, применялись, то суд считает, что оспариваемые нормы надлежит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В тоже время, довод представителей ОАО "Ростелеком" о том, что обжалуемые областные нормы(с учетом установленных ими количественных показателей) нарушают принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности является необоснованным, так как ОАО "Ростелеком" является коммерческой организацией, целью деятельности которого является извлечение прибыли, а не оказание социальных услуг населению.
Утверждение о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений основано на неверном толковании пунктов 5.12.2 и 5.12.3 Таблицы 2 названного Порядка в совокупности, так как за оказание услуг связи в виде телеграфа (безотносительно от того, какая организация оказывает такую услугу) установлен отдельный коэффициент функционального использования. Иные доводы заявителя основаны на неверном толковании положений федерального законодательства.
Возражения представителя заинтересованного лица о том, что обжалуемый нормативный правовой акт принят субъектом Российской Федерации в рамках установленной компетенции и правовых оснований для признания оспариваемых норм недействующими не имеется, с учетом изложенных выше обстоятельств являются необоснованными, и не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ОАО "Ростелеком" удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" в части применения коэффициента функционального использования в формуле при расчете размера арендной платы за использование земельного участка;
пункт 5.12.3 Таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы, порядку, условиям и срокам внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" полностью;
пункт 5.12.6 Таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы, порядку, условиям и срокам внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" в части слов "Антенные сооружения для установки телерадиокоммуникационного оборудования" и в части установления коэффициента функционального использования для юридических лиц, зарегистрированных на территории Ленинградской области либо имеющих обособленные подразделения, зарегистрированные на территории Ленинградской области, и являющихся в связи с этим плательщиками налогов и сборов в областной бюджет Ленинградской области равного 30.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 9 июня 2012 г. N 3-41/2012
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)
Настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2012 г. N 33-АПГ12-4