Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Текущее состояние общего образования Ленинградской области
Система образования Ленинградской области функционирует в режиме развития в соответствии с направлениями, определенными приоритетным национальным проектом "Образование", национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы и другими масштабными проектами и программами федерального и регионального уровней, в рамках реализации которых осуществляется комплексная поддержка системы общего образования, что является прочным фундаментом для институциональных изменений в сфере образования.
В Ленинградской области управление системой образования осуществляется с использованием программно-целевого подхода. Особенностью данного механизма является его реализация органами управления образованием регионального и муниципального уровней во взаимодействии с органами исполнительной власти с привлечением иных структур и организаций, а также общественности в целях достижения максимально возможного эффекта.
Ресурс для достижения системных преобразований заложен в целевых программах, направленных на развитие материально-технического, учебно-материального и кадрового ресурсов, в том числе:
долгосрочная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы" (объем финансирования - 4,5 млрд рублей);
долгосрочная целевая программа "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы (объем финансирования - 4,8 млрд рублей);
ведомственная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области на 2010-2011 годы" (объем финансирования - 2,5 млн рублей);
ведомственная целевая программа "Развитие системы дистанционного обучения в Ленинградской области на 2010-2012 годы" (объем финансирования - 25,7 млн рублей).
Консолидированный бюджет системы образования составляет: в 2010 году - 16,4 млрд рублей, в 2011 году - более 18 млрд рублей, в 2012 году - 19,5 млрд рублей.
Интегрированным результатом как важнейшим достижением от реализации программ развития системы образования Ленинградской области являются следующие институциональные изменения:
переориентация на ученика и его потребности в таком образовании, которое востребовано социумом и рынком труда;
последовательный переход от логики "отдачи долгов" к логике финансирования, ориентированной на поддержку системы образования по результатам, то есть на создание условий для дальнейшего развития системы;
формирование и использование внешних по отношению к системе образования индикаторов и оценок;
повышение открытости системы образования и встраивание общественных институтов в развитие этой системы.
Фактическое состояние системы образования в настоящее время оценивается по конкретным показателям и характеристикам, в том числе по результатам электронного мониторинга, проводимого на федеральном уровне.
Указанный мониторинг объединяет контроль реализации четырех направлений модернизации системы образования, а именно: собственно модернизации региональных систем общего образования, реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", введения новой системы оплаты труда и введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
1. Качество образования
По показателю качества общего образования Ленинградская область входит в число 20 регионов, достигших наиболее высоких результатов.
Итоги прошлого учебного года и результаты единого государственного экзамена показали положительную динамику в части достижения академической успешности выпускников:
увеличение удельного веса численности выпускников 11(12) классов, получивших аттестат об общем образовании, - 99,14 проц. (2010 год - 98,7 проц.);
повышение уровня освоения государственного образовательного стандарта выпускниками - 99,5 проц. (2010 год - 98,8 проц.).
Доля неуспевающих учащихся (второгодников) в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области снизилась с 0,12 до 0,11 проц.
Доля учащихся, принимающих регулярное участие в создании и реализации социально значимых проектов школы, муниципального района, Ленинградской области, повысилась с 52,1 до 53,9 проц.
Удовлетворенность населения качеством общего образования составляет 67,6 проц. при среднероссийском показателе 64,6 проц.
В соответствии с оценкой достигнутого уровня эффективности системы образования в 2010 году Ленинградская область занимает 13 место в Российской Федерации.
2. Создание ресурса развития системы образования, результативность
2.1. Введение новой системы оплаты труда и повышение доходов учителей общеобразовательных школ
Работники бюджетной сферы Ленинградской области с 1 сентября 2011 года переведены на новую систему оплаты труда, в основе которой - оклады, определяемые произведением расчетной величины и установленных межуровневых коэффициентов.
Новая система оплаты труда направлена на стимулирование качества и результатов работы. Стимулирующий фонд установлен в объеме не менее 30,0 проц.
С целью привлечения молодых специалистов оклады по должностям определяются в зависимости от образования (без учета стажа работы). При этом в случае необходимости надбавки за продолжительность стажа могут устанавливаться на уровне образовательного учреждения.
2.2. Повышение эффективности расходования бюджетных средств
Бюджетная эффективность обеспечивается за счет введения нормативного подушевого финансирования и развития сети образовательных учреждений.
С 2006 года в системе общего образования Ленинградской области применяется нормативно-подушевое финансирование. Нормативы финансового обеспечения совершенствуются, увеличилось количество нормативов в зависимости от классов, типов образовательных учреждений, контингента обучающихся, места расположения образовательного учреждения (город, село).
Финансирование системы общего образования на основе нормативов стимулирует работу по развитию сети учреждений с целью повышения ее эффективности.
В настоящее время наполняемость классов-комплектов городских школ составляет 25,2 человека (2006 год - 24,2), что соответствует нормативным требованиям, сельских школ - 16,3 человека (2006 год - 15,8), что превышает среднюю наполняемость аналогичных классов-комплектов по Российской Федерации.
В Ленинградской области отсутствуют неэффективные расходы, связанные с недостаточной наполняемостью классов-комплектов.
Сеть общеобразовательных учреждений Ленинградской области представлена различными типами и видами образовательных учреждений в соответствии с реализуемыми в них образовательными программами.
Количество общеобразовательных учреждений составляет 374 единицы, в том числе вечерние (сменные) школы -12 единиц.
Общее число учащихся общеобразовательных школ составляет 126 586 человек (увеличение численности учащихся по сравнению с прошлым учебным годом на 750 человек)
Сеть общеобразовательных учреждений динамично развивается в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования, с учетом демографической и социально-экономической ситуации в регионе.
Развитие сети общеобразовательных учреждений сопровождается повышением численности учащихся общеобразовательных школ (укрупнение), созданием базовых школ - центров дистанционного обучения (ресурсных центров).
В ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" осуществлены структурные изменения образовательной сети в целях повышения доступности и качества образования, в том числе:
создан и функционирует Ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования";
13,7 проц. общеобразовательных школ в Ленинградской области определены как базовые (к 2013 году предусматривается увеличить показатель до 20-25 проц.).
В базовых учреждениях образования существенно расширяется доступ учащихся сельских школ к профильному обучению.
Успешно развиваются школы с агроэкологической направленностью (Сельцовская средняя общеобразовательная школа Тосненского района, Полянская средняя общеобразовательная школа Выборгского района), школы - социокультурные центры на селе, создающие потенциальные ресурсы, направленные на развитие территории (Пламенская средняя общеобразовательная школа Гатчинского муниципального района).
2.3. Индивидуализация школьного образования
В Ленинградской области профильным и углубленным обучением охвачено 57,0 проц. старшеклассников (2010 год - 47,8 проц.).
2.4. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов
В Ленинградской области осваивают новое содержание образования 19 252 учащихся начальной школы, из них: 14 154 - первоклассники (13 972 - обучаются в муниципальных общеобразовательных учреждениях, 182 - в классах для детей с особыми возможностями здоровья), 154 - учащиеся специальных (коррекционных) учреждений, 4944 - второклассники муниципальных общеобразовательных школ.
2.5. Целенаправленная работа по повышению качества образования в основной школе с использованием технологии независимой оценки результата
Ленинградская область принимает активное участие в апробации государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме (90 проц. обучающихся по восьми предметам), что обеспечивает успешность выпускников школ.
2.6. Создание необходимых условий для совершенствования и развития учительского ресурса
Стимулирование качества работы учителей осуществляется через оплату труда по результату, аттестацию по новой форме, персонификацию повышения квалификации, конкурсное движение.
В частности, инновационный педагогический ресурс формируется путем участия в региональных конкурсах, а также конкурсах, проводимых в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Так, из 81 участника конкурса лучших учителей определено девять победителей, получающих денежные поощрения за счет средств федерального бюджета, и девять лауреатов, получающих премии за счет средств областного бюджета.
Численность учителей в Ленинградской области составляет 9222 человека, в том числе:
по уровню образования 85,4 проц. имеют высшее образование, из них 5,3 проц. - непедагогическое;
по стажу работы 10,9 проц. имеют стаж работы до пяти лет, 61,2 проц. - более 20 лет;
по возрастному составу 5,8 проц. учителей имеют возраст до 25 лет, 74,4 проц. - возраст от 25 до 55 лет, 19,8 проц. - пенсионный возраст.
Укомплектованность педагогическими кадрами составляет 100 проц.
В целях повышения престижа профессии учителя принят областной закон от 21 декабря 2010 года N 80-оз "О звании Почетный учитель Ленинградской области", в соответствии с которым ежегодно трем лучшим учителям присваивается звание "Почетный учитель Ленинградской области", осуществляется выплата единовременной премии в размере 50 000 рублей и устанавливается ежемесячная денежная выплата.
Развитию системы образования способствует активное участие Ленинградской области в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", в рамках которого:
1) осуществляется поддержка развития талантливой молодежи. По результатам конкурсного отбора мероприятий разного уровня присуждено 73 премии для государственной поддержки талантливой молодежи. За счет средств областного бюджета ежегодно присуждается 20 премий Губернатора Ленинградской области для поддержки талантливой молодежи и выплачиваются ежемесячные стипендии 20 особо одаренным студентам-выпускникам школ Ленинградской области из малообеспеченных семей;
2) обеспечивается доступность школьного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для 250 детей-инвалидов созданы условия для организации дистанционного обучения. Осуществлены поставки оборудования для оснащения рабочих мест 94 детей-инвалидов и педагогических работников (доля детей-инвалидов, получающих общее образование в дистанционной форме, от общего числа детей-инвалидов, которым показано дистанционное обучение, составляет 81 проц.);
3) стимулируется воспитательная работа в общеобразовательных школах. Более 6000 классных руководителей получили вознаграждение в размере 1000 рублей из федерального бюджета и выплаты за счет средств консолидированного бюджета Ленинградской области в размере 15 проц. от установленной ставки заработной платы. В результате осуществления мероприятия доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, по итогам 2010 года составила 1,7 проц. (в среднем по Российской Федерации - 3,0 проц.);
4) развивается школьная инфраструктура, организована доставка учащихся сельских школ к месту учебы и обратно. В 2011 году введены в строй три общеобразовательные школы. Для перевозки учащихся задействовано 189 автотранспортных средств, приобретено 16 школьных автобусов для государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет. Численность учащихся на один компьютер составляет девять человек. За последние два года доля образовательных учреждений, обеспечивающих современные условия для получения качественного общего образования, увеличилась до 74,6 проц. Удельный вес школьников, которым по итогам 2010 года обеспечены современные условия для получения образования в объеме от 61 до 80 проц., составляет 42,93 проц., в объеме от 81 до 100 проц. - 51,13 проц.;
5) улучшается организация школьного питания. В 2011 году на обновление технологического оборудования школьных столовых выделено более 20 млн рублей. Уровень охвата обучающихся горячим питанием увеличился с 80,2 проц. в 2009 году до 90,2 проц. в 2011 году. Во всех общеобразовательных учреждениях Ленинградской области обеспечены условия для охвата 100 проц. обучающихся горячим питанием.
Анализ текущего состояния системы общего образования Ленинградской области позволил выделить основные проблемы, на решение которых следует направить усилия в 2012 году, а именно:
существующая сеть общеобразовательных учреждений Ленинградской области не в полной мере соответствует целям и задачам современного развития образовательной системы;
недостаточный уровень мотивации педагогических работников к получению непрерывного образования и повышению квалификации;
неготовность части педагогических работников к изменению подходов к оценке результатов труда с позиций качества образования;
недостаточная эффективность механизмов оценки качества образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.