Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Итоги модернизации системы общего образования
Ленинградской области в 2011 году
Достигнутые за предыдущие годы результаты позволили Ленинградской области активно включиться в реализацию мероприятий по модернизации системы общего образования Ленинградской области в соответствии с Комплексом мер по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2011 году, разработанным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 (утвержден распоряжением Губернатора Ленинградской области от 13 июля 2011 года N 329-рг).
Задачи Комплекса мер по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2011 году (далее - Комплекс мер по модернизации в 2011 году):
повышение качества общего образования на основе стимулирования труда учителей, развития их творческого и профессионального потенциала;
повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений;
создание эффективно функционирующей сети общеобразовательных учреждений Ленинградской области;
создание современной образовательной инфраструктуры;
модернизация учебно-лабораторного, спортивного и компьютерного оборудования общеобразовательных учреждений;
достижение нового качества образования на основе использования технологии дистанционного обучения;
повышение эффективности деятельности образовательных учреждений за счет реализации мер, направленных на энергосбережение.
В целях решения указанных задач образован межведомственный совет по реализации мероприятий по модернизации системы общего образования Ленинградской области (постановление Губернатора Ленинградской области от 16 августа 2011 года N 78-пг).
Организационно-управленческие механизмы:
1) образована рабочая группа по вопросу модернизации системы общего образования, состав которой утвержден распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 18 мая 2011 года N 946-р;
2) подписано и реализовано Соглашение от 21 июля 2011 года N 18664.240073 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ленинградской области о предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджету Ленинградской области в объеме 137 млн рублей на модернизацию региональной системы общего образования. С учетом софинансирования за счет средств бюджета Ленинградской области суммарный объем средств, выделенных на реализацию Комплекса мер по модернизации в 2011 году, составил 210,5 млн рублей, которые были направлены:
на модернизацию материально-технической базы общеобразовательных школ, развитие школьной инфраструктуры, включая текущий ремонт общеобразовательных учреждений,
на приобретение современного учебного, учебно-лабораторного, цифрового, сетевого, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, оборудования для столовых, медицинских кабинетов, спортивных залов, спортивных площадок муниципальных и государственных образовательных учреждений (более 500 единиц),
на организацию дистанционного обучения, в том числе детей-инвалидов,
на обеспечение доступности образования за счет приобретения школьных автобусов (приобретено 16 автобусов);
на повышение квалификации и переподготовку учителей и руководящих работников;
3) обеспечено информационное сопровождение процессов модернизации. Во всех муниципальных районах и городском округе Ленинградской области, а также в комитете общего и профессионального образования Ленинградской области работают телефоны "горячей линии" в целях предоставления оперативной информации гражданам. Создана специальная страница на сайте комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
Проведены:
12 видеоконференций с муниципальными районами и городским округом с участием более 2000 человек (семь конференций - по порядку внедрения новой системы оплаты труда и реализации комплекса мер по модернизации общего образования и проведению электронного мониторинга, две - по проведению электронного мониторинга, одна - по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования),
пять советов образовательных округов с участием более 200 человек и пять окружных совещаний с участием председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области (более 800 участников);
12 совещаний с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,
совещание с руководителями и специалистами органов местного самоуправления по вопросам совершенствования государственно-общественного управления в системе образования Ленинградской области (45 участников),
областное родительское собрание с участием председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и два областных родительских совета (общее количества участников - более 300),
20 встреч с руководителями и педагогическими коллективами образовательных учреждений в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (более 1000 участников),
информационные совещания по новому порядку аттестации педагогических работников для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (5); семинары для всех категорий педагогических работников и представителей профсоюзных организаций (28); круглые столы по вопросам оценки профессиональной деятельности педагогов для экспертных групп (4); селекторные совещания по образовательным округам (5); видеоконференции для работников системы образования (2),
пресс-конференция председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области по вопросу реализации комплекса мер по модернизации региональной образовательной системы и повышению заработной платы учителей (20 октября 2011 года в пресс-центре газеты "Комсомольская правда" в Санкт-Петербурге).
В средствах массовой информации размещено более 50 материалов, интервью председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных учреждений по вопросам модернизации.
Вывод: информационная обеспеченность процессов модернизации системы образования Ленинградской области в 2011 году явилась эффективной, что подтверждается отсутствием обоснованных обращений участников образовательного процесса и населения в различные инстанции с выражением неудовлетворенности результатами модернизации.
Следует отметить, что открытость системы образования существенно повышается за счет развития форм государственно-общественного управления, являющегося одним из приоритетов деятельности комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Участие общественности в управлении образованием осуществляется через органы государственно-общественного управления, создаваемые в системе образования.
Структура органов государственно-общественного управления включает:
областной родительский совет при комитете общего и профессионального образования Ленинградской области;
советы образовательных округов (5);
инициативные группы по развитию муниципальных образовательных систем (по одной в каждом муниципальном районе и городском округе);
на муниципальном уровне - советы (ассоциации) образовательных учреждений, советы руководителей, родительские ученические советы (в 77,8 проц. муниципальных образований);
советы образовательных учреждений (в 58,2 проц. муниципальных общеобразовательных школ), попечительские советы (в 11,0 проц. муниципальных общеобразовательных школ), управляющие советы (в 37,4 проц. муниципальных общеобразовательных школ).
Функции и полномочия управляющих советов образовательных учреждений определены соответствующими положениями учреждений образования, разработанными на основе примерного положения, утвержденного распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 27 января 2011 года N 97-р.
Ресурс общественности эффективно используется:
в процессе развития сети образовательных учреждений и формирования современной инфраструктуры образовательных учреждений;
при разработке образовательных программ общеобразовательных школ с учетом социального запроса;
при оценке образовательных результатов;
при информировании населения о развитии системы образования Ленинградской области в условиях модернизации.
Участие общественности в управлении образованием способствует достижению целевых показателей развития системы образования Ленинградской области на современном этапе.
Основные результаты реализации Комплекса мер
по модернизации в 2011 году
1. Повышение заработной платы учителей
В рамках реализации Комплекса мер по модернизации в 2011 году осуществлено повышение среднего уровня заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до уровня средней заработной платы в экономике региона.
По отчетным данным за первый квартал 2011 года, средняя заработная плата в экономике Ленинградской области составила 21 603 рубля, средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений - 19 690 рублей.
В рамках введения в образовательных учреждениях Ленинградской области новой системы оплаты труда приняты областной закон от 8 июня 2011 года N 32-оз "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области" и постановление Правительства Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 173 "Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности".
Для обеспечения перехода на новую систему оплаты труда фонд оплаты труда по отрасли "Образование" с сентября 2011 года увеличен на 6 проц.
Кроме того, в рамках реализации Комплекса мер по модернизации в 2011 году с 1 сентября осуществлено повышение заработной платы учителей на 10 проц., с 1 октября - на 9 проц.
Механизм повышения заработной платы учителей реализовывался путем увеличения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Распределение стимулирующей части фонда осуществляется в соответствии с положениями, принимаемыми в образовательных учреждениях с учетом Методических рекомендаций по разработке и утверждению положений об оплате и стимулировании труда работников образовательных учреждений, разработанных комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в декабре 2011 года составила 26 291,3 тыс. рублей (121,7 проц. от средней заработной платы в экономике региона за первый квартал 2011 года).
Вывод: обязательства Ленинградской области по повышению заработной платы учителей выполнены в полном объеме.
Дополнительным эффектом от реализации Комплекса мер по модернизации в 2011 году стало повышение до 15 проц. заработной платы воспитателей дошкольных образовательных учреждений за счет средств регионального бюджета (9 тыс. человек).
2. Введение федеральных государственных образовательных стандартов
В Ленинградской области осуществляется системная и комплексная работа по введению федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях.
С 1 сентября 2011 года введен федеральный государственных образовательный стандарт начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Ленинградской области, в том числе коррекционных.
Механизм реализации направления
На региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения функционируют структуры, координирующие внедрение образовательных стандартов (региональный координационный совет, муниципальные советы, ответственные за направление специалисты органов управления образованием, школьные советы или творческие группы).
Для оценки эффективности управления процессом введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) в муниципальных образованиях Ленинградской области ежеквартально проводится мониторинг решения задач на разных уровнях образования, организуются тематические исследования по отдельным вопросам реализации ФГОС. Для объективной оценки ситуации организованы собеседования с руководителями органов управления образованием, экспертиза отчетных материалов инновационных площадок по введению ФГОС.
В региональной системе повышения квалификации во всех программах присутствует обязательный (инвариантный) модуль, посвященный введению ФГОС, независимо от специализации учителя. Это значительно повышает степень готовности педагогических коллективов к введению ФГОС в основной и старшей школе.
Сформирована и развивается сеть общеобразовательных учреждений, позволившая обеспечить безбарьерный переход школ Ленинградской области к новому содержанию начального общего образования, включающая 88 общеобразовательных учреждений - инновационных площадок по введению ФГОС, в том числе:
20 школ в восьми муниципальных районах, внедряющих с 2011/12 учебного года в экспериментальном режиме ФГОС основного общего образования,
три ресурсных центра по введению ФГОС начального общего образования в трех образовательных округах Ленинградской области (Восточный, Волховский, Выборгский),
две базовые школы (Ломоносовский и Волховский муниципальные районы),
три школы-лаборатории Ленинградского областного института развития образования (Всеволожский, Гатчинский, Лодейнопольский муниципальные районы),
десять стажировочных площадок,
41 школа, апробирующая модели проведения процедур оценки качества начального образования. Ленинградская область совместно с Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования осуществляют апробацию моделей проведения процедур оценки качества начального образования.
В октябре 2011 года в 41 общеобразовательном учреждении проведено тестирование обучающихся 5 классов по математике, русском языку, окружающему миру и 6 классов - по метапредметным умениям.
В рамках апробации модели качества начального образовании по результатам тестирования индивидуальных достижений обучающих" Ленинградская область вошла в пятерку регионов Российской Федерации (из 16 регионов, участвующих в апробации), показавших высокий уровень освоения учебного материала.
Вывод: планируемый в рамках Комплекса мер по модернизации в 2011 году показатель перехода на новые образовательные стандарты достигнут: 35,8 проц. учащихся начальной школы осваивают новый образовательный стандарт (планируемый показатель - 35,4 проц. от количества обучающихся на начальном уровне общего образования) и 15,3 проц. - от общего количества обучающихся (планируемый показатель - 14,6 проц.).
Анализ работы по введению ФГОС позволил определить следующие результаты:
1) сформированы соответствующие организационно-управленческие и научно-методические механизмы обеспечения готовности общеобразовательных учреждений Ленинградской области к переходу на ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу начального общего образования занятий по внеурочной деятельности);
2) повысился уровень образовательного менеджмента на всех уровнях управления образованием;
3) расширился спектр общественного участия в управлении образовательным учреждением (внедрены действенные механизмы удовлетворения запросов родителей по содержанию и качеству образования);
4) модернизируется научно-методическое и информационно-методическое сопровождение ФГОС;
5) совершенствуется система оценки качества образования с учетом введения ФГОС;
6) обеспечивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений, в том числе с использованием интернет-ресурсов, для распространения опыта инновационной педагогической и управленческой деятельности.
В процессе введения ФГОС в основном возникали трудности организационного характера, которые компенсировались реализацией плановых мероприятий.
Например, недостаточная готовность кадров к реализации нового образовательного стандарта откорректирована через модернизацию системы повышения квалификации и методической поддержки (использован потенциал сети инновационных учреждений, выстроены каскадным способом программы повышения квалификации, проведена работа со школьными коллективами, созданы модели муниципальной методической службы по сопровождению ФГОС и др.)
3. Совершенствование кадрового потенциала региональной образовательной системы
В связи с тем, что Комплексом мер по модернизации в 2011 году предусмотрено достижение системных эффектов, необходимо отметить изменения в отношении представления об учителе современной школы.
"Новый учитель" для "новой школы" формируется в процессе совершенствования личностного и профессионального потенциала учителя.
Механизм реализации направления
С 1 января 2011 года аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ленинградской области осуществляется в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209.
Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области сформирована нормативная правовая база по вопросам аттестации педагогических работников: утверждены формы экспертизы профессиональной деятельности работников, показатели и критерии оценки профессиональной деятельности аттестуемого, положение об аттестационной комиссии, рекомендации по вопросам аттестации для экспертов и аттестуемых.
В основе указанного порядка аттестации - конкретные показатели работы учителя, достижения обучающихся и воспитанников, качество образовательного результата.
В соответствии с новым порядком аттестации в 2011 году аттестовано 20 проц. учителей, что соответствует планируемому показателю.
В рамках Комплекса мер по модернизации в 2011 году разработано и реализовано в ходе повышения квалификации 24 блочно-модульные образовательные программы и 94 образовательных модуля по вопросам введения ФГОС, в том числе обучено 3446 руководителей образовательных учреждений и учителей, что составляет 37,0 проц. (плановый показатель - 36,8 проц.) от общего количества, повысили квалификацию 989 руководящих работников образовательных учреждений. Дополнительно обучено 12,0 проц. педагогов по персонифицированной модели повышения квалификации.
Стажировка и практические занятия в рамках модульного обучения учителей организованы на базе образовательных учреждений из числа лучших школ Ленинградской области, в том числе девяти творческих лабораторий, 43 стажировочных площадок, десяти ресурсных центров.
Активно вводятся в образовательный процесс дистанционные и интернет-технологии. Эта модель организации учебного процесса создает новые возможности для персонификации процесса повышения квалификации педагогов. Кроме того, в 2011 году заключены соглашения на обучение учителей Ленинградской области в ведущих образовательных центрах Финляндии, Польши, России.
В рамках проекта "Региональные факторы и ресурсы реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011 году закуплено оборудование для стажировочной площадки и восьми базовых (опорных) школ, разработаны три образовательные программы, научно-методическое обеспечение к программам, обучено 200 слушателей и 12 тьюторов по вопросам введения ФГОС.
Ленинградская область принимает активное участие в реализации федеральной программы "Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах".
В рамках указанной программы на базе Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации обучено 20 руководителей системы образования Ленинградской области.
Вывод: в Ленинградской области в 2011 году достигнуты плановые показатели по повышению квалификации педагогических работников по вопросам введения ФГОС и аттестации учителей.
Вместе с тем порядком аттестации педагогических работников не предусмотрена аттестация педагогических работников учреждений социального обеспечения, здравоохранения (например, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дом ребенка и другие типы учреждений), имеющих в штате должности педагогических работников - педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя.
4. Организация дистанционного обучения
В системе общего образования Ленинградской области активно используются дистанционные образовательные технологии.
Механизм реализации направления
Для реализации модели организации внедрения дистанционных образовательных технологий разработаны дистанционные учебно-методические комплексы:
по 15 учебным предметам - для 5-9 классов (базовый уровень);
по 22 учебным предметам - для 10-11 классов (повышенный уровень);
по 98 элективным учебным предметам (13 профилей);
12 курсов по подготовке к ЕГЭ.
Разработанные образовательные ресурсы размещены на региональном сервере дистанционного обучения на базе автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина".
В качестве телекоммуникационной основы для внедрения дистанционных образовательных технологий в процесс обучения используется Ленинградская областная корпоративная образовательная сеть.
Организационно-технологическое сопровождение и координацию образовательного процесса обеспечивают тьюторы в муниципальных центрах информационных технологий, созданных в каждом муниципальном районе (городском округе).
На базе центров информационных технологий непрерывно осуществляется повышение квалификации педагогических и административных работников по вопросам применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. В общеобразовательном учреждении организационно-технологическое сопровождение и координацию образовательного процесса обеспечивают администрация образовательного учреждения, педагоги и помощники тьюторов.
В настоящее время модель обучения отработана и внедрена в практику на всей территории Ленинградской области. С использованием дистанционных образовательных технологий обучаются 3882 человека.
Вывод: доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных учреждений составляет 15 проц., что соответствует обязательствам, предусмотренным Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ленинградской области.
Положительным эффектом от реализации направления является расширение образовательной среды в Ленинградской области, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребностей и прав школьников в области образования, обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства.
5. Деятельность по энергосбережению
В 2011 году более чем в 80 образовательных учреждениях Ленинградской области разработаны программы энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов, что составляет более 20 проц. от общего числа школ. Во всех образовательных учреждениях назначены ответственные за энергосбережение.
Обучение и разъяснительная работа среди обучающихся по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности включены в планы мероприятий образовательных учреждений.
Эффективной мерой по энергосбережению является установка приборов учета электроэнергии в образовательных учреждениях. В 2011 году на указанные мероприятия направлено более 24,0 млн рублей.
Вывод: достигнуты показатели, предусмотренные Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.