Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 17 октября 2012 г. N 3-204/12
Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Рыбаловой О.А.
при секретаре Аскиркиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медведниковой М.М. о признании недействующим в части Закона Санкт-Петербурга "Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Санкт-Петербурге"
установил:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 4 и пункта 7 статьи 2, пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга "Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Санкт-Петербурге", ссылаясь на то, что указанные нормы, в той мере, в какой устанавливают полномочия органа исполнительной власти Санкт-Петербурга по определению порядка обработки персональных данных гражданина без его согласия, противоречат положениям Федерального закона "О персональных данных"; предусмотренный порядок определения банков, электронные приложения которых устанавливаются на универсальные электронные карты, выдаваемые гражданам помимо их воли, противоречит гражданско-правовому принципу свободы договора, так как допускает возможность установления электронного банковского приложения на универсальной электронной карте без соответствующего волеизъявления гражданина на выбор банка и условий договора с банком; по смыслу оспариваемой нормы направление гражданам информации о выборе банка осуществляется после того, как без согласия гражданина обработаны его персональные данные и осуществлен выбор банка, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" и принципу свободы договора.
Заявитель в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие (л.д.98).
Представитель заявителя Тунгусов А.Н. в суд явился, на требованиях настаивал, пояснил, что оспариваемые нормы противоречат Федеральному закону "О персональных данных" и Гражданскому кодексу, данное противоречие затрагивает конституционные права заявителя на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право на использование имущества для незапрещенной экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; заявил ходатайство о направлении запроса о проверке конституционности частей 4, 5, 6, 8, 9 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг" (л.д.99-103), в удовлетворении которого судом отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суда Российской Федерации".
Представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Чистова Э.Е. полагала заявление необоснованным, представила возражения относительно заявленных требований (л.д.70-73).
Представитель Губернатора Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие в связи с занятостью в другом процессе (л.д.97), ранее представил возражения на заявление (л.д.74-76)
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление необоснованным, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
02 ноября 2011 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят, а 06 декабря 2011 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга N 681-133 "Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга), опубликованный в газете "Санкт-Петербургские ведомости" N 237 (5013) от 15.12.2011 года (л.д.57-69).
Как следует из преамбулы указанного Закона Санкт-Петербурга он в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует правоотношения в сфере организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Санкт-Петербурге, устанавливает разграничение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в данной сфере.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга определяются полномочия Правительства Санкт-Петербурга в сфере организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи к этим полномочиям относится определение порядка доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан, а также доставки универсальных электронных карт, в том числе лично гражданину, в случае если гражданин не подал в установленные сроки заявления о выдаче ему указанной карты и не обратился с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты; согласно пункту 7 этой же статьи к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено установление порядка направления гражданами, не подавшими в установленные сроки заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимися с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты, информации о выборе банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения, в уполномоченную организацию, а также установление срока направления такой информации.
В соответствии с частью 7 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 26 названного Федерального закона, выбор банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения, осуществляется гражданином из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией. Информация о выборе банка направляется гражданином в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее тридцати дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Частью 8 статьи 26 названного Федерального закона установлено, что в случае, если гражданин в установленный частью 5 указанной статьи срок не обратился с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты и (или) в установленный частью 6 настоящей статьи срок не направил информацию о выборе банка, данному гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением банка, выбранного субъектом Российской Федерации из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, по итогам проведенного субъектом Российской Федерации конкурса. В силу части 9 статьи 26 Федерального закона порядок доставки универсальных электронных карт, в том числе лично гражданину, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Указанные нормы Федерального закона предоставляют субъекту Российской Федерации право самостоятельно определить порядок вышеуказанных действий, при этом предполагают необходимость разграничения полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации названного Федерального закона.
Из содержания названных оспариваемых заявителем норм Закона Санкт-Петербурга следует, что они возлагают на Правительство Санкт-Петербурга реализацию полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 25, частями 6 и 9 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, то есть не противоречат указанному Федеральному закону, во исполнение которого они приняты.
Оспариваемой заявителем частью 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга установлено, что гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением банка, выбранного по итогам конкурса из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, определенной Правительством Российской Федерации в качестве осуществляющей функции, предусмотренные в главе 6 Федерального закона, в случае если гражданин в течение срока, установленного Правительством Санкт-Петербурга, не обратился с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты и(или) в установленный Правительством Санкт-Петербурга срок не направил информацию о выборе банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения.
Из анализа положений указанной нормы следует, что она корреспондируется с положениями части 8 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, предусматривающей в указанном случае выдачу универсальной электронной карты с электронным банковским приложением банка, выбранного субъектом Российской Федерации из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, по итогам проведенного субъектом Российской Федерации конкурса, порядок проведения которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации, и не противоречит требованиям указанного Федерального закона.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга противоречат Федеральному закону "О персональных данных" N 152-ФЗ от 27.07.2006 года, не могут быть признаны судом обоснованными.
По смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных", обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом; в том числе, согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, когда обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Не может согласиться суд и с доводами заявителя о нарушении оспариваемыми нормами принципа свободы договора, установленного в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане и юридические лица свободы в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно взятым обязательством.
Указанные нормы Закона Санкт-Петербурга не возлагают на гражданина обязанность по заключению договора с определенным банком и на определенных условиях, и по своему содержанию не противоречат положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, который предусматривает право граждан обратиться с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты, отказаться от использования уже оформленной электронной карты, активировать электронное банковское приложение путем обращения для заключения договора в соответствующий банк, а также заменить банк, обеспечивающий предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения, на другой банк, заключивший договор с федеральной уполномоченной организацией в соответствии с Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Медведниковой М.М. в удовлетворении заявления о признании недействующим нормативного правового акта в части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца.
Судья Санкт-Петербургского городского суда |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2012 г. N 3-204/12
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)