Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 14 мая 2012 г. N 156)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области"
на 2012-2014 годы
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа) |
Цель Программы |
Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями путем развития системы их комплексной реабилитации и социальной интеграции |
Основные задачи Программы |
Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности; обеспечение восстановления здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями; создание условий для социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграции в общество; развитие социального волонтерства, направленного на оказание поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями; качественное совершенствование реабилитационной среды в детских домах-интернатах; создание комплексной системы социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях; создание службы постинтернатного сопровождения; формирование доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов; повышение квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами |
Разделы Программы |
Раздел 1. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями Раздел 2. Создание условий для социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграция в общество Раздел 3. Создание современной реабилитационной среды для детей-инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
Общий объем финансирования Программы - 84 338,6 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 82 162,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 2176,6 тыс. рублей, из них: 2012 год - 2808,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 2800,0 тыс. рублей, местные бюджеты - 8,0 тыс. рублей; 2013 год - 38 912,3 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 37 727,7 тыс. рублей, местные бюджеты - 1184,6 тыс. рублей; 2014 год - 42 618,3 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 41 634,3 тыс. рублей, местные бюджеты - 984,0 тыс. рублей |
Показатели эффективности Программы |
Социальная эффективность Сохранение доли новорожденных детей, охваченных неонатальным и аудиологическим скринингом, на уровне 97,0 проц.: 2013 год - 97,0 проц., 2014 год - 97,0 проц.; увеличение количества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в возрасте 1-6 лет, охваченных услугами дошкольного образования, ежегодно на 0,5 проц. от общего количества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в возрасте 1-6 лет (базовое значение 45 452 ребенка): 2012 год - на 0,5 проц., 2013 год - на 0,5 проц.,, 2014 год - на 0,5 проц.; увеличение доли детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, ежегодно на 0,5 проц. от общего количества детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию (базовое значение 1342 ребенка): 2012 год - 93,0 проц. (1350 чел.), 2013 год - 93,5 проц. (1358 чел.), 2014 год - 94,0 проц. (1366 чел.); увеличение доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в возрасте до трех лет, получивших услуги реабилитации в рамках технологии раннего вмешательства, ежегодно на 0,2 проц.: 2012 год - на 0,2 проц., 2013 год - на 0,2 проц., 2014 год - на 0,2 проц.; увеличение доли родителей с детьми-инвалидами, обученных методам и технологиям ухода за детьми-инвалидами, ежегодно на 7,0 проц. от общего числа обученных родителей детей-инвалидов (базовое значение 299 родителей): 2012 год - на 7,0 проц. (321 чел.), 2013 год - на 7,0 проц. (342 чел.), 2014 год - на 7,0 проц. (363 чел.); увеличение доли детей-инвалидов, вовлеченных в организованные формы занятости, в том числе в культурно-досуговые мероприятия, до 68,0 проц. - ежегодно на 2,0 проц. от общего количества детей-инвалидов (базовое значение 3374 ребенка): 2012 год - на 2,0 проц., 2013 год - на 2,0 проц., 2014 год - на 2,0 проц.; увеличение численности трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов, ежегодно на 10 чел.: 2012 год - на 10 чел., 2013 год - на 10 чел., 2014 год - на 10 чел.; увеличение численности волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, до 180 чел.: 2013 год - 170 чел., 2014 год -180 чел.; увеличение доли воспитанников детских домов-интернатов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, в общей численности воспитанников, прошедших социальную реабилитацию, ежегодно на 3,0 проц.: 2012 год - на 3,0 проц., 2013 год - на 3,0 проц., 2014 год - на 3,0 проц. Бюджетная эффективность Программа не имеет прямой бюджетной эффективности, однако, мероприятия Программы в отсроченной перспективе будут способствовать увеличению доходов бюджетов всех уровней в результате налогообложения. Экономическая эффективность Программа не имеет прямой экономической эффективности, однако, мероприятия Программы косвенно будут способствовать повышению уровня занятости и доходов семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Раздел 1. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями Создание автоматизированной информационной системы для формирования электронного банка данных о детях с ограниченными возможностями, поставка в 2012 году технического оборудования (сервер, компьютерная и видеотехника) для внедрения автоматизированной информационной системы; предоставление услуг службами раннего вмешательства ежегодно не менее чем 50 детям в возрасте до трех лет: 2012 год - 50 детей, 2013 год - 50 детей; обучение ежегодно 80 специалистов учреждений социального обслуживания населения технологиям работы по раннему вмешательству: 2012 год - 80 специалистов, 2013 год - 80 специалистов; внедрение и реализация 18 программ по профилактике вредных привычек среди воспитанников в муниципальных районах и городском округе; проведение ежегодно 18 физкультурно-спортивных, семейных праздников в муниципальных районах и городском округе (по одному мероприятию в каждом муниципальном районе и городском округе); подготовка и проведение в 2012 году областной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка", издание методического пособия. Раздел 2. Создание условий для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграция в общество Подраздел 2.1. Организационно-методическая поддержка реабилитации и адаптации детей-инвалидов: разработка и постоянная поддержка электронной базы данных детей-инвалидов Ленинградской области в рамках создания электронного социального регистра "Дети-инвалиды Ленинградской области"; создание информационного портала для родителей, имеющих детей-инвалидов, с обязательным ежемесячным обновлением; проведение в 2012-2013 годах в муниципальных районах и городском округе круглых столов для родителей детей-инвалидов с принятием резолюций, избрание делегатов на областную конференцию родителей детей-инвалидов: 2012 год - в девяти муниципальных районах, 2013 год - в девяти муниципальных районах; проведение в 2014 году итоговой областной конференции родителей детей-инвалидов с участием 200 делегатов (родителей детей-инвалидов и специалистов, работающих с детьми-инвалидами) из муниципальных районов и городского округа; изготовление ежегодно не менее 5000 брошюр по вопросам оказания мер социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами: 2012 год - 5000 брошюр, 2013 год - 5000 брошюр. Подраздел 2.2. Создание условий для социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями: предоставление родителям детей-инвалидов свободного времени не менее одного раза в неделю по 1,5 часа в рамках работы службы "Домашняя няня": 2012 год - восемь детей-инвалидов, 2013 год - 189 детей-инвалидов, 2014 год - 189 детей-инвалидов; предоставление 360 родителям детей-инвалидов возможности получения комплексной консультации различных специалистов на дому в рамках развития службы "Мобильная бригада": 2013 год - 173 ребенка-инвалида, 2014 год - 187 детей-инвалидов; закупка 17 микроавтобусов и их дооборудование для перевозки маломобильных детей-инвалидов: 2013 год - девять микроавтобусов, 2014 год - восемь микроавтобусов; ежегодное он-лайн консультирование 1500 родителей детей-инвалидов; оказание паллиативной помощи детям-инвалидам на базе Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения здравоохранения "Хоспис (детский)": 2013 год - 320 койко-дней, 2014 год - 345 койко-дней; предоставление 270 детям-инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата услуг по реабилитации на основе иппотерапии (40 занятий по 0,5 часа еженедельно); увеличение количества детей-инвалидов, обучающихся на дому, охваченных дистанционной формой обучения, создание не менее десяти рабочих мест для детей-инвалидов в 2012 году; открытие дошкольных групп для детей с проблемами развития, групп краткосрочного пребывания, групп с удлиненным режимом пребывания (в том числе для детей с ограниченными возможностями): 2012 год - шесть групп на 100 мест, 2013 год - пять групп на 100 мест; оказание не менее 800 детям с ограниченными возможностями - гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ленинградской области, дополнительных мер социальной поддержки в виде бесплатного предоставления ортопедической обуви по заключению лечебно-профилактического учреждения; организация не менее двух оздоровительных групп для детей-инвалидов численностью не менее 10 чел. каждая в одном муниципальном районе; оказание содействия во временном трудоустройстве в свободное от учебы время ежегодно 20 несовершеннолетним в возрасте 14-18 лет, относящимся к категории детей-инвалидов: 2012 год - 20 чел., 2013 год - 20 чел., 2014 год - 20 чел. Подраздел 2.3. Интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в общество: организация и проведение ежегодно областного праздника для детей с ограниченными возможностями "Старты надежд"; проведение двух областных спортивных праздников для 100 детей-инвалидов: 2012 год - один праздник, 2013 год - один праздник; проведение в 2014 году областной спортивной олимпиады для 100 детей-инвалидов; проведение трех областных фестивалей творчества для 100 детей-инвалидов: 2012 год - один фестиваль, 2013 год - один фестиваль, 2014 год - один фестиваль; организация ежегодно двух театральных фестивалей для 600 участников, включая 70 детей-инвалидов; проведение в 2013 и 2014 годах цикла мероприятий, посвященных обрядовым праздникам, для детей-инвалидов с охватом не менее 200 чел.; оказание материальной помощи детям-инвалидам: 2012 год - 2676 детей-инвалидов, 2013 год - 2676 детей-инвалидов, 2014 год - 3167 детей-инвалидов; организация и проведение ежегодно новогодних мероприятий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, приобретение новогодних подарков: 2012 год - 625 детей-инвалидов, 2013 год - 625 детей-инвалидов, 2014 год - 1625 детей-инвалидов. Подраздел 2.4. Развитие социального волонтерства, направленного на оказание поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями: чествование ежегодно не менее 30 волонтеров, работающих с семьями, имеющими детей-инвалидов с множественными заболеваниями: 2013 год - 30 чел., 2014 год-30 чел.; проведение двух ярмарок мест для добровольного труда молодежи в муниципальных учреждениях социальной сферы с проведением рекламной кампании в целях информирования жителей о мероприятии, издание информационных материалов: 2013 год - одна ярмарка, 2014 год - одна ярмарка; проведение шести областных мероприятий с охватом не менее 650 чел., в том числе детей-инвалидов, в рамках реализации волонтерского проекта "Мир равных возможностей": 2013 год - три мероприятия, 2014 год - три мероприятия; организация четырех семинаров не менее чем для 300 волонтеров, оказывающих помощь семьям, имеющим детей-инвалидов с множественными заболеваниями: 2013 год - два семинара для 150 волонтеров, 2014 год - два семинара для 150 волонтеров; проведение ежегодно круглого стола со студентами медицинских и педагогических колледжей муниципальных районов Ленинградской области по вопросам молодежного добровольчества; создание и поддержание актуальности информационного ресурса по тематике социального добровольчества в рамках оказания помощи семьям с детьми-инвалидами в 2013-2014 годах. Подраздел 2.5. Повышение квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами: обучение 160 специалистов учреждений социального обслуживания населения инновационным технологиям организации домашнего патронажа детей-инвалидов: 2012 год - 80 специалистов, 2013 год - 80 специалистов; организация и проведение в 2012 году научно-практического семинара по проблемам инклюзивного образования, в 2014 году - научно-практической конференции "Инклюзивное образование: взгляд в будущее"; подготовка в 2013 году 25 специалистов по медицинскому массажу для учреждений социального обслуживания населения; подготовка 18 специалистов-эрготерапевтов для учреждений социального обслуживания населения: 2013 год - девять специалистов, 2014 год - девять специалистов. Подраздел 2.6. Формирование доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов: проведение в 34 жилых помещениях ремонтных работ, в том числе составление сметной документации, для обеспечения доступной среды жизнедеятельности детей-инвалидов: 2012 год - в четырех жилых помещениях, 2013 год - в 14 жилых помещениях, 2014 год - в 16 жилых помещениях. Раздел 3. Создание современной реабилитационной среды для детей-инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Подраздел 3.1. Совершенствование социальной реабилитации детей-инвалидов в отделениях милосердия государственных стационарных учреждений социального обслуживания - детских домах-интернатах: разработка в 2012 году программы "Абилитация детей-инвалидов с множественными нарушениями развития" с последующим изданием в количестве 100 экз.; организация ежегодно с 2013 года абилитации 85 детей-инвалидов с множественными нарушениями развития. Подраздел 3.2. Создание системы социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания - детских домах-интернатах, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания: охват мультипрофессиональным обследованием не менее 51 ребенка-инвалида старше 14 лет: 2012 год - 17 детей-инвалидов, 2013 год - 17 детей-инвалидов, 2014 год - 17 детей-инвалидов; разработка и ежегодная корректировка индивидуальных программ подготовки детей-инвалидов старше 14 лет к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения; частичное привитие навыков самообслуживания в быту не менее чем 230 детям-инвалидам ежегодно; организация посильной трудовой деятельности ежегодно 140 детей-инвалидов, имеющих соответствующие рекомендации; содействие расширению социальных контактов с использованием сети Интернет ежегодно не менее 30 детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, имеющих соответствующие рекомендации; приобретение 12 единиц оборудования для обучения ежегодно не менее 25 детей, имеющих соответствующие рекомендации: 2013 год - шесть единиц, 2014 год - шесть единиц; охват занятиями физической культурой и спортом ежегодно не менее 95 детей, имеющих соответствующие рекомендации; проведение двух областных фестивалей творчества для воспитанников детских домов-интернатов с охватом ежегодно 60 детей-инвалидов: 2013 год - один фестиваль, 2014 год - один фестиваль; обучение в 2013 году восьми специалистов детских домов-интернатов современным технологиям реабилитации детей-инвалидов. Подраздел 3.3. Реализация социального проекта "Будем жить самостоятельно": разработка в 2012 году социального проекта "Будем жить самостоятельно"; разработка в 2012 году порядка межведомственного взаимодействия субъектов реабилитации детей-инвалидов по организации постинтернатного сопровождения; разработка трех методических рекомендаций по подготовке воспитанников детских домов-интернатов к самостоятельной жизни и их постинтернатному сопровождению (по направлениям: трудотерапия и допрофессиональная подготовка, социально-бытовое обустройство, правовое сопровождение выпускников); создание четырех видеороликов по вопросам детской инвалидности для размещения в сети Интернет; организация социальной реабилитации и профессиональной адаптации ежегодно 60 молодых инвалидов |
Основания для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 10 декабря 2005 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года; областной закон от 1 декабря 2004 года N 103-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области", областной закон от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области", областной закон от 27 сентября 2005 года N 75-оз "О здравоохранении Ленинградской области", постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области", поручение Губернатора Ленинградской области (протокол от 19 июля 2011 года N 72-5651/11; протокол совещания по вопросу поддержки многодетных семей и семей, имеющих детей с ограниченными возможностями от 5 июля 2011 года) |
Разработчик Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2011-2012 годы |
Стоимость разработки Программы |
Без привлечения бюджетных средств |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет по молодежной политике Ленинградской области, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, администрации муниципальных образований Ленинградской области, государственные стационарные учреждения социального обслуживания |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Филиппова Нина Викторовна - председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области, тел. 225-26-40 |
Управление и контроль за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет комитет по социальной защите населения Ленинградской области. Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы. Для осуществления оперативного контроля за выполнением мероприятий Программы органы исполнительной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления, учреждения и организации, участвующие в реализации Программы, ежеквартально представляют в комитет по социальной защите населения Ленинградской области отчет о ходе выполнения Программы и достижении показателей эффективности Программы. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием бюджетных средств, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в виде субсидий, осуществляют органы исполнительной власти Ленинградской области, ответственные за реализацию соответствующих мероприятий Программы. Информация о ходе выполнения и результатах реализации Программы представляется ежеквартально в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области |
1. Анализ и оценка исходной ситуации
Среди многочисленных проблем детства особенно актуальны проблемы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, без решения которых невозможно расширить границы доступного мира, приобщить ребенка к современным достижениям цивилизации.
По информации Петростата, в Ленинградской области по состоянию на 1 января 2012 года 259 768 детей, в том числе детей-инвалидов - 3402 человека (1,3 проц. от общего количества детей), детей с ограниченными возможностями - 39 331 человек.
По результатам проведенного в июле 2011 года мониторинга семей с детьми-инвалидами, в Ленинградской области зарегистрировано 3212 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такие семьи потенциально более неустойчивы из-за тягот и обязательств, связанных с воспитанием ребенка-инвалида, и, как следствие, чаще распадаются (44 проц. семей с детьми-инвалидами - неполные семьи). Двух детей-инвалидов воспитывают в 53 семьях, троих детей-инвалидов - в трех семьях.
Количество детей, впервые признанных инвалидами, в 2011 году составило 609 человек, в 2010 году - 640 человек, в 2009 году - 550 человек.
В структуре первичной инвалидности у детей первое ранговое место занимают врожденные аномалии развития (23,8 проц.; 6,16 на 10 000 детского населения), второе - психические расстройства (20,8 проц.; 5,39 на 10 000 детского населения), третье - болезни нервной системы (20,3 проц.; 5,27 на 10 000 детского населения).
Во всех муниципальных районах Ленинградской области дети-инвалиды, проживающие в семьях, находятся на диспансерном учете в амбулаторно-поликлинических учреждениях, наблюдаются участковой службой (педиатрами и семейными врачами), врачами-специалистами, по показаниям направляются в профильные отделения и стационары, детские отделения центральных районных больниц, консультативную поликлинику и отделения Ленинградской областной детской клинической больницы, клиники Санкт-Петербурга, а также в федеральные клиники с целью обеспечения бесплатной специализированной медицинской помощью, в том числе высокотехнологичными видами. Врачами-специалистами (по 24 профилям) Ленинградской областной детской клинической больницы ежегодно осуществляется более 3550 консультаций детей-инвалидов, проживающих в Ленинградской области.
За 2007-2011 годы в акушерских стационарах Ленинградской области обследовано на врожденную и наследственную патологию 52 000 детей (98,0 - 99,5 проц. родившихся). Эффективно действует и постоянно совершенствуется система дистанционного слежения за детьми, в первую очередь новорожденными, находящимися в тяжелом состоянии в отделениях реанимации и интенсивной терапии центральных районных больниц, через отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной детской клинической больницы.
Стационарное лечение в 2011 году получили 1780 детей-инвалидов (52,3 проц. от общего количества детей-инвалидов), из них в федеральных клиниках - 416 детей-инвалидов (23,4 проц.).
В Ленинградской области создана система социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и их семей, направленная на предоставление комплекса реабилитационных услуг, максимально возможное развитие потенциала детей, коммуникативных навыков, познавательных возможностей. В муниципальных учреждениях социального обслуживания населения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями оборудовано 415 мест в отделениях дневного пребывания и 194 места в стационарных отделениях.
Функционируют два государственных стационарных учреждения социального обслуживания для умственно отсталых детей - Волосовский детский дом-интернат на 110 мест, Приозерский детский дом-интернат на 211 мест.
Учреждениями социального обслуживания семьи и детей, государственными стационарными учреждениями оказывается полный комплекс социально-бытовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских и социально-правовых услуг в соответствии с утвержденным перечнем гарантированных социальных услуг.
В 2011 году услугами муниципальных учреждений социального обслуживания воспользовались 7599 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, методами реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями овладели 4953 семьи с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.
На отделениях круглосуточного и дневного пребывания учреждений социального обслуживания прошли социальную реабилитацию 3515 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в том числе 1451 ребенок-инвалид, что составляет 50,3 проц. от общего числа детей-инвалидов, имеющих рекомендации по индивидуальным программам развития. В указанных учреждениях активно применяются такие реабилитационные технологии, как арт-терапия, сказкотерапия, кинезитерапия и другие. Использование современных методик социальной реабилитации позволило достигнуть положительных результатов у 1342 детей-инвалидов и 1804 детей с ограниченными возможностями, что составляет 92,5 проц. от общего количества реабилитированных.
Детям-инвалидам, проживающим в стационарных государственных учреждениях, предоставляется комплекс социальных услуг, направленных на создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга. В результате проводимой реабилитационной работы доля детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, увеличилась до 73,0 проц. в 2011 году от общей численности детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, (в 2007 году - 61,0 проц.).
Образовательный процесс в детских домах-интернатах организован в соответствии с рекомендациями областной психолого-медико-педагогической комиссии.
Специальными (коррекционными) общеобразовательными школами VIII вида Волосовского и Приозерского муниципальных районов организовано обучение на дому пяти детей по специальным (коррекционным) программам и семи детей по коррекционной образовательной программе "Обучение детей с выраженной умственной недостаточностью".
По специальным авторским коррекционным образовательным программам, разработанным специалистами детских домов-интернатов и предусматривающим привитие детям-инвалидам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте и счету, развитие у детей простейших представлений и понятий, обучаются 124 воспитанника.
Начиная с 2009 года реализуется мероприятие по развитию дистанционного образования детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На базе Ленинградского областного института развития образования создан ресурсный центр. Приобретено необходимое оборудование, позволяющее организовать дистанционное обучение 156 детей-инвалидов. К концу 2012 года будет организовано дистанционное обучение 278 детей-инвалидов.
В особой поддержке и всесторонней помощи нуждаются семьи с детьми-инвалидами, имеющими множественные нарушения здоровья, уход за которыми требует немалых расходов, усилий и практически не оставляет родителям свободного времени.
Доступ таких детей-инвалидов к услугам дополнительного образования ограничен, вопросы обеспечения доступной среды жизнедеятельности решаются недостаточно эффективно. Учреждения социальной инфраструктуры недоступны для данной категории граждан в связи с отсутствием специализированного транспорта для перевозки маломобильных детей-инвалидов. Одним из путей решения проблемы транспортной доступности может стать создание при муниципальных учреждениях социального обслуживания населения службы "Социальное такси".
Достижению положительных результатов в социальной реабилитации детей-инвалидов будет способствовать организация обучения родителей детей-инвалидов приемам ухода и реабилитации. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие в обеспечении интеграции детей в общество и взаимодействии семей с социальным окружением.
Эффективная социализация воспитанников интернатных учреждений сдерживается межведомственной разобщенностью служб при решении задач по социализации детей-инвалидов с особо тяжелыми нарушениями интеллектуального и физического развития, недостаточной подготовленностью таких детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченностью или полным отсутствием социальных связей вне интернатного учреждения, трудностью подбора для них рабочих мест и необеспеченностью жилыми помещениями, специально приспособленными для самостоятельного проживания.
Не сформирована эффективная модель организации жизнеустройства выпускников детских домов-интернатов, позволяющая молодым инвалидам социально адаптироваться в современном обществе, в том числе система их постинтернатного сопровождения.
Качественное совершенствование реабилитационной среды в детских домах-интернатах, создание комплексной системы социальной реабилитации для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания вне интернатного учреждения, включая создание модели подготовки и организации их интеграции в общество, создание службы постинтернатного сопровождения, решение жилищных проблем, вопросов профессионального обучения и трудоустройства воспитанников, позволит социализировать детей-инвалидов, являющихся выпускниками интернатных учреждений.
Остается нерешенной проблема доступности паллиативной круглосуточной медицинской помощи детям с тяжелыми, не поддающимися лечению заболеваниями.
Решение изложенных проблем наиболее эффективно может быть осуществлено с использованием программно-целевого метода в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа).
Программой предусматривается повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями, создание условий для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграция в общество, а также создание современной реабилитационной среды для детей-инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.
2. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями путем развития системы их комплексной реабилитации и социальной интеграции.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
обеспечение восстановления здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
создание условий для социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграции в общество;
развитие социального волонтерства, направленного на оказание поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями;
качественное совершенствование реабилитационной среды в детских домах-интернатах;
создание комплексной системы социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях;
создание службы постинтернатного сопровождения;
формирование доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов;
повышение квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами.
3. Структура Программы
В целях решения задач Программы разработан План мероприятий долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы (приложение 1 к Программе), который содержит следующие разделы:
Раздел 1. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями
Раздел 2. Создание условий для социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, их интеграция в общество
Раздел 3. Создание современной реабилитационной среды для детей-инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Программа включает комплекс мероприятий по внедрению инновационных технологий сопровождения и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, профилактике инвалидности у детей, предоставлению услуг паллиативной помощи, формированию доступной среды жизнедеятельности, развитию постинтернатного сопровождения детей-инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания.
4. Обоснование мероприятий Программы
При разработке Программы учитывались результаты выполнения долгосрочных целевых программ "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы", "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, обеспечение безопасного материнства и детства в Ленинградской области" на 2009-2011 годы, "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы, "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области" на 2011-2013 годы, "Развитие физической культуры и массового спорта в Ленинградской области на 2011-2013 годы", "Культура Ленинградской области на 2011-2013 годы" и других.
5. Финансирование Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Финансирование Программы с учетом финансирования других долгосрочных целевых программ по годам и источникам приведено в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. рублей) | |||||
Годы |
Общий объем финансирования |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местные бюджеты |
Прочие источники |
2012 |
130 268,4 |
5125,0 |
117 621,4 |
7222,0 |
300,0 |
2013 |
69 482,9 |
|
64 678,5 |
4704,4 |
100,0 |
2014 |
30 804,1 |
|
42 034,3 |
984,0 |
|
Итого |
230 555,4 |
5125,0 |
224 334,2 |
12 910,4 |
400,0 |
Финансирование Программы без учета финансирования других долгосрочных целевых программ по годам и источникам приведено в таблице 2.
Таблица 2
(тыс. рублей) | |||||
Годы |
Общий объем финансирования |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местные бюджеты |
Прочие источники |
2012 |
2808,0 |
|
2800,0 |
8,0 |
|
2013 |
38 912,3 |
|
37 727,7 |
1184,6 |
|
2014 |
42 618,3 |
|
41 634,3 |
984,0 |
|
Итого |
84 338,6 |
|
82 162,0 |
2176,6 |
|
Распределение средств областного бюджета Ленинградской области по главным распорядителям бюджетных средств приведено в таблице 3.
Таблица 3
(тыс. рублей) | ||
Главный распорядитель бюджетных средств |
Годы |
Областной бюджет |
1 |
2 |
3 |
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области |
2012 |
2000,0 |
2013 |
32 073,5 |
|
2014 |
35 877,6 |
|
Итого |
69 951,1 |
|
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
2012 |
|
2013 |
|
|
2014 |
|
|
Итого |
|
|
Комитет по здравоохранению Ленинградской области |
2012 |
800,0 |
2013 |
2906,2 |
|
2014 |
3706,7 |
|
Итого |
7412,9 |
|
Комитет по молодежной политике Ленинградской области |
2012 |
|
2013 |
2360,0 |
|
2014 |
1950,0 |
|
Итого |
4310,0 |
|
Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области |
2012 |
|
2013 |
288,0 |
|
2014 |
|
|
Итого |
288,0 |
|
Комитет по культуре Ленинградской области |
2012 |
|
2013 |
100,0 |
|
2014 |
100,0 |
|
Итого |
200,0 |
На реализацию мероприятий Программы с учетом финансирования других долгосрочных целевых программ предусмотрены средства областного бюджета в размере 224 334,2 тыс. рублей, на реализацию мероприятий Программы без учета финансирования других долгосрочных целевых программ - в размере 82 162,0 тыс. рублей, что составляет 97,4 проц. общего объема финансирования.
Расчет необходимого финансового обеспечения за счет средств областного бюджета произведен с учетом сложившегося объема финансовых затрат на мероприятия в области детства и семейной политики в Ленинградской области.
Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы, Информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы, Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городского округа на реализацию долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы, Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городского округа на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы "Улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Ленинградской области" на 2012-2014 годы, Положение о порядке и условиях предоставления услуги службы "Социальное такси" детям-инвалидам Ленинградской области, Положение о создании службы "Домашняя няня" для детей-инвалидов, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности (оказание услуг детям-инвалидам на дому и сопровождение детей-инвалидов к объектам здравоохранения, образования, социальной защиты) приведены в приложениях 2-7 к Программе.
В целях привлечения дополнительных средств на реализацию мероприятий Программы предусматривается участие в конкурсных отборах программ, проводимых фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
6. Состав, функции и полномочия участников Программы
Представителем заказчика и координатором Программы является комитет по социальной защите населения Ленинградской области.
Главными распорядителями бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, а также представителями заказчика Программы являются органы исполнительной власти Ленинградской области, ответственные за выполнение соответствующих мероприятий.
Для осуществления управления Программой комитет по социальной защите населения Ленинградской области по мере необходимости проводит рабочие совещания с участием представителей органов исполнительной власти Ленинградской области, ответственных за выполнение мероприятий Программы, вносит и рассматривает предложения по корректировке мероприятий Программы.
На выполнение мероприятий Программы в соответствии с федеральным законодательством заключаются договоры (государственные контракты) между получателем бюджетных средств и исполнителем мероприятий Программы, определяющие взаимные права, обязанности, сроки выполнения и объемы финансирования мероприятий.
Органы исполнительной власти Ленинградской области, ответственные за выполнение мероприятий Программы, осуществляют контроль за использованием выделенных средств и могут потребовать от исполнителей финансовый отчет по выполняемым мероприятиям.
7. Управление Программой. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет комитет по социальной защите населения Ленинградской области.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
В соответствии с Порядком разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области (утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209) комитет по социальной защите населения Ленинградской области представляет информацию о ходе выполнения и результатах реализации Программы ежеквартально в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Для осуществления оперативного контроля за выполнением мероприятий Программы органы исполнительной власти Ленинградской области - участники Программы ежеквартально представляют в комитет по социальной защите населения Ленинградской области информацию о ходе реализации Программы и достижении показателей социальной, бюджетной и экономической эффективности Программы.
Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидий бюджетам муниципальных образований, осуществляют органы исполнительной власти Ленинградской области, ответственные за выполнение соответствующих мероприятий.
Контроль осуществляется посредством анализа представляемых исполнителями материалов о выполнении мероприятий Программы, финансовых отчетов по договорам, а также анализа данных органов государственной статистики.
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области обеспечивает информирование органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений о реализации Программы через средства массовой информации, официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области, информационные письма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.