Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 30 января 2013 г. N 7)
20 июня 2013 г.
Паспорт долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом |
Основные задачи Программы |
Развитие системы услуг, предоставляемых государственными и негосударственными службами по работе с детьми и подростками, находящимися в конфликте с законом; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи, в том числе осуществление индивидуальной и групповой воспитательной и психологической помощи на базе постоянной занятости, обеспечение организованного досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в органах внутренних дел; повышение квалификации специалистов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, работающих с безнадзорными детьми и подростками, совершившими правонарушения |
Разделы Плана мероприятий Программы |
1. Организационные мероприятия 2. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи 3. Духовно-нравственное воспитание подростков |
Другие программы, в рамках которых реализуются мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетних |
Долгосрочная целевая программа "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы (раздел 3 "Дети без жестокости и насилия") |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
Общий объем финансирования с учетом других долгосрочных целевых программ - 135 972,4 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 135 972,4 тыс. рублей, из них: 2013 год - 41 749,2 тыс. рублей; 2014 год - 44 868,2 тыс. рублей; 2015 год - 49 355,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования без учета других долгосрочных целевых программ - 135 012,4 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 135 012,4 тыс. рублей, из них: 2013 год - 40 789,2 тыс. рублей; 2014 год - 44 868,2 тыс. рублей; 2015 год - 49 355,0 тыс. рублей |
Показатели эффективности Программы |
Сокращение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии: 2013 год - до 503, 2014 год - до 498, 2015 год - до 493; увеличение доли несовершеннолетних, охваченных организованными формами трудовой и спортивной занятости в каникулярное время, от общего числа несовершеннолетних, состоящих на учете в полиции и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: 2013 год - до 56,5 проц., 2014 год - до 57,3 проц., 2015 год - до 58,1 проц.; сокращение удельного веса ранее судимых несовершеннолетних от общего числа несовершеннолетних участников преступлений: 2013 год до 7,5 проц., 2014 год - до 7,0 проц., 2015 год - до 6,5 проц.; сокращение числа несовершеннолетних участников преступлений из категории неучащихся и неработающих: 2013 год - до 164 чел., 2014 год - до 154 чел., 2015 год - до 144 чел. |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Проведение ежегодно одного межведомственного семинара для специалистов муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с общим числом участников - 60 чел.; проведение два раза в год во всех учебных заведениях Ленинградской области единого родительского дня на правовые темы с охватом 100 проц. учащихся; проведение на территории Ленинградской области ежегодной комплексной профилактической операции "Подросток" (шесть этапов); обеспечение функционирования постоянных специализированных рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению преступлений или правонарушений, уклоняющихся от обучения в образовательных учреждениях, не учащихся и не работающих, совершивших правонарушения или преступления, возвратившихся из мест лишения свободы или специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, -150 рабочих мест ежемесячно; проведение одного областного смотра-конкурса на лучшее любительское объединение для подростков; проведение мероприятий по социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчики Программы |
Комитет по молодежной политике Ленинградской области; комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по молодежной политике Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по молодежной политике Ленинградской области, комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области, комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет по социальной защите населения Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Данилюк Анна Александровна - председатель комитета по молодежной политике Ленинградской области, тел. 577-44 -14 |
Управление и контроль за выполнением Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет председатель комитета по молодежной политике Ленинградской области. Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по молодежной политике Ленинградской области, контроль за финансированием мероприятий Программы - комитет финансов Ленинградской области. Комитет по молодежной политике Ленинградской области ежеквартально представляет в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы. Участники Программы ежеквартально представляют в комитет по молодежной политике Ленинградской области информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы |
1. Оценка и анализ ситуации, обоснование необходимости применения программно-целевого метода
Проблема преступности несовершеннолетних остается актуальной несмотря на социально-политические изменения, происходящие в обществе, и касается судеб подрастающего поколения. От того, каким образом будет выстроена система профилактики правонарушений несовершеннолетних во многом зависит состояние преступности в будущем.
В настоящее время наблюдается рост преступности несовершеннолетних, меняется структура и характер преступности.
В Ленинградской области в 2011 году произошло увеличение количества преступлений, совершенных подростками, на 4,1 процента (с 489 до 509), числа участников преступлений - на 3,3 процента (с 578 до 597). Значительный рост подростковой преступности зарегистрирован в Лодейнопольском муниципальном районе - в 2,5 раза, Ломоносовском муниципальном районе - на 75,0 процента, Тосненском районе -на 72,2 процента.
Характерной особенностью является изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, насильственных преступных деяний. Более чем на четверть (с 373 до 436) увеличилось число преступных проявлений имущественного характера, что негативно повлияло на оперативную обстановку по линии несовершеннолетних. Указанные преступления носят многоэпизодный характер, когда противоправную деятельность подростков не удалось не только предупредить, но и своевременно пресечь. Наибольшее число таких преступлений совершено на территории Гатчинского муниципального района (71), Лужского муниципального района (50) и Кировского муниципального района (45). Самыми распространенными преступлениями являются кражи (увеличение в 2011 году на 26 процентов), на втором месте грабежи - 39 проявлений.
Возросла жестокость и общественная опасность подростковых преступлений (на 12 процентов больше, чем в 2010 году). Почти каждое десятое преступление сопряжено с нанесением телесных повреждений. В 2011 году раскрыто 43 подобных преступления, в том числе расследовано два уголовных дела по фактам убийств, совершенных несовершеннолетними во Всеволожском муниципальном районе.
Увеличилось на 88,7 процента количество преступлений, совершенных подростками на улицах.
Одной из причин совершения особо тяжких преступлений является бесконтрольность поведения подростков как со стороны родителей, так и со стороны учреждений и организаций, призванных обеспечить альтернативу противоправному поведению подростков.
Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Существует закономерность, при которой рост преступности соответствует приросту населения подросткового возраста. В настоящее время прирост преступности среди несовершеннолетних в четыре раза опережает рост подросткового населения.
Одной из специфических особенностей преступности несовершеннолетних является ее групповой характер. В 2011 году доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, превысила 42 процента.
Практика показывает, что большинство подростков, совершивших преступления в 2011 году, впервые нарушили закон. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которые ранее освобождались от уголовной ответственности или отбывания наказания и вновь совершали преступления. Так, в 2011 году к уголовной ответственности привлечено 54 человека (в 2010 году - 43 человека), в том числе условно осуждены 18 человек (в 2010 году - 17 человек). В 2011 году наибольшая криминальная активность подростков, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, зарегистрирована на территории Гатчинского муниципального района - 9 человек (в 2010 году - 7 человек), Лужского муниципального района - 5 человек (в 2010 году - 1 человек), Тосненского района -5 человек (в 2010 году - 2 человека).
Совершению повторных преступлений способствует недостаточный уровень реабилитации таких лиц, хотя именно им должно быть уделено особое внимание учреждений системы профилактики.
Анализ криминогенной обстановки по линии несовершеннолетних указывает на необходимость смещения акцентов в работе на реализацию мероприятий по проведению первичной профилактики на базе постоянной трудовой занятости с обеспечением организованного досуга и летнего отдыха, осуществлением индивидуальной и групповой воспитательной и психологической помощи.
Активно осуществляется эта работа секциями судов по контролю за поведением несовершеннолетних, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы. Федеральные суды Ленинградской области участвуют в проведении индивидуально-профилактической работы с осужденными подростками, в том числе в проведении дней профилактики, дней правовых знаний, родительских собраний, единого родительского дня на правовые темы.
Развивается механизм взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с федеральным казенным учреждением "Колпинская воспитательная колония" УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Колпинская воспитательная колония), государственным образовательным учреждением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Санкт-Петербурга", государственным казенным специальным учебно-воспитательным учреждением Ленинградской области "Сланцевская специальная общеобразовательная школа закрытого типа", уголовно-исполнительными инспекциями, судебными приставами.
Отсутствие нормативной правовой, информационно-аналитической, статистической, организационной, кадровой и материально-технической основ Деятельности служб, осуществляющих внедрение элементов ювенальной юстиции, не позволяет указанным службам в полной мере выполнять функции по профилактике и снижению преступности несовершеннолетних. В результате недостаточно эффективно работает механизм взаимодействия между субъектами системы профилактики Ленинградской области и Колпинской воспитательной колонией в части обмена информацией для сохранения преемственности профилактической работы по социальной адаптации и последующей реабилитации воспитанников колонии.
Требует совершенствования механизм взаимообмена информацией между муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и государственным образовательным учреждением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Санкт-Петербурга" о воспитанниках - жителях Ленинградской области.
Для решения вопросов необходимы объединение управленческих усилий представителей различных структур и межведомственная координация, которые могут быть обеспечены только в рамках специально разработанной программы.
Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) является продолжением региональной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ленинградской области на 2010-2012 годы" и направлена на обеспечение условий для поддержания правопорядка и развития молодежной политики в Ленинградской области.
Программа определяет содержание основных мероприятий по реализации на территории Ленинградской области государственной политики по профилактике правонарушений. Предлагаемая система профилактики правонарушений несовершеннолетних предусматривает консолидацию усилий органов исполнительной власти Ленинградской области, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в борьбе с противоправными действиями.
Реализация Программы позволит создать действенный механизм предупреждения правонарушений несовершеннолетних путем обеспечения условий для формирования активной жизненной позиции, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы с подростками. Программа предусматривает комплекс мер, направленных на развитие инфраструктуры системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи на базе постоянной занятости, обеспечение организованного досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в органах внутренних дел, а также на создание системы мер восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних с применением элементов ювенальной технологии.
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних;
социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Основные задачи Программы:
развитие системы услуг, предоставляемых государственными и негосударственными службами по работе с детьми и подростками, находящимися в конфликте с законом;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи, в том числе осуществление индивидуальной и групповой воспитательной и психологической помощи на базе постоянной занятости, обеспечение организованного досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в органах внутренних дел;
повышение квалификации специалистов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, работающих с безнадзорными детьми и подростками, совершившими правонарушения.
В целях реализации указанных задач подготовлен План мероприятий долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы" и План мероприятий, обеспечивающих достижение целей долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы", реализуемых в составе других долгосрочных целевых программ Ленинградской области (приложения 1 и 2 к Программе).
3. Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
Общий объем финансирования Программы с учетом других долгосрочных целевых программ - 135 972,4 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 135 972,4 тыс. рублей, из них:
2013 год - 41 749,2 тыс. рублей;
2014 год - 44 868,2 тыс. рублей;
2015 год - 49 355,0 тыс. рублей.
Общий объем финансирования без учета других долгосрочных целевых программ - 135 012,4 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 135 012,4 тыс. рублей, из них:
2013 год - 40 789,2 тыс. рублей;
2014 год - 44 868,2 тыс. рублей;
2015 год - 49 355,0 тыс. рублей.
Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы" приведена в приложении 3 к Программе.
4. Основные показатели эффективности Программы
В результате реализации Программы предусматривается достижение следующих показателей:
сокращение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии: 2013 год - до 503, 2014 год - до 498, 2015 год - до 493;
увеличение доли несовершеннолетних, охваченных организованными формами трудовой и спортивной занятости в каникулярное время, от общего числа несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: 2013 год - до 56,5 процента, 2014 год - до 57,3 процента, 2015 год - до 58,1 процента;
сокращение удельного веса ранее судимых несовершеннолетних от общего числа несовершеннолетних участников преступлений: 2013 год - до 7,5 процента, 2014 год - до 7,0 процента, 2015 год - до 6,5 процента;
сокращение числа несовершеннолетних участников преступлений из категории неучащихся и неработающих: 2013 год - до 164 человек, 2014 год - до 154 человек, 2015 год - до 144 человек.
5. Мероприятия Программы
В целях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и молодежи в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области создана единая система социальной адаптации несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Система включает постоянную трудовую занятость, обеспечивает организованный досуг и летний отдых несовершеннолетних, получение общего образования и необходимых трудовых навыков, индивидуальную и групповую воспитательную и психологическую помощь и создание условий для временного проживания несовершеннолетних.
Практика работы показывает, что социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних, совершивших правонарушения, на основе создания постоянных специализированных рабочих мест в комплексе с воспитательной работой, организацией досуга дает подросткам дополнительную мотивацию для перевоспитания и наиболее эффективна в условиях малых городов и сельской местности.
Два раза в год организуется проведение единого родительского дня на правовые темы, которые определяются исходя из анализа криминогенной обстановки по линии несовершеннолетних. Координаторами мероприятий единого родительского дня на правовые темы являются областная и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В рамках единого родительского дня на правовые темы проводятся мероприятия в учреждениях образования, культуры, физической культуры и спорта, учреждениях, подведомственных органам по делам молодежи, администрациях муниципальных районов, городских и сельских поселений, общественных организациях.
Кроме субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних активное участие в проведении мероприятий принимают общественные и религиозные организации, средства массовой информации, прокуратура, суды, служба наркоконтроля, служба судебных приставов, районные отделы записи актов гражданского состояния.
Практически все мероприятия, проводимые в рамках единого родительского дня на правовые темы, носят массовый характер и обеспечивают широкий охват родительской, педагогической общественности, а также несовершеннолетних.
Разнообразие мероприятий позволяет рассмотреть большое количество вопросов, связанных с применением норм законодательства в отношении несовершеннолетних, профилактикой детской преступности, алкоголизма, наркомании, дорожного травматизма, соблюдением правил продажи пива, спиртных напитков и табачных изделий детям, а также вопросов досуга, школьного питания.
Организация работы прямых телефонных линий, приемов населения, встреч со специалистами служб системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, главами администраций муниципальных образований, депутатами, судьями и прокурорами - наиболее эффективные формы работы с населением, позволяющие решать вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ленинградской области, обеспечения мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 21 апреля 2008 года N 228-рг ежегодно проводится комплексная профилактическая операция "Подросток".
Ежегодная комплексная профилактическая операция "Подросток" проводится в шесть этапов:
первый этап "Контингент" - мероприятия по профилактике повторной преступности среди несовершеннолетних, совершивших преступления, защита их прав и законных интересов;
второй этап "Семья" - мероприятия по социальной и правовой защите детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
третий этап "Лето" - мероприятия по оказанию помощи в организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков, нуждающихся в помощи государства;
четвертый этап "Всеобуч" - мероприятия по выявлению и устройству несовершеннолетних, не занятых работой и учебой, уклоняющихся от учебы;
пятый этап "Досуг" - мероприятия по организации досуга несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных действий;
шестой этап "Допинг" - мероприятия по предупреждению, лечению, реабилитации несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотических средств и алкоголя.
Организационно-методическое руководство проведением операции "Подросток" осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области.
Участниками операции "Подросток" являются Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по социальной защите населения Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, муниципальные образования Ленинградской области.
По итогам проведения каждого этапа комплексной операции "Подросток" на заседаниях муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав заслушивается информация и принимаются соответствующие решения.
Ежемесячно в образовательных учреждениях муниципальных образований Ленинградской области проводятся дни профилактики. Профилактическая работа в образовательных учреждениях включает мероприятия по правовым темам с приглашением представителей различных ведомств, в том числе правоохранительных органов, проводятся индивидуальные собеседования с учащимися, родителями, подготавливаются индивидуальные маршруты работы с детьми.
Принимаемые меры позволят обеспечить развитие способностей и позитивных интересов подростков, социально значимых качеств личности, повышение нравственного уровня, а также общественно полезную занятость, которая поможет предотвратить вовлечение несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры.
6. Состав, функции и полномочия участников Программы
Представителем заказчика и координатором Программы является комитет по молодежной политике Ленинградской области.
Комитет по молодежной политике Ленинградской области осуществляет координацию деятельности участников Программы, корректировку и внесение изменений в Программу.
Основным исполнителем Программы является комитет по молодежной политике Ленинградской области, соисполнителями - комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет по социальной защите населения Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области.
Отбор организаций (предприятий, учреждений) для выполнения предусмотренных Программой работ (пункты 2.6 и 2.7 Плана мероприятий долгосрочной целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних на территории Ленинградской области на 2013-2015 годы") проводится в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Организация (предприятие, учреждение), выбираемая в качестве исполнителя работ по пунктам 2.6 и 2.7, должна удовлетворять следующим основным требованиям: иметь доступный технологический процесс для организации труда несовершеннолетних, совершивших правонарушения; условия, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям; квалифицированный персонал для осуществления групповой и индивидуальной воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними.
Комитет по молодежной политике Ленинградской области ежеквартально представляет в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы.
Отчет о реализации мероприятий Программы представляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209.
Участники Программы ежеквартально представляют в комитет по молодежной политике Ленинградской области информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы.
Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по молодежной политике Ленинградской области, контроль за финансированием мероприятий Программы - комитет финансов Ленинградской области.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет председатель комитета по молодежной политике Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.