Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 20 декабря 2012 г. N 3-270/12
Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Мищенко Е.А.
при секретаре Аскиркиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Третий парк" об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
ОАО "Третий парк" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 4.9, 4.9.2, 4.9.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга", ссылаясь на то, что полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортном должны осуществляться органами государственной власти Санкт-Петербурга самостоятельно и за счет средств бюджета Санкт-Петербурга; объекты транспортной инфраструктуры не находятся в собственности перевозчиков, к которым относится и заявитель, в связи с чем возложение на перевозчиков обязанности по содержанию принадлежащего субъекту Российской Федерации имущества противоречит положениям ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя Воронин С.Э. в суд явился, поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга Соловский М.Г. в суд явился, представил письменные возражения относительно заявленных требований (л.д.50-51).
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года N 1443 утверждены Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга (далее Правила). Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в "Санкт-Петербургских ведомостях" 29.11.2007 года N 225 и "Вестнике Администрации Санкт-Петербурга" 28.12.2007 года N 12 (л.д.54-69,312-314).
Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 4.9 Правил организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров наземным городским пассажирским транспортом, обеспечивают:
4.9.2. Чистоту и исправное состояние информационных знаков остановок наземного городского пассажирского транспорта.
4.9.3. Установку и обслуживание кабин биотуалетов на конечных пунктах и разворотных площадках наземного городского пассажирского транспорта.
В оспариваемом акте не дано определение информационных знаков остановок наземного городского пассажирского транспорта, что вызывает неопределенность при толковании указанной нормы.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав транспорта) остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров (п. 6 ст. 19 Устава транспорта).
В соответствии с п. 14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. На указателях размещается следующая информация: а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; б) наименование остановочного пункта; в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Из содержания указанных норм следует, что оборудование остановочных пунктов информационными знаками относится к организации транспортного обслуживания населения.
Согласно статье 26 Устава транспорта пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры, к которым в силу статьи 2 Устава транспорта относятся сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств, т.е. оборудование туалетов для пассажиров также относится к организации транспортного обслуживания населения
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14, пунктом 6 части 1 статьи 15, пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", с учетом особенностей организации местного самоуправления в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Санкт-Петербург в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурга", создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в Санкт-Петербурге относится к ведению указанного субъекта Российской Федерации; названные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 24.02.2004 N 226 "О Комитете по транспорту", установлено, что задачами Комитета являются организация транспортного обслуживания населения Санкт-Петербурга, в связи с чем он обладает полномочиями организовывать содержание и обслуживание трамвайных путей и иных объектов путевого хозяйства городского наземного электрического транспорта, линейных сооружений пассажирской службы и прочих зданий и сооружений, связанных с обеспечением работы городского наземного транспорта общего пользования; информировать жителей Санкт-Петербурга об установленных маршрутах регулярных перевозок наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования и расписании движения по маршрутам регулярных перевозок (п. 2.3, п. 3.26, 3.36). В связи с возложенными полномочиями распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 22.01.2010 N 24-р "Об утверждении административных регламентов Комитета по транспорту исполнения государственных функций" утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации содержания и обслуживания трамвайных путей и иных объектов путевого хозяйства городского наземного электрического транспорта, линейных сооружений пассажирской службы и прочих зданий и сооружений, связанных с обеспечением работы городского наземного транспорта общего пользования.
Согласно п.п. 2.1.1, 3.1., 3.4., 3.5 данного Регламента исполнение государственной функции включает в себя административные процедуры по организации содержания и обслуживания диспетчерских станций и разворотных площадок городского пассажирского транспорта, а также информационных знаков остановок городского пассажирского транспорта; конечным результатом исполнения государственной функции является издание распоряжений и поручений Комитета по указанным вопросам.
Как следует из пояснений представителя Правительства Санкт-Петербурга каких-либо распоряжений, возлагающих на перевозчиков обязанность по установке информационных знаков остановок наземного городского пассажирского транспорта, не издавалось, такие информационные знаки не передавались им на обслуживание.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 сентября 2007 года N 1150 в целях совершенствования управления в сфере городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге создано Санкт-Петербургское государственное учреждение "Организатор перевозок".
Из представленного заявителем суду письма Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 28.09.2012 N 01-08-12758/12-0-0 усматривается, что норму, установленную п. 6 ст. 19 Устава транспорта, реализует подведомственное Комитету СПб ГКУ "Организатор перевозок" путем производства, установки и обслуживания информационных знаков на остановочных пунктах маршрутов перевозок, установленных Комитетом (л.д.334-336).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что законом на перевозчиков не возложена обязанность по оборудованию и содержанию информационных знаков остановок наземного городского пассажирского транспорта, договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок от 10.12.2010 года, заключенным Комитетом по транспорту и ОАО "Третий парк", на перевозчика также такая обязанность не возложена (л.д.20-41), ОАО "Третий парк" не выполняло работ по оборудованию остановочных пунктов по маршрутам регулярных перевозок информационными знаками (л.д.319), доводы заявителя о том, что оспариваемой нормой на перевозчика без законных оснований в противоречие требованиям ст. 210 ГК РФ возложена обязанность по содержанию не принадлежащего и не переданного ему в установленном порядке имущества, чем нарушаются его права, являются обоснованными.
Как следует из отзыва заинтересованного лица, требования по установке кабин биотуалетов в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ относятся к обязанностям по обеспечению безопасных условий и охраны труда (включая санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников), которые возлагаются законом на работодателя (л.д.51-52).
Вместе с тем согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится, в том числе, принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений для работников урегулированы нормативным правовым актом Российской Федерации - "Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте", утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2003 года N 28, устанавливающими на территории Российской Федерации требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств, производственных территорий и помещений.
В указанном акте не содержится требований по организации перевозчиком в дополнение к таким санитарно-бытовым помещениям кабин биотуалетов на конечных пунктах и разворотных площадках наземного городского пассажирского транспорта; Уставом транспорта, перечнем лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок от 10.12.2010 года, заключенным Комитетом по транспорту и ОАО "Третий парк" (л.д.20-41), на перевозчика также такая обязанность не возложена.
Таким образом, поскольку организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербург за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, принимая во внимание, что действующими нормами в указанной сфере на перевозчиков пассажиров наземным городским пассажирским транспортом не возложена обязанность по оборудованию информационных знаков на остановочных пунктах маршрутов перевозок, установке кабин биотуалетов на конечных пунктах и разворотных площадках наземного городского пассажирского транспорта, то возложение на перевозчиков обязанностей, установленных в оспариваемых пунктах Правил, противоречит положениями указанных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление ОАО "Третий парк" об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункты 4.9, 4.9.2, 4.9.3 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года N 1334.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2012 г. N 3-270/12
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)