Руководство по проектированию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
РМД 31-15-2012 Санкт-Петербург
Предисловие
1. Разработано Научно-исследовательским и проектным институтом по жилищно-гражданскому строительству (ОАО "ЛЕНИИПРОЕКТ")
2. Внесено Отделом мониторинга и стандартизации Управления перспективного развития Комитета по строительству Санкт-Петербурга
3. Согласовано с Комитетами Санкт-Петербурга: по образованию, по градостроительству и архитектуре, по социальной политике, по здравоохранению; Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
4. Одобрено и рекомендовано к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 14.05.2012 г. N 49
5. Подготовлено к изданию ЗАО "Инженерная ассоциация "Ленстройинжсервис"
6. Актуализированная редакция ТСН 31-325-2002 Санкт-Петербург в части школ-интернатов для детей-инвалидов
Введение
Настоящее Руководство содержит рекомендации по проектированию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 03.12.2011 года) и Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 года N 288 (в редакции от 10.03.2009).
Руководство устанавливает рекомендации к проектированию вновь строящихся и реконструируемых специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к организации земельного участка, объемно-планировочным и технологическим решениям, инженерному оборудованию с учетом требований технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил и других нормативных документов, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
При подготовке данного Руководства использованы материалы МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей-инвалидов".
Работа выполнена авторским коллективом: архитектор: Ю.П. Груздев, инженер: Т.Л. Соколова;
с участием инженеров: С.А. Архиповой, В.А. Асиновской, Л.Л. Щигорец, В.И. Непомнящего, А.К. Тарабарова, Л.А. Лаврентьевой, А.Т. Тосури.
1. Область применения
Руководство предназначено для использования при разработке и экспертизе проектной документации для нового строительства и реконструкции специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее коррекционные образовательные учреждения).
Положения настоящего методического документа являются обязательными для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности при включении требования руководствоваться данным документом в договоры (контракты), задания на проектирование, нормативные документы (стандарты) организаций, в том числе саморегулируемых организаций.
Руководство не распространяется на проектирование образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Нормативные ссылки
В настоящем Руководстве использованы ссылки на нормативные правовые акты, нормативные и другие документы, перечень которых приведен в Приложении А.
3. Общие положения
3.1. Проектирование, строительство и реконструкция коррекционных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", техническими регламентами, нормативными техническими документами, действующими в соответствии с законодательством, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
3.2. В соответствии с "Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года N 288 (в редакции от 10 марта 2009 года) (далее - Типовое положение) к коррекционным образовательным учреждениям относятся следующие учреждения:
а) специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад (далее коррекционная начальная школа-детский сад);
б) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (далее коррекционная школа);
в) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (далее коррекционная школа-интернат).
3.3. Коррекционные образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование и развитие сети коррекционных образовательных учреждений Санкт-Петербурга осуществляется Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в соответствии с фактической потребностью населения в различных видах этих учреждений. Коррекционные образовательные учреждения относятся к объектам социального назначения районного и городского уровня обслуживания населения.
3.4. Коррекционные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реализуют образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в зависимости от вида учреждения.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ, которые определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида коррекционного образовательного учреждения, должны быть отражены в задании на проектирование по технологическому заданию Комитета по образованию Санкт-Петербурга, согласованному с Комитетами Санкт-Петербурга по здравоохранению и по социальной политике.
При подготовке задания на проектирование рекомендуется руководствоваться "Учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года N 29/2065-п.
3.5. Коррекционные образовательные учреждения должны обеспечивать воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Коррекционные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, допускается также пребывание детей на продленном дне.
В коррекционных школах-интернатах предусматриваются следующие виды обслуживания: проживание, питание, санитарно-гигиеническое обслуживание, воспитание, обучение, культурно-массовое обслуживание, медицинское обслуживание и физическую реабилитацию, социальную адаптацию и профессиональную подготовку, административно-бытовое обслуживание.
3.6. В соответствии с Типовым положением предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в коррекционных образовательных учреждениях устанавливается в зависимости от вида учреждения:
- для глухих - 6 человек;
- для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха - 10 человек;
- для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха - 6 человек;
- для слепых - 8 человек;
- для слабовидящих и поздноослепших - 12 человек;
- для имеющих тяжелые нарушения речи -12 человек;
- для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 10 человек;
- для имеющих задержку психического развития - 12 человек;
- для умственно отсталых - 12 человек;
- для глубоко умственно отсталых - 10 человек;
- для имеющих сложные дефекты - 5 человек.
Виды коррекционных образовательных учреждений приведены в разделе 4 Руководства.
3.7. В коррекционных начальных школах - детских садах предельную наполняемость групп детского сада рекомендуется принимать в соответствии с требованиями для групп компенсирующей направленности, установленными положениями 1.11 СанПиН 2.4.1.2660-10.
3.8. Все виды коррекционных образовательных учреждений должны быть рассчитаны на пребывание обучающихся, воспитанников, передвигающихся с помощью кресел-колясок. Расчетное число колясочников устанавливается заданием на проектирование и ориентировочно может приниматься для учреждений VI вида 20-30%, для учреждений иных видов - 2-3% от общей вместимости.
3.9. Вместимость проектируемых коррекционных образовательных учреждений определяется заданием на проектирование.
Номенклатура коррекционных образовательных учреждений с учетом их видов и вместимости приведены в Приложении Б.
3.10 При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) в коррекционных образовательных учреждениях делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы необходимо учитывать профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.
При организации трудового обучения следует руководствоваться "Методическими рекомендациями о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой", приведенными в письме Министерства образования Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 27/2932-6, в случае, если это предусмотрено заданием на проектирование.
3.11 Особые положения, которые должны быть отражены при подготовке задания на проектирование коррекционных образовательных учреждений, приведены в Приложении В.
4. Виды коррекционных образовательных учреждений
4.1. Виды коррекционных образовательных учреждений (I-VIII) и специфика их деятельности установлены инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 года N 48.
4.2. Коррекционное образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей.
Процесс образования в коррекционных образовательных учреждениях I вида осуществляется в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней:
- 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 5-6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6-7 лет (с учетом подготовительного класса);
- 2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5-6 лет);
- 3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
В составе коррекционного образовательного учреждения I вида могут организовываться классы (группы) для детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, задержкой психического развития и др.), работа в которых осуществляется по специальным учебным планам и программам.
4.3. Коррекционное образовательное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном и школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь).
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей в коррекционных образовательных учреждениях II вида создаются два отделения:
- 1 отделение - для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
- 2 отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
Процесс образования в коррекционных образовательных учреждениях II вида осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней:
- 1 ступень - начальное общее образование (1 отделение - нормативный срок освоения - 4-5 лет, 2 отделение - 5-6 или 6-7 лет);
- 2 ступень - основное общее образование (1 и 2 отделения - нормативный срок освоения - 6 лет);
- 3 ступень - среднее (полное) образование (1 отделение - нормативный срок освоения -2 года).
Для детей 6-7 летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2 отделении коррекционных образовательных учреждениях II вида может быть организован подготовительный класс.
4.4 Коррекционные образовательные учреждения III и IV видов создаются для обучения и воспитания детей с нарушением зрения:
а) III вида - для незрячих детей, а также детей с остаточным зрением при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте;
б) IV вида - для слабовидящих детей.
Процесс образования в коррекционных образовательных учреждениях III и IV видов осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней:
- 1 ступень - начальное общее образование (III вида - нормативный срок освоения - 1- 4-5 лет; IV вида - 4 года);
- 2 ступень - Основное общее образование (III вида - нормативный срок освоения - 5-6 лет; IV вида - 6 лет);
- 3 ступень - среднее (полное) общее образование (III вида - нормативный срок освоения - 2 года; IV вида - 2 года).
Для детей 5-7 лет в коррекционных образовательных учреждениях IV вида могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные классы.
При необходимости может быть организовано совместное обучение (в одном учреждении) незрячих и слабовидящих детей, детей с иными нарушениями зрения.
4.5 Коррекционное образовательное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, которое может иметь в своем составе два отделения:
- 1 отделение - для детей, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени, и детей, страдающих общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;
- 2 отделение - для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
Процесс образования в коррекционных образовательных учреждениях V вида осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней:
- 1 ступень - начальное общее образование (1 отделение - нормативный срок обучения -4-5 лет; 2 отделение - 4 года);
- 2 ступень - основное общее образование (1 и 2 отделения - нормативный срок освоения - 6 лет).
В составе 1 и 2 отделений должны комплектоваться классы (группы) детей, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития.
В случае устранения речевого дефекта воспитанники коррекционного образовательного учреждения на основании заключения специальной комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.
4.6 Коррекционное образовательное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Процесс образования в коррекционных образовательных учреждениях VI вида осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней:
- 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4-5 лет);
- 2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет);
- 3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
Для детей, не посещавших дошкольное образовательное учреждение, в коррекционных образовательных учреждениях VI вида может предусматриваться подготовительный класс.
4.7 Коррекционное образовательное учреждение VII вида создается для обучения детей с задержкой психического развития.
Процесс образования в коррекционных образовательных учреждениях VII вида осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней:
- 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3-5 лет);
- 2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).
4.8 Коррекционное образовательное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество, со сроками обучения 9-11 лет.
Трудовое обучение в 10-11 классах должно носить характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.
Дополнительные требования к организации коррекционных образовательных учреждений VIII вида с классами (группами) и группами продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью предусмотрены письмом Министерства образования Российской Федерации от 26.12.2000 года N 3 "О дополнении инструктивного письма Министерства общего и среднего образования Российской Федерации от 04.09.1997 N 48".
5. Градостроительные требования к размещению
5.1 Размещение коррекционных образовательных учреждений осуществляется на территориях жилой и общественно-деловой застройки в соответствии с градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, региональными нормативами градостроительного проектирования, применяемыми на территории Санкт-Петербурга, и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
5.2 Радиус доступности коррекционных образовательных учреждений не нормируется. Доступность коррекционных образовательных учреждений должна быть обеспечена общественным пассажирским транспортом с размещением остановок транспорта в пределах пешеходной доступности не более 5 минут.
5.3 Коррекционные образовательные учреждения должны располагаться на самостоятельных земельных участках, на территориях, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям, с учетом требований СП 4076-86, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.1.2660-10, СН 2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
5.4 Площади земельных участков коррекционных образовательных учреждений должны быть не менее минимальной площади земельных участков в границах соответствующих территориальных зон, установленной в составе градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, которые могут быть определены из расчета:
- для коррекционной начальной школы-детского сада - 65 м2 на одного обучающегося в начальной школе и на одно место в детском саду;
- для коррекционной школы - по нормам СП 42.13330 (Приложение Ж) для общеобразовательных школ, с коэффициентами 1,2 для учреждений I, II, V, VII, VIII видов и 1,4 для учреждений III, IV, VI видов;
- для коррекционной школы-интерната при общем количестве обучающихся, воспитанников до 160:
а) 140 м2 на одного обучающего, воспитанника для учреждений I, II, V, VII, VIII видов;
б) 160 м2 на обучающегося, воспитанника для учреждений III, IV, VI видов;
при общем количестве обучающихся, воспитанников более 160:
а) 120 м2 на одного обучающего, воспитанника для учреждений I, II, V, VII, VIII видов;
б) 140 м2 на обучающегося, воспитанника для учреждений III, IV, VI видов.
При этом, в соответствии с требованиями СП 4076-86, площадь земельного участка коррекционной школы-интерната должна быть не менее 2,2-2,5 га.
5.5 При реконструкции коррекционных образовательных учреждений расположенных на застроенных территориях Санкт-Петербурга и невозможности увеличения земельного участка в соответствии с расчетными показателями, указанными в 5.4 настоящего раздела, количество обучающихся, воспитанников в них может быть сохранено для обеспечения потребности населения в необходимом количестве мест при условии соблюдения требований градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга и требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к составу и площадям помещений.
5.6 Земельные участки коррекционных образовательных учреждений не должны примыкать к красным линиям магистральных улиц. Расстояние от зданий коррекционных образовательных учреждений, располагающихся на земельных участках в непосредственной близости от улиц местного значения, рекомендуется принимать не менее 25 м от красных линий улиц местного значения, при условии обеспечения уровней шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
5.7 Расстояния от зданий коррекционных образовательных учреждений до жилых и общественных зданий определяются по нормам инсоляции и естественной освещенности: СП 52.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, СП 23-102, ТСН 23-359-2006 Санкт-Петербург.
При размещении зданий коррекционных образовательных учреждений на земельном участке должна быть предусмотрена возможность инсоляции площадок различного функционального назначения в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.
6. Требования к планировочной организации земельного участка
6.1. Планировочная организация земельных участков коррекционных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с градостроительными планами земельного участков при соблюдении требований СП 4076-86, СП 59.13330, статей 69, 71, 72 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, с учетом общих требований разделов III СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.1.2660-10.
6.2. Основными функциональными зонами земельного участка коррекционных образовательных учреждений (за исключением коррекционных школ-интернатов) являются:
- физкультурно-спортивная зона;
- учебно-опытная зона (при необходимости, по заданию на проектирование);
- зона отдыха;
- хозяйственная зона.
Кроме того, в структуру земельного участка входят озеленение, площадь застройки, проезды и пешеходные связи.
6.3. Состав и площади основных функциональных зон земельных участков определяются:
- для коррекционных начальных школ - детских садов - с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 и СП 4076-86 для территории, предназначенной для начальной школы, и СанПиН 2.4.1.2660-10 для территории, предназначенной для детского сада;
- для коррекционных школ - с учетом требований СП 4076-86 и СанПиН 2.4.2.2821-10.
При разработке планировочной организации территорий земельных участков коррекционных начальных школ - детских садов и коррекционных школ рекомендуется использование РМД 31-07-2009 Санкт-Петербург и РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург в части не противоречащей специфике и особенностям планировочной организации территорий коррекционных образовательных учреждений.
Особенности организации физкультурно-спортивной зоны, в том числе требования к оборудованию площадок, с учетом специфики обучающихся, воспитанников различных видов коррекционных образовательных учреждений, устанавливаются заданием на проектирование (технологическим заданием), согласованным Комитетами Санкт-Петербурга по образованию, здравоохранению, социальной политике.
6.4 Для коррекционных школ-интернатов основными функциональными зонами являются:
- зона проживания и обучения с расположенными на ней игровыми и спортивными площадками, площадками отдыха;
- зона изолятора (приемного и карантинного отделения);
- зона огорода, ягодника, живого уголка;
- хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий могут располагаться гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.
На территории коррекционных школ-интернатов должны быть предусмотрены площадки для встреч родителей с детьми.
6.5. Состав и площади основных функциональных зон коррекционных школ-интернатов должны соответствовать требованиям СП 4076-86.
6.6. Основные требования к составу и организации основных функциональных зон коррекционных образовательных учреждений, в том числе требования к оборудованию площадок различного функционального назначения, определяются заданием на проектирование (технологическим заданием), согласованным с Комитетами Санкт-Петербурга по образованию, здравоохранению, социальной политике.
6.7. В соответствии со статьей 67 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, подъезд пожарных автомобилей к зданиям коррекционных образовательных учреждений должен быть предусмотрен со всех сторон.
Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6,0 м. В общую ширину противопожарного проезда допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
6.8. Вертикальная планировка территории земельных участков коррекционных образовательных учреждений (продольные и поперечные уклоны путей движения, высота бортового камня в местах пересечения с проезжей частью и пр.); оборудование площадок любого функционального назначения; организация пешеходного движения и движения транспорта должны предусматриваться с учетом специфики и особенностей обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями СП 59.13330, СП 4076-86, СП 35-101.
При проектировании планировочной организации земельных участков коррекционных образовательных учреждений необходимо учитывать требования доступности, безопасности, информативности и комфортности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ко всем элементам участка: ограждениям, входам и въездам, пешеходным путям движения, озеленению, малым формам архитектуры, площадкам различного функционального назначения.
В качестве информационных средств обеспечения безопасности передвижения слепых и слабовидящих детей следует использовать рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей пешеходных путей, ограждения опасных зон, выступающих элементов.
6.9 На территории коррекционных образовательных учреждений должно быть предусмотрено не менее двух въездов, один из них - в хозяйственную зону.
6.10. Для коррекционных школ-интернатов въезды должны быть оборудованы проходной, изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъезд, обеспечивающий проезд пожарных машин и специального медицинского транспорта.
6.11. Территория участков коррекционных образовательных учреждений по условиям эксплуатации должна иметь ограждение в соответствии с СН 441 высотой не менее 2,0 м.
Вдоль ограждения рекомендуется предусматривать живую изгородь из 1-3 рядов деревьев и кустарников.
6.12 Площадь озелененной территории должна составлять не менее 50% площади земельного участка коррекционного образовательного учреждения.
В площадь озелененной территории включаются площади занятые зелеными насаждениями, в том числе газоны, травяное покрытие учебно-опытной, физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха, а также площади защитных полос, в том числе зеленых изгородей вдоль ограждения участка.
Использование в качестве озеленения деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и ягодами, а также колючих кустарников не допускается.
6.13. Земельный участок коррекционного образовательного учреждения должен быть освещен и обустроен малыми формами архитектуры с учетом специфики и особенностей воспитанников, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6.14. Пересечение территорий земельных участков коррекционных образовательных учреждений транзитными сетями всех видов инженерно-технического обеспечения не допускается.
7. Требования к функционально-планировочным и объемно-планировочным решениям
7.1 Общие требования
7.1.1 Функционально-планировочные решения зданий коррекционных образовательных учреждений должны отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:
а) для коррекционных начальных школ - детских садов - с учетом требований СанПиН 2.4.1.2660-10 для детского сада и СП 4076-86 и СанПиН 2.4.2.2821-10 для начальной школы;
б) для коррекционных школ - с учетом требований СП 4076-86 и СанПиН 2.4.2.2821-10;
в) для коррекционных школ-интернатов - СП 4076-86 и с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10.
В случаях не соответствия нормативных расчетных показателей площадей помещений различного функционального назначения и иных требований, указанных в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (с учетом значительного временного разрыва между вводами в действие вышеуказанных документов), при проектировании следует принимать большие расчетные показатели и более жесткие нормативные требования.
7.1.2 При разработке функционально-планировочных решений зданий коррекционных образовательных учреждений, помимо санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, указанных в 7.1.1 настоящего подраздела, следует руководствоваться СанПиН 2.1.7.2790-10, СанПиН 2.4.5.2409-08, СНиП 31-06, СП 59.13330 (в том числе СП 35-101, СП 35-102, СП 35-103, СП 35-104), СП 31-112, СП 31-113.
7.1.3 Здания коррекционных образовательных учреждений должны быть не выше двух этажей. Допускается строительство новых и реконструкция существующих трехэтажных зданий, при условии размещения помещений, посещаемых обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья не выше второго этажа. На третьем этаже могут размещаться административные, хозяйственные и тому подобные помещения.
Наличие лифтов в зданиях коррекционных образовательных учреждений является обязательным. Лифты должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности лифтов и ГОСТ Р 51631.
7.1.4 Высота помещений коррекционных образовательных учреждений должна соответствовать требованиям СНиП 31-06.
7.1.5 При проектировании зданий коррекционных образовательных учреждений в соответствии с требованиями СП 35-101 должны быть обеспечены условия доступности, безопасности, информативности и комфортности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья всех коммуникационных путей и пространств зданий: входных узлов, вестибюлей, отдельных помещений и групп помещений различного функционального назначения, лестниц и пандусов, вертикальных средств передвижения.
Необходимо учитывать также специфику функциональной организации детей с ограниченными возможностями здоровья и эргономические требования к функционально-планировочным решениям зданий.
7.1.6 Эргономические требования (ширина проходов, коридоров, дверных проемов, лестниц, пандусов, необходимые размеры разворотов, поворотов и т.п.), обуславливающие размеры пространства, необходимого для функционирования обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе колясочников, и основные габариты помещений, рекомендуется принимать в соответствии с Пособием к МГСН 4.05.
7.2 Коррекционные начальные школы - детские сады
7.2.1 Подготовка проектной документации коррекционных начальных школ - детских садов может осуществляться на основании требований и рекомендаций к функциональным и объемно-планировочным решениям, установленных РМД 31-07-2009 Санкт-Петербург и РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург, в части не противоречащей специфике и особенностям обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
7.2.2 Объемно-планировочные решения зданий коррекционных начальных школ-детских садов должны предусматривать изоляцию основных функциональных групп помещении для детей дошкольного и школьного отделений. Административные помещения и помещения пищеблока могут предусматриваться общими.
При проектировании дошкольного отделения рекомендуется использовать положения раздела 9 "Специальные требования к проектированию дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением развития" МГСН 4-07.
7.2.3 Состав и количество учебных помещений, помещений для занятий физкультурой (в том числе лечебной), медицинского обслуживания коррекционных начальных школ-детских садов определяются заданием на проектирование с учетом вида учреждения.
7.2.4 Площади учебных помещений, помещений для занятий физкультурой (в том числе лечебной), медицинского обслуживания коррекционных начальных школ - детских садов должны соответствовать требованиям, установленным для соответствующих помещений коррекционных школ-интернатов в подразделе 7.4 Руководства.
7.3 Коррекционные школы
7.3.1 Разработка функциональных и объемно-планировочных решений зданий коррекционных школ может осуществляться на основании требований и рекомендаций, установленных РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург, в части не противоречащей специфике и особенностям обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
7.3.2 Состав и количество учебных помещений, помещений для занятий физкультурой (в том числе лечебной), медицинского обслуживания коррекционных школ определяются заданием на проектирование с учетом вида учреждения.
7.3.3 Площади учебных помещений, помещений для занятий физкультурой (в том числе лечебной), медицинского обслуживания коррекционных школ должны соответствовать требованиям, установленным для соответствующих помещений коррекционных школ-интернатов в подразделе 7.4 настоящего документа.
7.4 Коррекционные школы-интернаты
7.4.1 Для коррекционных школ-интернатов предусматриваются следующие группы помещений:
- помещения проживания обучающихся, воспитанников;
- учебные помещения (в том числе помещения профессиональной подготовки);
- помещения обслуживания (для культурно-массовых занятий, в том числе занятий физкультурой, административно-хозяйственные помещения, помещения медицинского обслуживания и помещения, обеспечивающие питание обучающихся, воспитанников и персонала);
- изолятор (приемно-карантинное отделение);
- хозяйственные помещения.
7.4.2 Помещения проживания обучающихся, воспитанников в коррекционных школах-интернатах, учебные помещения и помещения обслуживания следует размещать в отдельных блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или в отдельных корпусах, соединенных отапливаемыми переходами.
Изолятор (приемно-карантинное отделение), должен быть расположен в отдельном корпусе или в отдельном блоке, примыкающим к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом.
Хозяйственные помещения (котельная, гараж, прачечная и др.) следует размещать в отдельном корпусе на территории хозяйственной зоны, обеспеченной отдельным въездом.
Помещения административно-бытового и медицинского обслуживания, изолятор, пищеблок и хозяйственные помещения предусматриваются общими для всего учреждения, независимо от количества обучающихся, воспитанников, структуры и вида специальной (коррекционной) школы-интерната.
7.4.3. Помещения проживания в коррекционных школах-интернатах рекомендуется размещать в виде изолированных групп помещений двух основных типов в зависимости от вида учреждения и возраста обучающихся, воспитанников:
- по типу детского сада, когда в составе групповой ячейки предусматриваются раздевальная, групповая, спальная, буфетная и туалетные комнаты;
- по типу коридорной системы, когда спальные комнаты с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор.
7.4.4. Состав и расчетные показатели площади помещений проживания в коррекционных школах-интернатах приведены в Приложении Г.
7.4.5. Помещения проживания могут образовывать секции: для обучающихся, воспитанников дошкольного возраста - на 2-4 группы; школьного возраста - на 4-8 групп-классов.
В каждую секцию для обучающихся, воспитанников дошкольного возраста следует предусматривать отдельный вход.
Входы в помещения проживания для обучающихся, воспитанников школьного возраста могут быть предусмотрены через отдельный вестибюль для каждой секции или через главный вестибюль.
7.4.6 Входы в помещения проживания жилых групп должны быть организованы через раздевальные.
В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви, а также секционные шкафы для хранения детской одежды.
7.4.7 В коррекционных школах-интернатах VI вида все спальные комнаты должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими обучающимися, воспитанниками одного ребенка, передвигающегося на кресле-коляске.
В коррекционных школах-интернатах иных видов 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими обучающимися, воспитанниками одного ребенка, передвигающегося на кресле-коляске.
7.4.8 Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещают в помещении, смежном с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе предусматриваются при каждой спальной комнате.
7.4.9 В коррекционных школах-интернатах питание организуется, как правило:
- для обучающихся, воспитанников дошкольного возраста на площади групповой комнаты (по типу детского сада);
- для обучающихся, воспитанников школьного возраста в общих залах столовых на секцию или на все учреждение.
7.4.10 Организация учебного процесса в коррекционных школах-интернатах и соответствующий состав, площадь и размещение учебных помещений определяются заданием на проектирование.
Рекомендуемый состав и площади учебных помещений и помещений профессиональной подготовки приведены в Приложении Д.
Рекомендуемые варианты организации и размещения учебных помещений в коррекционных школах-интернатах приведены в таблице 1.
Таблица 1. Рекомендуемые варианты организации и размещения учебных помещений в коррекционных школах-интернатах
Варианты размещения учебных помещений |
Рекомендуемое применение |
1. В составе групповых помещений, проектируемых по принципу детского сада, предусматривается учебная и/или учебно-игровая комната |
Для дошкольников и детей младшего школьного возраста коррекционных школ-интернатов всех видов |
2. В составе жилых помещений предусматриваются учебно-игровые комнаты или учебные, предусмотренные также для приготовления уроков, и игровые комнаты. Специализированные кабинеты по отдельным предметам располагаются в общем блоке учебных помещений |
Для детей младшего и среднего школьного возраста коррекционных школ-интернатов всех видов; для детей старшего школьного возраста коррекционных школ-интернатов III, IV, VI, VII, VIII видов |
3. Все учебные помещения располагаются в общем блоке учебных помещений |
Для детей среднего и старшего школьного возраста коррекционных школ-интернатов I, II, V видов |
7.4.11 В классах и учебно-игровых комнатах коррекционных школ-интернатов всех видов, за исключением предназначенных для детей страдающих сколиозом, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 10-15% от общей площади класса, в которой располагается кушетка, кресло, шведская стенка. Зону психологической разгрузки следует отгораживать мебелью или экраном.
7.4.12 Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на возможность пребывания в них обучающихся, воспитанников, передвигающихся на креслах-колясках.
7.4.13 Планировка учебных помещений для детей, страдающих сколиозом, должна быть рассчитана на то, что во время учебного процесса дети могут находиться в лежачем положении.
7.4.14 В составе коррекционных школ-интернатов следует предусматривать помещения для занятий физкультурой и спортом, а также для физкультурно-оздоровительных занятий, рекомендуемый состав и площади помещений которых приведены в 17-29 таблицы Е.1 Приложения Е.
Спортивные залы должны быть оборудованы с учетом возможности проведения занятий лечебной физкультурой. Требования к номенклатуре применяемого оборудования для занятий лечебной физкультурой устанавливается заданием на проектирование.
По заданию на проектирование, при необходимости, площади спортивных залов и ванн бассейнов могут быть увеличены на основании положений СП 31-112 и СП 31-113.
7.4.15 Состав и площади основных помещений культурно-массового обслуживания в коррекционных школах-интернатах, в том числе актового зала, кружковых помещений, устанавливается заданием на проектирование с учетом вида учреждения.
Рекомендуемый состав и площади помещений культурно-массового обслуживания в коррекционных школах-интернатах приведены в таблице Е.1 Приложения Е.
7.4.16 Состав помещений медицинского обслуживания в коррекционных школах-интернатах определяется заданием на проектирование с учетом вида учреждения.
Рекомендуемый состав и площади помещений медицинского обслуживания в коррекционных школах-интернатах приведены в таблице Ж.1. Приложения Ж.
Расчет числа мест по видам процедур в кабинетах физиотерапии блока медицинского обслуживания в коррекционных школах-интернатах осуществляется на основании данных таблицы Ж.2 Приложения Ж.
7.4.17 Изолятор в коррекционных школах-интернатах должен включать помещения приема (приемно-смотровые боксы) и изоляционно-диагностические (мельцеровские) боксы из расчета 3-4% от числа мест для обучающихся, воспитанников школьного возраста и 5-6% от числа мест для обучающихся, воспитанников дошкольного возраста.
Мельцеровские боксы, представляющие собой одно-двухместные палаты с санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная) должны иметь наружный вход через тамбур, оборудованный пандусом с уклоном не более 1:12.
Состав и площади помещений изолятора следует принимать согласно данным таблицы Ж.3 Приложения Ж.
7.4.18 Изолятор размещается в отдельном блоке, который может быть полностью изолирован от остальных помещений, или связан с остальными помещениями учреждения (кроме помещений проживания) через специальный тамбур-шлюз. Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.
7.4.19 Производственные помещения пищеблока во всех видах коррекционных школ-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье. Питание обучающихся, воспитанников организуется в одну смену. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала.
7.4.20 Рекомендуемый состав и площади помещений пищеблока в коррекционных школах-интернатах приведены в Приложении И.
7.4.21 Рекомендуемый состав и площади помещений административно-бытового обслуживания в коррекционных школах-интернатах приведены в Приложении К.
8. Требования к внутренней среде зданий
8.1 Естественное и искусственное освещение
8.1.1 При проектировании коррекционных образовательных учреждений необходимо учитывать требования к естественному и искусственному освещению, продолжительности инсоляции в помещениях различного функционального назначения, установленные СП 52.13330, СП 59.13330, СП 4076-86, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.1.2660-10.
8.1.2 Особые условия к естественному и искусственному освещению помещений в учреждениях I - IV видов с учетом специфики и особенностей обучающихся, воспитанников с нарушением слуха и зрения следует принимать в соответствии с требованиями раздела IV СП 4076-86.
8.2 Отделка и оборудование помещений
8.2.1 При отделке и оборудовании помещений коррекционных образовательных учреждений должны выполняться требования СП 4076-86, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.1.2660-10.
Отделка и оборудование помещений коррекционных образовательных учреждений осуществляется на основании технологического задания, учитывающего специфику и особенности обучающихся, воспитанников по видам учреждений с учетом требований СП 59-13330, СП 35-101, СП 35-103.
8.2.2 Здания коррекционных образовательных учреждений должны быть оборудованы специальными устройствами и приспособлениями, предназначенными для обеспечения возможности детям с ограниченными возможностями здоровья передвигаться в пространстве, а также пользоваться приборами и оборудованием в соответствии с рекомендациями, предусмотренными Пособием к МГСН 4.05.
Для слепых и слабовидящих детей необходимо предусматривать пространственные ориентиры, фиксирующие участки измененной поверхности пола у входов в помещения проживания, учебно-профессиональной подготовки, в лестничные клетки, кабинеты, залы. Такая же измененная поверхность пола должна быть предусмотрена при устройстве лестниц - окантовка ступеней, площадок.
Помещения проживания, учебно-профессиональной подготовки и иные помещения для слепых и слабовидящих детей, в которых дети могут оставаться одни, должны быть обустроены смотровыми окнами со стороны коридора для возможности постоянного наблюдения персонала за детьми.
8.2.3 Требования, установленные к отделочным материалам для обеспечения пожарной безопасности, приведены в разделе 11 РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург.
8.2.4 Материалы, используемые при строительстве для отделки помещений должны быть высокого качества, иметь соответствующие гигиенические сертификаты и сертификаты пожарной безопасности и отвечать современным эстетическим требованиям.
9. Системы инженерно-технического оборудования
9.1 Водопровод и канализация
9.1.1 В коррекционных образовательных учреждениях предусматриваются следующие системы водопровода и канализации:
- водопровод хозяйственно-питьевой;
- водопровод противопожарный;
- водопровод горячей воды с температурой 60° С и 37° С;
- рециркуляционная система бассейна;
- внутренний водосток, оборудованный воронками с электрообогревом;
- канализация бытовая;
- канализация производственная пищеблока;
- канализация производственная напорная для отвода стоков из приямков, расположенных в помещениях подвального этажа, в том числе водомерного узла, ИТП, электробойлерной, установки водоподготовки бассейна.
9.1.2 Проектирование систем водопровода и канализации зданий коррекционных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями СП 30.13330, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.5.2409-08, СП 4076-86, СП 2.3.6.1079-01 и требованиями пожарной безопасности (статьи 68, 86 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, СП 8.13130, СП 10.13130), а также с учетом положений подраздела 10.1 РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург.
9.1.3 Умывальники в санитарных узлах для обучающихся, воспитанников должны устанавливаться на подстольях или усиленных кронштейнах.
9.1.4 Ванна бассейна должна быть выполнена с учетом специфики и особенностей обучающихся, воспитанников.
9.1.5 Все трубные прокладки в зданиях коррекционных образовательных учреждении должны выполняться скрыто с обеспечением доступа обслуживающего персонала к арматуре и соединениям.
9.1.6 В помещениях пищеблока и помещениях медицинского обслуживания должны устанавливаться бесконтактные смесители для умывальников.
9.2. Отопление и вентиляция
Системы отопления и вентиляции зданий коррекционных образовательных учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, СП 4076-86, СП 60.13330, СП 31-113 и требованиями пожарной безопасности (статья 82 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, СП 7.13130), а также с учетом положений 10.2 РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург.
9.3 Электроснабжение
9.3.1 В зданиях коррекционных образовательных учреждений следует предусматривать электрооборудование, электрическое освещение, а также наружное освещение территории.
9.3.2 Проектирование электроустановок осуществляется в соответствии с требованиями: ПУЭ (7 издание), СП 52.13330, СП 60.13330, СП 31-110, СП 6.13130, СанПиН 2.4.2.2821-10, а также с учетом положений 10.3 РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург.
9.4 Связь, сигнализация и информатизация
9.4.1 В зданиях коррекционных образовательных учреждений проектирование систем связи, сигнализации и информатизации осуществляется в соответствии с требованиями статей 83, 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, СП 3.13130, СП 5.13130, НПБ 88, НПБ 104, НПБ 110, СНиП 31-06, СП 31-110, ГОСТ Р 52023, РД 78.36.003 МВД России, СН 512, ВСН 60, а также с учетом положений подраздела 10.4 РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург.
9.4.2 При проектировании систем сигнализации в коррекционных образовательных учреждениях необходимо учитывать особенности и специфику обучающихся, воспитанников в соответствии с требованиями СП 59.13330.
9.5 Автоматизация инженерного оборудования
При проектировании инженерно-технических систем коррекционных образовательных учреждений следует предусматривать автоматизацию инженерного оборудования, общий объем требований к которой установлен в 10.5 РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург.
10. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
10.1 При разработке проектной документации коррекционных образовательных учреждений обеспечение пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Сводами правил систем противопожарной защиты, иных нормативных технических документов, действующих в соответствии с законодательством, в том числе СП 59.13330, учитывающим особенности и специфику обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
10.2 Пожарно-техническую классификацию зданий, размеры зданий и пожарных отсеков, высотность следует принимать в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной опасности, в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.
Здания коррекционных образовательных учреждений с точки зрения обеспечения пожарной безопасности должны быть не выше трех этажей.
10.3 При сочетании показателей, указанных в п. 10.2. настоящего раздела, не предусмотренных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, площадь пожарного отсека и высота принимаются по наиболее жесткому из этих показателей для проектируемого здания соответствующего класса функциональной пожарной опасности или должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке специальные технические условия пожарной безопасности.
Классы функциональной пожарной опасности зданий различного функционального назначения следует принимать в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности с учетом данных, приведенных в Приложении А СНиП 31-06.
10.4 Пределы огнестойкости строительных конструкций зданий коррекционных образовательных учреждений должны быть предусмотрены в соответствии с I степенью огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности СО, на основании требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (статьи 30, 31, 58, 87, 88 и таблицы 21, 22, 23) и СТО 365544501-006 (таблица 4.1).
Классы пожарной опасности строительных конструкций принимаются в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (статья 36 и таблица 22).
10.5 Для обеспечения требуемого предела огнестойкости более R-60 несущих элементов зданий допускается применять только конструктивную защиту (облицовку, обетонирование, штукатурку и т. п.)
Огнестойкость противопожарных преград определяется огнестойкостью ее элементов: ограждающей части конструкций, обеспечивающих устойчивость преграды, конструкций, на которые они опираются, узлов крепления между ними.
Пределы огнестойкости конструкций, обеспечивающих устойчивость преграды, на которые они опираются и узлов крепления между ними по признаку R должны быть не менее требуемого предела огнестойкости ограждающей части противопожарной преграды.
Узлы пересечения инженерными коммуникациями ограждающих конструкций с нормированными пределами огнестойкости и пожарной опасности не должны снижать требований пожарно-технических показателей конструкций.
Заполнения проемов в противопожарных преградах, противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы должны отвечать требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (таблицы 23-25).
Ограждающие конструкции переходов между зданиями должны иметь пределы огнестойкости, равные пределам огнестойкости ограждающих конструкций основного здания.
10.6 Переходы между зданиями должны иметь класс пожарной опасности КО.
Стены зданий в местах примыкания к ним переходов следует предусматривать класса пожарной опасности КО с пределом огнестойкости REI45. Двери в проёмах этих стен, ведущие в переходы, должны быть противопожарными 2-го типа.
При разных степенях огнестойкости зданий (корпусов), соединяемых переходом, ограждающие конструкции переходов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий более высокой степени огнестойкости.
10.7 В каждом отсеке подвальных и цокольных этажей (заглублённых более чем на 0,5 м) должно быть не менее двух люков шириной не менее 0,6 м и высотой не менее 0,8 м или окон шириной 0,75 м и высотой 1,5 м, кроме случаев, предусмотренных заданием на проектирование инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. Площадь такого отсека должна быть не более 700 м2.
10.8 Спальные помещения объектов класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 должны быть размещены в блоках или частях здания, отделённых противопожарными перекрытиями и стенами 1-го типа.
10.9 Предусматриваемые в составе объектов Ф 1.1 пищеблоки следует отделять от основного здания противопожарными перекрытиями и стенами 2-го типа. При этом для указанных помещений, размещаемых в пределах одного этажа, допускается вместо стен 2-го типа устройство противопожарных перегородок 1-го типа.
10.10 Предусматриваемые в составе объектов Ф 1.1 спортивные залы и физкультурно-оздоровительные помещения, а так же актовые залы и другие помещения, с расчетным числом мест более 50, необходимо выделять противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
10.11 Не допускается размещение в корпусах с палатами для больных помещений, не связанных с лечебным процессом (кроме специально оговорённых случаев) и размещение в подвальных и цокольных этажах помещений производственного и складского назначения (мастерские, склады, кладовые).
10.12 Своевременная и беспрепятственная эвакуация из зданий коррекционных образовательных учреждений должна осуществляться в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, СП 1.13130, СНиП 31-06, СП 59.13330 обучающихся, воспитанников, с учётом всех возрастных категорий и особенностей, и персонала.
10.13 Ширина (в свету) участков эвакуационных путей должна быть не менее:
- дверей из помещений, с числом находящихся в них не более 15 человек - 0,9 м;
- проёмов и дверей в остальных случаях, проходов внутри помещений - 1,2 м;
- переходных лоджий и балконов - 1,5 м;
- коридоров, пандусов, используемых для эвакуации - 1,8 м.
Не допускается предусматривать пути эвакуации по открытым металлическим наружным лестницам.
При необходимости устройства пандуса при реконструкции зданий, служащего путём эвакуации с вышележащих этажей, пандус должен быть непосредственно связан через тамбур с выходом наружу.
10.14 Конструкции эвакуационных путей должны быть класса КО, предел их огнестойкости должен соответствовать требованиям таблицы 4* СНиП 21-01, а материалы их отделки и покрытия полов - требованиям 6.25* СНиП 21-01.
10.15 При невозможности обеспечить эвакуацию в течение нормативно установленного времени должны предусматриваться пожаробезопасные зоны.
Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения в пожаробезопасную зону должно быть в пределах досягаемости в течение нормативно установленного времени эвакуации.
10.16 Площадь пожаробезопасной зоны должна быть рассчитана на обучающихся, воспитанников, оставшихся на этаже, исходя из удельной площади, приходящейся на одного спасаемого:
- в кресле-коляске - 2,40 м2 /чел;
- в кресле-коляске с сопровождением -2,65 м2/чел;
- перемещающегося самостоятельно -0,75 м2/чел;
- перемещающегося с сопровождением -1 м2/чел.
В состав пожаробезопасной зоны может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделённых противопожарными преградами от остальных помещений этажа.
10.17 Пожаробезопасные зоны следует предусматривать вблизи вертикальных, коммуникаций или проектировать их как единый узел с выходом на незадымляемую лестничную клетку типа HI или в помещение для пандуса с аналогичными ограждающими конструкциями.
Пожаробезопасная зона должна быть отделена от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами, имеющими пределы огнестойкости: стены - REI 90, перекрытия - REI 60, двери и окна - 1-го типа.
Конструкции противопожарных зон должны быть класса КО, материалы отделки и покрытий должны соответствовать требованиям 6.25* СНиП 21-01.
Двери в пожаробезопасную зону должны быть противопожарными самозакрывающимися с уплотнениями в притворах.
Пожаробезопасная зона должна быть незадымляемой. При пожаре в ней должно создаваться избыточное давление 20 Па при одной открытой двери эвакуационного выхода.
В шахтах лифтов, имеющих выходы в пожаробезопасную зону, должен быть создан подпор воздуха, соответствующий требованиям СП 60.13330.
10.18 В зданиях коррекционных образовательных учреждений следует предусматривать систему противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями СП 30.13330.
10.19 Системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре должны предусматриваться в соответствии с требованиями СП 3.13130, СП 5.13130 и СП 59.13330. Здания коррекционных образовательных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть.
11. Безопасность, долговечность, ремонтопригодность
11.1. Обеспечение безопасности зданий коррекционных образовательных учреждений должно осуществляться в соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, с учетом требований СП 59.13330.
11.2. В коррекционных образовательных учреждениях ширина лестничных маршей и пандусов должна быть не менее 1,8 м, пандусы должны иметь уклон не более 1:12.
Лестничные марши должны быть оборудованы поручнями с двух сторон.
Во всех помещениях необходимо предусматривать устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.
11.3. В учреждениях III, IV видов следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия пола, дорожек рельефными полосами, защитными ограждениями и пр. для обеспечения безопасности детей с нарушением зрения.
11.4. При проектировании зданий и сооружений коррекционных образовательных учреждений необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие безопасность при эксплуатации и предупреждающие возможность получения травм обучающимися, воспитанниками (с учетом их специфики и особенностей по видам учреждений), посетителями и преподавателями внутри и около здания, при входе и выходе из здания, а также при пользовании подвижными элементами и инженерным оборудованием.
11.5. Наружные входы (выходы), в том числе пандусы, должны быть оборудованы подогревом в зимнее время.
11.6. Общие требования к безопасности, долговечности и ремонтопригодности зданий коррекционных образовательных учреждений следует принимать с учетом положений раздела 12 РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург.
12. Мероприятия по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности
12.1 Обеспечение энергосбережения в зданиях коррекционных образовательных учреждений должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и другими федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами и техническими документами Санкт-Петербурга в области энергосбережения.
12.2 В целях достижения оптимальных технико-экономических характеристик и сокращения энергопотребления на отопление зданий коррекционных образовательных учреждений рекомендуется предусматривать их максимально компактные объемно-планировочные решения.
12.3 Определение теплозащитных показателей ограждающих строительных конструкций здания следует осуществлять в соответствии с требованиями СП 50.13330 по нормам приведенных сопротивлений теплопередаче ограждающих конструкций.
12.4 Класс энергетической эффективности по отоплению и вентиляции зданий коррекционных образовательных учреждений должен быть не ниже класса В (высокий).
12.5 Системы инженерного оборудования зданий должны иметь автоматическое и (или) ручное регулирование температуры воздуха в помещениях.
Системы отопления должны быть оснащены приборами для регулирования теплового потока во внеучебное время при отсутствии обучающихся, воспитанников в помещениях учреждения, при этом температура воздуха в учебных помещениях должна быть не ниже 15 °С, в соответствии с 6.3 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
12.5 Проектирование индивидуальных тепловых пунктов должно осуществляться с учетом погодного регулирования теплоносителя по температуре наружного воздуха и коррекцией расходов тепла в системе отопления с установкой датчиков в наиболее характерных помещениях для доводки температуры теплоносителя.
12.6 При оборудовании индивидуальных тепловых пунктов следует применять:
- пластинчатые теплообменники при независимой схеме присоединения, предусмотренной техническими условиями на присоединение тепловых сетей;
- насосы с частотным регулированием числа оборотов при зависимой схеме присоединения, предусмотренной техническими условиями на присоединение тепловых сетей;
- насосы с частотным регулированием числа оборотов для системы горячего водоснабжения;
- регулирующие клапаны со скоростными электроприводами, с возвратными пружинами (в случае аварийного отключения электроэнергии).
Для закрытых систем горячего водоснабжения необходимо предусматривать мероприятия по уничтожению аэробных бактерий с применением установок с ультрафиолетовым излучением.
12.7 Теплоизоляция всех трубопроводов, оборудования и арматуры в целях экономии энергоресурсов должна осуществляться по нормам, установленным для неотапливаемых помещений.
12.8 В целях экономии электрической энергии, необходимой для обеспечения работы резервных источников горячего водоснабжения, отопления помещений и водоподготовки бассейна в коррекционных образовательных учреждениях рекомендуется использование тепловых насосов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональный методический документ РМД 31-15-2012 Санкт-Петербург Руководство по проектированию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Текст руководства размещен на официальном сайте Комитета по строительству Санкт-Петербурга в Internet (http://gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/documents)