Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Культура Ленинградской области на 2011-2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 29 декабря 2010 г. N 381)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области
на 2011-2013 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Культура Ленинградской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Сохранение историко-культурного наследия на территории Ленинградской области; обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, популяризации и использования; обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни; содействие в создании условий для творческой самореализации населения Ленинградской области; предотвращение утраты нематериального культурного наследия Ленинградской области; сохранение и развитие народных промыслов и ремесел, национальных культур, художественной самодеятельности и любительских объединений; сохранение единого культурно-информационного пространства Ленинградской области |
Основные задачи Программы |
Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия; документационное обеспечение объектов культурного наследия для формирования единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; обеспечение сохранности, пополнения, популяризации и использования музейных фондов; реставрация ценных коллекций, экспонатов, обеспечение надлежащих условий для хранения, учета, экспонирования и каталогизации музейного фонда, создание новых экспозиций и выставок с участием муниципальных и общественных музеев Ленинградской области; увеличение доступности библиотечных фондов и библиотечных услуг для населения, улучшение качества чтения населения, повышение сохранности библиотечного фонда, улучшение качества научно-методического обеспечения муниципальных библиотек Ленинградской области по всем направлениям деятельности; создание Сводной коллекции детской литературы XX века для поддержания статуса детской библиотеки в культуре собирания, хранения и открытия доступа новым поколениям к детской книге эпохи СССР - органичной части национальной истории и книжных традиций; информатизация и модернизация отрасли культуры; улучшение качества театрально-концертного обслуживания населения; расширение нормативной правовой базы по поддержке народного творчества, участие в завершающем этапе работ по совершенствованию законодательства об образовании в сфере культуры; создание условий для возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Ленинградской области; изучение и сохранение фольклора проживающих на территории Ленинградской области народов, поддержка народных коллективов самодеятельного творчества, создание условий для развития культурной самобытности и культурного потенциала, включение культуры Ленинградской области в общероссийское и мировое культурное пространство, формирование и развитие кадрового потенциала, сохранение и модернизация культурно-досуговых учреждений; сохранение и развитие национальных культур; сохранение и структурирование контингента учащихся по специальностям и специализации обучения в школах искусств, совершенствование и координация деятельности областных и муниципальных органов власти по управлению образовательным процессом в школах искусств; совершенствование адресной поддержки талантливых детей, в первую очередь детей с недостаточным материальным обеспечением в семьях, для привлечения в дальнейшем к профессиям отрасли культуры; информатизация библиотек и поддержка информационных центров; системное осуществление мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов учреждений культуры Ленинградской области |
Разделы Программы |
Материальные объекты культурного наследия: Государственная охрана, сохранение и использование объектов культурного наследия Сохранение музейного фонда Развитие библиотечных фондов Поддержка декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Нематериальные объекты культурного наследия: Поддержка народного творчества и национальных культур Информатизация и модернизация отрасли культуры Поддержка профессионального искусства и образования в сфере культуры |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы) |
Общий объем финансирования Программы - 491310,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 342000,0 тыс. рублей, областной бюджет - 113469,0 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 9456,0 тыс. рублей, прочие источники - 26385,0 тыс. рублей. По мероприятиям отрасли культуры в составе других программ - 191468,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 170858,0 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 20610,0 тыс. рублей. Финансирование Программы по годам: 2011 год - 163770,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет- 114000,0 тыс. рублей, областной бюджет - 37823,0 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 3152,0 тыс. рублей, прочие источники - 8795,0 тыс. рублей. По мероприятиям отрасли культуры в составе других программ - 92103,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 81683,0 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 10420,0 тыс. рублей; 2012 год - 163770,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 114000,0 тыс. рублей, областной бюджет - 37823,0 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 3152,0 тыс. рублей, прочие источники - 8795,0 тыс. рублей. По мероприятиям отрасли культуры в составе других программ - 95590,0 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 85400,0 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 10190,0 тыс. рублей; 2013 год - 163770,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 114000,0 тыс. рублей, областной бюджет - 37823,0 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 3152,0 тыс. рублей, прочие источники - 8795,0 тыс. рублей. По мероприятиям отрасли культуры в составе других программ - 3775,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета |
Показатели эффективности Программы |
Социальная эффективность: сохранение культурного наследия Ленинградской области; создание условий для проявления социально-культурной активности населения как фактора поддержания социальных норм поведения; профилактика девиантных форм поведения среди молодежи и детей; создание условий для более широкого доступа населения Ленинградской области к культурным ценностям - 40 процентов населения смогут получить услуги библиотечной информационной системы: 2011 год - 36 процентов, 2012 год - 38 процентов, 2013 год - 40 процентов (на начало реализации Программы - 34 процента); создание благоприятных условий для творческой самореализации за счет ежегодного увеличения числа участников клубных формирований, в том числе детей и молодежи, на один процент ежегодно (на начало реализации Программы - 91142 человека, 2011 год - до 92053 человек, 2012 год - до 92974 человек, 2013 год - до 93904 человек); сохранение культурных традиций для повышения эффективности воспитания детей и молодежи, повышения культурного уровня населения Ленинградской области в целом. Экономическая эффективность: увеличение объема платных услуг 14 подведомственных комитету по культуре Ленинградской области учреждений культуры: 2011 год - до 82146,6 тыс. рублей, 2012 год - до 88816,2 тыс. рублей, 2013 год - до 97570,1 тыс. рублей (на начало реализации Программы - 64182,0 тыс. рублей) |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Поэтапное завершение реставрации 36 объектов культурного наследия (12 объектов ежегодно); разработка 11 зон охраны объектов культурного наследия (2011 год - три зоны, 2012 год - четыре зоны, 2013 год - четыре зоны); актуализация данных по восьми историческим поселениям (2011 год - два поселения, 2012 год - три поселения, 2013 год - три поселения); проведение мониторинга 120 объектов культурного наследия (2011 год - 39 объектов, 2012 год - 40 объектов, 2013 год - 41 объект); проведение инвентаризации 163 объектов культурного наследия (2011 год - 61 объект, 2012 год - 62 объекта, 2013 год - 63 объекта); регистрация 45 объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (2011 год - 10 объектов, 2012 год - 15 объектов, 2013 год - 20 объектов); проведение историко-культурной экспертизы 18 объектов культурного наследия (шесть объектов ежегодно); установка информационных надписей на 12 объектах культурного наследия (четыре объекта ежегодно); разработка шести методик по государственной охране и использованию объектов культурного наследия (две методики ежегодно); оснащение 15 студий декоративно-прикладного искусства (пять студий ежегодно); оснащение двух центров декоративно-прикладного искусства ежегодно; проведение 15 фестивалей, выставок, конкурсов мастеров и коллективов декоративно-прикладного искусства (2011 год - шесть мероприятий, 2012 год - четыре мероприятия, 2013 год - пять мероприятий); проведение ежегодно не менее одного заседания художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ленинградской области; переподготовка и повышение квалификации 900 руководителей центров и студий декоративно-прикладного искусства, народных и фольклорных коллективов (300 человек ежегодно); поддержка 13 фольклорных и народных коллективов (2011 год - четыре коллектива, 2012 год - четыре коллектива, 2013 год - пять коллективов); проведение фольклорных экспедиций в шести районах Ленинградской области (в двух районах ежегодно); завершение в 2013 году создания интегрированной системы информационных ресурсов культуры; завершение в 2011 году проекта создания веб-портала "Культура Ленинградской области"; подключение к сети Интернет 12 муниципальных библиотек (четыре библиотеки ежегодно); создание центров общественного доступа на базе 14 библиотек (2011 год - шесть центров, 2012 год - четыре центра, 2013 год - четыре центра); приобретение 15 электронных книг (пять единиц ежегодно); приобретение трех единиц транспорта для библиотек (одна единица ежегодно); увеличение доли библиотечных фондов, переведенных в электронный вид (2011 год - четыре процента, 2012 год - семь процентов, 2013 год - десять процентов); приобретение 96 комплектов компьютерной техники, оргтехники, программного обеспечения, сенсорных киосков, мебели, музыкальных инструментов, транспорта, светового и звукового оборудования, костюмов (2011 год - 37 комплектов, 2012 год - 30 комплектов, 2013 год - 29 комплектов); создание и модернизация семи сайтов (2011 год - один сайт, 2012 год - три сайта, 2013 год - три сайта); приобретение оборудования для десяти музеев; охват ежегодно 1100 жителей отдаленных населенных пунктов Ленинградской области обслуживанием передвижных информационно-библиотечных центров; участие 23 библиотек в конкурсе профессионального мастерства (2012 год - 10 библиотек, 2013 год - 13 библиотек); издание 300 экземпляров информационных продуктов; увеличение доли обученных использованию информационно-коммуникационных технологий: до 48 процентов музейных работников, до 40 процентов библиотечных работников; улучшение качества театрально-концертного обслуживания населения Ленинградской области; участие восьми профессиональных коллективов в международных и российских фестивалях, конкурсах (2011 год - один коллектив, 2012 год - три коллектива, 2013 год - четыре коллектива); участие населения Ленинградской области в международных, российских, региональных, областных праздниках, фестивалях, конкурсах, выставках - 214500 человек (71500 человек ежегодно); увеличение количества клубных формирований, в том числе для детей и молодежи, на один процент ежегодно (на начало реализации Программы - 4290 клубных формирований, 2011 год - до 4376 клубных формирований, 2012 год - до 4420 клубных формирований, 2013 год - до 4464 клубных формирований); реставрация предметов музейного фонда - 100 единиц (2011 год - 30 единиц, 2012 год - 30 единиц, 2013 год - 40 единиц); обследование 700 единиц музейных предметов (2011 год - 230 единиц, 2012 год - 230 единиц, 2013 год - 240 единиц); приобретение 13 комплектов музейно-выставочного и иного музейного оборудования (2011 год - пять комплектов, 2012 год - пять комплектов, 2013 год - три комплекта); приобретение 90 единиц музейных предметов (30 единиц ежегодно); издание музейного каталога тиражом 1000 экземпляров; ремонт семи музейных объектов (2011 год - три объекта, 2012 год - три объекта, 2013 год - один объект); увеличение числа посетителей музеев на один процент ежегодно (на начало реализации Программы - 1362300 человек), зрителей на концертах и спектаклях - на один процент ежегодно (на начало реализации Программы - 110100 человек), повышение посещаемости сайтов областных библиотек на 1000 посещений в год (на начало реализации Программы - 326800 посещений), увеличение книговыдачи в областных библиотеках на один процент ежегодно (на начало реализации Программы - 306868 книг); выплата ежегодно 60 стипендий комитета по культуре Ленинградской области учащимся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, Ленинградского областного колледжа культуры и искусства |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле"; Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"; областной закон от 23 августа 2006 года N 105-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по культуре Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2010 год |
Стоимость разработки Программы |
Без привлечения дополнительных бюджетных средств |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по культуре Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по культуре Ленинградской области, комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области, комитет по молодежной политике Ленинградской области, учреждения культуры, подведомственные комитету по культуре Ленинградской области, администрации муниципальных образований Ленинградской области, учреждения культуры муниципальных образований Ленинградской области (библиотеки, школы искусств, культурно-досуговые учреждения) |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы |
Богуш Владимир Борисович - председатель комитета по культуре Ленинградской области, тел. 492-42-35 |
Система управления и контроль за выполнением Программы |
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы культуры Комитет по культуре Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области и Министерство культуры Российской Федерации |
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
Долгосрочная целевая программа "Культура Ленинградской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) является продолжением региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2008 - 2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы. Программа направлена на дальнейшую реализацию государственной политики в сфере культуры, на обеспечение условий всестороннего развития культурного потенциала Ленинградской области как ресурса социально-экономического развития территории Ленинградской области, определяет приоритетные направления государственной политики в области культуры и искусства на 2011 - 2013 годы при консолидированном участии муниципальных образований Ленинградской области и является базовым документом для разработки планов, программ и отдельных проектов в сфере культуры муниципальных образований, региональных и муниципальных учреждений культуры, общественных организаций, творческих объединений и коллективов, претендующих на финансовую поддержку за счет средств областного бюджета.
По итогам реализации региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2008 - 2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы фактическое освоение финансовых средств (сведения по 2010 году на 1 июня 2010 года) составило: областной бюджет - 84567,0 тыс. рублей, федеральный бюджет - 362797,6 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 9631,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 30909,8 тыс. рублей.
Реализация мероприятий региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2008 - 2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы позволила решать основные задачи, в первую очередь связанные с развитием библиотечного дела, поддержкой и развитием народного творчества, национальных культур и декоративно-прикладного искусства, сохранением историко-культурного наследия Ленинградской области, театрально-концертным обслуживанием населения, международным, культурным сотрудничеством.
Продолжались реставрационные и противоаварийные работы на недвижимых памятниках истории и культуры (музей-крепость "Корела", Ивангородская крепость, музеи-заповедники "Парк Монрепо" и "Старая Ладога"), памятниках Великой Отечественной войны (мемориалы "Невский пятачок" и "Синявинские высоты"), работа по формированию и ведению единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включающая инвентаризацию и мониторинг памятников истории и культуры, проектирование и утверждение охранных зон двух исторических городов и двух музеев-усадеб.
Продолжена работа по документационному обеспечению объектов культурного наследия для формирования единого государственного реестра памятников Ленинградской области (мониторинг, инвентаризация, паспортизация, методическая работа).
Продолжались ремонтно-реставрационные работы на памятниках Великой Отечественной войны к 65-летию празднования Победы (мониторинг состояния памятников, организация изготовления проектно-сметной документации).
Осуществлялся контроль за использованием объектов культурного наследия (заключение охранных обязательств и охранных договоров, организация проведения историко-культурной экспертизы, установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия, выдача заданий и разрешений, методическое обеспечение деятельности по государственной охране объектов культурного наследия).
Продолжались археологические работы в селе Старая Ладога, реализация музейного культурологического проекта "От крепости к крепости", в рамках которого созданы и открыты девять выставок в музеях Ленинградской области, разработана проектно-сметная документация на реставрацию 94 музейных экспонатов коллекции Ленинградского областного государственного учреждения культуры "Музейное агентство", приобретен экспозиционно-выставочный модуль "КАМИС-посетитель" для Подпорожского краеведческого музея, проведен мониторинг состояния и реставрация музейных коллекций (восемь икон государственного музея "Выборгский замок" и консервация коллекции "Древнерусская живопись" (12 единиц).
Реализация мероприятий Программы позволит частично решить проблемы доступа населения Ленинградской области к информационным ресурсам, улучшить качество информационно-библиотечного обслуживания, увеличивая доступность библиотечных фондов и услуг за счет передвижного библиотечно-информационного центра "Автобиблиотека", увеличивать ежегодно на один процент книтовыдачу в Ленинградской областной универсальной научной библиотеке. Для решения вопросов обслуживания читательского контингента отдаленных территорий создан веб-сайт Ленинградской областной универсальной научной библиотеки. Начата работа по формированию страхового фонда местных периодических печатных изданий первых послевоенных выпусков, создана электронная книжная коллекция "Административно-территориальное деление Санкт-Петербургской губернии Ленинградской области", начат проект электронной книжной коллекции "Раритеты в фондах библиотек Ленинградской области".
Осуществлялось ведение информационных систем, связанных с каталогизацией новых поступлений книг на электронные носители, модернизация веб-сайтов "Творчество детей, выставки писателя Р. П. Погодина", разработан модуль для новых разделов веб-сайтов, интернет-форума "Наш книжный круг".
В Ленинградской области за два года и пять месяцев проведены 175 российских и областных культурных акций: кинофестивали "Литература и кино", "Окно в Европу", областные праздники, посвященные прорыву и снятию блокады Ленинграда в городе Кировске, встреча малолетних узников концлагерей, фестиваль молодежного движения "Хип-Хоп", российский фестиваль "Тихвинский Лель", областной Пушкинский праздник, выставка художественных отделений колледжей культуры и искусства Северо-Запада, областные фольклорно-исторические праздники "Копорская потеха", "Венок славы А. Невского", "Алтарь Отечества", фестиваль духовной музыки "Праздничные звоны", праздник, посвященный дню рождения Н. К. Рериха, национальные праздники финно-угорских народностей, областные фестивали по жанрам художественной самодеятельности (хореографический, вокальный, театральный, фестиваль духовой музыки), праздники и фестивали детского художественного творчества. В мероприятиях приняли участие более двух миллионов человек. Оплачено участие 18 творческих коллективов Ленинградской области в международных и российских фестивалях художественного творчества, сшиты костюмы для 20 народных коллективов.
Подготовлены и показаны 28 телепередач о культурной жизни Ленинградской области. Проведены семинары-практикумы по развитию декоративно-прикладного искусства для студентов отделения декоративно-прикладного искусства Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, а также мастеров Ленинградской области, в которых приняли участие 140 человек. На выездной коллегии комитета по культуре Ленинградской области по вопросу "Возрождение, сохранение и поддержка народных художественных промыслов и ремесел Ленинградской области", проведенной в Лодейнопольском районе, обсуждены результаты работы и ближайшие перспективы возрождения и сохранения волховской росписи, киришских кружев и других муниципальных проектов.
Приобретены специализированное оборудование, материалы и компьютерная техника для восьми студий и центров декоративно-прикладного искусства Ленинградской области. Это позволило продолжить работу по сохранению традиционных народных промыслов, активизировать деятельность центров, на базе которых обучаются более 500 человек. В рамках деятельности художественно-экспертного совета по народным промыслам Ленинградской области оказывалась методическая и практическая помощь по вопросам изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
Приобретены автотранспорт, мебель, компьютерная техника, звуковая и световая аппаратура, учебное и специализированное оборудование для 13 областных учреждений культуры и 13 муниципальных учреждений культуры, что позволило улучшить качество предоставляемых услуг населению Ленинградской области.
В течение трех последних лет в музыкальных конкурсах, конкурсах юных художников приняли участие более 7000 учащихся школ искусств, музыкальных и художественных школ Ленинградской области. Увеличилось количество персональных стипендий комитета по культуре Ленинградской области учащимся детских школ искусств и студентам Ленинградского областного колледжа культуры и искусства с 48 в 2008 году до 60 в 2010 году.
Число зрителей областных театров и концертов оркестра русских народных инструментов "Метелица" в Ленинградской области за два года увеличилось на два процента. Число посетителей музеев за два года увеличилось на 11 процентов. Музейные фонды пополнились 11028 экспонатами. Объем платных услуг областных подведомственных учреждений ежегодно повышался на девять процентов.
В результате информатизации отрасли культуры усовершенствована система автоматизированного сбора статистической информации в автоматизированной информационной системе (АИС) "Мониторинг, анализ и прогнозирование развития сферы культуры" на муниципальном уровне, расширены возможности аналитического модуля, разработана система запросов к базам данных и формирования отчетных форм. АИС установлена в 13 подведомственных учреждениях с целью автоматизации сбора информации по форме государственной статистики N 1-Торги и формирования комитетом по культуре Ленинградской области сводной формы.
Проведена функциональная работа информационной системы - нотной библиотеки для ансамблей, оркестров и солистов Ленинградской области - исполнителей на народных инструментах (апробирование в максимальных режимах технической эксплуатации, сбор и обработка нотных материалов, создание каталога, размещение нотных материалов на электронных носителях, модернизация веб-сайта оркестра "Метелица").
Оснащен компьютерный класс Ленинградского областного Колледжа культуры и искусства: приобретены современные компьютеры, интерактивная доска, модернизирована локальная вычислительная сеть.
Для подведомственных комитету по культуре Ленинградской области учреждений культуры приобретена компьютерная техника.
На базе 16 общедоступных библиотек Ленинградской области, в том числе трех детских библиотек, созданы центры общественного доступа к социально значимой информации, оснащенные компьютерной техникой, с доступом к сети Интернет.
Разрабатывается английская версия электронной энциклопедии "Культура Ленинградской области".
Основные показатели региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2008 - 2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы в целом выполнены. Вместе с тем имеется ряд вопросов, связанных в первую очередь с недостатком финансирования, которые необходимо решить.
По-прежнему существуют сложности с реструктуризацией сети учреждений культуры и изменением системы управления культурными процессами на уровнях регион - муниципальный район - поселение в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В большинстве муниципальных районов Ленинградской области ликвидированы отделы культуры и созданы отделы по вопросам образования, культуры, молодежной политики, спорта и туризма без образования юридического лица, в результате значительно снизились управленческие функции и влияние профессиональных управленческих структур на формирование культурной политики, нарушилась единая система ведомственной подчиненности учреждений культуры, что привело к потере взаимодействия различных субъектов деятельности в сфере культуры на поселенческом, муниципальном и региональном уровнях.
Несовершенство федерального законодательства не позволяет в полной мере обеспечить взаимодействие федеральных и региональных органов охраны объектов культурного наследия в решении организационно-правовых и финансовых вопросов, связанных с сохранением объектов культурного наследия вне зависимости от категории их историко-культурного значения.
В сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов истории и культуры основными проблемами являются:
отсутствие документации на значительное число объектов культурного наследия для включения их в государственный реестр;
отсутствие охранных зон исторических поселений Ивангород, Кингисепп, Лодейное Поле, Выборг, Новая Ладога, Ропша и отдельных объектов культурного наследия;
незавершенность работ по реставрации наиболее значительных памятников культуры Ленинградской области - музеев-заповедников "Парк Монрепо" и "Старая Ладога", музея-крепости "Корела", Ивангородской крепости;
отсутствие проектной документации на реставрацию отдельных объектов культурного наследия;
неопределенность правового положения воинских памятников;
неудовлетворительное состояние отдельных воинских памятников и захоронений;
отсутствие информационных надписей и обозначений на отдельных объектах культурного наследия.
Не решен вопрос закрепления за учреждениями культуры Ленинградской области - Ленинградским областным государственным учреждением культуры "Музейное агентство", музеями-заповедниками "Парк Монрепо" и "Старая Ладога" используемых в музейных целях памятников федерального значения.
В рамках реформы местного самоуправления продолжаются изменения в организационно-правовой структуре библиотек Ленинградской области. Из функционирующих в Ленинградской области 425 общедоступных библиотек 298 - сельские библиотеки. Совокупный фонд библиотек на 1 января 2010 года составил 7410 единиц хранения. Растет роль библиотек как информационных центров. Развитие библиотечного дела реализуется на основе современных технологий: компьютеризирован 51 процент библиотек, выход в сеть Интернет имеет 21 процент общедоступных библиотек, растет число посещений веб-сайтов библиотек, увеличилось число библиотек, создающих электронные каталоги, на базе 16 общедоступных библиотек в рамках программ информатизации Ленинградской области созданы центры доступа к социально значимой информации. Несмотря на несколько источников финансирования (федеральный, областной, муниципальный), ощущается недостаток финансирования для пополнения книжных фондов, поэтому на сегодняшний день одним из главных является вопрос комплектования библиотечных фондов.
Высокая книгообеспеченность детских библиотек (12,3 экземпляра на одного читателя), отсутствие или минимальное пополнение новой литературой в 90-е годы прошлого и в начале нового столетия, отставание от норматива количества новых поступлений при некотором улучшении в последние три года (результат субсидий бюджетов) обусловили неудовлетворительное состояние книжных фондов детских библиотек. Вместе с тем книжные собрания детских библиотек являются отражением эпохи, истории развития советской детской литературы, уникальных традиций книгоиздания и искусства детской книги в СССР и представляют историко-культурную ценность. Создание Сводной коллекции детской литературы XX века позволит сохранить для будущих поколений этот сегмент культуры и станет важной составляющей культурного достояния.
Анализ состояния библиотек с учетом потребностей формирующегося информационного общества показывает, что практически каждое направление работы библиотеки может быть эффективно реализовано только на основе информатизации.
В Ленинградской области работают 28 студий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, имеющих звание "народный" и "образцовый", в которых обучаются 1500 человек. Комплексному решению задач по сохранению народных художественных промыслов и ремесел препятствуют ряд причин:
неудовлетворительное состояние материально-технической базы студий и центров декоративно-прикладного искусства;
нерешенность имущественных вопросов в муниципальных образованиях;
минимальные средства или их отсутствие в бюджете муниципальных образований на деятельность творческих коллективов;
отсутствие соответствующих специалистов;
отсутствие стабильного сбыта изделий мастеров декоративно-прикладного искусства;
отсутствие единой концепции развитая указанного направления с определением приоритетов;
отсутствие грантов на поддержку проектов по сохранению традиционных промыслов и ремесел;
недостаточное обеспечение творческих коллективов методическими материалами, учебными пособиями.
В настоящее время, несмотря на предпринимаемые попытки сохранить сеть культурно-досуговых учреждений, наблюдается процесс ее сокращения. Количество сельских учреждений культуры, действующих без образования юридического лица, составляет приблизительно 60 процентов общего количества сети учреждений культуры в сельских поселениях. Существует проблема "старения", дефицита кадров и сокращения дипломированных специалистов (руководителей коллективов художественной самодеятельности: хореографов, режиссеров, хормейстеров, концертмейстеров, художников декоративно-прикладного искусства).
Слабая материально-техническая база большинства клубных учреждений, особенно сельских, отсутствие функционально оборудованных помещений для занятий коллективов художественной самодеятельности, старые музыкальные инструменты - все это отрицательно сказывается на развитии художественного самодеятельного творчества. Сложные процессы современного развития села характеризуются утратой духовно-нравственных ориентиров, традиционных ценностей, случаями девиантного поведения в молодежной среде.
В Ленинградской области накоплен опыт работы самодеятельных коллективов, сохраняющих народные традиции. Из 2736 коллективов 381 имеет звание "народный". Все коллективы нуждаются в материальной поддержке, стимулировании деятельности.
Архив фонотеки фольклорных материалов Ленинградского областного центра культуры и искусства представляет собой одну из самых крупных коллекций фольклорных записей Ленинградской области и является источником репертуара для профессиональных и любительских коллективов Северо-Западного региона. К сожалению, недостаточное финансирование не позволяет в полной мере осуществлять информационно-издательскую деятельность (публикацию материалов по итогам фольклорных экспедиций, семинаров, конференций, методических пособий в помощь культурно-досуговым учреждениям).
В результате успешного выполнения мероприятий региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2008 - 2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы значительно вырос уровень информатизации сферы культуры. Проведен сбор и обобщение статистической информации за счет усовершенствования АИС "Мониторинг, анализ и прогнозирование развития сферы культуры", поддержки единых баз данных в комитете по культуре Ленинградской области, подведомственных комитету учреждениях и районных администрациях Ленинградской области.
В настоящее время развитие учреждений культуры в Ленинградской области реализуется на основе современных технологий:
компьютеризированы 51 процент библиотек, 70 процентов учреждений культурно-досугового типа, 100 процентов государственных музеев;
выход в сеть Интернет имеют 21 процент библиотек, 34 процента учреждений культурно-досугового типа, 14 процентов музеев;
на базе 16 библиотек созданы центры общественного доступа к социально значимой информации;
свои веб-сайты имеют 24 учреждения культуры.
Учитывая потребности формирующегося информационного общества, практически каждое направление работы учреждений культуры можно эффективно реализовать только на основе информатизации. Именно этим определяется высокая социальная значимость процессов информатизации сферы культуры.
Темпы информатизации пока не позволяют говорить о способности учреждений культуры Ленинградской области обеспечить гражданам равный доступ к информационно-коммуникационным технологиям.
В соответствии с основными направлениями Плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденного решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13 февраля 2010 года N Пр-357, необходимо обеспечить все учреждения культуры современной компьютерной техникой, выходом в сеть Интернет, осуществить перевод в электронный вид библиотечных и музейных фондов, предоставить общественный доступ к этим фондам, создать единое информационное пространство сферы культуры на основе широкого внедрения веб-технологий, обучить работников сферы культуры использованию информационно-коммуникационных технологий.
Театральная и концертная деятельность в Ленинградской области также испытывает трудности в связи со слабой материально-технической базой муниципальных домов культуры, которым технически крайне сложно принять театральные спектакли, недостаточно финансирования и для проведения в Ленинградской области значимых культурных акций.
В системе дополнительного художественного образования остаются нерешенными вопросы возрастного ценза преподавательского состава школ искусств, привлечения к преподавательской работе молодежи. Число преподавателей за три года снизилось на 70 человек, при этом доля преподавателей пенсионного и предпенсионного возраста растет. Аттестация преподавательского состава выявила недостаточную подготовленность аттестуемых к решению современных проблем психолого-педагогической деятельности, что ставит задачу переподготовки кадров на первое место. Важной проблемой является недостаточное оснащение школ искусств нотами и музыкальными инструментами.
2. Связь мероприятий Программы с другими социально-экономическими
мероприятиями Правительства Ленинградской области
Стратегические цели и задачи Программы связаны с социально-экономическими мероприятиями Правительства Ленинградской области на 2011 - 2013 годы, направленными на повышение уровня и качества жизни населения.
Функционирование отрасли культуры, как и других отраслей социальной сферы, осуществляется в рамках программно-целевого финансирования и направлено на обеспечение государственных гарантий оказания социальных услуг населению, повышение качества, эффективности и доступности предоставляемых услуг, улучшение материально-технической базы учреждений, оптимизацию сети учреждений культуры. Мероприятия Программы также будут способствовать:
повышению безопасности жизнедеятельности, снижению преступности и профилактике правонарушений, увеличению доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические антинаркотические мероприятия;
пропаганде и поддержанию здорового образа жизни;
воспитанию молодежи;
повышению культурного уровня населения;
обеспечению увеличения продолжительности жизни путем участия учреждений культуры в реализации демографической политики, направленной на создание максимально благоприятных условий для всех слоев населения;
обеспечению досуга социально незащищенных слоев населения (молодежи, пожилых людей, инвалидов).
Мероприятия Программы ориентированы также на разработку и внедрение информационных технологий, включение в туристические ресурсы памятников истории и культуры Ленинградской области.
В связи с расширением приоритетов социальной политики, реализуемой Правительством Ленинградской области, мероприятия и объекты отрасли культуры по отдельным направлениям включены также в долгосрочные целевые программы "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы", "Демографическое развитие Ленинградской области на 2010 - 2011 годы", "Реализация государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2010 - 2012 годы".
В долгосрочную целевую программу "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы" включен капитальный ремонт 34 сельских культурно-досуговых учреждений в Бокситогорском, Волосовском, Волховском, Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кингисеппском, Киришском, Лужском, Ломоносовском, Лодейнопольском, Сланцевском, Тихвинском и Тосненском муниципальных районах Ленинградской области.
В долгосрочную целевую программу "Демографическое развитие Ленинградской области на 2010 - 2011 годы" включены проведение областного фестиваля семейных династий, поддержка центров и семейных творческих коллективов, работающих на базе учреждений культуры, пропагандирующих духовно-нравственные ценности семейных отношений.
В долгосрочную целевую программу "Реализация государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2010 - 2012 годы" включены мероприятия, способствующие развитию взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также традиционные культурные акции с участием соотечественников или созданных ими организаций, разработаны уникальные проекты, пропагандирующие и укрепляющие роль русского языка и культуры за рубежом. К числу таких мероприятий относятся мастер-классы, семинары, абонементные программы, показы спектаклей и т. д.
3. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
сохранение историко-культурного наследия Ленинградской области;
обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, обеспечение их сохранности, пополнения, популяризации и использования;
обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, содействие в создании условий для их творческой самореализации;
предотвращение утраты нематериального культурного наследия, сохранение и развитие народных промыслов и ремесел, национальных культур, художественной самодеятельности и любительских объединений;
сохранение единого культурно-информационного пространства Ленинградской области.
Основные задачи Программы:
государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия;
документационное обеспечение объектов культурного наследия для формирования единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
обеспечение сохранности, пополнения, популяризации и использования музейных фондов;
реставрация ценных коллекций, экспонатов, обеспечение надлежащих условий для хранения, учета, экспонирования и каталогизации музейного фонда, создание новых экспозиций и выставок с участием муниципальных и общественных музеев Ленинградской области;
увеличение доступности библиотечных фондов и библиотечных услуг для населения, улучшение качества чтения, повышение сохранности библиотечного фонда, улучшение качества научно-методического обеспечения муниципальных библиотек по всем направлениям деятельности;
создание Сводной коллекции детской литературы XX века для поддержания статуса детской библиотеки в культуре собирания, хранения и открытия доступа новым поколениям к детской книге эпохи СССР как части национальной истории и книжных традиций;
информатизация и модернизация отрасли культуры;
улучшение качества театрально-концертного обслуживания населения Ленинградской области;
расширение нормативной правовой базы, связанной с поддержкой народного творчества, участие в завершающем этапе формирования законодательства об образовании в сфере культуры;
создание условий для возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Ленинградской области;
изучение и сохранение фольклора народов, проживающих в Ленинградской области, поддержка народных коллективов самодеятельного творчества, создание условий для развития культурной самобытности и культурного потенциала, включение культуры Ленинградской области в общероссийское и мировое культурное пространство, формирование и развитие кадрового потенциала, сохранение и модернизация культурно-досуговых учреждений;
сохранение и развитие национальных культур;
сохранение и структурирование контингента учащихся по специальностям и специализациям обучения в школах искусств, совершенствование и координация деятельности областных и муниципальных органов власти в управлении образовательным процессом в школах искусств;
усиление адресной поддержки талантливых детей, детей из семей с недостаточным материальным обеспечением для привлечения в дальнейшем к профессиям отрасли культуры;
информатизация библиотек и поддержка информационных центров;
системное осуществление мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов учреждений культуры Ленинградской области.
4. Приоритетные направления и мероприятия Программы
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области на 2011 - 2013 годы" приведен в приложении 1 к Программе.
Планом мероприятий Программы предусмотрено:
по материальным объектам культурного наследия:
государственная охрана, сохранение и использование объектов культурного наследия,
сохранение музейного фонда,
развитие библиотечных фондов,
поддержка декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов;
по нематериальным объектам культурного наследия:
поддержка народного творчества, национальных культур,
информатизация и модернизация отрасли культуры,
поддержка профессионального искусства и образования в сфере культуры.
4.1. Материальные объекты культурного наследия
Государственная охрана, сохранение и использование объектов
культурного наследия
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия является одной из составляющих государственной охраны объектов культурного наследия, обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде и на сопряженной с ним территории. Сведения о зонах охраны объектов культурного наследия необходимы при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) указанную информацию. Градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаются в правила застройки муниципальных образований. Данные, содержащиеся в историко-культурных опорных планах, сведения о границах территорий объектов культурного наследия как объектов градостроительной деятельности особого регулирования, границах зон охраны объектов культурного наследия подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр.
Формирование единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - единый реестр) предусматривает мониторинг, инвентаризацию, регистрацию объектов и является одной из основных обязанностей государственных органов охраны объектов культурного наследия. Эта работа включает документационное обеспечение единого реестра - подготовку и хранение документации, содержащей сведения об объектах культурного наследия, включенных в единый реестр. На основе указанной документации формируются информационные ресурсы единого реестра, обеспечивающие его автоматизированное ведение. Для обеспечения объектов единого реестра документацией необходимо проведение инвентаризации всех объектов: уточнение пообъектного состава памятников, определение предметов охраны, определение технического состояния объектов, мероприятий по их сохранению, затрат на реставрацию и содержание.
Мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в единый реестр, осуществляют органы охраны объектов культурного наследия, осуществляющие контроль за состоянием включенных в единый реестр объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия. Обследование каждого объекта культурного наследия проводится один раз в пять лет. Такие работы необходимы для принятия обоснованных решений по эффективному использованию объектов культурного наследия, разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения объектов культурного наследия и координации финансирования мероприятий, а также для формирования и ведения государственного информационного ресурса о состоянии и использовании объектов культурного наследия.
Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия, включенных в единый реестр, возлагается на собственников объектов. Предполагается также установка информационных надписей и обозначений на объектах, находящихся в собственности Ленинградской области. Установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разработка методических материалов по государственной охране, сохранению и использованию объектов культурного наследия выполняется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Сохранение музейного фонда
Сохранение национальных культурных ценностей музейных фондов имеет приоритетное значение для Ленинградской области, так как свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием является важнейшим инструментом формирования общественного сознания и системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.
Решение этой задачи связано с реализацией Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей", федеральных законов от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и от 15 апреля 1998 года N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации".
В целях осуществления государственной политики в отношении музеев-социальных институтов, занимающихся сохранением и использованием культурного наследия, Планом мероприятий Программы предусматривается:
расширение доступа к историко-культурному наследию;
проведение научно-проектных работ и работ по реставрации музейных коллекций, входящих в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, в том числе проведение обследования коллекций в Ивангородском, Кингисеппском, Лодейнопольском, Гатчинском музеях, музеях-усадьбах "Рождествено", Н. К. Рериха, Н. А. Римского-Корсакова, музее-заповеднике "Парк Монрепо", разработка проектно-сметной документации;
улучшение условий хранения и экспонирования музейных коллекций и приобретение с этой целью музейно-выставочного и иного оборудования, оборудования и материалов для транспортировки музейных предметов для четырех музеев и выставочного зала "Смольный";
проведение работ по выявлению, атрибуции предметов живописи, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, документирующих историю Ленинградской области с целью расширения существующих экспозиций и создания передвижных выставок;
издание к 85-летию Ленинградской области альбома-каталога "Шедевры музеев Ленинградской области" о памятниках археологии, древнерусской живописи (икона), живописи и графики XVIII-XIX веков, предметах русского декоративно-прикладного искусства.
Развитие библиотечных фондов
В целях стимулирования и улучшения комплектования библиотечных фондов библиотек Ленинградской области предусматривается:
обеспечение циркуляции новой литературы и оптимизация библиотечной сети в муниципальных районах путем создания мобильной системы обслуживания муниципальных районов передвижными библиотечно-информационными центрами-автобиблиотеками, работающими на базе межпоселенческих библиотек, что позволит усилить приток новой литературы к населению, а также выровнять диспропорцию в организации сети библиотек, обеспечить большую адаптацию библиотек к условиям обслуживаемых муниципальных образований, максимально использовать нереализованные возможности;
обеспечение циркуляции новой литературы в муниципальных образованиях посредством библиотечно-информационных центров Ленинградской областной универсальной научной библиотеки (проведение праздников чтения через библиотечно-информационные центры для притока новой литературы в библиотеки поселений, работа выездного читального зала Ленинградской областной универсальной научной библиотеки);
выполнение мероприятий по обеспечению сохранности библиотечных фондов (создание электронного фонда краеведческих изданий, что позволит организовать многопользовательский доступ к электронным коллекциям и создать доступный для пользователей страховой фонд местных периодических изданий первых послевоенных выпусков, обеспечивающий сохранность фонда).
В целях содействия модернизации материально-технической базы библиотек и внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий предусматривается:
создание в сельской местности образцовой (эталонной библиотеки), соответствующей современным требованиям информационного обслуживания населения, - создание модельной сельской библиотеки;
обеспечение доступа населения к социально значимой информации через центры общественного доступа, особенно в сельских поселениях, путем создания центров общественного доступа к социально значимой информации на базе 14 общедоступных библиотек;
внедрение веб-технологий в практику библиотечной работы с последующей интеграцией в единую информационную среду через обеспечение виртуального справочно-библиотечного обслуживания населения с разработкой веб-сайтов для межпоселенческих библиотек;
создание технической инфраструктуры, позволяющей профессиональному сообществу библиотекарей взаимодействовать независимо от местоположения путем развития дистанционного обучения, профессиональной подготовки, проведения видеоконференций, телемостов для функционирующих центров общественного доступа;
содействие в овладении навыками компьютерной грамотности путем проведения конкурса профессионального мастерства среди специалистов центров общественного доступа;
введение в оборот новых электронных продуктов (выпуск второго издания CD-диска "Малочисленные народы Ленинградской области" с полнотекстовыми документами);
выявление детских библиотек, участвующих в распределенном репозитарном хранении, анализ состава их фондов на предмет выделения соответствующих экземпляров изданий для Сводной коллекции детской литературы XX века, обоснование и утверждение статуса, прав и обязанностей детских библиотек - участников проекта Сводной коллекции детской литературы XX века, сопровождение специалистами Ленинградской областной универсальной научной библиотеки участия детских библиотек в идентификации изданий, хранении, систематизации, создании информации, организации работы по изучению, экспонированию, предоставлению доступа читателей и специалистов к Сводной коллекции детской литературы XX века, создание на базе Ленинградской областной универсальной научной библиотеки сводной базы данных Сводной коллекции детской литературы XX века для доступа читателей и специалистов, в том числе отдаленных населенных пунктов.
Поддержка декоративно-прикладного искусства и народных
художественных промыслов
В Плане мероприятий Программы предусматривается:
выполнение проектов по возрождению народных художественных промыслов "Оятская керамика", "Волховская роспись", "Киришское кружево";
создание новых организационных структур (домов и центров ремесел, мастерских, лабораторий, студий) на базе существующей сети муниципальных учреждений культуры и образования;
укрепление материально-технической и сырьевой базы учреждений культуры и других структур, занимающихся народными художественными ремеслами и декоративно-прикладным творчеством;
развитие системы обучения технологиям народных художественных ремесел, декоративно-прикладному творчеству;
выявление и адресная поддержка ремесленников и мастеров декоративно-прикладного творчества;
завершение создания базы данных по декоративно-прикладному творчеству, а также сведений о ремесленниках и мастерах декоративно-прикладного творчества;
содействие продвижению изделий народных художественных ремесел и декоративно-прикладного творчества (проведение конкурсов, выставок, ярмарок, участие в международных, всероссийских, региональных выставках);
активизация деятельности художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам (оказание адресной консультационной помощи организациям и мастерам декоративно-прикладного искусства).
4.2. Нематериальные объекты культурного наследия
Поддержка народного творчества и национальных культур
В целях поддержки народного творчества и национальных культур планируется:
проведение мероприятий, направленных на повышение интереса к истории Ленинградской области, творческая реконструкция культурно-исторической самобытности;
развитие фестивального, конкурсного, выставочного движений, направленных на формирование образа Ленинградской области как региона, обладающего культурно-исторической уникальностью, своеобразием и самобытностью;
обследование, документирование, сохранение, восстановление и пополнение собраний фольклорно-этнографических материалов, перевод их в электронную форму;
поддержка и развитие центров национальных культур на базе учреждений культуры Ленинградской области (проведение научно-практических конференций, выставок, создание новых экспозиций, проведение экспедиций, фестивалей, семинаров);
адресная поддержка организаций и учреждений культуры, коллективов народного творчества, граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры;
популяризация нематериального культурного наследия, в том числе издание полиграфической продукции (книг, монографий, альбомов, буклетов, каталогов и др.);
осуществление концертной, лекторской, выставочной, фестивальной, просветительско-пропагандистской и другой деятельности, направленной на сохранение и передачу культурных традиций молодому поколению;
развитие инновационного мышления у детей, подростков и молодежи как основы развития Ленинградской области на долгосрочный период, в том числе организация и проведение детских фестивалей, конкурсов, выставок, концертов, актуализирующих нестандартные, креативные решения в творчестве;
поддержка и стимулирование молодежных инициатив в области медиа-информационных решений как инновационных форм деятельности учреждений культуры;
поддержка инновационных проектов, направленных на сохранение, развитие и популяризацию традиций народной культуры;
реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества (выставки, концерты, фестивали, семинары и др.);
осуществление совместных проектов Российского государственного дома народного творчества и Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства;
сохранение и популяризация русского языка и литературы, семейных ценностей;
вовлечение в культурную деятельность лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (инвалиды, сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья и т. д.);
укрепление связей и расширение взаимодействия между учреждениями культуры и образовательными учреждениями сферы культуры;
разработка и внедрение новых программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (сохранение традиционной народной культуры, информационные технологии, маркетинг, творческие индустрии и др.);
создание условий для получения художественного образования и приобщения к культуре и искусству всех групп населения, особенно детей, подростков и молодежи;
оснащение учреждений культуры современным специальным оборудованием, музыкальными инструментами, автотранспортом.
Информатизация и модернизация отрасли культуры
Основными мероприятиями, направленными на решение задач информатизации и модернизации отрасли культуры в рамках Программы, являются:
развитие информационных систем музеев и библиотек, перевод музейных фондов в электронный вид;
информатизация библиотек и поддержка центров общественного доступа к социально значимой информации;
автоматизация процессов управления сферой культуры;
широкое использование Интернет-технологий в работе учреждений культуры с целью обеспечения широкого доступа к информации об их деятельности;
создание электронных каталогов библиотек и реализация широкого доступа к ним посредством веб-технологий;
создание веб-сайтов межпоселенческих библиотек;
оснащение учреждений культуры компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием, лицензионным программным обеспечением;
внедрение в работу учреждений культуры и учреждений дополнительного образования медиа-информационных технологий;
создание медиа-продуктов о культуре и искусстве Ленинградской области;
создание в медиа-формате летописей событий, обладающих особой художественной, инновационной, креативной, исторической ценностями, и оцифровка киноматериала о прошедших событиях культурной жизни Ленинградской области (совместно с телекомпаниями).
Поддержка профессионального искусства и образования в сфере культуры
Основными мероприятиями, направленными на совершенствование системы услуг, предоставляемых населению Ленинградской области театрально-концертными учреждениями, стимулирование профессионального исполнительского уровня, укрепление творческого содружества с деятелями искусств, творческими союзами и объединениями, являются:
поддержка международных, российских, областных музыкальных и литературных конкурсов, театральных фестивалей, кинофестивалей;
участие областных театров и оркестра русских народных инструментов "Метелица" в международных и российских фестивалях;
организация литературного конкурса им. А. А. Прокофьева;
обеспечение мониторинга движения кадров - участников образовательного процесса, состояния материально-технической базы образовательных учреждений культуры;
совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи как важнейшего фактора повышения качества будущего кадрового потенциала отрасли культуры;
проведение областных конкурсных мероприятий учащихся школ искусств по специальностям отрасли культуры;
участие во всероссийских мероприятиях по совершенствованию методической работы образовательных учреждений;
модернизация материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений культуры (приобретение специального оборудования и музыкальных инструментов);
издание методических разработок, подготовленных работниками образовательных учреждений культуры;
совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений культуры.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Объем финансирования Программы - 491310,0 тыс. рублей, по мероприятиям отрасли культуры в составе других программ - 191458,0 тыс. рублей.
Объем финансовых средств на реализацию мероприятий Программы из областного бюджета обоснован сложившимся уровнем затрат на реализацию региональной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2008 - 2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области" на 2009 - 2010 годы, а также рекомендацией комитета финансов Ленинградской области (письмо от 25 мая 2010 года N 02-14/258). Объем финансирования мероприятий Программы определен на основании представленных в комитет по культуре Ленинградской области проектов, включающих сметы, разработанные подведомственными комитету по культуре Ленинградской области учреждениями культуры, органами культуры администраций муниципальных образований Ленинградской области, муниципальными учреждениями культуры и другими организациями в соответствии с определенными комитетом по культуре Ленинградской области приоритетами государственной политики в области культуры на период 2011 - 2013 годов.
Подведомственными комитету по культуре Ленинградской области учреждениями культуры являются Ленинградские областные государственные учреждения культуры "Оркестр русских народных инструментов "Метелица", "Драматический театр "На Литейном", "Музейное агентство", "Ленинградская областная детская библиотека", "Драматический театр Сатиры на Васильевском", "Театр юного зрителя", "Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Парк Монрепо", "Ленинградская областная универсальная научная библиотека", "Драматический театр "Комедианты", "Музей-заповедник "Старая Ладога", "Театр драмы и кукол "Святая крепость", "Детский эстрадный музыкальный театр-студия "Эльфы", "Учебно-методический центр культуры и искусства", государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ленинградский областной колледж культуры и искусства".
Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области на 2011 - 2013 годы", Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области на 2011 - 2013 годы" и Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований на выполнение мероприятий долгосрочной целевой программы "Культура Ленинградской области на 2011 - 2013 годы" приведены в приложениях 2-4 к Программе.
Подведомственные учреждения ежегодно представляют на утверждение в комитет по культуре Ленинградской области сметы на реализацию мероприятий Программы по видам конкретных расходов в пределах предусмотренных ассигнований.
Внебюджетные источники формируются от предпринимательской деятельности учреждений культуры, подведомственных комитету по культуре Ленинградской области, спонсорских средств, грантов.
Для обеспечения поступлений из федерального бюджета комитет по культуре Ленинградской области в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации ежегодно представляет заявки учреждений культуры Ленинградской области на участие в реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)". В соответствии с Планом мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" с исполнителями мероприятий заключаются договоры на получение финансовых средств из федерального бюджета.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Выполнение Программы обеспечит реализацию конституционного права на доступ населения к культурным ценностям, а также условия для проявления социально-культурной активности населения, способствующие объединению людей на духовной основе, поддержанию социальных норм поведения.
Реализация Программы позволит:
по разделу "Государственная охрана, сохранение и использование объектов культурного наследия" - регистрировать объекты культурного наследия в едином реестре, включить объекты в имущественный оборот, завершить, реставрацию отдельных объектов культурного наследия Ленинградской области;
по разделу "Сохранение музейных фондов" - получить новые материалы по истории крепостей, шире показать фондовые коллекции музеев, что повысит посещаемость музеев в течение трех лет на три процента (15000 человек), обследовать 700 музейных предметов, реставрировать 100 музейных предметов, по итогам работы оформить выставку "Спасенные шедевры", значительно улучшить условия хранения и экспонирования 2000 музейных предметов за счет приобретения пяти комплектов выставочного оборудования, пяти комплектов иного музейного оборудования, трех комплектов материалов для транспортировки экспонатов, расширить существующие экспозиции и получить возможность создания передвижных выставок за счет приобретения 90 новых музейных предметов, издать альбом-каталог "Шедевры музеев Ленинградской области", что будет способствовать расширению доступа к историко-культурному наследию, ввести в широкий научный оборот 250 памятников (музейных предметов), хранящихся в фондах музеев Ленинградской области;
по разделу "Развитие библиотечных фондов" - сформировать качественно новую систему библиотечного обслуживания, обеспечить приток и циркуляцию новой литературы, оптимизировать библиотечные фонды с целью привлечения населения к посещению библиотек, усилить межбиблиотечное взаимодействие, вовлекающее в оборот помимо собственных информационных ресурсов совокупные информационные ресурсы муниципальных образований, ежегодно обслуживать 1100 жителей отдаленных населенных пунктов Ленинградской области с помощью передвижного информационно-библиотечного центра, повысить посещаемость сайтов на 1000 посещений в год, увеличить долю библиотек, имеющих доступ к сети Интернет, в общем количестве библиотек, снизить темпы сокращения книговыдачи, создать распределенную коллекцию и интегрированную электронную базу данных, обеспечить доступ к ним читателей и специалистов - исследователей детской литературы (развить межбиблиотечный абонемент электронной доставки документов, службу "Спроси у библиотекаря", обращение к электронной базе данных, в последующем выраженное в контрольных показателях корпоративное взаимодействие детских библиотек, осуществить проведение цикла детских конкурсов, семинаров, фестивалей, выставок "Дети и книги без границ!", поддержать детские образцовые коллективы, издать буклеты, методические материалы по детскому творчеству);
по разделу "Поддержка декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов" - реализовать совместно с муниципальными образованиями три проекта по возрождению народных художественных промыслов в Ленинградской области "Оятская керамика", "Киришское кружево", "Волховская роспись", завершить создание электронной базы сведений о мастерах и ремесленниках декоративно-прикладного искусства, оказать адресную поддержку десяти центрам и студиям декоративно-прикладного искусства, реализовать проекты по созданию районных центров ремесел, в целях активизации процесса возрождения традиционных промыслов Ленинградской области ежегодно проводить областной конкурс мастеров и студий декоративно-прикладного искусства, творческие лаборатории, семинары, школы мастеров по приоритетным направлениям декоративно-прикладного искусства, ежегодно обучать 50 мастеров и руководителей коллективов декоративно-прикладного искусства, издать материалы по научно-исследовательским работам для использования в работе педагогов и руководителей студий;
по разделу "Поддержка народного творчества и национальных культур" - продолжить развитие проектов, ставших достоянием культурной жизни Ленинградской области, в результате проведения комплекса мероприятий по оптимизации досуга и творческой самореализации населения создать благоприятные условия для развития художественной самодеятельности и любительских объединений, благодаря которым сохраняются культурное наследие и народные традиции, пополнить и обновить областной фонд фольклорных записей, репертуарный багаж народных творческих коллективов за счет проведения экспедиций и обработки материалов, оказать поддержку 13 фольклорным и народным коллективам Ленинградской области, повысить квалификацию 250 руководителей народных и фольклорных самодеятельных коллективов, выполнить комплекс мероприятий по сохранению и развитию национальных культур в Ленинградской области;
по разделу "Информатизация и модернизация отрасли культура" - оснастить учреждения культуры компьютерной техникой с подключением к сети Интернет, внедрить веб-технологии в практику работы всех учреждений сферы культуры с последующей интеграцией в единую информационную среду на основе информационного портала сферы культуры;
по разделу "Поддержка профессионального искусства и образования в сфере культуры" - обеспечить сохранение и дальнейшее развитие профессионального творческого потенциала, повышение уровня и разнообразия содержания работы по театрально-концертному обслуживанию населения Ленинградской области, развитие творческих возможностей профессиональных коллективов, повышение культурного имиджа Ленинградской области, проведение цикла фестивалей областных театров в различных районах Ленинградской области, укрепление творческого содружества областных театров и муниципальных образований, сохранить контингент учащихся школ искусств (19900 учащихся ежегодно), в целях выявления талантливых детей и молодежи проводить ежегодно 15 конкурсных мероприятий, по итогам областных конкурсов подготавливать ежегодно не менее 60 стипендиатов комитета по культуре Ленинградской области, 30 лауреатов премий Президента Российской Федерации и Губернатора Ленинградской области, создать систему художественного образования в соответствии с прогнозируемой потребностью в кадрах учреждений культуры и образования Ленинградской области путем целевой подготовки и переподготовки специалистов, модернизировать систему подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров в сфере художественного образования для образовательных учреждений, обеспечить образовательный процесс методической литературой в соответствии с образовательными стандартами, частично обеспечить образовательные учреждения современными музыкальными инструментами, костюмами, учебным оборудованием.
В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными постановлением Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54, за основу оценки эффективности взяты показатели роста охвата населения культурной жизнью региона - участие в любительских объединениях, самодеятельных творческих коллективах, студиях декоративно-прикладного искусства, участие в культурных акциях, посещение библиотек, театров и музеев. Динамика увеличения показателей сформирована на основе анализа государственной статистической отчетности по формам 6-НК, 7-НК, 8-НК, 9-НК, 12-НК за последние пять лет.
Основными индикаторами реализации Программы являются:
поэтапное завершение реставрации 36 объектов культурного наследия (12 объектов ежегодно);
разработка 11 зон охраны объектов культурного наследия (2011 год - три зоны, 2012 год - четыре зоны, 2013 год - четыре зоны);
актуализация данных по восьми историческим поселениям (2011 год - два поселения, 2012 год - три поселения, 2013 год - три поселения);
проведение мониторинга 120 объектов культурного наследия (2011 год - 39 объектов, 2012 год - 40 объектов, 2013 год - 41 объект);
проведение инвентаризации 163 объектов культурного наследия (2011 год - 61 объект, 2012 год - 62 объекта, 2013 год - 63 объекта);
регистрация 45 объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (2011 год - 10 объектов, 2012 год - 15 объектов, 2013 год - 20 объектов);
проведение историко-культурной экспертизы 18 объектов культурного наследия (шесть объектов ежегодно);
установка информационных надписей на 12 объектах культурного наследия (четыре объекта ежегодно);
разработка шести методик по государственной охране и использованию объектов культурного наследия (две методики ежегодно);
оснащение 15 студий декоративно-прикладного искусства (пять студий ежегодно);
оснащение двух центров декоративно-прикладного искусства ежегодно;
проведение 15 фестивалей, выставок, конкурсов мастеров и коллективов декоративно-прикладного искусства (2011 год - шесть мероприятий, 2012 год - четыре мероприятия, 2013 год - пять мероприятий);
проведение ежегодно не менее одного заседания художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ленинградской области;
переподготовка и повышение квалификации 900 руководителей центров и студий декоративно-прикладного искусства, народных и фольклорных коллективов (300 человек ежегодно);
поддержка 13 фольклорных и народных коллективов (2011 год - четыре коллектива, 2012 год - четыре коллектива, 2013 год - пять коллективов);
проведение фольклорных экспедиций в шести районах Ленинградской области (в двух районах ежегодно);
завершение в 2013 году создания интегрированной системы информационных ресурсов культуры;
завершение в 2011 году реализации одного проекта по информатизации;
подключение к сети Интернет 12 муниципальных библиотек (4 библиотеки ежегодно);
создание центров общественного доступа на базе 14 библиотек (2011 год - шесть центров, 2012 год - четыре центра, 2013 год - четыре центра);
приобретение 15 электронных книг (пять единиц ежегодно);
приобретение трех единиц транспорта для библиотек (одна единица ежегодно);
увеличение доли библиотечных фондов, переведенных в электронный вид (2011 год - четыре процента, 2012 год - семь процентов, 2013 год - десять процентов);
приобретение 96 комплектов компьютерной техники, оргтехники, программного обеспечения, сенсорных киосков, мебели, музыкальных инструментов, транспорта, светового и звукового оборудования, костюмов (2011 год - 37 комплектов, 2012 год - 30 комплектов, 2013 год - 29 комплектов);
создание и модернизация семи веб-сайтов (2011 год - один веб-сайт, 2012 год - три веб-сайта, 2013 год - три веб-сайта);
приобретение оборудования для десяти музеев;
охват ежегодно 1100 жителей отдаленных населенных пунктов Ленинградской области обслуживанием передвижных информационно-библиотечных центров;
участие 23 библиотек в конкурсе профессионального мастерства (2012 год - 10 библиотек, 2013 год - 13 библиотек);
издание 300 экземпляров информационных продуктов;
увеличение доли обученных использованию информационно-коммуникационных технологий: музейных работников - до 48 процентов, библиотечных работников - 40 процентов;
улучшение качества театрально-концертного обслуживания населения Ленинградской области;
участие восьми профессиональных коллективов в международных и российских фестивалях, конкурсах (2011 год - один коллектив, 2012 год - три коллектива, 2013 год - четыре коллектива);
участие населения Ленинградской области в международных, российских, региональных, областных праздниках, фестивалях, конкурсах, выставках - 214500 человек (71500 человек ежегодно);
увеличение количества клубных формирований, в том числе для детей и молодежи на один процент ежегодно: 2011 год - до 4376 клубных формирований, 2012 год - до 4420 клубных формирований, 2013 год - до 4464 клубных формирований (на начало реализации Программы - 4290 клубных формирования);
реставрация предметов музейного фонда - 100 единиц (2011 год - 30 единиц, 2012 год - 30 единиц, 2013 год - 40 единиц);
обследование 700 единиц предметов (2011 год - 230 единиц, 2012 год - 230 единиц, 2013 год - 240 единиц);
приобретение 13 комплектов музейно-выставочного и иного музейного оборудования (2011 год - пять комплектов, 2012 год - пять комплектов, 2013 год - три комплекта);
приобретение 90 единиц музейных предметов (30 единиц ежегодно);
издание музейного каталога тиражом 1000 экземпляров;
ремонт семи музейных объектов (2011 год - три объекта, 2012 год - три объекта, 2013 год - один объект);
увеличение числа посетителей музеев на один процент ежегодно (на начало реализации Программы - 1362300 человек), зрителей на концертах и спектаклях - на один процент ежегодно (на начало реализации Программы - 110100 человек), повышение посещаемости сайтов областных библиотек на 1000 посещений в год (на начало реализации Программы - 326800 посещений), увеличение книговыдачи в областных библиотеках на один процент ежегодно (на начало реализации Программы - 306868 книг);
выплата ежегодно 60 стипендий комитета по культуре Ленинградской области учащимся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, Ленинградского областного колледжа культуры и искусства.
7. Механизм реализации Программы
Главным распорядителем финансовых средств и координатором Программы является комитет по культуре Ленинградской области. Соисполнители Программы - подведомственные комитету по культуре Ленинградской области учреждения культуры, муниципальные учреждения культуры (библиотеки, школы искусств, культурно-досуговые учреждения) и другие организации.
Реализация проектов осуществляется в соответствии с соглашениями, которые комитет по культуре Ленинградской области заключает с администрациями муниципальных образований Ленинградской области, и направлена на создание, защиту и финансовое обеспечение муниципальных программ в области культуры. Субсидии на материально-техническое оснащение, оборудование предоставляются муниципальным образованиям, поддерживающим деятельность учреждений культуры, реализующих государственную политику в сфере культуры. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью областного бюджета Ленинградской области на текущий финансовый год.
Взаимодействие комитета по культуре Ленинградской области с другими исполнителями Программы осуществляется на основе договоров, определяющих взаимные права и обязанности, конкретные сроки исполнения и объемы финансирования каждого мероприятия, включающих смету расходов с указанием размера долевого финансирования.
Средства на выполнение мероприятий Программы подведомственными комитету по культуре Ленинградской области учреждениями культуры предусмотрены в сметах подведомственных учреждений.
Механизм реализации Программы предусматривает также привлечение различных источников финансирования (федеральный бюджет, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники), постоянный мониторинг проведенных мероприятий, анализ и оценку их влияния на выполнение основных задач государственной и региональной политики в сфере культуры на муниципальном уровне.
В ходе реализации Программы в рамках каждого раздела в течение года возможно перераспределение средств по предусмотренным мероприятиям в размере десяти процентов. Перераспределение средств осуществляется на основании приказа руководителя Программы, согласованного с руководителями комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, комитета финансов Ленинградской области, юридического комитета Администрации Ленинградской области.
Комитет по культуре Ленинградской области осуществляет финансовый контроль за реализацией мероприятий и вправе требовать от исполнителя письменного финансового отчета о ходе выполнения задания.
В течение 15 дней по завершении мероприятия исполнитель представляет в комитет по культуре Ленинградской области отчет, включающий исполнительскую смету расходов, копии первичных платежных документов (поручения, счета-фактуры, кассовые и товарные чеки, акты списания, раздаточные ведомости, списки участников, описательные отчеты).
После принятия отчета комитетом по культуре Ленинградской области подписывается акт приемки-сдачи, который служит основанием для окончательных расчетов.
Выбор непосредственных исполнителей отдельных мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
8. Контроль за выполнением Программы
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы культуры.
Информация о ходе реализации Программы ежегодно заслушивается на заседаниях коллегии комитета по культуре Ленинградской области.
В целях оперативного контроля за выполнением мероприятий Программы руководители учреждений и организаций - исполнителей представляют в комитет по культуре Ленинградской области финансовые отчеты.
Комитет по культуре Ленинградской области представляет ежеквартально информацию о ходе реализации мероприятий Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - отчет в Правительство Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.