Определение Ленинградского областного суда
от 3 апреля 2013 г. N 33-1451/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.
судей Астапенко С.А., Нестеровой М.В.
при секретаре Бондареве Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ, Правительства Ленинградской области на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 декабря 2012 года, которым исковые требования Стоноженко А.И. к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Н. М.В., объяснения представителя администрации МО Сосновоборский городской округ по доверенности Т.А.А.., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Стоноженко А.И., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Стоноженко А.И. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ, в котором просил признать бездействия администрации МО в предоставлении жилого помещения; обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение в собственность бесплатно в г. Сосновый Бор Ленинградской области общей площадью жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения - 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека; признать Стоноженко А.И. нуждающимся в жилом помещении с 04.04.1998 г. в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В обоснование заявленных требований указал, что 04.04.1998 г. был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет составляет 15 лет 11 месяцев 01 день. По окончании службы выехал из ЗАТО Александровск на постоянное место жительства в г. Сосновый Бор в 2003 г. В настоящее время не обеспечен жилым помещением ни по месту службы, ни по месту настоящего проживания.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик- представитель администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что до 2005 г. истец не состоял на очереди нуждающихся в получении жилого помещения по месту службы. Состоит на очереди в ЗАТО Александровск Мурманской области по программе переселения из закрытых городков до настоящего времени.
Представитель третьего лица - Правительства Ленинградской области, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 декабря 2012 года исковые требования Стоноженко А.И. к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно удовлетворены частично.
Стоноженко А.И. признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.1998 года, с 04 апреля 1998 года. Администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ обязана предоставить Стоноженко А.И., жилое помещение в собственность бесплатно в г. Сосновый Бор Ленинградской области общей площадью жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения - 18 кв. м. на одного человека.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ просит отменить решение суда как незаконное. По существу доводы жалобы аналогичны правовой позиции ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Ленинградской области просит решение отменить, считая его не законным. В доводах жалобы указывает, что у Стоноженко А.И. не возникло право на признание его нуждающимся в получении жилого помещения с 1998 г., поскольку при уволь нении из рядов СА он не выразил желание о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства - в г. Сосновый Бор в установленном законом порядке. Также ранее, до 2005 г. он не обращался с заявлением о постановке его на очередь нуждающихся в получении жилого помещения по месту прежнего жительства и по месту службы - в ЗАТО Александровск.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Разрешая спор и удовлетворения требования истца в части признания нуждающимся в жилом помещении с 04.04.1998 г., а также в части обязании предоставить истцу жилое помещение в собственность бесплатно в г. Сосновый Бор Ленинградской области общей площадью жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения - 18 кв. м на одного человека, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец жильем по месту службы не обеспечивался и до настоящего времени не обеспечен, обязанность обеспечения указанной категории граждан действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. При этом суд исходил из того, что истец был уволен из рядов РА 04.04.1998 г., но на очереди нуждающихся в жилом помещении не состоит. В 2003 г. истец прибыл в г. Сосновый Бор и с 15.05.2003 г. был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Сосновый Бор, но при этом на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения истец так и встал.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, и находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что Стоноженко А.И. в звании мичмана при выслуге 15 лет 11 месяцев 01 день (в льготном исчислении 28 лет 04 месяца 06 дней) 04 апреля 1998 года уволен с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно справки N <данные изъяты> от 29.07.2011 г. Стоноженко А.И. согласно Закона РФ от 14.07.1992 г. "О закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО)" состоит в списках очередности по программе переселения из ЗАТО Александровск территориального округа Гаджиево под N 447.
Часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и указывая на недопустимость его произвольного лишения, вместе с тем, не устанавливает условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением. Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации такие условия и порядок регламентируются жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей в период возникновения спорный правоотношений, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Проанализировав приведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, как действующее в настоящее время, так и прежнее жилищное законодательство, предусматривая обеспечение граждан жильем в порядке очередности, исходит из времени принятия на учет и включения в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории граждан, имеющих аналогичные социальные гарантии.
Поскольку отношения, связанные с переселением граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, прямо не урегулированы жилищным и иным законодательством, с учетом норм статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерно к возникшим отношениям следует применить аналогию закона, то есть нормы жилищного законодательства, регулирующие сходные отношения, а именно положения части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года), если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Реализуя полномочия по установлению порядка обеспечения жильем, Правительство Российской Федерации издало постановление от 11 января 2001 года N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам".
Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляется органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.
На основании пункта 5 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.
Право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения имеют:
лица, проработавшие 10 и более лет в организации (на объекте), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, и утратившие с ней служебную связь;
лица, уволенные с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет.
Пунктами 8 и 9 названного Постановления Правительства Российской Федерации органам местного самоуправления закрытого административно-территориального образования рекомендовано принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию самого Постановления Правительства Российской Федерации, и предусматривать в бюджетах закрытого административно-территориального образования средства на переселение граждан.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, истец реализовал свое право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении, встав на очередь в 2003 г. в ЗАТО "Александровск" территориального округа <данные изъяты>.
В настоящее время административный статус ЗАТО "Александровск" не изменен.
Таким образом, имеются правовые основания для отселения истца из закрытого административно-территориального образования по указанной программе.
Довод истца в суде апелляционной инстанции о том, что данная программа не реализуется, очередь не продвигается, нельзя признать состоятельным, поскольку истец не отказался в установленном законом порядке от участия в данной программе, состоя на очереди с 2003 г. по настоящее время.
В соответствии с п. 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно Правилам (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов (п. 12).
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 13).
Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок (п. 16).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако в нарушение указанной нормы права истец не представил суду первой инстанции доказательств подачи командиру рапорта о направлении ходатайства в орган местного самоуправления о постановке его на учет по избранному месту жительства. Данного обстоятельства истец не оспаривал и в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, требования истца о признании нуждающимся в получении жилого помещения с момента увольнения из рядов РА, т.е. с 04.04.1998 г. не основаны на нормах действующего законодательства и удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что истец ранее не состоял до 2005 г. на учете нуждающихся в получении жилого помещения по месту жительства в ЗАТО "<данные изъяты>", следовательно отказ администрации МО Сосновоборский городской округ в постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении, является законным.
В силу ныне действующего законодательства о статусе военнослужащих обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, лежит на федеральных органах исполнительной власти, в которых те проходят службу, а не на органах местного самоуправления, как это было предусмотрено ранее.
Требования истца об обязании предоставить жилое помещение в собственность бесплатно в г. Сосновый Бор Ленинградской области общей площадью жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения - 18 кв. м, вытекают из требований о признании нуждающимся в получении жилого помещения, в удовлетворении которых отказано, следовательно не подлежат удовлетворению и требования об обязании предоставить жилое помещение в собственность бесплатно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 декабря 2012 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Стоноженко А.И. к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области о признании бездействия администрации, о признании нуждающимся в жилом помещении, о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 3 апреля 2013 г. N 33-1451/2013
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)