Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Концепция развития перспективных районов
(аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург
1. Введение
Концепция развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург (далее - Концепция) разработана в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р (далее - Транспортная стратегия), и Стратегией развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 (далее - Стратегия).
В соответствии с Транспортной стратегией в области морского транспорта необходимо развивать мощности морских портов с учетом создания экономически обоснованных резервов для обеспечения увеличивающихся объемов перевалки грузов. В этих целях Транспортной стратегией предусматривается развитие объектов инфраструктуры в Большом порту Санкт-Петербург (далее - Порт), строительство новых перегрузочных комплексов в портах Балтийского бассейна.
Согласно Стратегии одним из приоритетных направлений деятельности по развитию Порта является привлечение в Порт новых линий по перевозке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов, создание терминалов для их обслуживания, совершенствование работы с ними, увеличение доли высокотехнологичных экологически чистых грузов в общем грузообороте Порта.
В целях изменения структуры грузооборота Порта за счет роста числа контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов Стратегией предусмотрено форсированное развитие новых районов Порта.
2. Основные понятия, используемые в Концепции
Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
аванпорт - район Порта, расположенный на расстоянии не менее пяти километров от центральных районов Порта;
центральные районы Порта - исторически сложившиеся районы Порта, расположенные в Кировском районе Санкт-Петербурга.
3. Предпосылки развития аванпортов
В 2007 году в структуре грузооборота Порта, который достиг 59,6 млн.т, доля контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов составила 48,4 процента. Морские терминалы по их перевалке находятся в основном на территории центральных районов Порта.
В ближайшей перспективе могут быть достигнуты предельные параметры грузооборота указанных морских терминалов. Это связано со следующими обстоятельствами:
ограниченные возможности территориального развития центральных районов Порта из-за плотной окружающей, в том числе жилой, застройки и занятости береговой линии промышленными предприятиями;
дефицит площадей в припортовой зоне для создания зон хранения, обработки и дистрибуции грузов;
ограниченная пропускная способность судоходных каналов, отсутствие возможности обработки крупнотоннажных судов-контейнеровозов;
несоответствие уровня развития железнодорожной инфраструктуры как на ближних подходах к Порту, так и на дальних подходах к Санкт-Петербургу потребностям в увеличении объемов и скорости обработки портовых грузов;
ограниченная пропускная способность автодорожных подходов к центральным районам Порта.
Согласно прогнозу развития морских грузовых перевозок в регионе Балтийского моря до 2025 года в случае реализации всех запланированных мероприятий по развитию морских терминалов, расположенных в центральных районах Порта, дефицит портовых мощностей по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов и легковых автомобилей не только сохранится, но и увеличится (таблица 1).
Дефицит портовых мощностей в центральных районах Порта
по перевалке контейнерных, рефрижераторных и накатных грузов
и легковых автомобилей
Таблица 1
N п/п |
Вид грузов |
Единица измерения |
Дефицит портовых мощностей по годам |
|||
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2025 г. |
|||
1 |
Контейнерные |
млн.т/год |
8,40 |
11,80 |
39,20 |
75,60 |
тыс.ТЕUгод |
840,00 |
1180,00 |
3920,00 |
7560,00 |
||
2 |
Рефрижераторные |
млн.т/год |
0,50 |
2,00 |
4,30 |
6,60 |
3 |
Накатные |
млн.т/год |
0,20 |
1,70 |
1,75 |
1,80 |
тыс.ед./год |
20,00 |
170,00 |
175,00 |
180,00 |
||
4 |
Легковые автомобили |
млн.т/год |
0,50 |
0,90 |
1,35 |
1,80 |
тыс.ед./год |
330,00 |
600,00 |
900,00 |
1200,00 |
||
|
Итого |
млн.т/год |
9,60 |
16,40 |
46,60 |
85,80 |
Обработка перспективного оборота контейнерных, рефрижераторных, накатных грузов и легковых автомобилей и сокращение указанного дефицита возможны только в случае развития аванпортов.
4. Основные принципы размещения и развития аванпортов
Основными принципами размещения и развития аванпортов являются:
4.1. Наличие территориальных резервов для развития портовой деятельности.
4.2. Возможность создания глубоководных подходов к морским терминалам (далее - морские подходы) и разворотных акваторий.
4.3. Сокращение времени движения судов к морским терминалам.
4.4. Обеспечение безопасности мореплавания.
4.5. Сокращение времени движения автомобильного транспорта от морских терминалов до кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (далее - КАД) и сети федеральных автомобильных дорог.
4.6. Возможность развития железнодорожных подходов, исключающих одноуровневые пересечения с улично-дорожной сетью Санкт-Петербурга.
4.7. Соблюдение природоохранных требований при развитии портовой деятельности.
4.8. Сохранение зон охраняемого ландшафта, зон регулируемой застройки и объектов культурного наследия.
5. Основные параметры размещения и развития аванпортов
В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", развитие аванпортов предусматривается в районе железнодорожной станции Бронка, в Г.Ломоносове, г.Кронштадте.
В настоящее время на территории перспективных аванпортов на о.Котлин функционирует один морской контейнерный терминал, на котором в 2007 году было перевалено 222,4 тыс.ТЕU.
Развитие указанных территорий в целях осуществления портовой деятельности позволит сформировать систему аванпортов.
Тенденция создания аналогичных районов соответствует общемировой практике развития крупных портов (Антверпен, Бремерхафен, Гамбург, Гент, Зеебрюгге, Йокогама, Роттердам и др.).
Примерная схема размещения аванпортов приведена в приложении к Концепции.
Примерная потребность в территории для размещения и развития аванпортов приведена в таблице 2.
Примерная потребность в территории для размещения и развития аванпортов
Таблица 2
|
|
(га) |
||
Площадь |
Аванпорт |
Всего |
||
Бронка |
Кронштадт |
Ломоносов |
||
Ориентировочная площадь территории аванпортов |
350,1 |
41,7 |
84,9 |
476,7 |
В том числе вновь образованная территория |
286,6 |
16,4 |
79,4 |
382,4 |
6. Мероприятия по развитию аванпортов
Реализация Концепции предполагает необходимость выполнения комплекса мероприятий по развитию аванпортов, в том числе строительство морских терминалов, развитие транспортных подходов к аванпортам, развитие инженерной инфраструктуры, строительство объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Примерный перечень мероприятий по развитию аванпортов приведен в настоящем разделе Концепции.
6.1. Строительство морских терминалов.
В целях оптимизации использования территории, расположенной в границах аванпортов, обеспечения потребностей экономики и населения Санкт-Петербурга и Российской Федерации в различных видах грузов развитие аванпортов целесообразно осуществлять в соответствии с целевыми показателями развития аванпортов, указанными в таблице 3.
Целевые показатели развития аванпортов
Таблица 3
N п/п |
Наименование аванпорта |
Примерный грузооборот по годам, млн.т/год |
||
2015 г. |
2020 г. |
2025 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Бронка, в том числе: |
17,60 |
18,90 |
48,90 |
1.1 |
Морской терминал по перевалке контейнерных грузов N 1 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
1.2 |
Морской терминал по перевалке контейнерных грузов N 2 |
- |
- |
30,00 |
1.3 |
Морской терминал по перевалке накатных грузов |
2,60 |
2,60 |
2,60 |
1.4 |
Морской терминал по перевалке легковых автомобилей |
- |
1,30 |
1,30 |
2 |
Кронштадт, в том числе: |
9,50 |
9,50 |
9,50 |
2.1 |
Морской терминал по перевалке контейнерных грузов |
7,50 |
7,50 |
7,50 |
2.2 |
Морской терминал по перевалке рефрижераторных, накатных и контейнерных грузов, из них: |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2.2.1 |
Рефрижераторные грузы |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
2.2.2 |
Накатные грузы |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
2.2.3 |
Контейнерные грузы |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
3 |
Ломоносов, в том числе: |
11,65 |
11,65 |
11,65 |
3.1 |
Морской терминал по перевалке рефрижераторных, контейнерных грузов и легковых автомобилей |
10,45 |
10,45 |
10,45 |
3.2 |
Морской терминал по перевалке рефрижераторных грузов |
1,20 |
1,20 |
1,20 |
|
Всего |
38,75 |
40,05 |
70,05 |
Земельные участки для проектирования и строительства объектов инфраструктуры Порта, расположенные в границах аванпортов, предоставляются в установленном действующим законодательством порядке с учетом необходимости достижения целевых показателей развития аванпортов.
Достижение целевых показателей развития аванпортов возможно при условии реализации мероприятий, указанных в пунктах 6.2 и 6.3 Концепции.
6.2. Развитие транспортных подходов к аванпортам.
6.2.1. Развитие морских подходов к аванпортам.
К мероприятиям по развитию морских подходов к аванпортам относятся:
6.2.1.1. В 2010-2015 годах:
строительство подходного канала и акватории аванпорта Бронка (1-я очередь);
реконструкция Ломоносовского кан. и строительство акватории аванпорта Ломоносов;
строительство подходного канала и акватории аванпорта Кронштадт;
реконструкция Большого Кронштадтского рейда в районе базы Литке;
строительство обходного участка Кронштадтского корабельного фарватера.
6.2.1.2. В 2016-2025 годах:
строительство акватории аванпорта Бронка (2-я очередь).
Целевой расчетный показатель интенсивности движения судов к аванпортам в 2025 году составит 486 судозаходов в месяц, в том числе:
к аванпорту Бронка - 342 судозахода в месяц;
к аванпорту Кронштадт - 65 судозаходов в месяц;
к аванпорту Ломоносов - 79 судозаходов в месяц.
6.2.2. Развитие автодорожных подходов к аванпортам.
Мероприятия по развитию автодорожных подходов к аванпортам включают:
6.2.2.1. В 2010-2015 годах:
мероприятия по развитию автодорожной сети на территории, прилегающей к аванпортам, в том числе:
строительство транспортной развязки на пересечении КАД и Краснофлотского шоссе;
путепровод через железнодорожные пути к морским терминалам по перевалке контейнеров в аванпорте Бронка;
строительство автодорожных подходов к аванпорту Ломоносов;
строительство и реконструкция дорожной сети, прилегающей к гавани Литке в г.Кронштадте;
мероприятия по развитию дальних автодорожных подходов (1-я очередь реконструкции автомобильной дороги А-120 на участке от Гостилицкого шоссе до автомобильной дороги М-10 "Россия").
6.2.2.2. В 2016-2025 годах:
мероприятия по развитию дальних автодорожных подходов (2-я очередь реконструкции автомобильной дороги А-120 на участке от Гостилицкого шоссе до автомобильной дороги М-10 "Россия").
Целевой расчетный показатель интенсивности движения внешнего автомобильного транспорта к аванпортам в 2025 году составит 13722 автопоезда в сутки, в том числе:
к аванпорту Бронка - 10030 автопоездов в сутки;
к аванпорту Кронштадт - 1686 автопоездов в сутки;
к аванпорту Ломоносов - 2006 автопоездов в сутки.
6.2.3. Развитие железнодорожных подходов к аванпортам.
Мероприятия по развитию железнодорожных подходов к аванпортам включают:
6.2.3.1. В 2010-2015 годах:
мероприятия по развитию железнодорожной сети на территории аванпортов и прилегающей к ним территории, в том числе:
строительство железнодорожного грузового фронта и выставочных парков на территории морских терминалов аванпортов Бронка и Ломоносов;
реконструкция железнодорожной станции Бронка;
реконструкция железнодорожной станции Ораниенбаум;
строительство второго главного пути на участке "Ораниенбаум - Бронка";
мероприятия по развитию ближних и дальних железнодорожных подходов.
Вариант 1:
реконструкция железнодорожной станции Лигово;
реконструкция железнодорожной станции Шушары;
электрификация участка "Предпортовая - Лигово - Ораниенбаум - Бронка";
реконструкция линии "Лигово - Ораниенбаум" со строительством соединительной линии в районе железнодорожной станции Лигово (вариант 1.1) или строительство однопутной электрифицированной линии "Горелово - Бронка" (вариант 1.2);
строительство второго главного пути "Красное Село - Тайцы";
строительство двухпутной электрифицированной линии "Тайцы - Мозино".
При пропуске маршрутизированного вагонопотока от железнодорожной станции Батецкая через железнодорожную станцию Оредеж в дополнение к указанным мероприятиям необходимо строительство двухпутной электрифицированной линии "Семрино - Мозино".
Вариант 2:
реконструкция участка "Бронка - Котлы - Веймарн", в том числе строительство второго главного пути на участке "Бронка - Котлы" и электрификация участка "Калище -Котлы";
удлинение приемо-отправочных путей железнодорожных станций Котлы, Калище и Лебяжье.
6.2.3.2. В 2016-2025 годах:
строительство второго главного пути на участке "Горелово - Бронка" (в случае выбора варианта 1.2).
Целевой расчетный показатель интенсивности движения железнодорожного транспорта к аванпортам в 2025 году составит 35 пар поездов в сутки, в том числе:
к аванпорту Бронка - 25 пар поездов в сутки;
к аванпорту Ломоносов - 10 пар поездов в сутки.
6.3. Развитие инженерной инфраструктуры аванпортов.
Расчетные нагрузки на инженерные коммуникации аванпортов в 2025 году приведены в таблице 4.
Расчетные нагрузки на инженерные коммуникации
аванпортов в 2025 году
Таблица 4
Наименование, единица измерения |
Всего |
Аванпорты |
||
Бронка |
Кронштадт |
Ломоносов |
||
Электрические нагрузки, МВт |
90 |
65 |
12 |
13 |
Теплоснабжение, Гкал/ч |
44 |
22 |
13 |
9 |
Водоснабжение, куб.м/сутки |
1717 |
905 |
455 |
357 |
Водоотведение, куб.м/сутки |
20900 |
12000 |
3900 |
5000 |
7. Объем и источники капитальных вложений, необходимых для развития
аванпортов
7.1. Укрупненная оценка объема капитальных вложений, необходимых для развития аванпортов, приведена в таблице 5.
Расчетные капитальные вложения, необходимые
для развития аванпортов, в ценах 2008 года*
Таблица 5
млрд.руб.
N п/п |
Наименование |
Годы |
Всего |
Аванпорт |
||
Бронка |
Кронштадт |
Ломоносов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Строительство морских терминалов |
2010-2015 гг. |
60,4 |
30,6 |
12,9 |
16,9 |
2016-2025 гг. |
55,4 |
55,4 |
- |
- |
||
2 |
Развитие транспортных подходов к аванпортам |
|||||
2.1 |
Развитие морских подходов к аванпортам |
2010-2015 гг. |
32,7 |
19,7 |
3,0 |
10,0 |
2016-2025 гг. |
3,3 |
3,3 |
- |
- |
||
2.2 |
Развитие автодорожных подходов к аванпортам, из них: |
2010-2015 гг. |
7,4 |
3,4 |
0,3 |
1,7 |
2016-2025 гг. |
63,0 |
- |
- |
- |
||
2.2.1 |
Развитие автодорожной сети на территории, прилегающей к аванпортам |
2010-2015 гг. |
5,4 |
3,0 |
0,3 |
1,7 |
2016-2025 гг. |
0,4 |
0,4 |
- |
- |
||
2.2.2 |
Развитие дальних автодорожных подходов к аванпортам |
2010-2015 гг. |
2,0 |
- |
- |
- |
2016-2025 гг. |
63,0 |
- |
- |
- |
||
2.3 |
Развитие железнодорожных подходов к аванпортам, из них: |
2010-2015 гг. |
11,7/ 18,4** |
3,1 |
- |
1,1 |
2016-2025 гг. |
-/3,6** |
- |
- |
- |
||
2.3.1 |
Развитие железнодорожной сети на территории аванпортов и прилегающей к ним территории |
2010-2015 гг. |
4,2 |
3,1 |
- |
1,1 |
2016-2025 гг. |
- |
- |
- |
- |
||
2.3.2 |
Развитие ближних и дальних железнодорожных подходов к аванпортам |
2010-2015 гг. |
7,5/ 14,2** |
- |
- |
- |
2016-2025 гг. |
-/3,6** |
- |
- |
- |
||
3 |
Строительство объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации |
2010-2015 гг. |
3,2 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
2016-2025 гг. |
1,3 |
1,3 |
- |
- |
||
|
Итого по этапам |
2010-2015 гг. |
115,4/ 122,1** |
58,0 |
17,2 |
30,9 |
2016-2025 гг. |
123,0/ 126,6** |
60,0 |
- |
- |
||
|
Итого за весь период |
2010-2025 гг. |
238,4-248,7** |
118,0 |
17,2 |
30,7 |
* Без учета капитальных вложений, необходимых для развития инженерной инфраструктуры аванпортов.
** С учетом вариантности мероприятий по развитию ближних и дальних железнодорожных подходов (без учета затрат на изъятие земельных участков).
7.2. Реализация мероприятий по развитию аванпортов возможна при условии привлечения следующих источников финансирования:
средств федерального бюджета - для развития морских, автодорожных и железнодорожных подходов к аванпортам, строительства объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;
средств бюджета Санкт-Петербурга - для развития автодорожной сети на территории, прилегающей к аванпортам, и развития инженерной инфраструктуры аванпортов;
внебюджетных средств - для строительства морских терминалов, развития автодорожной сети на территории, прилегающей к аванпортам, развития железнодорожных подходов к аванпортам и развития инженерной инфраструктуры аванпортов.
Мероприятия по развитию аванпортов, предусматривающие выделение из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, учитываются в долгосрочных целевых программах Санкт-Петербурга, а также в иных правовых актах Правительства Санкт-Петербурга.
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции в 2009-2025 годах будет способствовать достижению социально-экономических приоритетов развития Санкт-Петербурга и Российской Федерации за счет:
увеличения налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга и федеральный бюджет в 2015 году на 6,0 млрд.руб. и 2,6 млрд.руб. соответственно, в 2020 году - на 13,0 млрд.руб. и 18,3 млрд.руб. соответственно, в 2025 году - на 27,6 млрд.руб. и 55,3 млрд.руб. соответственно;
создания 6000 новых рабочих мест к 2015 году, 9000 новых рабочих мест к 2025 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.