Правовой режим иностранных инвесторов на территории СНГ
Законодательства об иностранных инвестициях, как национальные, так и международное, регулируют целый комплекс вопросов, связанный с осуществлением деятельности иностранного инвестора на территории принимающего государства. Среди них первостепенное значение имеет вопрос об условиях допуска иностранного инвестора в национальную экономику или, иными словами, определение правового режима его деятельности. Это важно с точки зрения определения так называемого "инвестиционного климата", в рамках которого предстоит действовать иностранному инвестору.
Правовой режим деятельности иностранного инвестора может устанавливаться различными способами. В странах с развитой экономикой обычно не разрабатывается особое законодательство. К иностранному субъекту применяются положения национальных норм, и обозначимые для интересов государства вопросы регламентируются специально принятыми законодательными актами. В странах, только формирующих современные рыночные отношения, напротив, развитию национального законодательства, регламентирующего допуск иностранного капитала в экономику, уделяется пристальное внимание. Законодательная практика этих стран варьируется: она может ограничиваться отдельно принятыми актами или же разрабатывать обширные инвестиционные кодексы. Но во всех этих документах вопросы "инвестиционного климата" будут разрешаться в первую очередь. Объясняется это, в частности, тем, что наличие специального законодательства об иностранных инвестициях, определяющего режим деятельности иностранного инвестора, демонстрирует желательность этих инвестиций. В принимаемых по этому вопросу законах для привлечения иностранных инвесторов им предоставляются гарантии и льготы; устанавливаются специальные условия в отношении определенных отраслей экономики.
Проблема правового характера в данном случае может возникнуть, если положения специальных правовых норм, определяющих порядок деятельности иностранного инвестора, в той или иной степени повторяют положения общего законодательства. Вследствие этого создается правовая неопределенность. Так, например, встает вопрос, можно ли рассматривать как исчерпывающий перечень сфер для иностранных инвестиций, закрепленный в специальном законе, или же на основании общего закона этот список может быть расширен. Специальный акт, как правило, детально регламентирует порядок регистрации предприятий с участием иностранного капитала. Однако не уточнено, является ли этот порядок дополнительным к аналогичным требованиям, включенным в общее законодательство, или же он носит самостоятельный характер.
Наряду с национальным законодательством проблемы установления правового режима деятельности иностранного инвестора закрепляют международные соглашения: многосторонние и двусторонние. Примером подобных двусторонних соглашений могут служить договоры об устранении двойного налогообложения, о защите иностранных капиталовложений и др. К многосторонним относится, например, договор об энергетической хартии, конвенции о защите интеллектуальной собственности и др.
Законы об иностранных инвестициях непременно должны соответствовать международным обязательствам государства, чтобы дополнительно подтвердить стремление принимающей страны соблюдать общепризнанные принципы и дать гарантии стабильности своего законодательства. Ведь не исключено, что принимающее государство может в любой момент изменить национальные нормы об иностранных инвестициях. Права же, гарантированные инвестору в соответствии с международным законодательством, могут быть аннулированы только в соответствии с установленным международными документами порядком.
В настоящее время международная практика экономического сотрудничества государств при определении условий допуска иностранного капитала в национальную экономику в основном оперирует понятиями "национальный режим" и "режим наибольшего благоприятствования" ("наиболее благоприятствуемая нация").
В чем сущность этих режимов и каков порядок их предоставления?
При предоставлении национального режима иностранный инвестор пользуется почти тем же объемом прав и обязанностей, что и национальный инвестор (за некоторыми изъятиями, специально установленными законом). Внутреннее законодательство подавляющего большинства стран мирового сообщества не делает различий между иностранными и национальными инвесторами, предоставляя и тем, и другим равные возможности для осуществления хозяйственной деятельности на своем рынке. В международной практике этот режим закрепляется договорами. Так, например, Договор между Российской Федерацией и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенный 17 июня 1992 г., предусматривает установление национального режима в вопросах иностранного инвестирования.
Примером вышеупомянутых изъятий может служить Приложение к упомянутому Договору между РФ и США, которое закрепило за РФ право устанавливать или сохранять изъятия ограниченного характера из национального режима в таких отраслях и сферах деятельности как производство электроэнергии и урана, пользование недрами и природными ресурсами, посреднические операции с ценными бумагами и валютными ценностями и связанные с ними услуги и т.д.
При предоставлении режима наибольшего благоприятствования иностранный инвестор уравнивается в объеме прав и обязанностей с инвесторами из других стран, с которыми заключены аналогичные соглашения. Примером подобного рода соглашений может служить Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное 6 апреля 1989 г.
Международная практика оперирует также понятием "преференциальный режим". Этот режим не носит самостоятельного характера, а предусматривает предоставление льгот определенной категории инвесторов или отдельному инвестору (как правило, из приграничного государства). Обычно возможность предоставления преференций учитывается договаривающимися сторонами. Примером может служить п. 3 ст. 3 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений, который устанавливает, что "предусмотренный ...режим не распространяется на льготы и преимущества, которые одна из Договаривающихся Сторон предоставляет в отношении капиталовложений и доходов инвесторов третьих стран на основе соглашений об экономическом союзе, таможенном союзе, зоне свободной торговли, организации международного экономического сотрудничества или об устранении двойного налогообложения".
Каким образом в странах СНГ решается вопрос о режимах иностранного инвестирования?
Проблема регулирования порядка иностранного инвестирования в бывших республиках СССР возникла, как только была осознана необходимость восстановления нарушенных после распада Союза хозяйственных связей. К настоящему времени во всех государствах СНГ приняты специальные законы, устанавливающие основные принципы деятельности иностранных инвесторов на территории своих государств.
Однако принятия только национального законодательства оказалось недостаточно для решения всех вопросов, связанных с допуском иностранного инвестора в национальную экономику. Поэтому данные проблемы тщательно обсуждались при создании единого унифицированного законодательства в рамках СНГ. Целью разработки последнего было создание правовой регламентации вопросов иностранного инвестирования в условиях формирования общего экономического пространства. Действительно, при существовании свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в рамках определенной экономической территории для стран-участниц Содружества важно выработать и общие подходы к установлению режима иностранных инвестиций.
Можно было бы поставить под сомнение необходимость создания единого закона, поскольку каждое государство имеет свои правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции и отражающие специфику данной страны. Но сравнительный анализ действующих в этой и законов стран СНГ обнаруживает много схожих моментов, более того, эти законы сформулированы с учетом международных принципов, и разработка на их основе единого унифицированного законодательства представляется естественной закономерностью. Таким образом, в результате кропотливой работы страны-участницы СНГ разработали и приняли 24 декабря 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, которое урегулировало в том числе и проблемы допуска иностранного инвестора в национальную экономику.
Режимом, избранным странами-участницами, стал национальный режим, что и было закреплено в ст. 6 Соглашения от 24 декабря 1993 г.: "Отношения, связанные с инвестициями Сторон, регулируются соответствующими положениями законодательства государства по месту инвестирования, установленными для инвесторов этого государства, настоящим Соглашением и другими соглашениями между его участниками, а также международными соглашениями, в которых участвуют Стороны. При этом, в ходе дальнейшего совершенствования законодательства, Стороны будут исходить из того, что правовой режим инвестиций Сторон, а также деятельность инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц государства по месту инвестирования" (курсив мой. - Н.Ш.).
Однако на практике оказалось, что страны-участницы по-разному толкуют положения данной статьи и, соответственно, неодинаково определяют правовой режим иностранных инвесторов. Более того, утвердилось мнение, что Соглашение разделило инвесторов на две категории. К первой отнесены инвесторы государств-участников Соглашения, инвестиции которых подчинены правовому режиму, установленному для инвестиций субъектов хозяйствования страны-реципиента, ко второй - иностранные инвесторы, на инвестиции которых распространяется правовой режим, установленный национальным законодательством об иностранных инвестициях.
Вопросы толкования статей соглашений стран-участниц СНГ отнесены к компетенции Экономического Суда СНГ, который, однако, пока не дал официального разъяснения по этому вопросу. Представляется, что проблема определения правового режима деятельности иностранного инвестора на территории стран - участниц СНГ связана, во-первых, с не очень удачной формулировкой статьи и, во-вторых, с неверным определением правового статуса иностранного инвестора на территории принимающего государства. Анализ содержания данной статьи позволяет сделать вывод о том, что страны участницы предоставляют иностранным инвесторам режим, аналогичный предоставленному юридическим и физическим лицам государства инвестирования, иными словами - национальный
В заблуждение вводит использованное в тексте выражение "не могут быть менее благоприятными...", которое традиционно употребляется в международных соглашениях при определении режима наибольшего благоприятствования. Однако в данной статье Соглашения речь идет об уравнивании инвесторов с национальными юридическими и физическими лицами, а не распространении на них льгот, предоставленных по международному договору инвесторам из третьих стран.
Как соотносится это Соглашение с другими международными договорами стран-участниц? Не ущемляется ли положение инвесторов из других стран?
Как указывалось, режим иностранных инвестиций может устанавливаться внутренним законодательством и международными договорами. Если двусторонним международным договором между страной-участницей Соглашения и страной, не участвующей в соглашении, установлен национальный режим для иностранных инвесторов, это означает, что все иностранные инвесторы в принимающей стране пользуются единым правовым режимом, а именно - национальным режимом. Существует всего одна льготная норма, которая закреплена в ч. 2 ст. 18 Соглашения от 24 декабря 1993 г.: "Для предприятий с инвестициями Сторон в приоритетных отраслях хозяйства и в отдельных регионах может устанавливаться льготный порядок налогообложения". Это не противоречит международной практике (установление преференций для стран-участниц единой экономической группировки) и не исключает возможности предоставления аналогичных льгот иным иностранным инвесторам путем заключения соответствующего двустороннего международного договора.
Иначе обстоит дело с иностранными инвесторами из стран, с которыми заключены соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Их спектр деятельности, условия хозяйствования, пользование льготами в отдельных областях могут быть как более широкими, так и более узкими по сравнению с теми, которые предоставляются инвесторам национальным режимом. Недискриминация этих инвесторов осуществляется за счет заключения с ними соглашений о предоставлении национального режима или же включения в действующие соглашения условий о предоставлении определенных льгот, которые имеют национальные инвесторы. Естественно, что подобные изменения основываются на условиях взаимоотношений договаривающихся государств.
Означает ли предоставление национального режима, что изменяется правовой статус иностранного инвестора?
Предоставление национального режима не означает, что иностранный инвестор превращается в национального субъекта права или, иными словами, меняет свою государственную принадлежность. Не изменяется и правовой статус иностранного инвестора, определенный законодательством при его образовании и включающий ответы на следующие вопросы: относится ли данная организация к юридическим лицам, каковы объем ее правоспособности, порядок совершения ею и ее органами сделок, процедуры ее возникновения и прекращения ею деятельности.
Право каждого отдельного государства определяет круг субъектов, которые в соответствии с установленными законом признаками относятся к юридическим лицам. В Российской Федерации, согласно ст. 48 ГК РФ, "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". В других странах могут быть установлены иные требования.
Критериями определения национальности (государственной принадлежности) юридического лица могут выступать место инкорпорации (регистрации), место нахождения центра управления (администрации), место осуществления основной хозяйственной деятельности устанавливает в п. 2 ст. 51, что "юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации".
Соглашения, подписанные странами-участницами СНГ, относят определение правового статуса организации на усмотрение национального законодательства. Именно оно и отвечает на все поставленные выше вопросы. Это положение о компетенции национального законодальства закреплено в п."а" ст. 11 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г.; в п. 3 ст. 23 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.; в абз. 2 ст. 2 Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г..
Правовой статус иностранного юридического лица и правовой статус предприятия с иностранными инвестициями следует различать, так как правовой статус каждого из них определяется законодательством места регистрации. Следовательно, хотя эти предприятия (на основе соглашения стран-участниц СНГ) пользуются равными возможностями в вопросах осуществления хозяйственной деятельности, т.е. национальным режимом, объем правоспособности этих предприятий будет различен.
Некоторые выводы
Проблемам определения условий деятельности иностранного инвестора в национальной экономике уделяется много внимания в современной науке и практике. Это связано с привлечением иностранного капитала, необходимого для успешной реорганизации экономики, с развитием взаимовыгодного экономического сотрудничества. Важная в этих условиях задача - не допустить дискриминации инвесторов из отдельных государств.
В настоящее время интеграционные процессы в СНГ находятся в стадии становления, государства-участники лишь приступают к созданию единого экономического и юридического пространства. На данном этапе невозможно и, вероятно, нецелесообразно определять единые для всех условия допуска иностранного капитала в национальную экономику. Это может существенно осложнить или даже заблокировать процесс восстановления нарушенных хозяйственных связей, ухудшить взаимоотношения между государствами. Принятие странами-участницами Соглашения обязательств о предоставлении всем инвесторам единого режима, не допускающего льгот или, наоборот, изъятий, - т. е. отказ от дифференцированного подхода к определению условий деятельности инвесторов из разных стран - представляется неразумным. Это положение не отвечало бы потребностям экономики стран-участниц, противоречило бы их стремлению исключительно самостоятельно определять условия взаимоотношений с иностранными партнерами во всех сферах деятельности. В этих условиях представляется наиболее разумным оставить решение вопроса о предоставлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования или национального режима на усмотрение самих стран-участниц. Вопросы же недискриминации иностранных инвесторов из стран, не участвующих в СНГ, разрешаются путем заключения соответствующих международных соглашений.
Шебанова Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правововой режим иностранных инвесторов на территории СНГ
Автор
Шебанова Н.А. - кандидат юридических наук, зав. сектором гражданского права ИГП РАН, главный консультант Высшего Арбитражного Суда РФ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 1997, N 1, с. 24