Иммунитет в отношении уголовной юрисдикции
Термин "иммунитет" происходит от латинского слова immunitas - освобождение от чего-либо (на практике чаще всего имеется в виду освобождение от ответственности).
В современных условиях в каждом государстве находятся многочисленные иностранные дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства и органы международных организаций, включая и обслуживающий персонал. Нормативная правовая база в данной области включает конвенции, обычаи, законы и иные акты; немаловажное значение имеет и сама правоприменительная практика. Наконец, государства заключают двусторонние соглашения, касающиеся иммунитета.
Иммунитет дипломатических представительств государств
Дипломатический иммунитет является ныне одним из основных институтов международного права.
Нарушение иммунитета представителей иностранного государства рассматривается как причинение ущерба его существенным интересам. Оно способно осложнить отношения государств и тем самым нанести ущерб и интересам принимающего государства.
В прошлом обычно ссылались на концепцию экстерриториальности, согласно которой дипломатическое представительство является частью территории представляемого государства. Однако на самом деле территория дипломатического представительства отнюдь не исключается из территории страны пребывания и тем более не является частью территории представляемой страны. Ни здание представительства, ни его территория не изымаются из состава страны пребывания. Их изъятие из местной юрисдикции носит ограниченный, функциональный характер. В Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года говорится: "Государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций представительства" (ст.25).
Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не "изъяты" полностью из ее юрисдикции. Упомянутая Конвенция закрепила норму, согласно которой такие лица "обязаны уважать законы и постановления государства пребывания" (ч.1 ст.41). Следовательно, нормы права страны пребывания являются для них обязательными. Однако "юрисдикция принуждения" исключается: в отношении таких лиц нельзя возбудить уголовное дело, они не могут предстать перед судом в качестве обвиняемых и подвергнуться наказанию.
Основным международным актом по этому вопросу является упоминавшаяся Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ратифицированная СССР в 1964 году и сохраняющая силу для России. Велика и роль внутригосударственных норм - от законов до ведомственных актов. Основным из них является Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 года, отражающее принципы Венской конвенции (Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. N 22. Ст.387).
В настоящее время по этому вопросу разрабатывается проект нового акта. Имеется также ряд документов Министерства иностранных дел РФ и иных ведомств. Однако следует признать: пока что нормативная база, касающаяся дипломатического иммунитета и вообще защиты прав иностранных граждан, оставляет желать лучшего.
Несколько слов об иммунитете помещений представительства. Оно неприкосновенно. Власти государства пребывания не могут входить в эти помещения без согласия главы представительства. Как помещение, так и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста или исполнительных действий (ст.22 Венской конвенции). Архивы и документы неприкосновенны, даже если они находятся за пределами помещения представительства, например в гостинице или в транспортном средстве (ст.24).
Вместе с тем недопустимо злоупотребление неприкосновенностью помещений представительства. В частности, насильственное задержание лиц на территории представительства, а также предоставление убежища лицам, преследуемым местными правоохранительными органами, неправомерно.
Преступления, совершенные на территории дипломатического представительства, подлежат уголовной юрисдикции страны представительства, если только соответствующее правительство в конкретном случае не откажется от иммунитета виновного лица.
Неприкосновенна и личность дипломатического агента. Он не может подвергаться аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст.29). Дипломатический агент, однако, может быть временно ограничен в свободе действий до установления его личности, если при нем нет соответствующих документов. Наконец, разрешено принятие мер в целях предотвращения совершения преступления дипломатом (в момент их осуществления).
В ч.4 ст.11 УК РФ указывается: "Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступлений на территории Российской федерации разрешается в соответствии с нормами международного права".
Жилое помещение дипломата пользуется такой же неприкосновенностью, как и помещение представительства. Вместе с тем государство пребывания вправе устанавливать свои уголовные законы, а дипломат обязан их уважать (ст.ст.30, 31 Венской конвенции).
Совершивший преступление дипломат может быть объявлен нежелательным лицом (persona non grata) и выслан из страны. Государство может настаивать и на отказе от дипломатического иммунитета лица, совершившего преступление.
Наконец, можно настаивать, чтобы государство направившее лицо, привлекло его к уголовной ответственности по своим законам. Иммунитет от юрисдикции страны пребывания не освобождает лицо от юрисдикции направившего государства (ч.4 ст.31 Венской конвенции).
Член дипломатического персонала не обязан давать показания в качестве свидетеля (ч.2 ст.31 Венской конвенции). Но он может дать их добровольно - устно или в письменной форме.
Неприкосновенностью пользуются и транспортные средства (автомобили, самолеты, корабли) дипломатов. Однако они должны следовать установленным правилам.
Автотранспорт дипломатического представительства и его сотрудников имеет специальные номера. Они обычно отличаются цветом (в России - красный). На них указываются буквы "CD" или "D".
Неприкосновенность транспортных средств дипломатов ни в коей мере не освобождает от обязанности соблюдать правила движения. В частности, сотрудник ГАИ вправе остановить автомобиль и сообщить водителю-дипломату о факте нарушения.
О круге лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. К ним относятся "члены дипломатического персонала", т.е. сотрудники представительства, имеющие дипломатический ранг, именуемые "дипломатическими агентами". Иммунитет распространяется также на членов семьи агента при условии, что они проживают вместе с ним и не являются местными гражданами (ч.1 ст.37 Венской конвенции).
Дипломатический иммунитет распространяется и на административно-технический персонал представительства, под которыми понимаются сотрудники, осуществляющие обслуживание представительства (шифровальщики, переводчики, бухгалтеры и др.). При этом они не должны быть гражданами государства пребывания или лицами, постоянно в нем проживающими (ч.2 ст.37 Венской конвенции).
Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, при условии, что они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно (ч.3 ст.37 Венской конвенции). Местные же граждане и лица, постоянно проживающие в государстве, ни в коей мере не освобождаются от уголовной юрисдикции. Лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, выдается соответствующий документ.
Дипломатический курьер, сопровождающий дипломатическую почту, пользуется личной неприкосновенностью. Он не может быть арестован или задержан в какой бы то ни было форме (ч.5 ст.27 Венской конвенции). Пользуются неприкосновенностью официальная корреспонденция представительства и его дипломатическая почта. Дипломатическая почта может быть доверена командиру гражданского самолета. Однако это лицо дипломатическим курьером не считается (чч.2, 3, 7 ст.27 Венской конвенции).
В самое последнее время государства стали создавать собственную внутреннюю охрану своих представительств. Поскольку государства молчаливо признают такую практику, можно говорить о формировании обычной нормы. Однако немало вопросов остаются неурегулированными и решаются от случая к случаю. При всех условиях деятельность внутренней охраны ограничена территорией представительства.
Лицо, имеющее право на дипломатический иммунитет, пользуется им с момента вступления на территорию государства пребывания, независимо от оформления здесь своего статуса. Прекращается действие иммунитета после того, как он оставляет страну (ст.38 Венской конвенции).
Иммунитет международных организаций и их персонала
Он достаточно полно определяется уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания. Немалую роль играют и обычные нормы международного права. Защите персонала международных организаций от преступлений посвящена Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года.
Помещения и архивы организации неприкосновенны. Доступ в них местных властей возможен лишь с разрешения высшего должностного лица организации.
Высшие должностные лица организации и члены их семей пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Что же касается других должностных лиц международных организаций, то они пользуются ограниченным иммунитетом - не несут уголовной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц.
Иммунитет постоянных представительств государств при международных организациях и их персонала регулируется Венской конвенцией 1975 года. Однако Конвенция эта до сих пор не вступила в силу. Тем не менее содержащиеся в ней положения об иммунитете от уголовной юрисдикции отражают нормы обычного международного права. Подробно анализировать этот вид иммунитета нет смысла, поскольку у постоянных представительств и их персонала он идентичен иммунитету дипломатических представительств, а у делегаций такой же, как у специальных миссий.
Иммунитет специальных миссий
Все большую роль в межгосударственных отношениях приобретает обмен официальными делегациями разного уровня. Статус таких делегаций регулируется Конвенцией о специальных миссиях 1969 года.
Она содержит самое общее определение рассматриваемого контингента: временная миссия по своему характеру представляет государство и направляется одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения с ним определенных вопросов или выполнения в отношении него определенной задачи (ст.1 Конвенции).
Миссия представляет государство и направляется в соответствующем качестве с согласия принимающего государства, которое тем самым признает ее статус и принимает на себя соответствующие обязательства.
Специальная миссия, ее помещение и члены миссии обладают тем же иммунитетом, что и дипломатические представители. Поэтому нет необходимости повторяться. Отметим, однако, некоторые особенности. Из соответствующей Конвенции следует: лишь лица, официально представляющие государство, а также те из них, кто относится к дипломатическому персоналу, пользуются иммунитетом. Не распространяется иммунитет, например, на членов делегаций административно-территориальных единиц государства, которые представляют лишь соответствующий регион. Однако, как показывает практика, в порядке международной вежливости (а не права) иммунитет в большей или меньшей мере признается де-факто за весьма широким кругом официальных делегаций.
Как и в ситуации с постоянным дипломатическим представительством, соответствующим иммунитетом обладают члены семей, сопровождающие участников миссии, а также административно-технический персонал. Члены миссии пользуются иммунитетом с момента прибытия на территорию принимающего государства и до выезда за ее пределы.
Конвенция содержит специальную норму о статусе главы государства и иных лиц высокого ранга (ст.21) Они обладают полным дипломатическим иммунитетом.
Сотрудники охраны главы государства пользуются иммунитетом сопровождающих лиц. Они взаимодействуют с местными правоохранительными органами, на которых лежит главная ответственность за обеспечение безопасности главы государства.
В большинстве стран глава государства обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции в период пребывания в должности (к гражданским искам и привлечению главы государства к уголовной ответственности в результате конституционной процедуры отстранения от должности (импичмента) это отношения не имеет).
Случаи же привлечения к уголовной ответственности бывшего главы государства за деяния, совершенные в период пребывания в должности, весьма редки.
Консульский иммунитет
Консул - должностное лицо одного государства, находящееся на территории другого государства в целях защиты прав и интересов своих граждан и организаций. Его отличие от дипломатического представителя в том, что он не представляет политические интересы государства. На данном основании зачастую употребляют термин "консульское учреждение", а не "представительство". Этим объясняется и то, что консульский иммунитет по сравнению с дипломатическим ограничен. Основным актом, определяющим консульский иммунитет, является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. СССР присоединился к Конвенции в 1989 году. Число ее участников превышает 100 государств. В России сохраняют силу Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 года и Консульский устав СССР 1976 года.
Государство пребывания должно предоставить все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций и принять необходимые меры для обеспечения его безопасности.
Неприкосновенность консульских помещений состоит в следующем: власти государства пребывания не могут без разрешения консула вступать в часть консульского помещения, которая используется исключительно в служебных целях. Консульские архивы и корреспонденция неприкосновенны, независимо от места их нахождения.
Иммунитет консульских должностных лиц от уголовной юрисдикции состоит в том, что они не подлежат юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Они могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению только на основании постановления компетентного судебного органа в случае совершения тяжких преступлений. В остальных же случаях могут быть лишены свободы только на основе вступившего в силу приговора суда.
В случае возбуждения против консульского должностного лица уголовного дела оно обязано явиться в компетентные органы по вызову. При аресте или предварительном заключении членов консульского персонала или возбуждении против них уголовного дела через дипломатические каналы об этом незамедлительно уведомляется МИД.
Работники консульского учреждения вызываются в качестве свидетелей при производстве следственных действий и не могут отказываться от дачи показаний. Исключение составляют случаи, когда речь идет о вопросах, связанных с выполнением ими своих функций, либо при предоставлении связанных с этими функциями документов. Они не обязаны также давать показания, разъясняющие законодательство своего государства.
Работник консульского учреждения пользуется иммунитетом с момента вступления на территорию государства пребывания, а также в период следования транзитом через третье государство.
Кроме штатных, существуют еще и внештатные консулы. Последние назначаются обычно из числа авторитетных местных граждан. Почетные консулы иммунитетом от уголовной юрисдикции не пользуются.
В порядке правопреемства Россия получила около 60 консульских договоров. Значительная их часть предусматривает распространение на консулов дипломатического иммунитета в большем или меньшим объеме, вплоть до полного.
Так, согласно Консульской конвенции с Польшей 1971 года "личность консульского должностного лица и сотрудника консульства неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме" (ст.14). Консульская конвенция с США 1964 года предоставляет должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений иммунитет в отношении уголовной, но не гражданской юрисдикции (ст.19).
Иммунитет лиц, находящихся в стране в соответствии с договорами о правовой помощи
Все большее число лиц прибывает в государство по его просьбе из других стран на основе договоров о правовой помощи в интересах осуществления правосудия. К этим лицам относятся свидетели, потерпевшие, гражданские истцы и ответчики, их представители, а также эксперты. Таким лицам предоставляется иммунитет от уголовной юрисдикции государства, в которое они прибыли в соответствии с договором о правовой помощи. В противном случае можно было бы, например, лицо, не подлежащее выдаче, пригласить в качестве свидетеля, а после прибытия возбудить против него уголовное дело.
Иммунитет от уголовной юрисдикции предоставляют как многосторонние, так и двусторонние договоры о правовой помощи. Положения этих договоров неединообразны. Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года предусматривает иммунитет лишь для свидетелей и экспертов. А вот Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года между странами СНГ предоставляет иммунитет более широкому кругу лиц, включая гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Конвенция Совета Европы посвящена лишь помощи по уголовным делам, а Конвенция СНГ также по гражданским и семейным.
Что же касается объема иммунитета, то он практически одинаков. Означенные лица, независимо от гражданства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы. Конвенция Совета Европы предусматривает, что эти действия не могут быть совершены и на основании приговора, который был вынесен до отъезда из страны. Хотя это положение специально не оговорено в Конвенции СНГ, но оно, надо полагать, вытекает из положения "деяние, совершенное до пересечения государственной границы". Это значит, что гражданин России, прибывший в нашу страну в качестве свидетеля, не может быть подвергнут аресту на основе приговора, который был ранее вынесен российским судом. Против него не может быть возбуждено уголовное дело и в том случае, если в ходе судебного процесса выяснится, что он был соучастником преступления. Такие лица не могут быть привлечены к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями или экспертными заключениями по уголовным делам.
Вместе с тем иммунитет им предоставляется лишь в отношении деяний, совершенных до приезда в страну, но не тех, которые лицо может совершить во время пребывания в ней. В последнем случае на него распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания.
Действие иммунитета прекращается, если кто-либо из указанных лиц, имея возможность покинуть страну после выполнения своих обязанностей в течение 15 дней, остается после этого срока или же возвращается в нее после отъезда.
Лукашук И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Иммунитет в отношении уголовной юрисдикции
Автор
Лукашук И. - профессор, заслуженный деятель науки РФ
Российская юстиция, 1998, N 4