Основные черты нового уголовного кодекса Испании
Уголовный кодекс Испании 1995 г. является итогом длительного развития испанского уголовного законодательства на протяжении столетий. В то же время он - непосредственный результат вступления Испании на путь глубоких демократических социально-экономических и политических преобразований после кончины в 1975 г. диктатора Франко и крушения фашистского режима.
Основы современной правовой системы Испании сложились в XIX в., когда после освобождения страны от французской оккупации (1808-1814) на протяжении нескольких десятилетий были приняты кодексы законов по отдельным отраслям права. В этих кодексах нашло отражение влияние права Франции и отчасти других европейских стран, опередивших Испанию в экономическом развитии. Однако в целом формирование современного права происходило на базе богатой истории собственного законодательства, насчитывающего много столетий.
Самым важным документом в истории испанского права было собрание правовых норм, составленное в одной из испанских провинций - Кастилии - в середине XIII в. и получившее название "Семь партид" (частей). Каждая такая часть была посвящена определенной сфере правового регулирования, в частности, вопросы судопроизводства были изложены в части 3, преступлений и наказаний - в частях 6 и 7. Со временем "Партиды" не только оказали существенное влияние на развитие собственно испанского законодательства, но и долгое время непосредственно применялись как основной источник права сначала в испанских колониях в Латинской Америке, а затем в возникших там независимых государствах.
Следующим важным этапом стало появление в 1567 г. огромного по своим размерам девятитомного собрания испанских законов, получившего название "Новый свод", составители которого безуспешно пытались охватить в нем все правовые проблемы (по некоторым вопросам продолжали применяться нормы "Партид"). В 1805 г. был издан еще более объемистый, чем предыдущее собрание, "Новейший свод" в 12 томах (последний том посвящен вопросам уголовного права и процесса), после чего развитие законодательства в Испании пошло уже по пути составления не всеобъемлющих сводов законов, а кодексов, охватывающих определенные отрасли права и дополняющих их, либо самостоятельных по своему значению законов, регулирующих отдельные правовые институты.
Принятый в 1822 г. первый испанский Уголовный кодекс, в котором отразились идеи революционной эпохи, был отменен уже в 1823 г., когда в стране победила монархическая реакция и были восстановлены нормы прежнего уголовного законодательства: соответствующие разделы "Партид", "Нового свода" и "Новейшего свода". И все же УК 1822 г. оказал заметное влияние на законодательство ряда добившихся независимости латиноамериканских государств, где в 1820-1830 гг. развернулась подготовка собственных уголовных кодексов (УК Бразилии 1830 г., УК Боливии 1834 г. и др.). В самой же Испании лишь в 1848 г. был издан новый Уголовный кодекс, положенный в основу действующего законодательства. В нем были выражены идеи "классической" школы уголовного права так же, как и в УК Франции 1810 г. Однако испанский УК 1848 г. выделялся более казуистичным описанием отдельных правовых институтов.
Следующий испанский кодекс - УК 1870 г. - по существу, представлял собой прежний кодекс с некоторыми изменениями и дополнениями в духе либеральной "неоклассической" школы в уголовном праве, допускавшей возможности смягчения наказания, провозглашавшей цели исправления осужденного и т. п. В 1928 г., в период господства реакционной диктатуры Примо де Риверы, был издан уголовный кодекс, отличавшийся неоправданной жестокостью и вместе с тем техническим несовершенством. После свержения диктатуры он был отменен (в 1930 г.), и было возобновлено действие УК 1870 г. Установившаяся в Испании после гражданской войны 1936-1938 гг. фашистская диктатура Франко не отказалась от УК 1870 г., лишь заменила его новой редакцией в 1944 г. В дальнейшем текст УК не раз подвергался изменениям (в 1963, 1971, 1980, 1983 гг.).
В период франкизма был издан ряд специальных законов, направленных на подавление демократических сил и нередко предусматривающих абсолютную меру наказания - смертную казнь (законы о масонстве и коммунизме 1940 г., о вооруженном мятеже, бандитизме и терроризме 1943 г. и др.), а также законы о применении "мер ресоциализации" к бродягам и другим "социально опасным" лицам (1970).
Начавшийся в Испании в середине 70-х годов нашего столетия процесс демократических преобразований нашел свое воплощение в одном из важнейших юридических документов современной европейской истории - в Конституции 1978 г. Последняя стала законодательной базой реформ во всех областях жизни: экономической, социальной, политической и правовой1. Наряду с провозглашением фундаментальных прав и свобод личности в этой Конституции содержится целый ряд положений, непосредственно регулирующих вопросы уголовной ответственности.
В частности, в Конституции закреплен принцип: "Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию за действие или бездействие, которое в момент совершения не квалифицировалось законодательством как преступление, проступок или административное правонарушение" (ст. 25, ч. 1). Записано также, что "никто и никогда не может быть подвергнут пыткам либо негуманным или унизительным наказаниям. Смертная казнь отменяется, за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами во время войны" (ст. 151). В Конституции Испании сформулированы положения, относящиеся к лишению свободы как к наиболее суровому из уголовных наказаний: "Лишение свободы и иные меры социальной защиты имеют целью перевоспитание и возвращение осужденного к общественной жизни, и эти меры не могут заключаться в принудительном труде. Приговоренный к тюремному заключению в период его отбывания пользуется основными правами... за исключением тех, ограничение которых определено приговором, содержанием наказания и пенитенциарным законом" (ст. 25, ч. 2). Наконец, в Конституции 1978 г. оговорено, что "гражданская администрация не может налагать санкции, которые прямо или косвенно приводят к лишению свободы" (ст. 25, ч. 3).
Точно и определенно, с учетом реальных условий испанской действительности и прежде всего потребностей борьбы с баскскими и другими сепаратистами, в Конституции 1978 г. сформулированы положения о выдаче преступников: "Выдача преступников допускается только во исполнение договора с соблюдением принципа взаимности. Не подлежат выдаче лица, совершившие политические преступления; террористические акты политическими преступлениями не являются" (ст. 13, ч. 3).
После издания Конституции 1978 г. на ее базе появились дополняющие Уголовный кодекс законодательные акты, гарантирующие защиту прав граждан: законы о преступлениях, состоящих в посягательствах на свободу слова, собраний и ассоциаций, 1980 г., о наказаниях за незаконное подслушивание телефонных переговоров 1984 г. и др. Наряду с этим в Испании было издано несколько законов, направленных на борьбу с вооруженными бандами и террористическими элементами, своими действиями подрывающими конституционные основы общества (важнейший из них был принят в 1984 г.).
Одновременно с принятием новой Конституции в Испании развернулись и работы над подготовкой нового Уголовного кодекса. Его первый проект был составлен в 1980 г., а в 1991 г. Министерство юстиции внесло в парламент официальный проект нового УК. Окончательный текст нового испанского Уголовного кодекса был одобрен Генеральными кортесами парламентом страны, подписан королем Хуаном Карлосом и опубликован в "Официальном бюллетене Испании" 24 ноября 1995 г. В соответствии с Конституцией УК вступил в силу через полгода - 24 мая 1996 г.
Новый испанский Уголовный кодекс отразил глубокие демократические преобразования в государстве и обществе. На первый план в нем поставлена задача защиты прав и свобод личности, в том числе и в социальной сфере. Не случайно один из разделов Особенной части Кодекса озаглавлен "Преступления против прав трудящихся". Помимо этого составители Кодекса ставили в качестве цели стремление свести к минимуму вмешательство государства в жизнь и поведение людей и максимально обеспечить неприкосновенность "частной жизни". Разработчики нового испанского УК постарались включить в него основной массив уголовноправовых запретов, что отличает его от большинства уголовных кодексов, действующих ныне на Западе. Однако в отличие от традиции российского законодательства, нашедшей отражение и в новом УК 1996 г., согласно которой все уголовноправовые нормы должны охватываться уголовным кодексом, позиция составителей нового испанского УК была несколько иной. Они, излагая мотивы, которыми они руководствовались в работе над проектом, указали на то, что, на их взгляд, имеются такие вопросы (например, генетические исследования, новейшие изменения в экономике), которые целесообразно первоначально регулировать в текущем законодательстве и лишь со временем включать соответствующие нормы в уголовный кодекс.
Следует отметить, что в новом испанском УК имеются положения, которые в уголовном праве других стран чаще всего остаются за пределами кодексов, хотя их законодательное регулирование представляется совершенно необходимым. Так, в ст. 8 УК говорится: если деяние подпадает под действие двух или более норм УК, то должны применяться правила, согласно которым специальная норма имеет приоритет перед общей нормой, дополнительная норма применяется только при отсутствии главной нормы, норма, предусматривающая более строгое наказание, исключает необходимость одновременного применения нормы с менее суровой санкцией, и т. д.
Система УК Испании исходит из деления преступных деяний на преступления и проступки в зависимости от предусмотренных за них по закону наказаний (в свою очередь по тому же принципу преступления делятся на тяжкие и менее тяжкие).
Статья 10 УК определяет уголовные правонарушения: "Преступлениями или проступками являются наказуемые по Закону действия или бездействия, совершенные с умыслом или по неосторожности". Противоправность охарактеризована как наказуемость по закону, а не по УК потому, что помимо УК уголовная ответственность устанавливается и другими законами; иными словами, здесь не соблюдается правило полной кодификации. Например, уголовная ответственность несовершеннолетних регламентируется самостоятельным законом. Заслуживает внимания дефиниция бездействия. Согласно ст. 11 УК, бездействие приравнивается к действию: а) когда существует особая обязанность действовать, вытекающая из закона или договора; б) когда виновный своим предыдущим действием или бездействием подверг опасности юридически защищаемое право.
УК состоит из трех книг: в первой содержатся положения Общей части, относящиеся и к преступлениям и к проступкам, во второй и третьей книгах - положения Особенной части, касающиеся соответственно преступлений (книга вторая) и проступков (книга третья). Подобная структура УК традиционна для испанского уголовного законодательства.
В Общей части УК Испании основательно освещены важнейшие уголовноправовые институты, представляющие бесспорный интерес для российского уголовного права. Однако следует заметить, что в тех случаях, когда испанским криминалистам не удается прийти к единству в трактовке тех или иных проблем, законодатель предпочитает отказаться от их регулирования в Кодексе. Видимо, именно по этой причине в испанском УК не только нет общей формулировки вины, но и отсутствует официальное определение умысла и неосторожности и их разновидностей. Вместе с тем в соответствии с современными тенденциями в развитии уголовного законодательства новый испанский УК ограничивает случаи установления ответственности за преступления, совершенные по неосторожности, лишь несколькими предусмотренными Кодексом составами преступления: неосторожным убийством (ст. 142), неосторожным нанесением телесных повреждений (ст. 152), выдачей по неосторожности подложных официальных документов (ст. 391). В испанском УК не определены соучастие в преступлении в целом и его формы.
Отсутствие норм о понятии и формах вины, о понятии соучастия следует отнести к недостаткам Кодекса. Аргументация в виде их теоретической дискуссионности вряд ли достаточна. Эти уголовно-правовые институты носят основополагающий характер. Кроме того, богатый мировой опыт уголовного законодательства, тех же российских УК, давал материал для конструирования таких норм.
В новом УК Испании установлена ответственность за сговор, подстрекательство и провоцирование преступления, но лишь в случаях, когда речь идет о некоторых преступлениях, перечисленных в Особенной части УК, а именно: о преступлениях против жизни (ст. 141), о незаконном лишении свободы (ст. 163) и о мятеже (ст. 477). Заметим, что институт сговора, традиционно существующий в англо-американском праве, тем самым включен ныне и в УК Испании, а также в УК ряда других государств, принадлежащих к континентальной системе права. Однако в Англии и США сговор подлежит наказанию как за оконченное преступление уже тогда, когда двое или более лиц договариваются между собою совершить преступление даже сравнительно небольшой тяжести, а порою и просто противозаконное действие. В Испании же сговор наказуем в том случае, если виновные приступают к осуществлению своего замысла.
Представляют интерес и положения испанского УК, относящиеся к ответственности за покушение. Согласно Кодексу, ответственности подлежит покушение на преступление, а виновный в покушении на проступок наказывается лишь при посягательствах на личность или имущество.
УК Испании предусматривает обязательное смягчение наказания на одну или две степени за покушение на преступление и на одну степень за соучастие в преступлении.
К числу обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, новый УК Испании относит помимо институтов необходимой обороны и крайней необходимости действия, вызванные непреодолимым страхом, совершенные во исполнение долга или законных обязанностей, а также состояние невменяемости и действия, совершенные под влиянием фактической и юридической ошибки. Этот перечень во многом соответствует кругу обстоятельств, исключающих уголовную ответственность и по уголовному законодательству других стран Запада, хотя и сами перечни и трактовка отдельных обстоятельств в законодательстве каждого государства специфичны и далеко не бесспорны по существу. Очевидно, что необходимая оборона, невменяемость или ошибка имеют совершенно разную социально-правовую природу и правовые последствия.
В отличие от уголовного законодательства многих других стран Запада, где наблюдается тенденция к установлению уголовной ответственности юридических лиц (такая ответственность существует в Англии и США, в 1976 г. она была введена в уголовное законодательство Нидерландов и подробно регламентируется УК Франции 1992 г.), новый УК Испании остается верным традициям и по-прежнему допускает уголовную ответственность лишь физических лиц.
По сравнению с ранее действовавшим УК новый УК Испании в части системы наказаний выглядит значительно менее суровым, особенно применительно к мерам лишения свободы.
Система наказаний нового УК включает в себя лишение свободы на срок до 20 лет (при совокупности преступлений - до 30 лет). Штрафы исчисляются на основе помесячного дохода пропорционально причиненному ущербу с учетом материального положения обвиняемого. Арест на срок от 1 до 24 выходных дней отбывается периодически в ближайшем месте исполнения лишения свободы. Кроме того, предусмотрены работы в пользу общества, назначаемые с согласия осужденного.
Весьма развита система лишения прав. Она включает:
а) абсолютное поражение в правах;
б) лишение права заниматься определенным видом деятельности, лишение родительских прав, права на опеку и попечительство, права голосовать или какого-либо другого права;
в) отстранение от должности;
г) лишение права на управление транспортным средством;
д) лишение права на хранение и ношение оружия;
е) лишение права находиться или посещать определенные местности. При этом поражение в некоторых правах может продолжаться до 20 лет. Тем самым многообразие и суровость лишений прав вполне компенсируют либерализм основных видов наказания.
Сохранена суровая ответственность за терроризм, торговлю наркотиками и другие особо опасные преступления. Необходимо подчеркнуть, что новый УК не предусматривает не только смертной казни, но и пожизненного лишения свободы.
Исходя из того что следует избегать вредного физического и психического влияния тюрем на заключенных, УК не допускает назначения лишения свободы на срок до 6 месяцев.
С принятием нового УК впервые в Испании был введен институт условно-досрочного освобождения. Последнее применяется, если лицо, отбывающее наказание, хорошо себя ведет и отбыло 3/4 назначенного срока.
В УК 1995 г. сохранена традиционная для Испании система сочетания наказаний и мер безопасности. Применение мер безопасности может быть основано только на установлении "криминальной опасности" лица, т. е. если лицо совершило деяние, расцениваемое законом как преступление (ст. 6).
Некоторые меры безопасности связаны с лишением свободы (принудительное помещение в психиатрические заведения или в специальные центры перевоспитания). Другие представляют собой различные виды лишения прав, в частности прав на проживание в определенных местах, на управление автомобилем и мотоциклом, на владение оружием и др. К числу последних относится и высылка с территории страны иностранцев, не имеющих законных прав на проживание в Испании.
Особенная часть УК содержится во второй и третьей книгах. Книга II "Преступления и наказания за них" состоит из 24 разделов. Книга III "Проступки и наказания за них" включает 5 разделов. Большие разделы дифференцированы на главы и отделы. Всего в УК 639 статей. Самый краткий раздел, девятый, объединяет 2 статьи. И это при неполной кодификации уголовноправовых норм. Для сравнения: в УК РФ 1996 г. при полной кодификации 360 статей.
Система разделов о преступлениях и наказаниях за них (книга II)
Раздел I. Убийство и его виды.
Раздел II. Аборт.
Раздел III. Телесные повреждения.
Раздел IV. Повреждение плода.
Раздел V. Генетические манипуляции.
Раздел VI. Преступления против свободы личности.
Раздел VII. Пытки и другие преступления против психической целостности.
Раздел VIII. Преступления против половой свободы.
Раздел IX. Неоказание помощи.
Раздел X. Преступления против неприкосновенности частной жизни, права на собственное изображение и неприкосновенности жилища.
Раздел XI. Преступления против достоинства личности.
Раздел XII. Преступления против семейных отношений.
Раздел XIII. Преступления против собственности и социально-экономического порядка.
Раздел XIV. Преступления против государственной казны и социальной безопасности.
Раздел XV. Преступления против прав трудящихся.
Раздел XVI. Преступления, связанные с управлением территориями, защитой исторического наследия и окружающей среды.
Раздел XVII. Преступления против коллективной безопасности.
Раздел XVIII. Фальсификации.
Раздел XIX. Преступления против государственной власти.
Раздел XX. Преступления против судебной власти.
Раздел XXI. Преступления против Конституции.
Раздел XXII. Преступления против общественного порядка.
Раздел XXIII. Измена и преступления против мира или независимости государства. Преступления, связанные с национальной безопасностью.
Раздел XXIV. Преступления против международного сообщества.
Проступки и наказания за них в книге III предусмотрены в пяти разделах: проступки против личности; проступки против собственности; проступки против общих интересов; проступки против общественного порядка; общие положения о проступках.
В Особенной части УК много оригинального и полезного для российского уголовного законодательства. В частности, обращает на себя внимание обстоятельное и в целом удачное регулирование ответственности за преступления против половой свободы, прежде всего там, где потерпевшие малолетние, несовершеннолетние и недееспособные лица. Как и во французском УК, базовым понятием выступает сексуальное злоупотребление или насилие. Изнасилование расценивается как вид сексуального злоупотребления в физической и извращенной формах, причем исчерпывающе представлены виды последней. Тем самым проводится достаточно четкая граница между изнасилованием и развратными действиями. Проституция взрослых ненаказуема. Однако наказывается до 4 лет лишения свободы тот, кто заставляет, используя состояние нужды или свое положение, лиц старше 18 лет заниматься проституцией или удерживает их против их воли в этом состоянии.
Устанавливается ответственность за производство и распространение порнографических материалов среди несовершеннолетних или недееспособных лиц. Подлежат уголовной ответственности и те, кто использует названных потерпевших в эксгибиционистских и порнографических представлениях, и даже тот, кто не пресекает проституцию со стороны несовершеннолетних и недееспособных.
Нормативное регулирование ответственности за порнографию, проституцию, сексуальные злоупотребления весьма актуальны и для российской действительности. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона "О государственном регулировании и контроле за оборотом продукции сексуального характера". Опыт испанского УК весьма пригодился бы над доработкой этого акта, пока очень спорного.
Испанский законодатель не убоялся расхожего в российских СМИ упрека в "классовом подходе" и выделил в самостоятельный раздел XV преступления против прав трудящихся. Его нормы защищают трудовые, социальные, политические, материальные права наемных работников предприятий любой формы собственности. В частности, ст. 311 карает тремя годами лишения свободы и штрафом того, кто: злоупотребляя стесненным положением работников, ставит их в такие условия работы или социальной безопасности, при которых им наносится вред; отменяет или ограничивает их трудовые права, признанные законом, коллективным договором либо индивидуальным контрактом. Насилие при этом выступает квалифицирующим признаком, ужесточающим наказание.
Под угрозой лишения свободы запрещаются торговля работниками, нарушения прав иностранных рабочих. Для российской криминальной реальности вполне подошла бы ст. 313 испанского УК об ответственности за способствование нелегальной иммиграции и эмиграции в страну и из нее путем симуляции контракта или иным обманным способом. Статья 314 Кодекса Испании, совсем недавно освободившейся от фашистской диктатуры Франко, делает честь законодательству монархического государства. Приводим ее полностью. "Тот, кто осуществит серьезную дискриминацию в государственной или частной работе против любого лица по мотивам его идеологии, религии, убеждений, этнической, расовой или национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, семейного положения, болезни или инвалидности, по мотивам его законного представительства или профсоюзного представительства работников, солидарности с другими работниками предприятия, использования одного из официальных языков внутри Испании и не восстановит равенство по Закону по требованию возместить причиненный материальный ущерб или после административной санкции за указанные действия, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до двух лет или штрафом на сумму от шести до двенадцати месячных заработных плат".
К несомненным достоинствам испанского Кодекса следует отнести раздел XXIV "Преступления против международного сообщества". В ней три главы: преступления против международного права; геноцид; преступления против лиц и собственности, имеющих защиту в случае вооруженного нападения. При этом речь идет не о войне или агрессии, а о более широком понятии "вооруженный конфликт", что весьма актуально в современном мире.
-----------------
1 См. подробнее: Испания. Конституция и законодательные акты / Под ред. Н.Н. Разумовича. М., 1982.
Кузнецова Н.Ф.
Решетников Ф.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные черты нового уголовного кодекса Испании
Авторы
Кузнецова Н.Ф. - доктор юридических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РФ
Решетников Ф.М. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Перевод УК Испании осуществлен в 1996-1997 гг. на кафедре уголовного права и криминологии МГУ В. Зыряновой и Т. Швейцер. Научные редакторы перевода - профессора Ф.М. Решетников и Н.Ф. Кузнецова. Публикация ожидается в марте 1998 г. в издательстве "Зерцало".
Вестник Московского унивеpситета, Серия 11, Право, 1998, N 2