Передача осужденных иностранцев на родину для дальнейшего отбывания
наказания
Правовое сотрудничество государств должно способствовать интересам правосудия и возвращению отбывающих наказание лиц к нормальной жизни в обществе. Процесс реабилитации будет более эффективным и быстрее достигнет результата, если осужденный отбывает наказание в стране своего гражданства или постоянного места жительства.
В настоящее время в местах лишения свободы на территории Российской Федерации отбывают наказание около 10 тыс. осужденных иностранных граждан, за пределами России в исправительных учреждениях содержатся более 3,5 тыс. российских граждан.
Родственники осужденных, их законные представители и сами осужденные часто обращаются с заявлениями о передаче их на родину для дальнейшего отбывания наказания. Для принятия решения по таким вопросам необходима соответствующая правовая база.
В разное время Советским Союзом, а затем Российской Федерацией был заключен ряд межгосударственных соглашений в этом направлении.
В связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы идет подготовка документов по присоединению России к Конвенции о передаче осужденных лиц, подписанной в Страсбурге 21 марта 1983 г. (ее участниками являются более 25 государств Европы и Северной Америки).
Помимо этого рассматривается вопрос о заключении таких соглашений с Эстонской и Литовской республиками, странами Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии. Проекты договоров либо уже согласованы на экспертном уровне, либо направлены для ознакомления в соответствующие органы названных государств. С российской стороны их разработку осуществляют Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Верховный Суд и Генеральная прокуратура Российской Федерации.
В соответствии с соглашениями государства-участники, именуемые Сторонами, обязуются по запросу передавать друг другу лиц, осужденных к лишению свободы за преступление, совершенное на территории одной Стороны, и являющихся гражданами другой Стороны для отбывания наказания. Некоторые соглашения равно применяются к лицам независимо от их гражданства, имеющим постоянное место жительства на территории Сторон.
Например, уроженец Республики Беларусь и не имеющий гражданства этого государства К. переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и не принял российского гражданства. Выехав по приглашению в Азербайджанскую Республику, К. совершил там преступление и был осужден к лишению свободы. В этом случае Российская Федерация вправе обратиться в Азербайджанскую Республику с ходатайством о передаче осужденного К. в Россию для дальнейшего отбывания наказания.
Компетентным органом исполнения международных соглашений о передаче осужденных со стороны Российской Федерации является Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая в координации с Министерством юстиции России, во взаимодействии со структурными управлениями МИД, МВД и другими федеральными министерствами и ведомствами подготавливает соответствующие материалы. В других государствах эти вопросы рассматриваются, как правило, министерствами юстиции либо так же, как в России, - генеральными прокуратурами.
Передача осужденного может осуществляться по предложению Стороны, судом которой вынесен приговор (Государство вынесения приговора), либо Стороны, гражданином которой он является (Государство исполнения приговора). Осужденный, его близкие родственники или законный представитель вправе обратиться к компетентному органу Государства вынесения приговора или Государства исполнения приговора с ходатайством о передаче осужденного. Передача осуществляется, когда получено его согласие.
Передача осужденного не производится, если: по законодательству Государства исполнения приговора деяние, за которое он осужден, не является преступлением либо не влечет за собой наказание в виде лишения свободы; наказание не может быть исполнено на территории Государства исполнения приговора вследствие истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этой Стороны; на территории Государства исполнения приговора за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этой Стороны; не достигнуто согласие между Сторонами о передаче осужденного на условиях, предусмотренных соглашением; нет согласия осужденного, а в случае неспособности его свободно изъявить свою волю - согласия его законного представителя.
Обращение с просьбой о передаче осужденного составляется в письменной форме и к нему прилагается предусмотренный соглашением пакет документов. Компетентный орган Стороны, которой направлено такое обращение, в установленный срок уведомляет компетентный орган Стороны, направившей обращение, о согласии либо отказе на передачу (прием) осужденного. Место, время и порядок передачи осужденного определяются по договоренности между органами, исполняющими наказание. В Российской Федерации это Министерство юстиции Российской Федерации.
После передачи осужденного Государство исполнения приговора должно обеспечить продолжение исполнения наказания. В России реализация этого положения происходит следующим образом. Генеральная прокуратура Российской Федерации направляет в Верховный Суд Российской Федерации представление об исполнении приговора суда другого государства в отношении принятого в Россию для дальнейшего отбывания наказания осужденного. К представлению прилагаются судебные и другие необходимые документы. Судья Верховного Суда РФ рассматривает это представление и выносит соответствующее постановление, которое для исполнения направляется в исправительное учреждение, где осужденный отбывает наказание, копия постановления - в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для сведения.
Согласно общепринятым нормам международного права назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда Государства вынесения приговора. Суд Государства исполнения приговора исходя из вынесенного приговора определяет по закону своего Государства такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору. Если по законодательству Государства исполнения приговора за данное деяние предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору, суд определяет этот срок лишения свободы.
Например, В. осужден судом Республики Узбекистан за грабеж и побег из-под стражи к 16 годам лишения свободы. По российскому законодательству максимальный срок наказания за совершение аналогичных преступлений равен 12 годам лишения свободы. Следовательно, суд, вынося постановление о продолжении исполнения наказания, назначит В. 12 лет лишения свободы (отбытое до передачи осужденного наказание будет засчитано в оставшийся срок наказания).
В отношении лица, переданного для отбывания наказания Государству исполнения приговора, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных на территории этой Стороны за совершение такого же деяния. Это лицо не может быть вновь привлечено к уголовной ответственности на территории Государства исполнения приговора за то же деяние, в связи с которым был вынесен вступивший в законную силу приговор.
Исполнение неотбытого до передачи осужденного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора осуществляются в соответствии с законодательством Государства исполнения приговора. Как Государство вынесения приговора, так и Государство исполнения приговора вправе осуществлять помилование и амнистию. Пересмотр приговора в отношении переданного осужденного может быть осуществлен только компетентным судом Государства вынесения приговора.
Например, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступило заявление осужденного М., отбывающего наказание на территории России, с просьбой о передаче в Азербайджан для дальнейшего отбывания наказания. Генеральная прокуратура истребует из Министерства юстиции Российской Федерации соответствующие документы, включающие: удостоверенные копии приговора и имеющиеся по делу решения вышестоящих судебных инстанций; документ о вступлении приговора в отношении М. в законную силу; документ о части наказания, отбытого М., и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию; документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено; копии статей уголовного закона, на основании которого М. осужден; письменное согласие М. на передачу в Азербайджан для дальнейшего отбывания наказания. При необходимости из МВД и МИД России запрашивается заключение о принадлежности М. к российскому гражданству. Названные документы с предложением о передаче М. направляются для рассмотрения в Министерство юстиции Азербайджанской Республики (орган исполнения приговора). После получения согласия азербайджанской Стороны принять М. на родину для дальнейшего отбывания наказания Генеральная прокуратура Российской Федерации направляет в Минюст России для исполнения постановление о передаче осужденного. Место, время и порядок передачи Минюст России согласовывает с Минюстом Азербайджана.
В 1997 - 1998 гг. Генеральной прокуратурой Российской Федерации было рассмотрено около 1800 обращений осужденных, их родственников, а также ходатайств компетентных органов других государств о передаче осужденных на родину для дальнейшего отбывания наказания. В Главное управление исполнения наказаний МВД, а затем Минюста России были направлены для исполнения постановления о приеме (передаче) более 700 осужденных. По всем принятым в Россию для дальнейшего отбывания наказания осужденным в Верховный Суд Российской Федерации были направлены представления об исполнении приговоров других государств, по которым вынесены соответствующие постановления.
Начальник отдела
Генеральной прокуратуры РФ | В.Ерохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Передача осужденных иностранцев на родину для дальнейшего отбывания наказания
Автор
Ерохин В. - начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ
"Российская юстиция", 1999, N 8, стр. 35