Порядок использования в России иностранной рабочей силы
Привлечение и использование иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской федерации (ст.17 Закона о занятости). Федеральная миграционная служба в России (в дальнейшем - ФМС) обеспечивает лицензирование привлечения иностранной рабочей силы по предложениям органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
За выдачу разрешения на привлечение иностранной рабочей силы с работодателя взимается плата за каждого привлекаемого иностранного работника в минимальном размере месячной оплаты труда, что предусмотрено Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 "О привлечении в использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (см.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 51. Ст.4934). Взимаемые средства зачисляются в доход соответствующих бюджетов.
Иностранные граждане, въехавшие в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением действующего законодательства, подлежат выдворению из РФ органами МВД России за счет средств работодателя.
Названным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 утверждено "Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (в дальнейшем - Положение), в соответствии с которым соответствующие органы устанавливают квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями.
Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Срок профессиональной деятельности иностранных работников не должен превышать срока действия разрешения.
Для получения разрешения работодатель представляет в ФМС: заявление; предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти в РФ с обоснованием целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы; проект трудового контракта или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются российским законодательством о труде, социальном страховании и пенсионном обеспечении с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами (п.5 Положения).
Предприятия, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны РФ, для получения разрешения представляют также согласие названного министерства на привлечение иностранных работников.
Предложения (заключения) органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения о привлечении работодателями иностранной рабочей силы основываются на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и подготавливаются с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам РФ, предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости россиян.
Вопрос о выдаче разрешения рассматривается ФМС в течение 30 дней со дня подачи работодателем названных выше документов. Если для принятия решения требуется проведение экспертизы, оно принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.
Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия отрицательного для предпринимателя решения.
Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения может быть продлено, но не более чем на один год. При этом с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения. Запрещается передавать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы другим работодателям. Поэтому привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Данный факт легко установить, ибо в разрешении указываются: наименование органа, выдавшего разрешение; наименование и адрес работодателя, которому выдано разрешение, и сведения о его государственной регистрации; территория, на которой действует разрешение; численность и профессиональный состав привлекаемых работников; страна их происхождения, или обычного проживания; основание для выдачи разрешения; срок действия и другие данные. Разрешение подписывается ответственным должностным лицом, уполномоченным руководителем ФМС, и заверяется печатью.
Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в ФМС сведения о заключении, на основании разрешения, трудовых контрактов с иностранными работниками.
В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.
Иностранный гражданин, въехавший в Россию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на ее территории только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения (п.14 Положения).
Выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, производится территориальными органами ФМС по ходатайству работодателя.
В порядке исключения привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях их найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также приглашения иностранцев на должности руководителей, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий (п.16 Положения).
ФМС направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом найма на работу.
Установленный обязательный порядок выдачи разрешений, а также подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством РФ официально признаны беженцами; получили убежище на территории России; подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.
Указанный порядок также не применяется к следующим иностранным гражданам: деятелям науки и культуры, работающим на территории России в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями; религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории РФ в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах; работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории РФ; членам экипажей российских морских и речных судов; студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программы российских образовательных учреждений профессионального образования; корреспондентам и журналистам, аккредитованным в РФ; лекторам и инструкторам, приглашенным для чтении курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования; лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями РФ с зарубежными странами (п.18 Положения).
Действие Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 распространено на иностранных юридических лиц, реализующих на территории РФ заключенные ими контракты, за исключением иностранных юридических лиц, командирующих в Россию своих работников для проведения монтажа (шефмонтажа) поставляемого ими оборудования (см.: Указ Президента РФ от 29 апреля 1994 г. N 847 // Собрание законодательства Российской федерации. 1994. N 2. Ст.77).
Таким образом, основное требование проанализированного Положения состоит в том, что для использования на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы работодатель должен получить в установленном порядке разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а работник - иностранный гражданин иметь подтверждение на право трудовой деятельности, выданное в установленном порядке.
Если на момент принятия Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 иностранный гражданин уже состоял в трудовых отношениях с работодателем на территории России, то после принятия названного указа работодатель должен получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы либо произвести увольнение работника - иностранного гражданина.
В том случае, когда в связи с принятием вышеназванного указа у работодателя возникает необходимость увольнения работника - иностранного гражданина, прекращение трудового договора (контракта) с работником - иностранным гражданином производится со ссылкой на п.5 Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146. В трудовую книжку работника вносится следующая запись об увольнении: "Уволен в соответствии с п.5 Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы".
Поскольку увольнение по указанному основанию производится не по инициативе работников, то им должны предоставляться льготы и компенсация, установленные действующим законодательством, а также индивидуальным трудовым договором (см.: постановление Минтруда РФ от 4 апреля 1994 г. N 28 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах, связанных с применением п.5 Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы". // Бюллетень Министерства труда РФ. 1994. N 6. С.44).
ФМС может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы в случае нарушения работодателем законодательства РФ, в результате чего ущемляются права иностранных работников, до устранения названных нарушений. Если это не сделано в установленный срок, разрешение может быть аннулировано по решению ФМС. Работодатель может быть лишен права пользования разрешением также за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.
Никитин Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок использования в России иностранной рабочей силы
Автор
Никитин Е. - кандидат юридических наук, доцент
Российская юстиция, 1996, N 6