Допускать ли женщин к тяжелым работам
В последнее время были высказаны предложения пересмотреть статью 160 КЗоТ и отказаться от запрещения труда женщин на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах.
Аргументы таковы: если будет продолжать действовать этот запрет, то к числу безработных прибавятся еще сотни тысяч женщин, "благие намерения" обернутся явной несправедливостью по отношению к ним (см. Ершова Е., Кочкина Е. "Дискриминация по... закону" ("Московская правда", 1996, 26 апреля). Аналогичная точка зрения нашла отражение и в Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации 8 января 1996 г. (СЗ РФ, 1996. N 3. Ст.185). В ней подчеркивается, что у женщин повышается риск потерять работу, сокращаются возможности получения нового места работы, профессиональной карьеры, повышения квалификации, переобучения во многом из-за необходимости особой охраны труда и действия социальных льгот, связанных с выполнением репродуктивной функции.
Общеизвестно, что уровень и структура занятости определяются нуждами производства. В условиях резкого спада производства потребность в работниках, в том числе женских кадрах, соответственно снизилась. Boт почему у женщин сократились возможности получения нового места работы, профессионального роста и продвижения по службе. Отказ от запрещения труда женщин на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда и от других гарантий, установленных для женщин в связи с материнством, не увеличит числа рабочих мест и не уменьшит женскую безработицу. Более того, лишившись всякой правовой защиты, женщины могут оказаться вытесненными на работы с самыми неблагоприятными условиями. Как отмечается в Федеральной программе содействия занятости населения на 1996-1997 гг., при наличии безработицы еще сохраняются незаполняемые рабочие места с неудовлетворительными условиями труда и низкой заработной платой. Такая перспектива не имеет ничего общего с созданием равных возможностей для обеспечения равенства женщин и мужчин, что закреплено в ч.3 ст.19 Конституции Российской Федерации, а также не отвечает задаче охраны труда работающих женщин. Тем не менее тенденция к снижению достигнутого уровня гарантий для женщин в сфере охраны труда уже частично нашла реализацию в законодательстве.
Так, в отличие от ст.160 КЗоТ РФ, запрещающей применение труда всех женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию), ч.1 ст.6 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 августа 1993 г., предусматривает такой запрет лишь в отношении женщин детородного возраста (15-49 лет). Данная норма должна была быть введена в действие с 1 июля 1996 г., для чего в соответствии с ч.3 названной статьи Правительству РФ полагалось утвердить Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применять труд женщин детородного возраста. Федеральным законом от 2 июля 1996 г. срок введения этой нормы перенесен на 1 июля 2000 г.
Однако данная норма, принятая до введения в действие новой Конституции Российской Федерации, в настоящее время противоречит ч.3 ст.37 Конституции РФ, в соответствии с которой все женщины имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а не только женщины детородного возраста, и ч.2 ст.55 Конституции, запрещающей издание законов, умаляющих права человека. Кроме того, эта норма нарушает ратифицированные Конвенции МОТ N 13 и N 45, где говорится о необходимости запрещения применения труда женщин на указанных в Конвенциях работах независимо от их возраста.
Законодательному органу следовало бы учесть возникшую ситуацию и привести ч.1 ст.6 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в соответствие со ст.160 КЗоТ РФ. Что касается разрабатываемого Перечня работ, запрещенных для применения труда женщин детородного возраста, то в части, не перекрывающейся действующим Списком работ, запрещенных для всех женщин, он может быть включен в этот более широкий Список, предварительно обновленный с учетом данных науки.
Минтруд России на этот счет придерживается другой точки зрения. Признавая необходимость сохранения действия ст.160 КЗоТ РФ в отношении всех женщин, он вместе с этим считает целесообразным отказаться от единого Списка запрещенных для женщин работ и передать решение вопроса о применении труда женщин в организациях исключительно на усмотрение работодателей. При решении вопроса о возможности применения труда женщин на конкретных рабочих местах они будут руководствоваться научно обоснованными медико-биологическими критериями, разрабатываемыми в настоящее время.
Данная точка зрения представляется весьма спорной.
Во-первых, противопоказанность многих работ, включенных в упомянутый выше Список, определена авторитетными научными учреждениями и даже на международном уровне (см., например, Конвенцию МОТ N 13 об использовании свинцовых белил в малярном деле; Конвенцию МОТ N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого вида). Поэтому нет необходимости переоценивать их заново на каждом предприятии и тем более лицами, недостаточно в этом компетентными.
Во-вторых, как отмечается во введении Федеральной программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1996-1997 гг., утвержденной Правительством РФ 26 августа 1995 г., сложившаяся на протяжении ряда лет неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда продолжает ухудшаться. Это обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением и низкой эффективностью средств индивидуальной и коллективной защиты работающих. Причем, по самым оптимистическим прогнозам специалистов НИИ медицины труда, в течение 15-20 лет условия труда еще не будут приведены в соответствие с гигиеническими нормами, а заболеваемость людей, в том числе профессиональная, будет увеличиваться. Передача при таких обстоятельствах решения вопроса о том, где женщинам можно, а где нельзя работать, исключительно на усмотрение работодателей, явилась бы явно преждевременным и не отвечающим интересам женщин актом; к тому же актом, за реализацией которого трудно, а фактически даже и невозможно осуществлять контроль.
Наконец, в условиях безработицы и снижения потребности в женском труде работодатели могут воспользоваться самостоятельностью в целях "обоснованного" ограничения применения труда женщин в своих организациях.
Вместе с этим утверждение научно обоснованных медико-биологических критериев оценки условий труда с целью определения показаний к применению труда женщин может принести большую пользу, но при условии, что они будут применяться не вместо Списка запрещенных для женщин работ, а наряду с ним и использоваться для выявления наиболее подходящих женщинам работ из числа тех, которые им не запрещены. Специалистами по физиологии и психологии труда, по организации труда и управлению трудом давно установлено, что имеются многочисленные работы, которые при прочих равных условиях женщинами выполняются более качественно и производительно, чем мужчинами, и с наименьшими издержками для их работоспособности.
Представляется, что некоторые правовые и организационные предпосылки для проведения такой работы в современный период уже имеются. В частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты" (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст.1998) в течение 1994-1998 гг. должно быть организовано проведение работ по сертификации постоянных рабочих мест на их соответствие требованиям охраны труда, исходя из аттестации рабочих мест. Как раз в ходе аттестации рабочих мест с помощью научно обоснованных медико-биологических критериев оценки условий труда и могут выявляться из числа незапрещенных для женщин работ наиболее подходящие работы, для возможного замещения женщинами (с их согласия).
Предоставление женщинам возможности выбора подходящей работы не следует рассматривать как некую льготу женщинам в ущерб интересам мужчин, поскольку такой подход к формированию занятости будет способствовать наиболее целесообразному и эффективному использованию трудовых ресурсов страны в интересах всего общества, в том числе и мужчин. И лишь тогда, когда работодатели научатся сознательно распределять трудовую деятельность между работниками с учетом их естественных особенностей (в том числе особенностей женской рабочей силы), отпадает необходимость в применении Списков, запрещающих использование труда женщин и несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда или когда такие работы будут ликвидированы.
Пока же условия труда для многих женщин остаются неблагоприятными. По данным Госкомстата России, в неблагоприятных условиях работает 3,6 млн.женщин, а 285 тыс. - трудятся в особо тяжелых и вредных условиях. Работа женщин в таких условиях является одним из существенных факторов снижения уровня здоровья женщин и появления на свет детей с врожденными пороками развития, недоношенностью, возникновения детской инвалидности. Поэтому наряду с сохранением запрета труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также предоставлением женщинам наиболее подходящих для них работ, необходимо принятие и других мер, направленных на сохранение их здоровья и предупреждение рождения детей с пороками развития. Такие меры могут состоять в предъявлении повышенных требований к условиям труда беременных женщин (к физической и нервно-эмоциональной нагрузке, организации рабочего места, воздуха рабочей зоны, температурного режима в помещении, уровню шума, освещению и др.).
В целях устранения воздействия на беременных женщин вредных производственных факторов в законодательстве предусмотрен обязательный перевод беременных женщин в соответствии с врачебным заключением на другую работу, исключающую воздействие таких факторов, либо снижение им норм выработки (норм обслуживания) с сохранением среднего заработка (ч.1 ст.164 КЗоТ РФ). Однако применение данной статьи вызывает трудности как при определении работ, на которые можно переводить беременных женщин, так и при решении вопросов о снижении им норм выработки (норм обслуживания).
Для квалифицированного решения вопросов, возникающих в связи с применением ч.1 ст.164 КЗоТ РФ, многими бывшими отраслевыми союзными министерствами совместно с ЦК профсоюзов и с участием Минздрава СССР в 1970-1980 гг. были разработаны и утверждены рекомендации по рациональному трудоустройству беременных женщин. Методической основой для их разработки служили Межотраслевые гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных женщин, утвержденные Минздравом СССР 29 августа 1979 г. Предприятия, где имеются отраслевые рекомендации, успешно пользуются ими. Однако в связи с изменениями в организации хозяйства многие отраслевые рекомендации остались невостребованными.
Представляется, что для того, чтобы вновь привлечь внимание работодателей к проблеме рационального трудоустройства женщин в период беременности, Госкомсанэпиднадзору России целесообразно обновить Межотраслевые гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных женщин, утвержденные ранее Минздравом СССР, и довести их до сведения федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации для последующего использования в организациях. Кроме того, следовало бы возродить оправдавшую себя практику определения в организациях рабочих мест, на которые можно переводить беременных женщин в соответствии с медицинским заключением, и создания специальных цехов и участков, где при необходимости могли бы трудиться беременные женщины. А чтобы ориентировать работодателей на проведение таких мероприятий, ст.164 КЗоТ РФ можно было бы дополнить новой частью следующего содержания: "Для рационального трудоустройства беременных женщин, подлежащих переводу на другую более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, работодателями определяются соответствующие рабочие места и виды работ либо создаются специальные цеха (участки) для применения их труда с комплексом обязательных вспомогательных помещений (комнат отдыха, комнат личной гигиены женщин и др.), отвечающих гигиеническим требованиям".
С рождением ребенка у женщины возникают новые проблемы, поскольку уход за ним, воспитание - это тяжелый труд, сочетать который с работой в общественном производстве весьма сложно. С учетом этого законодательство о труде содержит большой комплекс норм, направленных на облегчение положения работающей матери. К таким нормам относятся: запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни, а также направления в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст.162 КЗоТ РФ и другие нормы, предусмотренные, например, в ст.ст.163 и 49 КЗоТ РФ). Из названных норм именно гарантии, закрепленные в ст.162 КЗоТ РФ, вызывают особое неприятие, как якобы ущемляющие свободу выбора женщин и мешающие их конкурентноспособности на рынке труда (см. Международные стандарты и российское законодательство. Круглый стол. // Государство и право. 1994. N 11. С.51). Между тем статья 162 КЗоТ РФ соответствует Конвенции МОТ N 103 об охране материнства, пересмотренной в 1952 г., и направлена на то, чтобы обеспечить работающим женщинам возможность осуществления материнского ухода за детьми раннего возраста, в котором они крайне нуждаются для нормального физического и духовного развития. Поэтому данная статья не должна пересматриваться. Не следует отказываться и от других норм, закрепленных действующим законодательством. При их принятии правотворческие органы учитывали не только традиционную роль женщин в семье, но и международную практику, в частности Рекомендацию МОТ N 123 (1965 г.) о труде женщин с семейными обязанностями, которая ориентировала правительства на необходимость предоставления женщинам возможности для гармоничного выполнения ими различных семейных и производственных обязанностей.
Однако, несмотря на наличие дополнительных гарантий, такие возможности не обеспечены. Общая трудовая нагрузка работающих женщин, имеющих детей, соответствует 11-12-часовому рабочему дню. Двойная нагрузка сказывается и на состоянии здоровья женщин.
С другой стороны, двойная нагрузка женщин не позволяет им уделять должное внимание продолжению профессионального образования, поэтому темпы квалификационного роста семейных женщин, особенно в возрасте 20-29 лет, значительно снижаются, что сказывается на оплате их труда. Именно традиционная роль женщин в семье уменьшает их возможности проявить себя в производственной деятельности, а не наличие у них дополнительных гарантий, как стали считать. Не случайно Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) признала, что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами, во всех сферах общественной жизни необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и семье.
Для изменения традиционной роли мужчин и женщин в обществе и семье Конвенция МОТ (1961 г.) о трудящихся с семейными обязанностями предусматривает необходимость проведения государственной политики, обеспечивающей гармоническое сочетание их профессиональных и семейных обязанностей.
Шептулин Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Допускать ли женщин к тяжелым работам
Автор
Шептулина Н. - кандидат юридических наук
Российская юстиция, 1996, N 9