О воинской обязанности и военной службе
Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" был принят Верховным Советом РФ в феврале 1993 г. В том же году была принята новая Конституция Российской Федерации, существенно изменившая государственное устройство, структуру и полномочия органов власти. Впоследствии были приняты новые Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ряд других нормативных актов, в том числе касающихся реформирования Вооруженных Сил. В связи с этим в текст Закона неоднократно вносились изменения и дополнения. Недочеты и несоответствие некоторых его положений реальной жизни были выявлены органами военной юстиции, особенно военными судами при рассмотрении жалоб военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц.
Эти и другие обстоятельства потребовали принятия нового одноименного Закона, который был подписан Президентом РФ 28 марта 1998 г.
Безусловным достоинством нового Закона является то, что в нем более точно и подробно прописаны важнейшие вопросы статуса военнослужащих, начального и конечного момента военной службы, правового содержания контракта, оснований увольнения с военной службы. Во всех необходимых случаях указаны правовые последствия для прохождения военной службы процессуальных действий и решений следственных органов и суда.
Некоторые новеллы, имеющие непосредственное отношение к деятельности военных судов, следует отметить в первую очередь.
Новый Закон вводит обязательную подготовку граждан к военной службе, которая будет осуществляться по основам военной службы в образовательных учреждениях, а также возрождает военно-патриотическое воспитание молодежи. Такие нормы содержались в Законе СССР "О всеобщей воинской обязанности", однако в российский Закон 1993 года включены не были. В результате подготовка граждан к военной службе не осуществлялась, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию проводились все реже и как следствие в армию и на флот стали призывать юношей с физическими и психическими недостатками, низким образовательным уровнем, не способных освоить сложную военную технику. Высокой остается преступность среди военнослужащих. Эти и другие проблемы потребовали введения обязательной подготовки граждан к военной службе, которая действовала в СССР.
Военно-патриотическое воспитание граждан должно осуществляться органами исполнительной власти и местного самоуправления, должностными лицами организаций совместно с Министерством обороны и другими федеральными органами, где предусмотрена военная служба, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями. В этой государственной важности работе всегда участвовали и военные суды. Теперь для этого имеется прочная правовая база.
Закон дает более точное правовое определение военной службы и впервые содержит исчерпывающий перечень министерств и ведомств, а также органов государственной власти, где граждане ее несут. Соответственно этому точно очерчен круг граждан, имеющих правовой статус военнослужащих.
Значительно изменен в новом Законе перечень оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу, он расширен и в большей мере учитывает изменения, происходящие в обществе. Одна из характерных черт этого перечня - приоритет интересам получения молодежью образования, в том числе высшего, овладения профессией и работе по специальности непосредственно после окончания учреждения высшего профессионального образования. В совокупности с другими положениями Закона ужесточение требований к медицинскому освидетельствованию призывников, к работе призывных комиссий и военкомов должно привести к улучшению качественных характеристик будущих воинов.
Военные суды, анализируя причины преступности военнослужащих, всегда отмечали негативные последствия некачественного, а подчас и незаконного призыва не годных к военной службе лиц. Теперь впервые Закон предусматривает ответственность всех имеющих к этому отношение врачей и должностных лиц за незаконный призыв граждан на военную службу.
Важно тут и положение Закона о том, что не подлежат призыву граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также находящиеся под следствием или судом либо отбывающие назначенное судом уголовное наказание (кроме штрафа и лишения права занимать определенные должности).
В прежнем Законе не были разрешены (или решались неправильно) многие вопросы, связанные с заключением контракта о прохождении военной службы. Не случайно поэтому большинство жалоб военнослужащих было вызвано именно нарушениями условий контракта. Военным судам при рассмотрении подобных жалоб приходилось основываться не на самом Законе, а непосредственно на нормах Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Новый Закон снимает эти трудности.
Теперь предусмотрен только один вид контракта - между гражданином и Министерством обороны или федеральным органом исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Введенные прежде три вида контракта себя не оправдали. При заключении первого контракта установлен единый возрастной ценз для мужчин и женщин - от 18 до 40 лет. Кроме того, исключено такое основание для отказа в заключении контракта, как наличие у женщины ребенка в возрасте до 8 лет.
Особенное значение для рассмотрения военными судами гражданских дел имеет то, что при заключении контракта Закон обязывает стороны оговаривать его условия и в числе условий контракта предусматривает соблюдение прав гражданина и членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством, определяющим статус военнослужащего и порядок прохождения военной службы. С этим непосредственно связана и другая норма Закона, предоставляющая военнослужащему право на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта. Таким образом, Закон дает правовую основу для разрешения подобных жалоб военнослужащих. Задача судебной практики состоит в выработке критериев, что считать существенным или систематическим нарушением прав.
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с некоторыми категориями граждан, находящихся (или бывших) под следствием и судом. Отказ в заключении контракта может быть обжалован в суд.
Новый Закон детально регламентирует вопросы начала военной службы и ее окончания. Существенное отличие от прежнего Закона состоит в том, что моментом окончания военной службы считается не истечение срока службы, а дата исключения из списков личного состава воинской части. И хотя, как правило, военнослужащий должен быть исключен из списков в день истечения срока его военной службы, Закон предусматривает ряд случаев, когда военнослужащий (по большей части в его же интересах) продолжает еще какое-то время оставаться на военной службе и, следовательно, пользоваться всеми правами и льготами, установленными для военнослужащих.
В срок военной службы не засчитывается время пребывания в дисциплинарной воинской части и отбывания дисциплинарного ареста, а также время самовольного оставления воинской части или места военной службы (независимо от причин оставления) продолжительностью более 10 суток.
Наконец, существенные нововведения в Законе касаются оснований увольнения с военной службы: когда военнослужащий подлежит увольнению, когда может быть досрочно уволен и когда сам имеет право на досрочное увольнение.
Среди оснований досрочного увольнения с военной службы по усмотрению командования обращает на себя внимание назначение военнослужащему судом наказания в виде лишения свободы условно. Подобные решения в таких случаях командование иногда принимало и прежде, но нигде в законодательстве о таком праве не упоминалось, что давало возможность по-разному его толковать. Новый Закон предоставляет командованию такое право.
Закон содержит целый перечень оснований, когда военнослужащий имеет право на досрочное расторжение контракта и увольнение с военной службы. Кроме упоминавшегося нарушения в отношении него условий контракта, здесь ряд жизненно важных для военнослужащего обстоятельств, заставляющих его увольняться с военной службы. Отказ по каким бы то ни было причинам в увольнении в этих случаях будет признан судом незаконным.
Кроме перечисленных в Законе случаев, у военнослужащего могут быть и иные уважительные причины ставить вопрос о досрочном увольнении с военной службы. Закон разрешает командованию принимать такое решение по заключению аттестационной комиссии.
Впервые введена норма, позволяющая военнослужащим переводиться из Вооруженных Сил в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и обратно либо из одного федерального органа в другой. В условиях реформирования Вооруженных Сил это в определенной степени поможет снизить социальную напряженность среди военнослужащих при решении кадровой проблемы. Многие офицеры, подлежащие увольнению из Вооруженных Сил, смогут найти свое место и применить накопленный опыт и знания в иных войсках и воинских формированиях.
Новый Закон является правовой базой для разработки и принятия Положений о порядке прохождения военной службы, о воинском учете, о призыве на военную службу и других нормативных актов. Он, несомненно, будет способствовать улучшению ситуации в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации.
Заместитель начальника
Управления военных судов
Министерства юстиции РФ,
генерал-лейтенант юстиции | Ильюшин С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О воинской обязанности и военной службе
Автор
Ильюшин С. - заместитель начальника Управления военных судов Министерства юстиции РФ, генерал-лейтенант юстиции
"Российская юстиция", 1998, N 11, стр. 43