Ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования
или участие в нем
По сравнению со ст.77.2 УК РСФСР 1960 года (организация или участие в незаконных вооруженных формированиях) ст.208 УК РФ 1996 года (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) стала лаконичнее и вместе с тем точнее отразила тот реальный вид общественно опасного поведения людей, ради борьбы с которым Федеральным законом Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. УК РСФСР и был дополнен ст.77.2.
Объектом преступного деяния, описанного в ст.208 УК, выступает общественная безопасность, т.е. безопасность неопределенно большого числа членов общества.
Деяние это выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно в руководстве таким формированием (ч.1 ст.208 УК).
В русском языке применительно к содержанию указанного состава преступления под формированием, объединением, отрядом и дружиной понимаются вновь организованная воинская часть, организация (общество), специальная войсковая группа, ополченская воинская часть (см.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С.155, 376, 412, 743). Исходя из смысла названий, использованных в диспозиции ч.1 ст.208 УК, придания законодателем словосочетанию "вооруженное формирование" обобщающего значения, можно заключить, что формирование (как и "иная группа") - это воинская часть или близкая к ней по своим основным параметрам (количеству членов, вооруженности, дисциплине и подготовленности к ведению боевых операций) вооруженная организация. К ним могут быть отнесены, в частности, разного толка социал-экстремистские отряды, вооруженные организации партий, общественных движений, коммерческих структур и т.д.
Формирование можно назвать как угодно (частью Вооруженных Сил России, пограничных или внутренних войск, отделом милиции, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Департамента налоговой полиции либо подразделением судебных приставов и т.д.), но если при этом нарушаются основы организации вооруженных формирований или кардинальные принципы их деятельности (см., например, ст.ст.1-3, 6-7, 9-13, 18, 31-53 Закона от 25 декабря 1996 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", ст.ст.1-5, 8, 16-17, 22-24 Закона от 22 февраля 1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации"), считать таковое законным нельзя.
Так, по Закону от 25 декабря 1996 г. Президент Российской Федерации не только осуществляет руководство внутренними войсками, утверждает состав, численность и структуру внутренних войск, принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск, но и назначает военнослужащих внутренних войск на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, увольняет с военной службы высших офицеров (ст.9 Закона). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий участвуют в рассмотрении предложений Министра внутренних дел России по формированию воинских частей, создают внутренним войскам условия для их деятельности в соответствии с законодательством, привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением об этом Министра внутренних дел Российской Федерации (ст.12 Закона). Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет Министр внутренних дел России, отвечающий за правомерность выполнения возложенных на них задач (ст.31 Закона), а управление - Главнокомандующий внутренними войсками (ст.32 Закона).
Потому нельзя признать законным создание любого вооруженного формирования, названного частью внутренних войск (под каким бы то ни было благовидным предлогом: защиты суверенитета субъекта Федерации, обеспечения безопасности народа, народности или граждан какого-либо региона, усиления борьбы с преступностью и т.д.), если оно не утверждено Президентом России, или ему неподконтрольно, либо находится за границами непосредственного руководства Министра внутренних дел России или управления Главнокомандующего внутренними войсками.
Под созданием (организацией) незаконного вооруженного формирования следует понимать любые действия, результатом которых стало его образование. Эти действия могут быть аналогичны тем, которые предшествуют образованию банды, и выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п. (см. ч.1 п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 3. С.3). Создание формирования может происходить и путем реорганизации законного вооруженного формирования в незаконное. Такая реорганизация может выражаться, например, в увольнении из формирования неугодных (прежде всего, соблюдающих российские законы) и приему угодных (по клановому, национальному и т.п. признакам) лиц и т.д.
Создание вооруженного формирования является оконченным составом преступления с момента его образования, т.е. с того времени, когда оно укомплектовывается людьми, получает вооружение и в целом готово к совершению деяний с применением оружия. При этом необязательно, чтобы все намеченные участники формирования стали его членами или все предполагаемое вооружение поступило в распоряжение формирования либо были проведены все запланированные мероприятия по военно-специальной подготовке участников формирования. Для признания указанного преступления оконченным достаточно установить, что по большинству параметров формирование готово к применению оружия в тех или иных целях. Понятно, что если формирование комплектуется людьми, имеющими опыт обращения с оружием, то надобность в проведении военной подготовки может отсутствовать вообще.
При создании незаконного вооруженного формирования, как и банды, возможны ситуации, когда активные действия лица, направленные на это, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим независящим от этого лица обстоятельствам не приводят к его образованию. В этих случаях надо руководствоваться ч.3 п.7 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации и квалифицировать такие действия как покушение на создание такого формирования.
Вместе с тем полной аналогии по объективной стороне между его созданием и созданием банды (ч.1 ст.209 УК) проводить все же не следует. Банда обладает устойчивостью, что обычно характерно и для незаконного вооруженного формирования. Однако последнее, исходя из содержания диспозиции ч.1 ст.208 УК, может создаваться и для решения разовой задачи (допустим, демонстрации силы).
"Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других ее членов" (ч.4 п.5 того же постановления). Между тем это положение не применимо к составу преступления, предусмотренному ч.1 ст.208 УК, ибо иначе искажается содержание и теряется смысл выражения "незаконное вооруженное формирование". Вооруженность формирования как минимум должна быть такой, чтобы хотя бы несколько вооруженных его членов, пусть и при поддержке не имеющих оружия участников формирования, были бы способны провести операцию по типу воинской (боевой), а не просто нападение на гражданина или организацию. Это утверждение, однако, касается лишь видов оружия, предусмотренных Законом "Об оружии". Наличие же в незаконном формировании хотя бы одной единицы военной техники (бронетранспортера, танка, ракетной установки и т.п.) либо оружия более мощного, чем боевое стрелковое (артиллерийская пушка, миномет, гранатомет и др.), годных для использования по своему назначению, само по себе может оказаться достаточным для признания формирования незаконным и вооруженным.
Вооруженная группа может считаться бандой при наличии в ее составе как минимум двух ее членов. Этого нельзя сказать про незаконное вооруженное формирование. Число участников формирования (даже с учетом того, что в диспозиции ч.1 ст.208 УК говорится и об "иной группе"), по общему правилу, должно соответствовать хотя бы самому малому первичному звену воинской части. В противном случае такие имеющие реальное социальное содержание понятия, как "вооруженная группа лиц" и "незаконное вооруженное формирование", в уголовном праве просто утратят свои особенности. Конечно, признание конкретного числа членов группы достаточным для наличия незаконного вооруженного формирования зависит от всех обстоятельств совершения деяния. И это во многом вопрос факта. Однако, прежде всего, при этом надо учитывать поражающую мощность оружия, которым обладает группа. Вполне возможно, что группа в несколько лиц, к примеру, обладающая танком, может быть признана вооруженным формированием, а группа с большим количеством лиц, вооруженных холодным оружием, таковым не признана.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч.1 ст.208 УК, выражается и в руководстве незаконным вооруженным формированием. К руководителям должны быть отнесены лица, его возглавляющие (в их названиях может быть использован как вполне официальный язык, так и может быть употреблена разного рода словесная атрибутика: от левоэкстремистской до воровского жаргона), т.е. обладающие реальной властью в формировании и имеющие полномочия отдавать приказы, распоряжения, выполнение которых в той или иной мере затрагивает формирование в целом: например, командир (начальник формирования), его заместители и начальники наиболее важных подразделений. В случаях если указанные лица одновременно являются и организаторами формирования, то им в вину следует вменять как создание, так и руководство этим формированием.
Под участием в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом (ч.2 ст.208 УК), подразумевается вступление в него (членство, служба в формировании) и выполнение вытекающих из данного факта обязанностей по обеспечению функционирования этого формирования.
Действия лиц, не создававших формирование и не являющихся его членами, а лишь оказывающих ему содействие, например, советами, заключениями, разработкой всякого рода планов и документов по руководству формированием либо финансами, предоставлением оружия, технических средств, транспорта или вербующих новых его членов, должны квалифицироваться как пособничество (ч.5 ст.33 УК) соответственно в руководстве формированием (ч.1 ст.208 УК) или в участии в нем (ч.2 ст.208 УК).
С субъективной стороны деяния, описанные в ст.208 УК, характеризуются прямым умыслом. Лицо осознает, что создает вооруженное формирование, не предусмотренное федеральным законом, или осознает, что руководит таким формированием (ч.1 ст.208 УК), либо осознает, что участвует в нем (ч.2 ст.208 УК), и желает этого.
Субъект анализируемого преступления - вменяемое лицо, достигшее на момент его совершения шестнадцати лет.
В примечании к ст.208 УК указывается: "Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления".
В юридической литературе высказано мнение о том, что содержание упомянутого примечания распространяется как на участников, так и на организаторов и руководителей незаконного вооруженного формирования (см.: Комментарий к УК РФ. Ростов-на-Дону, 1996. С.449). Это утверждение представляется спорным, ибо в примечании говорится только о прекращении участия в незаконном вооруженном формировании и не более того. По общей же норме о добровольном отказе организатор преступления не подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратит доведение преступления исполнителем до конца (ч.4 ст.31 УК). К тому же и лицо, создавшее формирование, совсем необязательно должно стать его вооруженным руководителем или участником. Потому, наверное, дополнительным условием освобождения организаторов и руководителей от уголовной ответственности должны стать их активные действия по разоружению, прекращению деятельности этого формирования. Сейчас, во всяком случае по вопросу применения примечания к ст.208 УК, назрела необходимость в разъяснении Верховного Суда Российской Федерации.
Профессор Волгоградского
юридического института МВД России,
доктор юридических наук | В.Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем
Автор
Мальцев В. - профессор Волгоградского юридического института МВД России, доктор юридических наук
"Российская юстиция", 1999, N 2, стр. 44