Вступительная статья
Переход государства к рыночной экономике и условия реформирования социально-экономических отношений в обществе поставили перед федеральным железнодорожным транспортом новые более сложные задачи в области коренного улучшения деятельности и повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных подъездных путей и собственного железнодорожного состава, совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта.
Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является Федеральный закон "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", введенный в действие 17 января 1998 года.
Это восьмой по счету устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве. Предшественники нынешнего Транспортного устава принимались в 1885, 1920, 1922, 1927, 1935, 1954 и 1964 годах.
С принятием Транспортного устава и действующего с 1995 года Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" создана основа законодательного регулирования деятельности федерального железнодорожного транспорта.
Закрепленные в Уставе нормы транспортного права основываются на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и международных договоров, действующих в области железнодорожного транспорта.
Транспортный устав определяет основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, отношения, возникающие между железными дорогами, пользователями транспортных услуг и другими видами транспорта, регламентирует их права, обязанности и ответственность, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей.
Впервые в области транспортного законодательства Устав дает четкое определение основных понятий, которые применяются в его тексте, что, несомненно, будет способствовать лучшему пониманию и применению его положений.
В Уставе, исходя из рыночных отношений, не предусматривается государственное планирование перевозок грузов. В нем установлено, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками грузоотправителей, что, несомненно, свидетельствует о расширении их прав. Принятая железной дорогой заявка создает для нее обязанность подавать перевозочные средства, а для грузоотправителя - предъявлять грузы к перевозке.
По сравнению с ранее действующим уставом новым является введение почасовой платы за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения их у грузоотправителей, грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от последних. Эта норма будет способствовать улучшению использования перевозочных средств железных дорог.
В Устав, исходя из основных начал гражданского законодательства, введены диспозитивные нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что создает основу для развития равноправных партнерских отношений.
Так, железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По просьбе грузоотправителя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, массы, количества мест, когда такое участие для нее не является обязательным.
При отсутствии у грузополучателей возможности для промывки вагонов их промывку проводит железная дорога в соответствии с договором. Грузоотправители по договору с железной дорогой могут осуществлять подготовку под налив цистерн, бункерных полувагонов, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта.
Транспортный устав содержит основные положения, отражающие специфику перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Несмотря на то, что удельный вес этих перевозок в общем объеме перевозок грузов составляет лишь 2%, наличие в Уставе таких положений позволит уже с учетом рыночной экономики регулировать отношения сторон, возникающие при таких перевозках, до принятия соответствующего федерального закона, предусмотренного статьей 788 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Устав учитывает действующее законодательство о защите прав потребителей и о естественных монополиях. Так, например, в нем впервые за всю историю существования в нашем государстве железнодорожного транспорта предусмотрена конкретная ответственность перевозчика перед пассажирами за задержку отправления или прибытия пассажирских поездов.
В Уставе также установлена ответственность железных дорог за просрочку доставки багажа и грузобагажа, за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров.
Транспортный устав отличается от своего предшественника тем, что содержит большое количество норм, направленных на защиту интересов пассажиров, создание для них больших удобств. Теперь сведения об изменениях тарифов на перевозки пассажиров, а также сборов должны сообщаться в средствах массовой информации не позднее чем за 5 дней до их введения. Пассажиры должны обеспечиваться своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, о стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, грузобагажа, о времени работы билетных и багажных касс, камер хранения, об оказываемых пассажирам услугах, о предоставляемых льготах и другой информацией.
В Уставе нашла отражение ранее не существовавшая норма, устанавливающая, что утраченные и испорченные проездные документы (билеты) могут быть возобновлены при наличии определенных условий. Значительно возросли гарантии пассажиров также при возврате проездных документов (билетов), при провозе в поездах пригородного сообщения детей в возрасте не старше 5 лет и при провозе багажа.
В целях реализации отдельных положений Транспортного устава МПС России разрабатывает целый ряд правил в области перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, которые должны быть в установленном порядке приняты до конца 1998 года. Это позволит полностью обеспечить правовое регулирование перевозок на федеральном железнодорожном транспорте.
Значение Транспортного устава для нормального развития экономики очень велико. Действовавший ранее устав, принятый в 1964 году, оказал большое положительное влияние на укрепление экономики. Надеюсь, что и новый Устав, обеспечив устойчивое функционирование федерального железнодорожного транспорта, современное регулирование отношений в области перевозок, будет способствовать стабилизации и подъему российской экономики.
Министр путей сообщения
Российской Федерации |
Н.Е.Аксененко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.