Должны ли частнопрактикующие нотариусы уплачивать налог с продаж?
Этот вопрос недавно возник в связи с тем, что в ряде субъектов Российской Федерации (например, в Саратовской области) по требованию налоговых инспекций частнопрактикующие нотариусы были привлечены к уплате налога с продаж.
Саратовская областная нотариальная палата усомнилась в законности этого требования и обратилась за разъяснениями в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Возникла переписка, участники которой отстаивали разные позиции. И хотя вопрос еще не получил окончательного разрешения, редакция считает целесообразным ознакомить читателей журнала с аргументами сторон.
Саратовская областная нотариальная палата: законно ли требование
областной налоговой инспекции?
Согласно письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22 октября 1998 г. N 01-3-09/1294 отнесение частных нотариусов к плательщикам налога с продаж, установленного Федеральным законом от 1 июля 1998 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", неправомерно, так как в соответствии со ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
В настоящее время Государственная налоговая инспекция по Саратовской области, ссылаясь на устную консультацию в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, требует уплаты 5% налога с продаж, установленного в Саратовской области с 1 января 1999 г., нотариусами, занимающимися частной практикой.
Мотивируется это тем, что в соответствии со ст.11 ч.1 Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1999 г., частные нотариусы отнесены к индивидуальным предпринимателям.
Нам известно, что указанный налог с продаж установлен и в других регионах Российской Федерации, например, в Волгоградской, Астраханской, Брянской областях, в которых нотариусы плательщиками этого налога не являются.
В связи с изложенным просьба разъяснить, законно ли требование Государственной налоговой инспекции по Саратовской области об уплате частными нотариусами 5% налога с продаж.
Вице-президент, советник юстиции 3-го класса | В.А.Грушицина |
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам: требование
законно, поскольку частнопрактикующий нотариус получает доход
от оказания платных услуг
Федеральным законом от 31 июня 1998 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что налог с продаж уплачивается, в частности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующими товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Согласно ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы или иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской).
Статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) определен порядок оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами. За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.
Согласно ст.23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей, поступают в собственность нотариуса.
Исходя из изложенного в ст.22 Основ нотариальные действия относятся к услугам; кроме того, денежные средства, поступающие нотариусу от нотариальных действий, не являются государственной пошлиной, а являются лишь тарифом, равным государственной пошлине, взимаемой в государственных нотариальных конторах за совершение нотариальных действий государственными нотариусами.
Соответственно, нотариальные действия не могут быть приравнены к услугам, оказываемым уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов; частный нотариус - это физическое лицо, а не уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Также необходимо отметить, что частные нотариусы, кроме совершения нотариальных действий, оказывают и другие услуги правового и технического характера.
Таким образом, денежные средства, полученные частными нотариусами в размере тарифа, равного государственной пошлине, а также денежные средства, полученные частными нотариусами за оказание иных услуг, должны являться объектом налогообложения по налогу с продаж.
В связи с изложенным Управление считает требования Государственной налоговой инспекции по Саратовской области об уплате нотариусами налога с продаж правомерными.
Заместитель начальника Управления | Н.Е.Квачева |
Федеральная нотариальная палата: нотариальная деятельность
не является предпринимательством
Федеральная нотариальная палата рассмотрела письмо заместителя начальника Управления по налоговому законодательству и взаимодействию с законодательными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Квачевой Н.Е., адресованное Саратовской областной нотариальной палате и содержащее вывод о правомерности требований Государственной налоговой инспекции по Саратовской области об уплате частнопрактикующими нотариусами налога с продаж, и не может согласиться с изложенными в письме доводами, обосновывающими правомерность указанных требований налоговой инспекции.
В соответствии с п.3 ст.20 Закона Российской федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость определенных в Законе товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Перечень этих товаров и услуг может быть по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской федерации расширен другими товарами и услугами не первой необходимости.
Согласно ст.492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи передача покупателю товара осуществляется только продавцом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Договор розничной купли-продажи является публичным договором, который, в свою очередь, в силу ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть заключен также только коммерческой организацией, т.е. организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п.1 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации). Под оптовой продажей действующее законодательство (письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 05-4-09/41, п.39 Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движения работников", утвержденной постановлением Госкомстата России от 17 ноября 1997 г. N 76 - в редакции от 23 февраля 1999 г. N 14) понимает продажу товаров для юридических и физических лиц для дальнейшего их использования в производстве и для перепродажи.
Совершение частнопрактикующим нотариусом нотариальных действий и оказание им услуг правового и технического характера не могут быть реализованы в розницу, так как нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (последняя часть ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Налоговый кодекс Российской Федерации (п.2 ст.11), несмотря на отнесение частнопрактикующих нотариусов к индивидуальным предпринимателям, тем не менее также не приравнял нотариальную деятельность к предпринимательской.
Не могут результаты нотариальной деятельности в дальнейшем быть использованы ни в производстве, ни для перепродажи, поскольку в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.
Что касается товаров и услуг не первой необходимости, то в законодательстве Российской Федерации не уточнено определение данных товаров и услуг. Однако нотариальное удостоверение сделок является обязательным не только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, но и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась (п.2 ст.163 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.1 ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В связи с вышеизложенным Федеральная нотариальная палата полагает, что совершаемые частнопрактикующими нотариусами нотариальные действия и предоставляемые ими услуги правового и технического характера не могут быть отнесены к объектам налогообложения налога с продаж, и обращается с просьбой повторно рассмотреть с учетом приведенных доводов вопрос о правомерности требований Государственной налоговой инспекции по Саратовской области об уплате частнопрактикующими нотариусами налога с продаж.
С уважением,
Вице-президент
федеральной нотариальной палаты | А.В.Сафонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Должны ли частнопрактикующие нотариусы уплачивать налог с продаж?
Авторы
Грушицина В.А. - Вице-президент, советник юстиции 3-го класса
Квачева Н.Е. - заместитель начальника Управления
Сафонов А.В. - Вице-президент федеральной нотариальной палаты
"Российская юстиция", 1999, N 6