Взносы в Пенсионный фонд РФ: повод для недоумения действительно есть!
Представители Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) уже не раз говорили о том, что решение теоретического, на первый взгляд, вопроса о социально-правовой природе страховых взносов в Пенсионный фонд имеет не только абстрактно-теоретическое, но и огромное практическое значение.
В предыдущей статье*(1) мы рассмотрели основные аспекты данной проблемы и попытались обосновать разграничение таких, безусловно, различных, с нашей точки зрения, правовых понятий, как "страховые взносы в ПФР" и "налоги". Наши оппоненты, напротив, стремятся отождествить понятия, отражающие сущность рассматриваемых явлений. Следуя логике такого подхода к проблеме, можно найти сходство и между "ежом" и "ужом". Ведь в конце концов оба они - понятия!
Как правило, основанием для включения страховых взносов в ПФР в налоговую систему и отождествления понятий "страховые взносы в ПФР" и "налоги" является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Он определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, а также указывает, какие виды налогов составляют налоговую систему. В статье 2 этого Закона дается обобщенное понятие налога и налоговой системы: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами; совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Причем наши оппоненты полагают, что к внебюджетным фондам относятся только ПФР и другие государственные социальные внебюджетные фонды. Они игнорируют тот факт, что на момент принятия данного Закона в стране существовало более 20 внебюджетных фондов, сбор платежей в которые (за исключением сбора страховых взносов в ПФР) осуществляли налоговые органы. Наши оппоненты не принимают во внимание и то, что 1 апреля 1996 г. был принят Федеральный закон N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", и что по общему правилу подлежат применению нормы закона, вступившего в силу позднее (т.е. закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а не закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в средствах массовой информации стали появляться публикации с претензией на сенсационность представленных в них сведений. Их создатели стараются убедить всех в том, что в связи с принятием указанного Федерального закона N 147-ФЗ у плательщиков страховых взносов в ПФР с 6 августа 1998 г. не возникает обязанностей по уплате страховых взносов, а у ПФР и его региональных органов нет правовых оснований для взыскания недоимки и применения финансовых санкций к нарушителям. Изобретатели такого подхода к уплате страховых взносов в ПФР указывают в обоснование своей позиции на ст. 2 Федерального закона N 147-ФЗ, в которой сказано, что впредь до введения в действие ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются. Действительно, в ст. 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" страховые взносы в ПФР не упоминаются, и это позволило авторам подобных "сенсаций" сделать вывод об отсутствии у плательщиков страховых взносов (как работодателей и самозанятого населения, так и наемных работников) обязанностей по уплате страховых взносов в ПФР. Журналисты искренне недоумевают - почему же до сих пор не ликвидирован Пенсионный фонд Российской Федерации?
Придется напомнить авторам этих материалов (которые, несомненно, имеют дестабилизирующий пенсионную систему страны характер), что ПФР, являясь по своему статусу федеральным учреждением, может быть ликвидирован только согласно принятому законодателем соответствующему федеральному закону. Придется объяснить, испытывая чувство неловкости за них, что правовых оснований для неисполнения обязанностей по уплате страховых взносов, как и для ликвидации ПФР, в действующем законодательстве о государственном пенсионном страховании нет.
Страховые взносы в ПФР, да будет известно авторам "сенсаций по-российски", уплачиваются исходя не из налогового законодательства, а на основе законов и законодательных актов, имеющих силу закона, составляющих правовую базу социального обеспечения, частью которой является законодательство о государственном пенсионном обеспечении и страховании, не входящее в налоговое законодательство.
Обязанность по уплате страховых взносов в ПФР возложена на работодателей, самозанятое население и наемных работников, что закреплено Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (утвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1). Изменений или дополнений в части освобождения работодателей, самозанятого населения и наемных работников от уплаты страховых взносов в ПФР законодатель в указанный Порядок не вносил, следовательно, не освобождал указанные категории плательщиков от исполнения данной обязанности.
Если проанализировать причины появления подобного рода "озарений", то окажется, что корень зла - в "выдергивании" из контекста закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" одной из статей и рассмотрении ее текста вне связи с остальными статьями, подчас имеющими основополагающее, методологическое значение, а также вне связи со специальными нормами Закона, регулирующими данные общественные отношения (т.е. отношения, складывающиеся в сфере государственного пенсионного страхования и обеспечения).
Авторы сообщений об отсутствии обязанностей по уплате страховых взносов "не замечают" ст. 1, 2, 8, 11 Налогового кодекса Российской Федерации. А, между прочим, уже в ст. 1, 2 данного акта определено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, из чего следует, что на публично-правовые отношения по взысканию страховых взносов в ПФР нормы налогового законодательства не распространяются. Тем более что Федеральным законом Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" установлено:
государственное пенсионное страхование является видом страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, в целях обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации";
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - это обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые плательщики страховых взносов уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в данном Федеральном законе четко определен понятийный аппарат, не позволяющий отождествлять страховые взносы в ПФР с налоговыми платежами. Следовательно, нормы ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" к регулированию общественных отношений, складывающихся в сфере государственного пенсионного страхования по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР, не могут быть применены.
Публикующиеся в средствах массовой информации материалы, убеждающие в отсутствии у плательщиков страховых взносов в ПФР обязанностей по их уплате, откровенно подстрекают граждан и организаций к неисполнению возложенных законодателем обязанностей по уплате страховых взносов.
Начальник арбитражно-юридического
отдела Пенсионного фонда Российской Федерации | Перова Г.С. |
----------------------
*(1) См.: Перова Г.С. О различиях между налогами и страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ // Законодательство. 1998. N 8. С.44-48.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Взносы в Пенсионный фонд РФ: повод для недоумения действительно есть!"
Автор
Перова Г.С. - начальник арбитражно-юридического отдела Пенсионного фонда Российской Федерации
"Законодательство", 1998, N 12