Налогообложение и валютный контроль при импорте
(исходя из нормативных документов по состоянию на 1 апреля 1998 г.)
Какие нормативные документы служат для определения таможенной стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров? Для каких целей используется данный показатель?
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенным тарифе" таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате, за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
В соответствии с Порядком определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 856, таможенная стоимость товаров используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, при установлении стоимости товаров для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также для ведения таможенной статистики.
Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" внесены изменения и дополнения в законы Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и "Об акцизах", устанавливающие, что отдельные категории товаров, ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами.
Применение НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с ее территории, поручено таможенным органам.
До 10 октября 1997 г. исчисление НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, осуществлялось в соответствии с Инструкцией ГТК России и Госналогслужбы России от 30 января 1993 г. N 16 "О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации". При проверках, начиная с августа 1997 г., следует использовать Инструкцию ГТК России и Госналогслужбы России "О порядке применения НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", зарегистрированную в Минюсте России 8 августа 1997 г. (N 1371).
Объектом обложения для исчисления акцизов в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации товаров является таможенная стоимость последних.
Объектом обложения для исчисления НДС в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации товаров является величина, включающая в себя: таможенную стоимость товара, импортную таможенную пошлину, исчисленную в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, и сумму акциза (по подакцизным товарам).
Налог на добавленную стоимость уплачивается непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации НДС уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.
По желанию плательщика налог на добавленную стоимость может уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.
Уплата сумм налога на добавленную стоимость в различных видах валют допускается с согласия таможенного органа.
Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате НДС производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, - на день уплаты.
Налог на добавленную стоимость может уплачиваться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации.
Каким нормативным документом следует руководствоваться при исчислении покупной стоимости импортных товаров? Предоставлено ли право таможенным органам самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара? По какой стоимости отражаются в учете приобретаемые по импорту товары?
В соответствии с приложением 2 к Приказу Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 97 "Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности" при ведении организацией закупок товаров по импорту (в том числе по товарообменным операциям) исчисление покупной стоимости поступающих товаров (материалов, полуфабрикатов, оборудования и пр.) производится исходя из их стоимости, предусмотренной в контракте (договоре), таможенных платежей, транспортных расходов и прочих расходов по закупке и транспортировке.
Согласно Закону Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенным органам предоставлено право (при наличии оснований) полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные данным Законом, на основании имеющихся у него сведений (в том числе информации о ценах на идентичные или однородные товары), корректировать эту стоимость в соответствии с названным Законом. Однако, как отмечалось, в соответствии с действующим законодательством отражение в учете товаров, приобретаемых по импорту, осуществляется не по таможенной, а по контрактной стоимости.
Каким образом определяется покупная стоимость импортных товаров для целей бухгалтерского учета?
Согласно п. 3.3 Положения о бухгалтерском учете "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденному Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 50, для бухгалтерского учета пересчет в рубли стоимости имущества и обязательств, выраженной в иностранной валюте, производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. При импорте товаров, иного имущества, работ, услуг такой датой является дата перехода права собственности на импортированные товары, иное имущество к импортеру, дата фактического потребления услуг при условии отгрузки товаров, иного имущества, фактического выполнения работ, оказания услуг при наличии соответствующего документального подтверждения об их отгрузке (телеграмма, факсимильное сообщение, коносамент и т.д.) либо дата оприходования их в организации при отсутствии такого подтверждения.
В соответствии со ст. 223, 224 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если в контракте, заключенном с иностранным партнером, российская сторона не оговорила условия перехода права собственности на товар, какой датой следует руководствоваться при определении его стоимости?
Базовые условия поставок при осуществлении внешнеторговых операций обычно определяются исходя из Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс" и действующего международного и государственного права. Данные условия поставок напрямую не определяют момент перехода права собственности, в них оговаривается момент перехода рисков от продавца к покупателю.
Международная правовая практика такова, что момент исполнения обязанностей поставщика перед покупателем рассматривается как момент перехода права собственности на товар. Как правило, этот момент связывают с переходом рисков от продавца к покупателю.
Поэтому если в контракте, заключенном с иностранным партнером, российская сторона не оговорила условия перехода права собственности на товар, применимы обычаи международной практики, и по умолчанию таким моментом можно считать момент выполнения обязательств поставщиком товара.
Например, в случае приобретения товаров на условиях FOB это момент перехода товара через поручни судна в обозначенном порту отгрузки, так как он соответствует моменту перехода рисков утраты или повреждения товаров при данном условии поставки. Следовательно, товар, приобретаемый на условиях FOB, если в договоре специально не оговорен момент перехода права собственности, должен быть оприходован по дате погрузки товара на судно, т.е. по дате коносамента.
Какие расходы может включать импортер в состав издержек обращения при приобретении товаров по импорту?
В состав издержек обращения импортера могут включаться лишь те расходы, которые он несет в соответствии с условиями поставки. В ходе проверки необходимо проверить, не завышал ли импортер издержки обращения на сумму затрат, которые в соответствии с условиями поставки должен нести продавец.
Расскажите о порядках оприходования по данным бухгалтерского учета и ведения текущего учета товаров, приобретенных по импорту.
Учетная информация о товарах, приобретаемых по импорту, формируется предприятием на основе данных контракта и грузовой таможенной декларации. При принятии к бухгалтерскому учету товаров, иного имущества, закупаемых по импорту, их следует отражать:
по дебету счетов 41 "Товары", 01 "Основные средства", 10 "Сырье и материалы" и т. д.,
либо на дату перехода права собственности на эти товары (имущество) к импортеру при наличии соответствующего документального подтверждения об их отгрузке (телеграмма, факсимильное сообщение и т.д.),
либо на дату оприходования их в организации при отсутствии такого подтверждения.
Текущий учет поступления ведется по месту нахождения (за границей, в пути и т.д.), по странам, товарам и учетным партиям. При проверке данного вопроса необходимо обратить внимание на соответствие кода, количества и стоимости товара, указанных в ГТД, тем данным, которые отражены предприятием в бухгалтерском учете.
Какими нормативными документами следует руководствоваться при приобретении импортных товаров на бартерной основе?
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" под бартером понимаются сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. Договоры мены и бартера не тождественны друг другу. Бартер предусматривает более широкий спектр объектов, в отношении которых осуществляется обмен, по договору же мены можно обменять только имущество, принадлежащее субъектам на праве собственности.
Отличительными признаками бартерных сделок является оформление безвалютных сбалансированных взаимных поставок по экспорту и импорту единым контрактом. Объем поставок между партнерами регулируется по суммам, указанным в выставленных друг другу счетах-фактурах (инвойсах).
Каков порядок формирования цен на товары, закупленные по импорту?
В соответствии с письмом Минфина России, Комитета РФ по политике цен от 31 мая 1993 г. N 66, 01-17/752-06 "О порядке учета НДС и акцизов при формировании цен на импортные товары (продукцию)" в затраты по закупке импортных товаров включается сумма акциза (по подакцизным товарам), исчисляемая по установленным ставкам исходя из таможенной стоимости ввозимых подакцизных товаров.
Сумма налога на добавленную стоимость, взимаемая одновременно с таможенными платежами по установленным ставкам, в отпускную цену не включается.
Реализация предприятиями импортных товаров всем потребителям производится по свободным отпускным ценам с учетом НДС по установленным ставкам.
Непосредственно населению (в том числе своим работникам с расчетами через кассу) предприятия реализуют импортные товары по свободным розничным ценам, сформированным исходя из свободных отпускных цен с учетом НДС и торговых надбавок. При этом в торговых надбавках учитываются реальные затраты предприятия на реализацию импортных товаров, а также налог на добавленную стоимость по установленной ставке.
Советник налоговой службы II ранга | Рулева А.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогообложение и валютный контроль при импорте (исходя из нормативных документов по состоянию на 1 апреля 1998 г.)
Автор
Рулева А.Н. - советник налоговой службы II ранга
"Законодательство", 1998, N 8