Налоговое законодательство: новации 1998 года
За последние несколько месяцев в налоговое законодательство Российской Федерации были внесены изменения. В данной статье представлены те из них, которые затрагивают правовую базу в части уплаты акцизов; проанализированы отдельные положения Федерального закона о бюджете на 1998 г., касающиеся налогового законодательства; рассмотрены некоторые другие нововведения.
Закон "Об акцизах" подвергается изменениям редко, но вносимые в него коррективы всегда значительны как по объему, так и по содержанию. На сей раз Федеральным законом от 14 февраля 1998 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах"1 статьи подверглись пересмотру в целях приведения положений Закона к стандартам Налогового кодекса.
Прежде всего отметим освобождение от налогообложения некоторых категорий товаров. Выведены из-под налогообложения денатурированная спиртосодержащая продукция (в том числе денатурированный спирт) и легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2500 см3 (под эту характеристику подпадают практически все отечественные легковые автомобили). Под денатурированной спиртосодержащей продукцией подразумевается продукция изо всех видов сырья, которая: а) содержит денатурирующие добавки, исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции; б) изготовленная в соответствии с установленной федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией. Не начисляются и не уплачиваются акцизы на этиловый спирт, вырабатываемый из пищевого сырья, использованный производящей его организацией для выработки денатурированного спирта.
В новой редакции закона содержится определение понятия "ювелирные изделия", отсутствие которого позволяло Госналогслужбе толковать этот термин в расширительном смысле. Подакцизными ювелирными изделиями признаны: изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, для выполнения различных ритуалов и обрядов; монеты; памятные, юбилейные и другие знаки и медали (за исключением монет, имеющих статус законного платежного средства и прошедших эмиссию, государственных наград, медалей, знаков отличия и различия, статус которых определен федеральными законами или указами Президента РФ, а также законами или иными нормативными актами государств-участников СНГ), изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Не отнесены к ювелирным изделиям: предметы культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении (за исключением обручальных колец). Отметим, что в первоначальном варианте проекта этого закона предлагалось считать ювелирными изделиями также изделия из недрагоценных материалов со вставками из полудрагоценных камней, включая янтарь и жемчуг, в том числе искусственного происхождения. Кроме того, законодатели собирались включить в перечень подакцизной продукции драгоценные камни.
В соответствии с изменением цен проиндексированы действующие ставки акцизов. При этом остались прежними ставки на спирт и нефть, включая стабилизированный газовый конденсат. Выросли ставки на алкогольную продукцию и вина (причем структура акцизов на эти товары детализировалась), а также на табак, сигареты, сигариллы и папиросы. Уменьшены ставки на сигары. Установлены единые усредненные акцизы на пиво. Для автомобильного бензина вместо процентной введена фиксированная ставка, что затрудняет оценку соотношения прошлогодних и новых ставок, но по приблизительным подсчетам для бензинов с октановым числом более 80 акцизы выросли незначительно, а для остальных бензинов - даже уменьшились.
Уточнен состав плательщиков акцизов их перечень дополнен простыми товариществами. Обязанность уплатить акцизы на товары, производимые за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, возложена вместо организаций, оплативших стоимость работ по изготовлению товаров, на собственников давальческого сырья.
Пожалуй, самые заметные изменения коснулись порядка исчисления акцизов. Для товаров, на которые установлены процентные ставки акцизов, изменилась налоговая база, и сумма акцизов теперь зависит только от цены товара (складывающейся из его себестоимости и прибыли, без учета самих акцизов). Поэтому из текста закона исчезла формула для исчисления суммы акциза, определяющая зависимость величины акцизов от полной отпускной цены товара. Внесено непосредственно в текст Закона указание о выделении суммы акциза отдельной строкой в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, ранее содержавшееся только в Инструкции Госналогслужбы РФ.
Определен порядок возмещения из бюджета сумм акциза, начисленных и уплаченных по товарам, вывезенным за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена). Ранее акцизы на такие товары не уплачивались при условии предоставления налоговым органам некоторых документов, подтверждающих экспорт товаров. Теперь акцизы на вывезенные товары вносятся в бюджет и записываются в счет предстоящих платежей или возмещаются за счет общих поступлений налогов. Причем организации, производящие вывозимые подакцизные товары, могут получить отсрочку по уплате акцизов за отгруженные товары при условии предоставления гарантий уполномоченных банков. При непредставлении организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки товара документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с названных банков по истечении указанных 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов.
Существенно изменены сроки уплаты налога. Акцизы перечисляются теперь за каждые полмесяца (вместо подекадных платежей, принятых ранее). За товары (за исключением природного газа), реализованные с 1 по 15 число включительно отчетного месяца акцизы уплачиваются не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным. За товары (за исключением природного газа), реализованные с 16 по последнее число отчетного месяца - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным. За природный газ акцизы уплачиваются в бюджет исходя из фактической реализации не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. На первый взгляд, произошло значительное увеличение периода уплаты, но следует заметить, что новая редакция закона предусматривает использование только учетного метода отгрузки, т.е. датой совершения оборота теперь считается не дата поступления средств за реализованные подакцизные товары на счета в банках, а дата отгрузки товаров.
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1998 г. N 2522 нормативную базу также внесены изменения, касающиеся уплаты акцизов: проиндексирована стоимость специальной марки для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации. С 1 апреля 1998 г. она составляет 115 руб. - за 1000 марок с надписью "Алкогольная продукция" (стоимость марки увеличена на 15% по сравнению с прошлым годом) и 155 руб. - за 1000 марок с надписью "Крепкие алкогольные напитки" (стоимость увеличена на 55%).
Много нововведений в сфере налогообложения связано с долгожданным законом о бюджете на текущий год (Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ3).
В 1998 г. отсрочки и (или) рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет будут предоставляться в случае задержки финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного оборонного заказа, угрозы банкротства при единовременной выплате налога или при исполнении выставленных требований об уплате налогов и соответствующих пеней, или нанесения значительного материального ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы либо другого чрезвычайного или непреодолимого при данных условиях обстоятельства. Отсрочки (рассрочки) предоставляются на срок, не превышающий пределов текущего года, и не свыше шести месяцев при условии предоставления таких отсрочек и (или) рассрочек по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Задолженность юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, имеющаяся у них по состоянию на 1 января 1998 г., будет реструктуризована путем предоставления юридическим лицам отсрочки и (или) рассрочки по уплате указанной задолженности по налогам и сборам до 4 лет, по пеням и штрафам до 10 лет (при условии предоставления обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности либо под залог имущества, а также при условии своевременной и полной уплаты текущих платежей в течение всего срока отсрочки и (или) рассрочки). Проценты за отсроченные и (или) рассроченные суммы платежей установлены в размере 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты этих процентов. Согласно Правилам проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом в 1998 г., утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1998 г. N 395, в качестве обеспечения погашения задолженности перед бюджетом может выступать передаваемое в залог имущество организации (ее учредителей, участников или собственников), а также банковские гарантии.
Ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБР. Образовавшаяся ранее задолженность юридических лиц по уплате пени, по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляют органы Госналогслужбы РФ, пересчитывается исходя из этой ставки в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Размер пени значительно понижен по сравнению с установленным законом "Об основах налоговой системы". Поскольку круг субъектов, на который распространяется эта норма, прямо не указан, можно сделать вывод о том, что она действительна для всех участников хозяйственной деятельности.
Введен новый порядок списания средств по платежным документам, обусловленный признанием неконституционными положений ГК РФ, устанавливающих приоритет требований по оплате труда над платежами в бюджет. Теперь при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований платежи должны производиться в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных ст. 855 ГК РФ к первой и второй очереди.
Чтобы увеличить финансирование территориальных дорожных фондов субъектов Российской Федерации, было решено перераспределить средства, поступающие за счет федерального налога на пользователей автомобильных дорог. В 1998 г. 2 % выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, будет зачисляться в территориальные дорожные фонды, и только 0,5 % тех же доходов - в Федеральный дорожный фонд. Данное предложение вызвано необходимостью создания надежной и достаточной доходной базы для формирования территориальных дорожных фондов. Субъекты Российской Федерации, принимая во внимание общую тяжесть налогового бремени, практически не используют предоставленное им право увеличивать ставку налога на пользователей автомобильных дорог.
Соответствующие изменения уже внесены в Инструкцию Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Источником пополнения Федерального дорожного фонда послужит налог на реализацию горюче-смазочных материалов. Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 51-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"4 налогообложение горюче-смазочных материалов, ввезенных на территорию Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами"5 детализирует положения Водного кодекса регламентирующие систему платежей, связанных с пользованием водными объектами. Согласно проведенным расчетам, введение платного водопользования не может вызвать значительного роста стоимости продукции (услуг), зато в целом по стране поступления средств от платы должны составить около 8 млрд руб. (в масштабе цен 1998 г.). Плату за подлежащее лицензированию пользование водными объектами должны будут вносить организации и предприниматели, непосредственно эксплуатирующие водные объекты с применением сооружений, технических средств или устройств.
Объектом платы является пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств для забора воды6 в целях удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде (0,55 руб. за 1000 кВт.ч вырабатываемой электроэнергии), использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях)7, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ (1,37,3 тыс. руб. в год за 1 км2 площади использования акватории водных объектов); осуществления сброса сточных вод в водные объекты (3,227 руб. за 1000 м3 сточных вод).
Минимальные и максимальные ставки за пользования водой по бассейнам рек, озерам, морям и различным экономическим районам страны устанавливаются Правительством РФ в установленных законом пределах. Ставки платы для разных категорий плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий определяются законодательными органами субъектов РФ. Они же могут установить льготы для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта. Плата вносится 1 раз в квартал предпринимателями, малыми предприятиями и плательщиками, использующими акваторию водного объекта, и 1 раз в месяц остальными плательщиками. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). В федеральный бюджет зачисляется 40% поступлений, в бюджеты субъектов РФ - 60%. Не менее 50% этих средств направляется на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
Специально установлено, что с вступлением в силу закона размер тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения не может быть увеличен более чем на 4%.
Существенно снизилось налогообложение акционерных обществ - реорганизующихся, уменьшающих уставный капитал или конвертирующих свои акции в акции другого типа без изменения размера уставного капитала. Федеральным законом от 23 марта 1998 г. N 36-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами""8 устранено сложившееся несоответствие между основанием для уплаты налога на операции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговое законодательство: новации 1998 года
Автор
Падеева Е.В. - юрист НПП "Гарант-Сервис"
"Законодательство", 1998, N 7