Регистрация предприятий: неурегулированные вопросы
От редакции
Хотя наш журнал совсем молодой, число его читателей быстро растет. Об этом говорят как результаты подписной кампании, так и наша почта. Мы хотим поблагодарить всех, кто написал нам, предлагая свои советы, замечания, пожелания. Приятно, что некоторые из корреспондентов стали нашими авторами.
Ряд писем содержит вопросы, ответы на которые могут быть интересны многим. Поэтому мы отобрали несколько таких писем и попросили прокомментировать их А.К.Бондарева, начальника юридического управления Министерства экономики России.
Сегодня мы ответим тем, кого интересует проблема регистрации создающихся предприятий.
В Гражданском кодексе Российской Федерации записано, что юридические лица подлежат регистрации в органах юстиции, а работники управления юстиции нашего города сказали, что они этим не занимаются. Как же быть?
Приходится с сожалением констатировать, что ГК РФ в полной мере пока не действует. В ст. 51 Кодекса записано, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
На практике же регистрацию юридических лиц от имени государства осуществляют, как и до принятия ГК РФ, регистрационные палаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы, которые, как известно, в соответствии с нашей Конституцией государственными органами не являются.
В чем же дело? Все ожидают принятия упомянутого в ГК РФ закона о регистрации юридических лиц, забывая, что он, исходя из смысла ст.51 Кодекса, должен носить процессуальный (формальный) характер, т.е. только регулировать порядок регистрации.
Органы юстиции еще не готовы сосредоточить в своих руках государственную функцию регистрации юридических лиц. А в работе регистрационных палат нет и не может быть единообразия. Иногда даже в одной и той же палате разные чиновники устанавливают в меру своего понимания, а скорее непонимания, собственные требования к уставам. Одни говорят, например, что уставы федеральных государственных унитарных предприятий должны быть согласованы с администрацией субъекта Российской Федерации, хотя это требование ни на чем не основано. Другие отказывают в регистрации устава из_за отсутствия в нем записи о том, что в случае ликвидации юридического лица документы подлежат сдаче в архив, и не просто в архив, а с указанием его наименования и адреса.
Справедливости ради надо сказать, что попытки упорядочить эту процедуру предпринимались, но успеха не принесли. В постановлении Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" было сказано, что уставы федеральных предприятий утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Типовым уставом, утверждаемым Госкомимуществом России. Однако поскольку специального поручения соответствующим органам дано не было, ни Госкомимущество России в прошлом, ни Мингосимущество России в настоящем никаких действий не предприняли, и Типовой устав так и не был разработан. Подчеркиваем, что речь идет лишь об уставах государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов. Что же касается уставов хозяйственных товариществ, обществ, кооперативов, муниципальных предприятий, то здесь о единообразии основополагающих требований закона и говорить не приходится.
Государственная Дума, как и Минюст России, не слишком озабочены подготовкой закона о государственной регистрации юридических лиц, впрочем, как и многих других законов, разработка которых прямо предусмотрена ГК. Такое спокойствие в верхних эшелонах власти оборачивается неразберихой на местах, длительными проволочками при регистрации организаций, влекущими как материальные, так и моральные потери.
Почему число действующих юридических лиц значительно меньше, чем официально зарегистрированных?
Действительно, предприятий-"мертвых душ" немало.
Юридические лица по закону считаются прекратившими свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК РФ). По чьей инициативе должны вноситься такие записи? По смыслу закона - по предложению ликвидационных комиссий после выполнения ими всех обязательных мероприятий. Но как быть в тех случаях, когда ликвидкомы просто не работают? Об этом в законе ничего не сказано. На практике получается, что юридические лица могут числиться в реестрах ("ревизских сказках") бесконечно долго. А если есть такие "мертвые души", то неизбежно найдутся новые чичиковы, которые используют эту ситуацию в своих неблаговидных целях.
Необходимо, чтобы уставы юридических лиц периодически обновлялись, например, первый раз через год после регистрации юридического лица, второй через два года, третий через три года. При таком порядке бездействующие юридические лица, не участвующие в перерегистрации, должны исключаться из реестра.
О том, к каким печальным последствиям может привести неисключение юридического лица из названного реестра, мы уже рассказывали. Но невыполнение судебных решений о взыскании с несуществующих ликвидкомов платежей по возмещению вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью работника, является лишь одним из результатов. Проблемы совершенствования законодательства о регистрации юридических лиц ждут своего решения. И чем быстрее они будут решены, тем лучше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регистрация предприятий: неурегулированные вопросы
Автор
Бондарев А.К. - начальник юридического управления Министерства экономики РФ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 1998, N 5