Европейская хартия о статусе судей
Постатейный комментарий
3. Назначение, несменяемость
3.1. В национальных системах процедура отбора судьи в узком смысле может отличаться от процедур назначения его на должность и направления лица, назначенного судьей, в определенный суд. Следует уточнить, что решения о назначении и направлении принимаются независимой инстанцией, упомянутой в п.1.3, или происходят по ее предложению, или рекомендации, или с ее согласия, или после ее уведомления.
3.2. В Хартии рассмотрены ситуации невозможности занимать должность судьи. В ней нет предположения о случаях совершенной невозможности, связанных с предшествующей деятельностью кандидата или с деятельностью его близких, при назначении на должность судьи. Но отмечается, что при назначении в суд упомянутые обстоятельства необходимо учитывать. Например, адвокат, ранее практиковавший в городе, не может быть направлен в него в качестве судьи, трудно себе представить также, что кто-либо может быть направлен судьей в город, где мэром или депутатом городского совета является его супруг, отец или мать. Таким образом, по вопросу о направлении в определенный суд уставные нормы должны принимать во внимание ситуации, способные законно и объективно породить сомнения по поводу независимости и беспристрастности судей.
3.3. В некоторых национальных системах процедура отбора предусматривает испытательный срок, следующий за назначением, до окончательного подтверждения назначения, в других - ограниченный срок полномочий, который может быть возобновлен.
В подобных ситуациях необходимо, чтобы окончательное решение о неназначении и о невозобновлении срока полномочий принималось только независимой инстанцией, упомянутой в п.1.3, или по ее предложению, рекомендации, или после ее уведомления. Ясно, что положения об испытательном сроке или возобновлении достаточно деликатны, если не опасны, с точки зрения, в частности, независимости и беспристрастности судьи, проходящего испытательный срок, который надеется на свое утверждение, или судьи, ожидающего возобновления срока полномочий. Следовательно, здесь должны быть предусмотрены гарантии путем вмешательства независимой инстанции. В той мере, в какой может быть оспорена способность лица, проходящего испытательный срок, занимать должность судьи, Хартия уточняет, что право на обжалование, предусмотренное в п.1.4, применимо к подобному лицу.
3.4. Хартия утверждает принцип несменяемости судей, понимаемый как невозможность дать судье новое назначение, новые полномочия без его непосредственного согласия. Однако возможны и исключения: когда решение о перемещении судьи, предусмотренное в национальном уставе в качестве дисциплинарного наказания, было принято в этой связи; когда происходит предусмотренное законом изменение судебной организации, влекущее за собой, например, упразднение суда; когда судья призван помочь соседнему суду в трудной ситуации. В последнем случае направление должно производиться на ограниченный срок, определенный в уставе. Однако, учитывая щекотливый характер вопроса о перемещении судьи, на которое тот не согласен, следует напомнить, что согласно п.1.4 судьи имеют общее право на обжалование решения в независимую инстанцию, которая также может проверить законность такого перемещения. Впрочем, это также и право на обжалование, которое может прояснить ситуации, не учтенные в Хартии.
4. Прохождение службы
4.1. Хартия определяет критерии стимулирования продвижения по службе как качества и достоинства судьи, выявленные в ходе выполнения им своих полномочий одним или несколькими судьями. Именно на основе этих оценок принимается решение о продвижении по службе независимой инстанцией, упомянутой в п.1.3. Судья, который не был представлен с целью продвижения по службе на рассмотрение независимой инстанции, должен иметь возможность подать туда протест.
Положения п.4.1, естественно, не предназначены для применения в системах, где нет продвижения по службе и иерархии судей, а также в системах, которые в этом отношении надежно защищают их независимость.
4.2. Здесь рассмотрен вопрос о деятельности, проводимой параллельно судебным полномочиям. Предусматривается, что судья вне своих судебных полномочий свободно занимается деятельностью, которая является выражением его прав гражданина. Эта свобода может оказаться ограниченной только в том случае, если деятельность является не совместимой либо с доверием к его беспристрастности и независимости, либо отнимает столько времени, что наносит ущерб выполнению полномочий судьи. При этом в Хартии не указываются конкретные виды деятельности, но предусматривается, что судьи должны просить разрешения на занятие различными видами оплачиваемой деятельности, за исключением литературно-художественной.
4.3. В этом пункте раскрывается понятие, именуемое "осторожностью" судьи, которое вытекает из ст.6 Европейской конвенции по правам человека и из практики Европейского Суда. Суть этого понятия: судья должен воздерживаться от любого поведения, действия, способного существенно подорвать доверие к его беспристрастности и независимости. Ссылаясь на опасность такого значительного подрыва доверия, Хартия позволяет избежать чрезмерной жесткости, которая привела бы к изоляции судьи от общества и гражданских занятий.
4.4. Право на непрерывное образование судьи. Он должен иметь доступ к образованию, оплачиваемому государством, целью которого является гарантирование поддержания должного уровня и углубления профессиональных, социальных и культурных знаний. Государство должно заботиться об организации подобных образовательных акций с соблюдением условий, названных в п.2.3.
5. Ответственность
5.1. Хартия предусматривает дисциплинарную ответственность судьи. Она ссылается сначала на принцип законности дисциплинарных взысканий, констатируя, что поводом для взыскания может стать только невыполнение одной из обязанностей, непосредственно определенных статусом, и что градация взысканий, которые могут быть применены, уточнена в статусе. Кроме того, дисциплинарное взыскание может быть наложено только согласно предложению, рекомендации или с согласия судебного органа или инстанции, не менее половины состава которой составляют избранные судьи, и в рамках состязательного процесса, когда судья, привлекаемый к ответственности, может воспользоваться помощью защитника. Предусматривается также право на обжалование в вышестоящую инстанцию решения о взыскании,
5.2. Финансовая и гражданская ответственность судьи. Хартия провозглашает принцип: возмещение ущерба, понесенного незаконно в результате решения или поведения какого-либо судьи при исполнении им его должностных обязанностей, обеспечивается государством. Это означает, что по отношению к потерпевшему государство при любой возможности выступает гарантом возмещения ущерба.
Кроме того, в Хартии сказано, что, когда ущерб явился результатом грубого нарушения судьей норм, регламентирующих его деятельность, государство может потребовать от него возмещения убытков в судебном порядке. Требование наличия грубой ошибки, судебный характер возмещения ущерба представляют собой значительные гарантии избежания обхода процедуры. Дополнительную гарантию составляет предварительное согласие на принятие дела к производству компетентным судебным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Европейская хартия о статусе судей. Постатейный комментарий
"Российская юстиция", 1999, N 9, стр. 5