Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных
на военные сборы?
В соответствии со ст.54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, мероприятий по подготовке к ней граждан (Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г., с изменениями и дополнениями от 26 февраля 1999 г., далее - Положение).
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Считаю, что в данной норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только те граждане, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы - военную службу, т.е. военнослужащие. Это подтверждает, в частности, тот факт, что льготы, гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено прежде всего назначением данного мероприятия. Согласно п.37 Положения привлечение призванных на военные сборы граждан к исполнению иных, не связанных с прохождением военных сборов обязанностей, запрещается. Таким образом, они не несут военную службу в полном смысле и статус военнослужащих не может распространяться на них во всем своем объеме. В отношении них можно говорить лишь о некоторых правах, обязанностях и частично - ответственности военнослужащих "в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Обращает на себя внимание, что положение п.2 ст.2 Закона "О статусе военнослужащих" сформулировано неточно и относительно нормативно-правовых актов, которыми статус военнослужащих может распространяться на граждан, призванных на военные сборы, так как под иными нормативными правовыми актами в данном случае, очевидно, допустимо понимать подзаконные нормативные правовые акты. В то же время ст.55 Конституции РФ устанавливает, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в некоторых предусмотренных в ней иных случаях, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Согласно п.2 ст.1 Закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами. Следовательно, распространение статуса военнослужащих на граждан в период прохождения ими военных сборов допустимо лишь федеральными конституционными законами или федеральными законами.
Сделанные выводы могут быть применены в целях толкования правовых норм, определяющих статус граждан, призванных на военные сборы. В частности, п.39 Положения, в котором указывается, что граждане, призванные на военные сборы и нарушившие установленный порядок их проведения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством в отношении военнослужащих, противоречит действующему законодательству. Положение утверждено Правительством, которое осуществляет исполнительную власть и не располагает полномочиями по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих юридическую ответственность.
Кроме того, исходя из п.2 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в нормативных правовых актах, распространяющих статус военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, должны быть предусмотрены случаи и порядок такого распространения. В Положении же не определено конкретно, в каких случаях и в каком порядке граждане, призванные на военные сборы, могут быть привлечены к ответственности как военнослужащие.
Из всего сказанного следует вывод, что эти граждане могут быть привлечены к ответственности как военнослужащие лишь при условии, если такая возможность предусмотрена актом компетентного органа государственной власти и определены случаи, когда возможно привлечение их к такой ответственности, а также соответствующая процедура.
С.Корнишин,
адъюнкт Военного университета
(г.Москва)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы?
Автор
С.Корнишин - адъюнкт Военного университета (г.Москва)
"Российская юстиция", 1999, N 12, стр. 21