Традиции и новшества в законодательстве о выборах в Государственную Думу
Статья вторая
Регистрация. Гарантии для кандидатов
За сбором подписей наступает черед регистрации кандидатов и федеральных списков кандидатов.
Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, блока не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию пакет избирательных документов. В него входят, прежде всего, подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате. Закон о выборах 1999 г. требует представлять и некоторые новые данные: сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, первый финансовый отчет кандидата.
Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения, блока не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени* представляет в ЦИК РФ избирательные документы: подписные листы; протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах; сведения об изменениях, происшедших в федеральном списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в ранее представленных данных о каждом кандидате из федерального списка кандидатов. Кроме того, теперь также требуется представлять сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата, сведения об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности, первый финансовый отчет избирательного объединения, блока.
Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина-кандидата за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством России о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, последнюю заменяет справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов.
Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении к Закону о выборах 1999 г. (в нее включаются данные о земельных участках, жилых домах, квартирах, дачах, гаражах и иных зданиях, строениях, сооружениях, об автомобилях легковых, грузовых, других транспортных средствах). Перечень сведений о доходах и об имуществе, подлежащих опубликованию, устанавливается ЦИК РФ.
Избирательные комиссии - ЦИК и окружные соответственно - обязаны проверить достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Избирательная комиссия вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений в соответствующие органы, которые должны в течение 10 дней, а за 10 и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
Проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 600, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку одного и того же кандидата, федерального списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные признаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при выборочной проверке недостоверных подписей составит более 15% от всех подписей, отобранных для проверки, в описанном порядке проводится дополнительная проверка еще 15% подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей. Если суммарное количество недостоверных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15% от общего количества подписей, подлежащих проверке, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится. Регистрация не производится также в случае, когда после вычета недостоверных подписей оставшихся недостаточно для регистрации.
Если проверка подписей прошла успешно, происходит регистрация кандидата, федерального списка кандидатов. Как отмечалось, Закон о выборах 1999 г. позволяет сбор подписей заменить внесением избирательного залога. Поэтому ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов (поступления избирательного залога на специальный счет ЦИК РФ) и иных необходимых документов обязана вынести решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка. Соответственно окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов (поступления избирательного залога) и иных необходимых документов обязана вынести решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.
Главными основаниями отказа в регистрации являются: нарушение порядка сбора подписей, недостаточное число подписей, недостоверность данных. Более того, Закон о выборах 1999 г. гласит: если недостоверность сведений установлена после регистрации, и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации кандидата (об исключении кандидата из федерального списка кандидатов), а за 151 день до дня голосования - обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (исключении его из федерального списка кандидатов).
Решение ЦИК РФ о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, а решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации - в ЦИК РФ или в суд субъекта РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок.
Выборы в Государственную Думу проводятся на основе состязательности. Поэтому в Законе о выборах 1999 г. установлено: если за 45 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по федеральному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один федеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован только один такой список, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии или ЦИК РФ откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Закон о выборах 1999 г. использует два понятия: "кандидат" и "зарегистрированный кандидат". Ранее было непонятно, в каком качестве фигурирует гражданин, выдвинутый по округу или включенный в федеральный список, до момента регистрации. Теперь, согласно названному закону, в данный период он называется кандидатом. Закон о выборах 1999 г. даже содержит ст. 41 "Обеспечение равного статуса кандидатов". Ее правила действуют с самого начала выдвижения кандидатов, а для тех из них, кто прошел регистрацию (по округу или по списку), - и после регистрации.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, занимающие государственные должности категории "А" и выборные муниципальные должности, могут оставаться после регистрации на своих должностях. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или по гражданско-правовому договору, на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Остальные зарегистрированные кандидаты со дня регистрации и до дня официального опубликования результатов выборов по их заявлению, рапорту освобождаются от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Соответствующая избирательная комиссия выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере его средней месячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), однако сумма компенсации не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 10 раз.
Все зарегистрированные кандидаты получают возмещение транспортных расходов, связанных с ведением предвыборной агитации, в пределах, установленных Законом о выборах 1999 г., в котором увеличено число оплачиваемых поездок. Зарегистрированный кандидат имеет определенные гарантии трудовых прав; кроме того, кандидата без его согласия нельзя в данный период призвать на военную или альтернативную службу и военные сборы. Привлечь к уголовной ответственности, арестовать или подвергнуть мерам административного взыскания, налагаемым судом, зарегистрированного кандидата можно только с согласия Генерального прокурора РФ.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, блоки могут иметь доверенных лиц. Кандидат-одномандатник вправе назначить до 20 (в 1995 г. - до 10) доверенных лиц, а избирательное объединение, избирательный блок до 500. Доверенные лица осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.
Закон о выборах 1999 г. лучше по сравнению с предыдущим отрегулировал вопросы выбытия кандидатов из предвыборной борьбы. Кандидат, выдвинутый по одномандатному округу, вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться. Заявление принимается к сведению окружной избирательной комиссией. То же может сделать и зарегистрированный кандидат по округу, но не позднее чем на три дня до дня голосования. Если нет налицо вынуждающих обстоятельств, с него взыскиваются полученные им из федерального бюджета средства на избирательную кампанию.
Такое же заявление может быть подано не позднее чем за пять дней до дня голосования в окружную комиссию избирательным объединением, блоком в отношении кандидата, зарегистрированного кандидата, выдвинутого ими по округу. Закон не говорит о том, что при таком отзыве кандидата воля последнего имеет решающее значение. Затраченные средства взыскиваются с избирательного объединения, блока.
Кандидат, зарегистрированный кандидат из федерального списка вправе подать заявление об отказе баллотироваться в ЦИК РФ не позднее чем за пять дней до дня голосования. В течение суток ЦИК РФ исключает его из списка. Средства с него не взыскиваются, поскольку в целом федеральный список остается.
Но если избирательное объединение (избирательный блок) примет решение отозвать весь федеральный список без вынуждающих к тому обстоятельств, с него взыскиваются полученные из федерального бюджета средства.
Избирательные объединения, блоки вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, исключить некоторых кандидатов из своего федерального списка. В период избирательной кампании 1995 г. такая практика имела место, и весьма остро стоял вопрос о том, правомерны ли такие действия объединения (блока), если кандидат хочет остаться в списке партии, движения. Закон о выборах 1999 г. однозначно решил вопрос в пользу интересов избирательного объединения, блока, даже не указав, что исключение из списка должно производиться при наличии вынуждающих обстоятельств.
Закон ставит лишь некоторые условия: если число кандидатов (зарегистрированных кандидатов), исключенных из федерального списка кандидатов по их заявлениям, по решению избирательного объединения, избирательного блока, превышает 25% от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов либо в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части списка (за исключением случаев выбытия по вынуждающим обстоятельствам), ЦИК РФ отказывает в регистрации федерального списка кандидатов либо отменяет ее, взыскивая с объединения, блока затраченные ими средства.
Не допускается дополнительное включение в список лиц, равно как и перемещение в списке кандидатов, кроме случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов.
И еще одно очень важное правило: если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется один зарегистрированный кандидат, а равно если в федеральном избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного федерального списка кандидатов либо останется только один такой список, выборы откладываются по решению соответственно окружной избирательной комиссии, ЦИК РФ на срок не более двух месяцев в одномандатном избирательном округе (1995 г. - на 100 дней) и не более трех месяцев в федеральном избирательном округе для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Вынуждающие обстоятельства для кандидата - признание его судом недееспособным; тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата, его близких родственников; для избирательного объединения, блока - выбытие по вынуждающим обстоятельствам либо в связи со смертью или с признанием умершими кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части списка, более чем 50% (но не менее шести) кандидатов из общефедеральной части списка (т.е. из 18), более чем 25% кандидатов из федерального списка.
Предвыборная агитация
Остановимся теперь на некоторых существенных моментах, касающихся предвыборной агитации и форм ее проведения.
Предвыборная агитация может проводиться:
а) через средства массовой информации (СМИ);
б) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) в иных не запрещенных законом формах.
Предвыборная агитация через СМИ проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно избрать форму и характер своей предвыборной агитации.
Закон запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы:
федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
воинским частям, военным учреждениям и организациям;
благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.
В какие сроки проводится предвыборная агитация? Она начинается, по общему правилу, со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Причины, надеемся, понятны: избирателю дается время спокойно обдумать, кому отдать предпочтение при голосовании.
Поскольку в связи с выборами все увлекаются опросами общественного мнения, которые будоражат население и далеко не всегда бывают беспристрастными, Закон о выборах 1999 г. подробно рассмотрел данный вопрос. В указанном акте говорится, что при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. А со дня окончания регистрации кандидатов, федеральных списков организации, проводящие связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их в СМИ, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций соответственно в окружную избирательную комиссию или ЦИК РФ для формирования информационного банка. Его данные должны предоставляться кандидатам, их доверенным лицам, уполномоченным представителям и доверенным лицам избирательных объединений, блоков, представителям СМИ, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам.
В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (обнародование) в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, блокам предоставлены, в принципе, равные условия доступа к средствам массовой информации. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, имеющие государственные, муниципальные органы в качестве (со)учредителей либо финансирование из государственных, муниципальных средств не менее чем на 15% своего бюджета за последний год, должны бесплатно предоставлять часть эфирного времени, печатной площади кандидатам, избирательным объединениям, блокам; остальные время, площади - на платной основе. Другие организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий вправе все делать на договорной (платной) основе, но дискриминация недопустима - размер и условия оплаты должны быть для всех едиными.
Закон гласит, что зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, блоки, зарегистрировавшие федеральные списки, вправе беспрепятственно выпускать предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные (в Законе о выборах 1999 г. они упомянуты впервые) и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством РФ.
Для того, чтобы исключить анонимность материалов, введены более жесткие правила. Предусмотрено, что все предвыборные печатные (плакаты, листовки и т.д.) и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименования и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска.
Более того, установлено, что экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии до начала распространения должны быть переданы зарегистрированным кандидатом в соответствующую окружную избирательную комиссию либо территориальную избирательную комиссию, избирательным объединением, блоком в избирательную комиссию субъекта РФ либо ЦИК РФ. Вместе с указанными материалами в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о местонахождении организаций (указаны адреса местожительства лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. В Законе о выборах 1999 г. специально подчеркнуто, что изготовление, распространение предвыборных печатных агитационных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не допускаются. Распространение предвыборных агитационных материалов с нарушением изложенных требований запрещается.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности РФ, пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных законодательством РФ. Новелла 1999 г. состоит в том, что запрещается агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности.
Закон о выборах 1999 г. запрещает подкуп избирателей. Этот запрет существовал и ранее, но теперь он четко назван. Согласно п.2 ст.60, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их уполномоченным представителям, доверенным лицам, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации (эта категория впервые появилась в Законе 1999 г.), запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, блоки, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Финансирование
Закон о выборах 1999 г. уделяет много внимания вопросам финансирования выборов депутатов Государственной Думы.
В определенной мере они проводятся за счет государственного финансирования, осуществляемого из федерального бюджета.
Однако хорошо известно, что государственных средств мало, и они не могут, да и не должны покрывать все расходы в период избирательных кампаний. Поэтому уже с первых выборов в Государственную Думу в 1993 г. была предусмотрена возможность их негосударственного финансирования. Для этих целей создаются избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, блоков.
На предшествующих выборах такие фонды создавались только зарегистрированными кандидатами, объединениями, блоками. Откуда же брались средства на покрытие расходов по сбору подписей? Фактически подписная кампания оплачивалась кандидатами, избирательными объединениями, блоками или их спонсорами. Никакого контроля избирательных комиссий за использованием средств на этой стадии не было.
Поэтому новое законодательство, в том числе и Закон о выборах 1999 г., гласит, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны основать собственные избирательные фонды. Таким образом, избирательные фонды создаются еще до начала сбора подписей, и именно оттуда в первую очередь финансируется сбор подписей. Эти же средства расходуются при внесении избирательного залога.
Избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут формироваться только за счет следующих источников:
а) собственных средств кандидата, зарегистрированного кандидата. Они в совокупности не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, более чем в 1000 раз;
б) средств, которые выделены кандидату, зарегистрированному кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не из средств избирательного фонда избирательного объединения), избирательными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (не из средств избирательного фонда избирательного блока), и которые в совокупности не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 5000 раз (19952г. - более чем в 1500 раз);
в) средств, выделенных зарегистрированному кандидату не позднее чем за 40 дней до дня голосования окружной избирательной комиссией в равном размере с иными кандидатами по тому же округу;
г) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в 100 раз (1995 г. - более чем в 20 раз) для каждого гражданина и в 2000 раз (1995 г. - 200 раз) для каждого юридического лица.
Как видим, суммы пожертвований на предстоящих выборах могут быть гораздо больше, чем в 1995 г. Правда, предельная сумма всех расходов кандидата (зарегистрированного кандидата) из средств его избирательного фонда осталась прежней и не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 10 000 раз. Это означает, что можно сузить круг "спонсоров".
Избирательные фонды избирательных объединений, блоков могут формироваться только за счет следующих источников:
а) собственных средств избирательного объединения, блока, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 100 000 раз (собственные средства избирательного блока образуются из совокупной суммы средств, передаваемых данному блоку создавшими его избирательными объединениями);
б) средств, выделенных ЦИК РФ избирательным объединениям, блокам не позднее чем за 40 дней до дня голосования;
в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер добровольного пожертвования не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 150 раз (1995 г. - более чем в 30 раз) для каждого гражданина и 20 000 раз (1995 г. - 2000 раз) для каждого юридического лица.
В целом суммы пожертвований увеличились. Но предельная сумма расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, блока осталась прежней и не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 250 000 раз. Это позволит обратиться к меньшему числу более богатых жертвователей.
Средства в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, блоков запрещается вносить:
а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
б) иностранным гражданам;
в) лицам без гражданства;
г) гражданам России, не достигшим 18 лет;
д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 % на день назначения выборов;
е) международным организациям и международным общественным движениям;
ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 % (это новелла 1999 г.);
к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
л) благотворительным организациям, религиозным объединениям, а с 1999 г. также учрежденным ими организациям;
м) анонимным жертвователям (гражданин является таковым, если не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и дата рождения; юридическое лицо - если не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия). Если анонимные пожертвования все-таки поступили на счет избирательного фонда, кандидаты, избирательные объединения, блоки должны их перечислить в 10-дневный срок в доход федерального бюджета (это дополнение 1999 г.);
н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования (также дополнение 1999 г.).
Голосование. Определение результатов выборов
Большинство читателей журнала уже участвовало в каких-либо выборах. В основном на выборах депутатов Государственной Думы будут действовать привычные правила голосования, поэтому осветим данный вопрос предельно кратко.
Голосование проводится с 8 до 20 часов (1995 г. - до 22 часов). Вся информация о кандидатах и федеральных списках должна быть в помещении избирательного участка на специальном стенде.
Каждый избиратель получает два бюллетеня: по федеральному и одномандатному избирательным округам. Они различаются по форме.
В первом бюллетене в порядке, определяемом по результатам жеребьевки в ЦИК РФ, размещаются краткие наименования, а также эмблемы избирательных объединений и блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. Справа от наименования каждого избирательного объединения, блока печатается пустой квадрат. После перечня избирательных объединений, блоков имеется строка "Против всех федеральных списков кандидатов", справа от нее также находится пустой квадрат.
В избирательном бюллетене по одномандатному избирательному округу указываются в алфавитном порядке фамилия, имя и отчество, другие данные каждого зарегистрированного кандидата, содержится информация о том, кем выдвинут данный кандидат. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. После перечня кандидатов имеется строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать информацию о порядке его заполнения.
Акт голосования сводится к тому, что избиратель ставит знак в квадрате против того федерального списка (во втором бюллетене кандидата), которому он отдает предпочтение. Если ему никто не по душе, он ставит знак в квадрате, относящемся к строке "Против всех".
Избиратель, который будет отсутствовать по месту жительства в день голосования, вправе получить в соответствующей территориальной (за 4525 дней до дня голосования) либо участковой (за 241 день) избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в пределах того избирательного округа, в котором данный избиратель обладает активным избирательным правом. Это новое правило. Раньше избиратель голосовал в любой точке России как по федеральным спискам, так и по одномандатному округу. Теперь, если гражданин приехал в Сочи в санаторий из Москвы, то он будет голосовать только за федеральный список, а за кандидата по местному округу нет.
Законодательство о выборах уделяет большое внимание общественному контролю за проведением голосования. Каждый зарегистрированный кандидат по одномандатному округу, каждое из избирательных объединений, блоков, зарегистрировавших федеральный список, а также любое общественное объединение вправе назначить в соответствующие участковые комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении голосования за его ходом. Причем наблюдатель может явиться в комиссию с документом, удостоверяющим его полномочия, непосредственно в день голосования. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Наблюдатель видит всю процедуру - от начала голосования до конца подсчета голосов. Он может сообщать свои предложения и замечания председателю участковой комиссии, знакомиться с протоколами этой комиссии, обжаловать действия (бездействие) как участковой, так и иной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд. Однако наблюдатель не вправе совершать избирательные действия (выдавать бюллетени, помогать избирателям в их заполнении и т.п.), а также вести предвыборную агитацию.
Как определяются кандидаты и списки, победившие на выборах? На основании данных, полученных от нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу, а также устанавливает итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории данного одномандатного округа.
Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие 25% и более избирателей округа.
Определение результатов выборов в федеральном избирательном округе - задача ЦИК РФ. Члены Центральной избирательной комиссии путем суммирования цифр, содержащихся в протоколах, полученных из окружных избирательных комиссий, определяет результаты выборов по федеральному избирательному округу.
Мы уже упоминали о том, что оценка пятипроцентного барьера, которую дал Конституционный Суд РФ, заставила существенно изменить правила распределения депутатских мандатов. Ключевые правила теперь таковы:
- если не менее двух списков получили 5% и более голосов избирателей, а поданные за них голоса в совокупности составляют более 50% голосов избирателей, эти списки и допускаются к распределению депутатских мандатов (списки, получившие менее 5% голосов, в распределении депутатских мандатов не участвуют);
- если за списки, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, подано в совокупности 50% или менее голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов кроме них допускаются также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки, которые получили менее 5, но более 3% голосов избирателей, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
- если за один список подано более 50% голосов избирателей, а остальные списки получили менее 5% голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также список, который получил наибольшее число голосов избирателей среди списков, получивших менее 5% голосов избирателей.
Методика пропорционального распределения депутатских мандатов, опуская детали, такова: ЦИК РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 225 - распределяемое число мандатов. Полученный результат - избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым из указанных списков, делится на это избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список. Если после этих действий остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Они передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате ранее произведенного деления.
Внутри федерального списка первыми получают мандаты кандидаты, входящие в общефедеральную часть данного списка. Оставшиеся мандаты, причитающиеся данному списку, распределяются между региональными группами кандидатов с учетом поданного за них числа голосов.
Закон устанавливает ряд правил относительно регистрации избранных депутатов Государственной Думы, причем некоторые из них сформулированы по-новому. Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом Государственной Думы. Он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копии документов, удостоверяющих тот факт, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Если кандидат, избранный по одномандатному округу, этого не сделает, ЦИК РФ аннулирует результаты выборов и назначит повторные выборы. Причем при отсутствии обстоятельств, вынуждающих к невыполнению упомянутых требований, кандидат еще обязан возместить затраченные им средства федерального бюджета. Если кандидат, избранный по федеральному списку, не выполнит приведенных требований, он исключается из федерального списка кандидатов, а его депутатский мандат ЦИК РФ передает другому кандидату из того же списка.
Строже стали требования к первым лицам. На выборах 1995 г. некоторые кандидаты, входившие в тройку лидеров федерального списка, отказались от мандатов (например, в списке движения "Наш дом - Россия" первым был В.С. Черномырдин, являвшийся тогда Председателем Правительства РФ, вторым - кинорежиссер Н.С. Михалков; оба в число депутатов войти не захотели). Такие факты вызывают понятное недовольство избирателей, которые надеялись видеть известных деятелей в Государственной Думе, те же фактически использовали свою известность для привлечения голосов избирателей и получения мандатов менее известными лицами из списков.
В связи с этим в Законе о выборах 1999 г. появилось правило: если зарегистрированный кандидат, не сложивший с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата Государственной Думы, занимал в федеральном списке одно из первых трех мест в общефедеральной части списка, этот список лишается депутатского мандата. Освободившийся депутатский мандат передается другому избирательному объединению, избирательному блоку. Правда, закон допускает "послабление": это положение не распространяется на кандидатов, занимавших на момент голосования государственные должности Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей. Иными словами, как бы допускается участие указанных лиц в выборах с целью создания в Государственной Думе фракции в свою поддержку.
Есть и еще одно новое правило: если депутат, занимавший одно из трех мест головной части федерального списка, выбывает из числа депутатов Государственной Думы без вынуждающих к тому обстоятельств в период менее года со дня избрания Думы, депутатский мандат передается другому федеральному списку, участвовавшему в распределении мандатов (в числе вынуждающих обстоятельств - замещение государственной должности, болезнь и т.д.).
Таковые основные требования законодательства о выборах депутатов Государственной Думы. Кропотливая работа предстоит и кандидатам, и политическим общественным объединениям, и избирательным комиссиям, и правоохранительным органам. Всем необходимо приложить усилия для того, чтобы выборы прошли согласно закону, цивилизованно, чтобы не возникло претензий ни к результатам, ни к средствам их достижения.
С.А.Авакьян
Доктор юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного
права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
-------------------------------------------------------------------------
* Необходимость этого условия вытекает из горького опыта. В законе о выборах 1995 г. его не было, поэтому члены ЦИК и сотрудники аппарата, находясь в Москве, до 12 часов ночи последнего дня принимали документы от избирательных объединений, блоков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Традиции и новшества в законодательстве о выборах в Государственную Думу"
Статья вторая
Автор
С.А.Авакьян - доктор юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
"Законодательство", 1999, N 10, стр. 43